Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика. Быть Дедом Морозом, как и президентом страны, хлопотно!




Быть Дедом Морозом, как и президентом страны, хлопотно!

Редакция в канун новогодних празднеств решила выяснить, как в нынешнее время чувствуют себя заполярные Деды Морозы, что их тревожит, как они относятся к своим католическим собратьям, знакомы ли они? Мы обратились к самым опытным представителям сказочной профессии в Мурманске, которым задали всего пять вопросов: быть Дедом Морозом на детском празднике - это ответственней, чем быть президентом? В роли Деда Мороза вы чувствовали себя всемогущим волшебником? Дед Мороз времён СССР и Санта-Клаус нынешний - чей образ необычнее, сказочней? Чего не хватает современным Дедам Морозам в Мурманске? Что бы вы положили сегодня в мешок Деда Мороза, из которого он вытаскивает подарки?

Ответить на наши каверзные вопросы решились режиссер Театральной студии «Пилигримы»» из Санкт-Петербурга Геннадий Щёголь (в прошлом Геннадий Львович руководил в Мурманске известными театральными и самодеятельными коллективами «Данко» и «Остров сокровищ». - Авт.), заслуженный артист России Сергей Харламов (областной театр кукол) и заслуженный артист России Евгений Щербаков (театр Северного флота). У всех у них - многозимний опыт работы под ёлочкой.

- В образе Деда Мороза начинал общаться с детворой в 1976 году в Доме офицеров в Росте, - рассказывает Геннадий Щёголь. - В то время на баяне мне аккомпанировал Лёша Шамшура, клоуном был Валера Акишин, создатель легендарного цирка «Арлекино». Лет пять после этого вместе с народным театром «Данко» я участвовал в роли Деда Мороза в новогодних представлениях в мурманской «Железке».

Потом зрителями новогодних представлений коллектива «Театр для детей и юношества на Ленинградской» до 1995 года были почти все школьники Мурманска, в том числе и учащиеся спортшколы, в которой секцию художественной гимнастики вела Татьяна Фаюк-Батузова.

Что чувствует Дед Мороз, попадая в гущу детворы, пришедшей на новогодний утренник? Я сравнил бы это с ощущением безнаказанного озорства, веры в чудеса и преодоления усталости от нелёгкой работы.

С 1996 года и по нынешнее время продолжаю с удовольствием исполнять роль Деда Мороза в Санкт-Петербурге…

 

Романтизм – идейное и художественное движение в Европейской культуре конца XVIII – 1-й половины XIX в. Это эпоха буржуазных революций, политических и экономических переворотов в Европе, характеризующаяся критичностью по отношению к современной ему действительности и вместе с тем к отвергнутой ею социальным и политическим принципам прошлого XVIII в. (эпоха Просвещения). Романтизм как особый вид мировоззрения стал одним из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории культуры. Разочарование в идеалах Просвещения, в результатах Французской буржуазной революции 1789 г. предопределили пессимистический взгляд на общественное развитие; умонастроения «мировой скорби» сочетались в Романтизме со стремлением к гармонии миропорядка. Отвергая рационализм и механицизм просветителей, романтики, тем не менее, сохраняли основополагающие понятия предшествующей эпохи: «естественный человек», взгляд на природу как на великое благое начало, стремление к справедливости и равенству.

В художественной культуре крушение надежд на свободу, всеобщий мир и общественное благополучие обусловили основной мотив того периода, имевший принципиальное значение для эстетики Романтизма – «крушение иллюзий». Другой важный мотив художественной деятельности, порожденный разладом идеала с действительностью, невозможностью достигнуть идеалов, – «двоемирие», т.е. уход от действительности в иллюзорный мир мистики, идеализированной древности или далеких, экзотических для Европы стран. Таким образом, у романтиков мировая гармония оказалась нарушенной. Мир распался на категории, противопоставленные друг другу: жизнь земная и жизнь вечная, Бог и дьявол, герой и толпа, настоящее время и далекое прошлое, прекрасное и уродливое, идеал и обыденность.

В связи с новым миропониманием в эпоху Романтизма постепенно изменялось и понимание личности, соотношение значимости личности и общества для культуры. В отличие от классицизма, акцентировавшего природное сходство всех людей, т.е. приоритет общего, романтизм ставил во главу угла индивидуальную непохожесть. Отсюда понимание романтической личности как одинокой, непонятой, бунтующей (активно или пассивно) против всех и вся, исполненной гордыни, бросающей вызов Богу, обществу, толпе.

В художественной культуре романтизм стал реакцией на рационалистическую эстетику классицизма. Однако нельзя говорить о том, что романтизм в искусстве полностью отвергает достигнутое в классицизме: романтизм оставляет стилевые основы классицизма, переосмысливая язык художественных форм, а также идейную направленность искусства. Несмотря на кажущуюся «полярность» взглядов классицизма и романтизма на человека и его место в мире, представление о личности конца XVIII – начала XIX в. предполагает сочетание рационалистического идеала человека эпохи Просвещения с обязательным сведением всего частного, субъективного к общему, надличностному и некоего романтического «налета». Наиболее яркое выражение такое представление получило в лирике – самом субъективном роде литературы, ставшей выразителем романтических тенденций в искусстве.

Романтизм как стиль в искусстве появился сначала в литературе, а потом и в других видах искусства. Даже само понятие «романтизм» пришло из литературы и произошло от эпитета «романтический» (впервые как литературный термин было введено Новалисом). До XVIII в. этот эпитет указывал на некоторые особенности литературных произведений, написанных на романских языках, в частности, на занимательность, множество приключений и событий. В конце XVIII в. «романтическое» стало пониматься более широко: не только как авантюрное, занимательное, но и как старинное, самобытно народное, далекое, наивное, фантастичное, духовно возвышенное, призрачное, а также удивительное, пугающее. Именно поэтому романтики нередко идеализировали прошлое, пытались вдохнуть новую жизнь в мифы и библейские сказания. Фантастика становится контрастом к реальности.

Кроме литературы (в особенности лирики) еще одним видом искусства, в котором романтические тенденции воплотились в полной мере, была музыка. Индивидуализм, пустивший ростки еще в сентиментализме, в романтическую эпоху достиг невиданных размеров. Вследствие этого резко возрос статус личности, художника-творца. Личная судьба, личная драма приобрели общечеловеческое звучание, поэтому в эпоху Романтизма особую популярность приобрели произведения с исповедальными мотивами. Музыка же в любом своем проявлении – «исповедь души». Не случайно И.И.Соллертинский называл музыку «звучащей автобиографией», «своего рода симфоническим, вокально-песенным, фортепьянным дневником».

В отличие от литературного романтизма, появившегося в конце XVIII в., музыкальный романтизм проявил себя только во втором десятилетии XIX в. Показательно, что термин «романтическая музыка» принадлежит Э.Т.А.Гофману, писателю и композитору, самим своим творчеством символизировавшему весьма важный для романтической эстетики союз литературы и музыки. Если в эпоху Возрождения главным видом искусства была живопись, а основные идеи эпохи Просвещения нашли свое отражение в театре, то романтическая эстетика на первое место выдвинула литературу и музыку. Причем сами романтики не пришли к единому мнению относительно того, какой же из этих видов искусства занимает более высокое положение в «иерархии» искусств, а идея союза литературы и музыки выдвинула на первое место такие «синтетические» жанры, как опера, программная музыка, романс-песня. В области инструментальной музыки, менее подверженной идеям романтизма, важнейшей стала фортепьянная миниатюра, способная создать беглую зарисовку настроения, пейзажа, характерного образа. В живописи главным романтическим жанром можно считать портрет, в котором основным стало выявление ярких характеров, напряжения духовной жизни, мимолетного движения человеческих чувств, а также автопортрет, который почти не встречался в XVIII в. Многие черты, присущие романтической живописи, нашли свое продолжение в более поздних стилевых направлениях, например, мистицизм и сложный аллегоризм – в символизме, повышенная эмоциональность и импульсивность – в экспрессионизме.

Характеризуя западноевропейский романтизм, Иванов-Разумник делил его на три разновидности: немецкий, английский и французский, охарактеризовав их соответственно как логический, или романтизм мысли, этический, или романтизм воли, и эстетический, или романтизм чувства.

Германия того времени – раздробленная страна, не имеющая возможности принимать активное участие в колонизации Востока, у нее недостаточно ресурсов, чтобы без чьей-либо помощи вести войны в Европе. Однако именно в Германии складываются многие философские школы и учения – она не способна на активные и решительные действия, но обладает мощным идейным потенциалом. Для немецкого романтизма характерны меланхолия, созерцательность, мистико-пантеистические настроения. Немецкий романтизм обращается к мифам, легендам, преданиям и сказаниям своего народа, что отражено и в литературе, и в музыке, и в живописи этого периода. Э.Т.А.Гофман пишет сказки, используя многие мотивы немецкого фольклора, его опера «Ундина» также обращается к народным преданиям. Творчество Р.Вагнера почти полностью уходит своими корнями в германскую мифологию, героический эпос («Лоэнгрин», «Парсифаль», «Кольцо нибелунга» и т.п.) и легендарное прошлое своей страны («Летучий голландец», «Тангейзер» и др.). К.М.Вебер (опера «Вольный стрелок») также обращается к преданиям своего народа.

К началу XIX в. Австрия была огромной империей, включавшей Венгрию, Чехию, север Италии, юго-восток Баварии, поэтому национальный состав ее был разнообразным: чехи и венгры, словаки и хорваты, румыны и украинцы, поляки и итальянцы, причем собственно австрийцы и немцы составляли одну треть населения. Традиции, обычаи, фольклор и особенности художественного творчества каждого из этих народов воздействовали на формирование специфических черт австрийской культуры. Однако все эти народы объединяла династия Габсбургов. В отличие от Германии, в которой народы с развитой национальной культурой не имели единого государства и поэтому стремились к созданию национального государства как залога сохранения своей культуры, народы Австрийской империи жили в рамках единого государства, которое формировалось задолго до промышленной революции по династическому принципу и не отождествлялось ни с одним из народов, находившихся под его властью. В связи с тем что немецкий язык был родным для членов правящей династии, он рассматривался ими в качестве официального языка страны и наиболее предпочтительного средства межнационального общения ее обитателей. Возможно, именно поэтому многие черты, присущие художественной культуре Германии, были характерны и для Австрии. Например, отношение к природе как прибежищу от бед цивилизации, утешению, исцелению мятущегося человека ярко отражены в произведениях Ф.Шуберта (например, вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»), в творчестве которого душевные переживания личности тесно связаны с образами природы.

В отличие от Германии, Англия того времени была передовой страной с богатыми политико-экономическими традициями и с формой правления, на которую равнялась вся Европа, считая ее наиболее удачной (парламентская монархия). Однако, как показывает история искусства, Англия романтического периода не создала сколько-нибудь интересной музыки, и достижения романтизма претворены в двух видах искусства: литературе и живописи. Главными темами английского романтизма стали размышления о романтической личности, герое своего времени, а также о том, какими моральными качествами должен этот герой обладать (например, в произведениях Дж.Г.Байрона «Чайльд Гарольд», «Дон Жуан» и в «Эндимионе» Дж.Китса). В английской романтической живописи преобладал пейзаж как отражение духовной чистоты и великих возможностей «естественного человека» (например, пейзажи Дж.Констебла).

Французский романтизм был ярким отражением событий 1789 г., т.е. Великой французской революции. Именно поэтому из всех региональных вариантов романтизма французский – самый действенный и активный, самый эмоционально насыщенный. Он дал множество имен в различных видах искусства. Так, в литературе одним из наиболее видных романтиков, первым сформулировавшим основные характеристики французского романтизма (предисловие к драме «Кромвель»), был В.Гюго, другим – А. де Мюссе, прославившийся своим произведением-исповедью «Исповедь сына века». В музыке великим новатором стал Г.Берлиоз, одним из первых создавший жанр программной симфонии («Фантастическая симфония») и реформировавший средства музыкальной выразительности. Французские художники также реформируют художественно-выразительные средства: динамизируют композицию, объединяя формы бурным движением, используют яркий, насыщенный колорит, основанный на контрастах света и тени, теплых и холодных тонов.

Американский романтизм вследствие многих причин не представлял собой единой картины. Отсутствие глубоких национальных корней, географическая отдаленность от европейских стран, мозаичность созданной на новом материке культуры, а также озабоченность установлением независимости от Европы предопределили свой собственный путь американского романтизма. В первую очередь, это попытка найти корни своей культуры в недрах культуры аборигенов – индейцев. Именно поэтому многие деятели искусства, в частности литературы, обращаются к идеализации жизни индейцев, их образа (Ф.Купер, Г.Лонгфелло). Другие интересуются природой этой благодатной земли, а значит, одним из самых распространенных романтических жанров становится пейзаж.

Общеизвестно, что русский романтизм существенно отличался от западноевропейского. Россия рубежа XVIII–XIX вв. в своем экономическом развитии еще не «догнала» Европу, не пережила своей буржуазной революции, поэтому российской культуре были чужды трагизм и безнадежность «мировой скорби», «уход» в идеализированное средневековье, характерные для немецкого, французского и английского романтизма. Говоря о западноевропейских традициях в русском романтизме, заметим, что настроения, характерные для Европы конца XVIII в., в России стали актуальными в связи с двумя событиями русской истории – Отечественной войной 1812 г. и декабристским восстанием. Отечественная война способствовала росту национального самосознания, а восстание декабристов явилось своего рода разрешением революционной ситуации, подобной западноевропейской. Вот почему ранний русский романтизм, расцвет которого пришелся на второе десятилетие XIX в., в отличие от западноевропейского, был «более оптимистичным, активным, наступательным» (Г.Гуковский). Российская культура переживала пору революционного подъема во всех сферах культуры. Еще одним существенным различием между западноевропейским и русским романтизмом было то, что основной движущей социальной силой Европы было третье сословие, а в России это были дворяне, – поэтому русский романтизм часто называют «дворянским». Действительно, наиболее значительные явления в области русской культуры первой половины XIX в. происходили в дворянской среде. Даже борьба за отмену крепостного права велась в основном дворянами.

В это время в общественном сознании России обострилась культурная оппозиция Петербурга и Москвы. Напомним, что еще в XVIII в. Москва противопоставила реакционному классицистскому Санкт-Петербургу передовой в то время сентиментализм. В начале XIX в. именно в Москве появились первые ростки романтизма. Более патриархальная Москва обращалась в основном к пассивному направлению Романтизма, главной идеей которого был уход в идеализм, в то время как петербургская культура отражала его активное революционно-просветительское, коллективное начало. Культура пушкинского Петербурга оставалась по сути своей обращенной к достижениям западноевропейского Просвещения, т.е. к неким умозрительным сентенциям относительно преобразования общества, в то время как московский сентиментализм перерос в романтизм, поставив на первое место творческую личность.

Романтизм стал последним общеевропейским стилем в искусстве. Однако, наряду с общими чертами, нужно отметить, что каждая страна создавала свой неповторимый, самобытный романтический колорит. Это связано с тем, что рамках Романтизма, инициировавшего бурный рост национального самосознания, создается огромное множество национальных художественных школ, каждая из которых обладает своеобразием идей, сюжетов, излюбленных жанров, а также особой национальной стилистикой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.