Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Данное учебное пособие предназначено студентам специальностей «Архитектура» и «Дизайн городской среды» в помощь при подготовке к экзамену по дисциплине




 

Данное учебное пособие предназначено студентам специальностей «Архитектура» и «Дизайн городской среды» в помощь при подготовке к экзамену по дисциплине «Социальные основы архитектурного проектирования».

Понятия, включенные в «Словарь», отобраны для рассмотрения, исходя из той идеи, что они раскрывают особое видение объекта проектирования, возникающее на стыке областей исследований социально-психологических явлений и исследований феномена среды. Благодаря такому представлению проектировщик, имея дело с материально-пространственными объектами и со средой как с объектом своей деятельности, может видеть их в системной целостности и взаимосвязи с социально-психологическими явлениями, которые будут иметь место в случае реализации запроектированного, следовательно, проектировщик может составить себе более адекватное представление о будущей действительности.

Термины в «Словаре» расположены, следуя его назначению не в алфавитном порядке, а соответственно логике их раскрытия в материале лекционного курса. Для удобства пользования приводится алфавитный список терминов с указанием страниц пособия, на которых о них идет речь в тексте.

ПСИХОЛОГИЯ СРЕДЫ -

направление в психологии,

· исследующее различные стороны взаимоотношений человека и окружающей его непосредственной жизненной среды;

· исследующее вопросы влияния на человека изменений различных параметров среды;

· исследующее вопросы создания таких условий среды, которые максимально благоприятствовали бы деятельности человека, сохранению его физического и психического здоровья.

Возникновение такой области исследования как психология среды связано с существенными изменениями в жизни людей под влиянием научно-технического прогресса и урбанизации: традиционные условия жизни и деятельности кардинально меняются, чаще приходится действовать в новых, специфических, экстренных или стрессовых ситуациях.

Для архитекторов и дизайнеров особый интерес представляют направление исследований в области психологии среды, называемое проксемикой, которое позволяет видеть социально-психологические последствия и воздействие на людей, на их общение и деятельность тех или иных способов организации среды, пространства. Такое знание позволяет проектировщику более осмысленно и целенаправленно оперировать средствами своей профессиональной деятельности.

Среди исследований в области психологии среды особо интересными для проектировщиков являются исследования, объектом которых выступают формы регуляции людьми пространственного и социального контактов в процессе своего общения, такие как: дистанция, ориентация, персональное пространство, персонализация территории или среды; концепция приватности; контроль над средой и происходящим в ней; плотность людей и чувство стесненности; концепция мест поведения и их населенности (школа экологической психологии).

ПРОКСЕМИКА –

· специальная научная дисциплина, область психологии среды, интересы которой направлены на проблемы организации и использования человеком пространства.

 

Проведено существенной число эмпирических исследований о пространственной организации человеческой деятельности и о влиянии на нее различных пространственных условий. Основная масса этих работ касается пространственного фактора в межличностных отношениях, т.е. влияние параметров среды на процесс общения людей.

 

ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ КОНТАКТ –

· осознанное ощущение присутствия другого человека, – если определять с субъективной стороны, т.е. через субъективные ощущения человека;

· количественная сторона связи между людьми, количественная характеристика интенсивности этой связи в процессе общения людей, если определять с объективной стороны.

 

Пространственный контакт тем интенсивнее, чем больше сенсорных каналов, т.е. органов чувств, принимают участие в формировании контакта, задействованы в процессе общения, и чем больше и подробнее пропускаемая по ним информация.

Максимальный пространственный контакт имеет место в случае, когда присутствие другого человека или людей ощущается всеми органами чувств, т.е. имеет место контакт тактильный, слуховой (аудитивный), зрительный (визуальный), осязательный (ольфакторный).

Минимальный пространственный контакт, вплоть до пространственной изоляции имеет место в случае, когда человек отделен от других по всем сенсорным каналам.

Общим показателем пространственного контакта является чаще всего пространственная близость или удаленность людей. Увеличение дистанции между людьми снимает постепенно сенсорные каналы, т.е. уменьшается объем и подробность информации, которую воспринимают органы чувств.

При этом в первую очередь перестает «работать» тактильный канал, затем, при дальнейшем увеличении дистанции последовательно - ольфакторный, аудитивный, визуальный.

Осознанное присутствие другого человека или людей является в то же время и осознанием, что информация от меня/обо мне к другому человеку или людям.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТАКТ –

· связь между людьми на основе включенности в совместную деятельность, общение людей, занятых данной деятельностью.

 

Можно представить шкалу интенсивности социального контакта в зависимости от степени включенности людей в совместную деятельность: от социальной изоляции или индивидуальной деятельности до интенсивного общения при активной совместной деятельности.

Социальный контакт как понятие характеризует качественную сторону общения людей.

ДИСТАНЦИЯ ОБЩЕНИЯ –

· определенное расстояние, дистанция, которую люди поддерживают между собой в процессе общения друг с другом, делая это непроизвольно, подсознательно.

 

Сохранение между партнерами соответствующего ситуации расстояния – это естественно для людей, для их непроизвольного поведения в ситуации общения друг с другом.

Подсознательно соблюдая определенную дистанцию, нормальную по их ощущению для определенной ситуации общения, люди тем самым регулируют интенсивность общения и пространственного контакта с другими людьми. Выявлено, что величина дистанции является относительно стабильной величиной для различных типов ситуаций общения. Это расстояния зависит от характера взаимоотношений общающихся, от типа личности, от норм, принятых у представителей данной культуры.

Предложена классификация дистанций, которая соответствует специфике ситуаций общения и взаимоотношений между общающимися:

· интимная дистанция малая 0 - 15 см, большая 15 - 45 см;

· персональная дистанция 45 - 75 см, 75 - 120 см;

· социальная дистанция 120 - 215 см, 215 - 400 см;

· публичная дистанция 400 - 750 см свыше 750 см.

Интимная дистанция соответствует ситуации интимного или семейного общения между близкими людьми, родственниками.

Персональная дистанция соответствует ситуациям хорошо знакомых людей, дружеского общения или общения близких людей в присутствии посторонних.

Социальная дистанция соответствует ситуациям общения с чужими, незнакомыми людьми или ситуации делового и официального общения.

Публичная дистанция соответствует ситуации общения с аудиторией, с большим количеством людей.

При общении человек непроизвольно выбирает уместную в данной ситуации дистанцию и стремится ее поддерживать; это составляет естественный элемент его поведения.

Человек почти всегда реагирует, если реальная дистанция не соответствует его внутренне ощущаемой «норме» дистанции для конкретной ситуации, конкретного характера взаимоотношений между партнерами, особенностям его личности и культуры: человек непроизвольно старается изменить расстояние между собой и партнером общения, пытаясь установить оптимальную дистанцию для данной ситуации.


ОРИЕНТАЦИЯ В ОБЩЕНИИ –

· взаимное расположение людей в ситуации общения.

 

Виды ориентации варьируются от положения людей лицом друг к другу, что способствует максимальной интенсивности пространственного контакта, до положения спиной друг к другу, что соответствует минимальной интенсивности пространственного контакта.

Интенсивность общения изменяется в связи с изменением интенсивности использования зрительного канала: менее удобно и труднее общаться, если люди хуже видят друг друга, особенно лицо собеседника.

Для общения наиболее приемлема ориентация лицом к лицу, либо под острым углом друг к другу.

В эксперименте при различном положении партнеров при общении у стола выявлен процент испытуемых, считающих данное положение наиболее приемлемым:

+ +

+ + + + + +

 

+ +

+ +

46 % 42 % 11 % 1 % 0 % 0 %

 

Однако слишком долгий контакт лицом к лицу во многих ситуациях также неприемлем и вызывает ощущение дискомфорта. В таких случаях происходит «отвергание» взгляда, люди отводят глаза.

Для того, чтобы не возникало подобных ситуаций необходимо использовать приемы перерезания взгляда при решении интерьеров помещений, особенно рабочих комнат. Например, располагать двери таким образом, чтобы входящий не сразу попадал в поле зрения находящегося в помещении. Необходимо располагать какие-либо объекты, графические и цветовые пятна (картины), на которые человек может время от времени взглянуть.

Человек активно изменяет ориентацию в процессе общения в соответствии с конкретным характером ситуации общения, делая это непроизвольно, подсознательно, тем самым регулируя интенсивность общения, пространственного контакта.

Заданная ориентация, например, установленным размещением мебели, оказывает существенное влияние на активность общения – благоприятное или неблагоприятное в зависимости от особенностей ориентации и соответствия ее ситуации общения.

 


ПЕРСОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО -

· воображаемая пространственная сфера вокруг человека, часть пространства непосредственно окружающая тело человека, с которой человек в определенной степени идентифицирует себя;

· часть пространства вокруг себя субъективно ощущаемая «своей»;

· часть пространства, очерчиваемая мысленно, вторжение посторонних в нее подсознательно ощущается человеком как дискомфорт.

 

«Вторжение» другого в эту зону ощущается как нарушение неприкосновенности личности, как нарушение минимально допустимых дистанций, отделяющих человека от другого или других.

Границей персонального пространства считается минимальное расстояние, на которое к данному человеку может приближаться другое лицо. Переход этой границы другими вызывает у человека чувство дискомфорта в той или иной степени.

Персональное пространство имеет скорее овальную форму и вытянуто спереди и сзади от человека, как установлено в ходе экспериментов:

 

 

Зона А – спереди от человека;

 

А Зона Б – сзади от человека;

 

Зона А меньше зоны Б, это значит, что человек в меньшей степени реагирует на «вторжение» другого или других спереди, чем на приближение сзади.

Б

Величина зоны персонального пространства зависит от характера отношений между людьми, типа личности, пола, принадлежности к определенной культуре.

 

У человека, вынужденного вторгаться в персональное пространство другого лица, отмечаются непроизвольные изменения в невербальном поведении, т.е. в мимике, жестах, движениях, изменяется настроение. Это свидетельствует о том, что и «вторгающиеся» люди подсознательно чувствуют «нарушение» чужого персонального пространства и испытывают в связи с этим дискомфорт.

 

ГРУППОВОЕ ПРОСТРАНСТВО –

· часть пространства вокруг общающихся между собой людей, совместное персональное пространство для некоторой группы людей.

 

Так же, как и по отношению к индивидуальному персональному пространству, границы группового пространства не следует пересекать постороннему.

 

Расстояние до 91 см между общающимися подсознательно воспринимается посторонними как общее пространство данной группы и не нарушается, не пересекается.

 


Расстояние около 120 см между общающимися ощущается посторонними как разрозненное пространство, что «дает право» проходить между общающимися.

 

 

Общающиеся на нормальном расстоянии воспринимаются как взаимосвязанные лица и границы их совместного пространства не нарушаются. Если же это все же происходит, то «нарушитель» испытывает дискомфорт.


ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ, СРЕДЫ -

· явление, когда человек связан в своей жизнедеятельности с каким-либо местом, сознательно фиксирует это пространство как свое, определяет нормы поведения на нем и контролирует происходящее там;

· это есть форма осознанной регуляции пространственных взаимоотношений между человеком и другими или границ между “я” и “другие”.

Персонализация включает в себя и обозначение определенного места, объекта как “своего”, т.е. уведомление о “владении” этим местом или объектом отдельным индивидом или группой людей. Кавычки употреблены, поскольку такое владение не всегда сопровождается отношением юридической собственности,

Цель этих действий: неформально регулировать социальное взаимодействие между людьми по отношению к данному месту, объекту при удовлетворении различных социальных и физических потребностей “владельцем” в данном месте. Нарушение другими границ персонального пространства, территории может вызвать защитные реакции со стороны “владельца”. Например, это хорошо прослеживается в жизни подростковых компаний.

Персональная территория или среда как особая связь человека с данным местом может быть охарактеризована четырьмя параметрами:

· функциональное назначение – для чего место служит и используется “владельцем”;

· физическая отделенность и соответствующая пространственная организация территории или среды, т.е. место должно быть отделено от остальной среды явно выраженными, обозначенными границами-барьерами (оградами, стенами и т.п.);

· контроль над территорией, т.е. владелец территории имеет возможность контролировать ее как в смысле физического состояния, так и как социальную ситуацию, все происходящее там, а значит, и действия других людей;

· идентификация с территорией, т.е. специфическое эмоциональное отношение владельца территории к данному месту, восприятие данного места как части самого себя, что проявляется в высказываниях типа “мой дом”, ”наша улица” и т.д.

В качестве “владельца” может выступать группа людей.

Отдельные типы персонализированной среды или территории отличаются по степени физической и социальной отделенности, контроля и идентификации, т.е. по степени связи “владельца” со средой (см. первичное, вторичное, публичное пространство).

 


ПЕРВИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО –

· наиболее близкая человеку среда в смысле персонализации территории,

· в наибольшей степени необходимая ему по его потребностям и деятельности,

· максимально отделенная от окружения,

· полностью контролируемая человеком;

· среда, с которой человек идентифицирует себя в наибольшей степени.

Например, своя комната, своя квартира для семьи.

ВТОРИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО –

· среда, с которой человек функционально связан слабее;

· среда, не так явно отделенная от окружения,

· происходящее в ней контролируется кем-либо определенным – человеком или группой - в меньшей степени;

· среда, с которой человек или группа все же идентифицирует себя в той или иной степени.

Например, «мой» двор, «наша» аудитория, рабочая комната.

ПУБЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО –

· среда, с которой определенный человек или группа связаны не так близко и непосредственно;

· среда, не отделяемая от окружения;

· происходящее в ней не контролируется определенными людьми или группами, а регулируется скорее институциональным путем, т.е. уполномоченными на то организациями;

· тем не менее, это среда, в отношении которой у человека или группы сохраняется идентификация.

Например, «мой» район, город, институт.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.