Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методическое указание 2 страница




В 1962 г. была впервые прочитана лекция по маркетингу в

фармацевтическом колледже Техасского университета. В 1966 г. в США

создается институт медицинских агентов, в котором стали готовить

специалистов для отделов маркетинга медицинских и фармацевтических организаций. В начале 1980-х годов вопросы маркетинга, в том числе фармацевтического, начинают преподавать в образовательных учреждениях стран Восточной Европы. В России с 1987 г. на базе кафедры медицинского товароведения Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова также начинают читать курс лекций по фармацевтическому маркетингу, а с 1991 г. в Российском государственном медицинском университете на базе кафедры управления экономики здравоохранения и медицинского страхования факультета усовершенствования врачей преподается тематический курс «Маркетинг как основа управления государственной системой охраны здоровья».

Появлению маркетинга на Западе способствовали рост издержек производства, снижение качества товаров/услуг и обострение конкуренции. Однако основной движущей силой стал кризис перепроизводства конца XIX века, который заставил предприятия искать новый подход к управлению товаропроизводством. Следовательно, в эволюции маркетинга можно выделить основные этапы:

Концепция совершенствования производства (1920-1940) потребители благосклонны к товарам, которые широка распространены и доступны по цене, а следовательно, руководство должно сосредоточить усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения»

Использовать данную концепцию следует тогда, когда спрос на товары и услуги превышает предложение (необходимо увеличить производство); себестоимость товара или услуги слишком высока (требуется повышение про из водитель нос т и Y

Концепция совершенствования товара П 940-1950) — потребители благосклонны к товарам и услугам наивысшего качества, с лучшими эксплуатационными характеристикам и, а следовательно, организация должна сосредоточить усилия на постоянном совершенствовании товара (например.

медицинский инструментарий и шприцы одноразового применения в связи с

интенсивным распространением ВИЧ пользуются все большим спросом, в отличие от многоразовых, что заставило медицинскую промышленность

перейти на данный вид товара).

Концепция интенсификации коммерческих усилий (1950-е годы) -потребители не покупают товар в достаточном количестве, если не стимулировать сбыт. Чаще этой концепцией пользуются продавцы товаров пассивного спроса — товаров, о приобретении которых покупатель обычно не думает (медицинская страховка, очистители воды и воздуха, жевательная резинка и др.). Сегодня, когда медицинская услуга становится объектом финансирования, данная концепция используется лечебно-профилактическими учреждениями в качестве основной, что, естественно, не может в полной мере отвечать интересам потребителей.

Концепция маркетинга (1960-е годы) - новый подход в предпринимательской деятельности. Она утверждает, что залогом успеха являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение удовлетворенности потребителей более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Суть концепции - «отыщите потребности и удовлетворите их» или «производите то, что можете продать, вместо того чтобы пытаться продать то, что можете произвести». Этой концепции следуют ведущие фирмы мира («Procter and Gambel», «ШМ», «McDonald's»).

Концепция социально-этического (социального) маркетинга — явление самого последнего времени. Она утверждает, что задачей организации (предприятия) является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение удовлетворенности потребителей более эффективными, чем у конкурентов, способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Концепция требует сбалансирования прибылей организации, покупательских потребностей и интересов общества.

Медицине свойственна концепция социально-этического маркетинга: медицинская организация должна не только наиболее полно и эффективно удовлетворять запросы потребителей, но и поддерживать и улучшать здоровье и благосостояние как отдельных граждан, так и общества в целом.

Ориентация медицинского учреждения на пациента сводится к тому, чтобы на основе выявленных качественных и количественных характеристик текущего и перспективного потребительского спроса организовать деятельность всех подразделений и служб ЛПУ таким образом, чтобы требуемая медицинская услуга была доставлена в нужном количестве и нужного качества, в нужное время и по соответствующей цене. Политика гибкого приспособления ЛПУ к постоянно меняющимся требованиям рынка с одновременным и целенаправленным воздействием на потребительский спрос является основополагающей в концепции медицинского маркетинга.

 

 

Маркетинг - явление сложное и многоаспектное. В классическом понимании - это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю.

Маркетинг, по определению Ф. Котлера, — вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей человека посредством обмена.

Медицинский маркетинг, по определению И.Г. Малахова (1998), -комплексный процесс планирования, экономического обоснования и управления производством услуг здравоохранения, ценовой политики в области лечебно-профилактического процесса, продвижения услуг (товаров медицинского назначения) к потребителям и управление процессом их реализации.

Маркетинг в здравоохранении, по определению В.З. Кучеренко и соавт. (1991) — система принципов, методов и мер, базирующихся на комплексном изучении спроса потребителя и целенаправленном

формировании предложений медицинских услуг производителем.

На рынке медицинской деятельности действуют две группы субъектов:

- производитель, продавец медицинских услуг и товаров (медицинское

учреждение, медицинский работник);

- покупатель - пациент (здоровый и больной), работодатель различных форм собственности, дилерские компании, фонды ОМС, СМО (страховые медицинские организации).

Для маркетинга в сфере здравоохранения характерны:

- асимметрия информации у производителя и потребителя в отношении потребительских свойств получаемой услуги;

- почти абсолютное доверие к продавцу медицинских услуг;

- медицинская услуга, которую можно легко продать, должна быть качественной;

- высокая приоритетность медицинских услуг;

- отсутствие четкой взаимосвязи между затратами труда медицинских работников и конечным результатом;

- приоритетность социальной и медицинской эффективности перед экономической.

Маркетинговые принципы в здравоохранении (А.А. Лебедев):

1. Всестороннее научно-техническое исследование всех типов рынков в сфере здравоохранения, экономический анализ конъюнктуры, т.е. результаты взаимодействия факторов и условий, определяющих структуру, динамику и соотношение спроса и предложения медицинских услуг, а также производственно-сбытовых возможностей медицинского учреждения.

2. Сегментация рынка, т.е. выявление наиболее благоприятных условий на рынке с целью выбора варианта ориентации производственно-сбытовой политики (по возрастно-половому принципу, по заболеваемости, обращаемости за медпомощью, по демографическим признакам, по профессиональной принадлежности и т.д.).

3. Гибкое регулирование производства и сбыта медицинских услуг на требования активного и потенциального спроса, т.е. на требования диагностики, лечения, реабилитации, динамического наблюдения и профилактики.

4. Инновация, т.е. внедрение новых технологий, методов, форм организации труда и т.д.

5. Планирование деятельности медицинского учреждения, направленное на рост сбыта и финансовых результатов (планирование мощностей, видов, объемов и качества медицинской помощи, комплектование кадров и др.).

Управление маркетингом - это анализ, планирование и претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями товаров, продуктов, услуг ради достижения определенных целей и решения задач организации, таких как: получение прибыли, рост объема сбыта, расширение своей доли в сегменте рынка и т.д.

Управляющий по маркетингу - специалист, занимающийся управлением спроса на продукцию и услуги организации (фирмы). Он занимается, в зависимости от мощности организаций (ф ирмы), от маркетинга конкретной продукции (услуги) до маркетинга организации в целом. Конечная цель управляющего по маркетингу - это помощь организации в достижении стоящих перед ней целей.

Услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые не осязаемы и не приносят к завладению чем-либо.

Услугам в отличие от товара (продукта), присущи следующие характеристики:

· неосязаемость;

· неотделимость от источника услуги;

· не постоянство качества;

· несохраняемость.

Услуга в медицинской практике направлена на решение проблем здоровья личности (пациента).

 

 

Основными видами маркетинга в здравоохранении являются:

- маркетинг медицинских услуг, включая процесс разработки, продвижения и реализации медицинских услуг с учетом потребностей населения;

- маркетинг организаций (создание, поддержание отношений населения с медицинским учреждением);

- маркетинг отдельных лиц (создание, поддержание отношений с конкретным специалистом);

- маркетинг мест (создание, поддержание отношений населений населения к конкретной местности, где находится медицинское учреждение);

- маркетинг идей (разработка и реализация форм и методов общественного характера: формирование здорового образа жизни, отказ от вредных привычек, планирование семьи и т.д.).

 

 

Маркетинг представляет собой социальный и управленческий процесс, в основе которого лежат нужда, потребность, желание, спрос, продукт, обмен, рынок как ключевые понятия. Все эти понятия одинаково характерны как для коммерческой, так и для социальной формы маркетинга.

Наиболее полно маркетинг проявил себя в двух сферах деятельности человека: коммерческой и социальной.

Первой исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд.

Нужда — чувство нехватки чего-либо. Нужды могут быть физиологическими (пища, одежда, тепло, безопасность), социальными (духовная близость, влияние, привязанности), личными (нужда в знаниях и

самовыражении). Эти нужды являются исходными составляющими природы человека. Для маркетинга в здравоохранении это понятие означает чувство нездоровья и желание человека стать здоровым.

Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.

Потребность — нужда, принявшая форму в соответствии с культурным уровнем, личностью индивида и предложениями рынка и медицинских услуг. (Например, заболевший абориген острова, отдаленного от цивилизации, вероятнее всего, обратится за помощью к местному колдуну или шаману, а заболевший житель мегаполиса потребуется помощь квалифицированного врача и возможно, привлечение последних научно-технических достижений в области медицины.).

Потребность населения в медицинской помощи (услугах) — это объем деятельности лечебно-профилактического учреждения, необходимой для удовлетворения потребности населения в посещениях к врачу (врачам) определенной специальности.

Потребности выливаются в конкретные желания, которые с учетом денежных возможностей трансформируются в спрос на рынке на конкретные продукты; осуществляется обмен в виде сделки между производителем и потребителем.

Спрос — это платежеспособная потребность.

Потребности людей практически безграничны, а ресурсы для удовлетворения ограничены, поэтому человек будет выбирать те услуги и товары, которые доставляют ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.

Спрос на медицинские услуги — это количество медицинских услуг, которое желают и могут приобрести пациенты за некоторый период времени (рабочий, неделя, месяц, квартал, полугодие, год) по определенной цене.

Эластичность спроса - это отношение изменения величины спроса, выраженное в процентах, к изменению цены на медицинскую услугу в процентном отношении.

Оценка эластичности спроса:

· при значении коэффициента эластичности превышающего 1,0 -характер спроса «эластичный»

· при значении коэффициента менее 1,0 — спрос «неэластичный»,

· при значении равном 1,0 - спрос «с единичной эластичностью».

Закон спроса при прочих равных условиях спрос на медицинские услуги изменяется в обратной зависимости от цены: чем меньше цена, тем больше спрос.

Виды спроса

Отрицательный спрос

Такие медицинские услуги, как диспансеризация, флюорография, активная профилактика кариеса не дают пациентам сиюминутной выгоды. Негативное отношение к данным мероприятиям сформировало отрицательный спрос, который в свою очередь повлиял на медицинскую активность. Следствием этого явились рост заболеваемости, утяжеление патологии, излечимой в условиях стационара.

Задачи маркетинга (конверсионного) при отрицательном спросе -проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к услуге, создать программу, которая стимулировала бы потребителя к ее использованию.

Отсутствие спроса

Возникает тогда, когда целевые потребители не заинтересованы в товарах и услугах или безразличны к ним. Медики могут не заинтересоваться новым терапевтическим приемом, студенты — изучением иностранного языка. Пока человек здоров, вкладывать средства в такой специфический товар (общественное благо), как здоровье, он не собирается. Когда он заболевает, то оплачивает уже комплекс медицинских мероприятий, направленных на ликвидацию патологического процесса и его последствий.

Задачи маркетинга (стимулирующего) при отсутствии спроса — отыскать способы увязки присущих товару/услуге выгод с естественными потребностями и интересами человека.

Скрытый спрос

Формируется в условиях, когда многие потребители могут испытывать сильную потребность, удовлетворить которую по ряду причин они не в состоянии. Человек не знает, когда ему понадобится та или иная медицинская услуга (товар но он желает иметь уверенность, что если заболеет, то ему окажут своевременную и адекватную медицинскую помощь. В данном случае речь идет о скрытом спросе. Скрытый спрос может быть на услуги определенных специалистов (сексопатолог, нарколог, дерматовенеролог, психиатр), а также на некоторую информацию (например, о половом воспитании). Задачи маркетинга (развивающего) при скрытом спросе - оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос, развить потребность в данных услугах.

Падающий спрос

Рано или поздно любая организация сталкивается с падением спроса на свой товар или услугу. Например, спрос на профилактические прививки упал потому, что пациенты стали увязывать с их проведением вероятность инфицирования ВИЧ, развитием осложнений, особенно у детей, и пр. В результате произошло резкое снижение коллективного иммунитета, возросла частота инфекционных заболеваний, что сформировало чрезмерный спрос на услуги инфекционистов и эпидемиологов. Задачи маркетинга (ремаркетинга) при падающем спросе — обратить вспять тенденцию падения спроса, повысить доверие потребителя к услуге, организовать ее массовое потребление.

Чрезмерный спрос

На определенную медицинскую услугу уровень спроса зачастую может быть выше, чем тот, который могут удовлетворить производители услуг -

ЛПУ. Например, в настоящее время компьютерная томография, ЯМР, эндоскопические операции, мануальная терапия, игдорефлексотерапия, мини-аборты пользуются чрезмерным спросом. Задачи маркетинга (демаркетинга) при чрезмерном спросе - изыскать способы временного или постоянного снижения спроса. В нашем примере можно предложить введение платы или повышение цены услуги, пользующейся чрезмерным спросом, установить гибкие цены на услуги, так как уровень финансирования здравоохранения не позволяет полностью удовлетворить спрос на них. Нерегулярный спрос

У многих организаций сбыт имеет сезонные, ежедневные и даже почасовые колебания, что вызывает перегрузку и недогрузку. Например, спрос на услуги участкового терапевта колеблется в зависимости от сезона или от времени суток. Плановые операции проводят чаще в начале недели, нежели в конце. Задачи маркетинга (синхромаркетинга) при нерегулярном спросе - изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов побуждения.

Полноценный спрос

О полноценном спросе говорят тогда, когда организация (учреждение) удовлетворена своим торговым оборотом, когда спрос соответствует уровню производства услуг. Задачи маркетинга при полноценном спросе Й поддерживать существующий уровень спроса и интенсивность производства медицинских услуг.

Нерациональный спрос

Для здравоохранения важно противодействовать спросу на товары и услуги, вредные для здоровья. Это требует целеустремленных усилий. Например, кампания против распространения сигарет, спиртных напитков, наркотических средств, вызывающих привыкание, чрезвычайно полезна для общества и должна стимулироваться общественными структурами. Задачи

маркетинга (противодействующего) при нерациональном спросе убедить приверженцев чего-либо отказаться от своих привычек, распространяя устрашающие сведения, резко поднимая цены, ограничивая доступность товара или услуги.

Виды спроса Типы маркетинга
негативный спрос конверсионный
низкий спрос стимулирую щий
снижающийся спрос ремаркетинг
колеблющийся спрос синхром ар кетинг
оптимальный спрос поддерживающий
чрезмерный спрос демаркетинг

Виды спроса и соответствующие им типы маркетинга

 

Характер спроса При снижении цены При повышении цены
Эластичный (коэффициент эластичности спроса больше 1,0) Значительно увеличивается потребность в медицинских услугах: спрос растет быстрее, чем снижается цена. Прибыль растет. Значительно уменьшается потребность в медицинских услугах: спрос снижается более быстрыми темпами, чем растет цена. Прибыль падает.
Неэластичный (коэффициент эластичности спроса меньше 1,0) Темпы роста спроса меньше темпов снижения цены. Прибыль растет. Темпы снижения спроса меньше темпов роста цены. Прибыль растет.
С единичной эластичностью (коэффициент эластичности спроса равен 1,0) Спрос растет теми же темпами, как и падает цена. Прибыль растет. Спрос снижается теми же темпами, как и растет цена Прибыль не меняется.


Изменение поведения пациентов и прибыли в зависимости от


Состояние спроса Цель маркетинга Тип маркетинга
Негативный спрос Превратить негативный спрос в позитивный Конверсионный
Отсутствие спроса Низкий спрос Создать и стимулировать спрос Стимулировать спрос
Снижающийся спрос Оживить спрос Ремаркетинг
Колеблющийся спрос Стабилизировать спрос Стабилизирующий, синхронизирующий маркетинг
Чрезмерный спрос Снизить спрос Демаркетинг
Полный (оптимальный) маркетинг Поддержать спрос Поддерживающий спрос

Человеческие нужды, потребности и запросы наводят на мысль о

существовании товаров для их удовлетворения.

Продукт (товар или услуга) — все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Термин «товар» можно заменить термином «предложение», «удовлетворение потребностей». Помимо товаров и услуг это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи. В медицине товары - это медицинские услуги, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, медицинская техника.

Товары - это, по сути дела, наборы свойств, и люди останавливают свой выбор на тех продуктах, которые обеспечивают им наилучшее положение набора выгод за свои деньги. Так муниципальная или федеральная больница должна воплощать в себе достаточный гарантированный уровень медицинской помощи, её бесплатность или низкую стоимость для пациента за счет системы социальной защиты и доступность для всех нуждающихся, а частная коммерческая клиника - комфорт, роскошь, престиж. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого наиболее полно удовлетворяют его потребности, с учетом ресурсов. Например, женщина, страдающая заболеванием вен нижних конечностей, купит себе, прежде всего специальные чулки, рекомендованные врачом.

Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена.

Обмен - акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение следующих условий:

- сторон должно быть, как минимум две;

- каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы предоставлять ценность для другой стороны;

- каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны;

- каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара;

• каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.

Эти условия создают лишь потенциальную возможность обмена. А вот состоится ли он, зависит от соглашения между сторонами в его условиях.

Если обмен — основное понятие маркетинга, то единицей измерения в маркетинге является сделка.

Сделка - коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами, это действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав или обязанностей. Например, клиент делает ремонт в больнице и получает медицинскую услугу в качестве выполненной операции на эту сумму. Для осуществления сделки необходимо наличие нбескольких условий: не менее двух ценностнозначимых объектов; согласованных требований сторон осуществления сделки, времени совершения и места проведения сделки.

Как правило, условия сделки поддерживаются и охраняются законодательством. Сделку следует отличать от простой передачи. При передаче одна сторона дает другой стороне какой-либо объект, не получая при этом взамен, а при сделке осуществляется обмен ценностями между двумя сторонами. Например, одно медицинское учреждение предоставляет другому несколько ультразвуковых аппаратов в обмен на аппарат «искусственная почка» и т.п.

Рынок — совокупность существующих и потенциальных покупателей товара (рынок товара, услуг, трудовых ресурсов и т.д.).

В здравоохранении рынок представлен учреждениями государственного здравоохранения. Кроме того, существуют: рынок пациентов, рынок медицинской техники, рынок предметов и услуг в области санитарии и гигиены; рынок услуг в области физической культуры, рынок

системы медицинского образования, рынок медицинских услуг и нетрадиционных способов лечения и оздоровления, рынок медицинского страхования и др. Каждый из видов рынка подразделяется на сегменты и виды услуг, которые реализуют менеджеры и продавцы. Сегменты рынка определяются потребителями с учетом медико-географических особенностей, возрастно-половых, психологических и других условий.

Типы рынков в сфере здравоохранения:

· рынок медицинских учреждений по назначению, видам мощности, профилю деятельности, объемам предоставляемых услуг, уровню обслуживания населения и т.д.;

· рынок специалистов медицинского профиля по уровню образования, квалификации, специализации, полу, возрасту, стажу работы ит.д.;

· рынок медицинских услуг по видам, месту и времени предоставления, стоимости ит.д.;

· рынок пациентов по видам заболевания, оценке состояния здоровья, полу, возрасту, занятости в производстве, образованию, медицинской активности и т.д.;

· рынок медицинского оборудования;

· рынок фармацевтических препаратов;

· рынок учебных заведений, занимающихся подготовкой и повышением квалификации медицинских работников с высшим и средним медицинским образованием.

 

 

Рынок медицинских услуг — это совокупность медицинских технологий, изделий медицинской техники, методов организации медицинской деятельности, фармакологических средств, врачебного воздействия и профилактики.

Партнеры медицинского субъекта на рынке медицинских услуг:

· финансово-кредитные учреждения;

· государственные учреждения;

· другие лечебно-профилактические учреждения;

· строительные организации;

· производители медицинского оборудования;

· фармацевтические фирмы, аптеки;

· санитарно-эпидемиологическая служба;

· коммунальные службы и др.

 

 

Стратегия маркетинга (поведение на медицинском рынке) подразделяется на стратегии в отношении продукта (услуги) и стратегии в отношении рынка.

Одним из видов маркетинговой стратегии в современном здравоохранении должна стать стратегия социально-этического маркетинга, которая предполагает ведение лечебно-профилактической деятельности, продажи товаров и услуг для отдельных специальных групп населения (пенсионеров, ветеранов войны и труда, малообеспеченных, лице социально значимыми заболеваниями и др.). В коммерческой деятельности должна обязательно быть предусмотрена программа спонсорства, бесплатности, снижения цен, благотворительности, этической направленности. Благоприятный имидж медицинской организации, ее искренняя благотворительность создают психологическое доверие и, в конечном счете -медицинский и экономический эффект.

Модель маркетинга деятельности больницы - это модель процесса, с помощью которого управляется внутренняя среда больницы и реализуются больничные услуги, а также формируются позиции больницы на рынке (см.рис.).

 

Рис. Модель концепции маркетинга больницы.

 

 

Планирование маркетинга - разработка планов для производства конкретного товара (услуги), для конкретного отделения, учреждения фирмы.

В учреждениях здравоохранения заместитель главного врача по маркетингу готовит пятилетний план деятельности лечебно-профилактического учреждения с изложением основных факторов и сил, которые будут оказывать влияние на рынок медицинских услуг данного учреждения с изложением целей на пятилетку, основных стратегических приемов завоевания намеченной доли рынка для получения намеченных прибылей, указанием суммы необходимых затрат и получаемых доходов.

Ежегодно этот пятилетний план должен пересматриваться и корректироваться комиссией по маркетингу, созываемой главным врачом.

После составления (корректировки) пятилетнего плана разрабатывается развернутый годовой план на первый год пятилетки. В годовом плане дается изложение текущей маркетинговой ситуации, перечисление трудностей, возможностей, целей, проблем, стоящих на пути реализации конкретных видов услуг, излагается стратегия маркетинга на год и программа действий, указываются суммы необходимых ассигнований по смете, и определяется вид контроля. Этот годовой план по маркетингу становится основой для координации всех видов деятельности: производственной, маркетинговой и финансовой.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое менеджмент?

2. Перечислите элементы процесса управления.

3. Перечислите основные принципы управления.

4. Назовите основные методы управления.

5. Перечислите функции управления.

6. Какие Вы знаете методы планирования и управления?

7. Перечислите составляющие механизма управления.

8. Назовите особенности управления здравоохранением.

9. Перечислите условия для обеспечения эффективного управления сетью ЛПУ.

10. Назовите основные направления управленческой деятельности в з дравоохране нии.

11. Какие стили управления Вы знаете?

12. Какие типы власти Вы з наете?

13. Что такое делегирование полномочий в процессе управления?

14. Что такое м аркетинг?

15. Что такое медицинский маркетинг?

16. Что такое рынок?

17. Что такое услуга и чем она отличается от продукта, товара?

18. Что такое спрос на медицинские услуги?

19. Что такое потребность?

20. Что подразумевается под управлением маркетингом?

21. Кто такой управляющий по маркетингу и какова сфера его




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.