Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биография творческой личности




 

Фредерик Шопен (1810–1849)

Эпоха Романтизма интересна тем, что в бурный поток европейской классики вливаются новые самобытные творческие силы, представляющие преимущественно славянские страны: Россию, Чехию, Польшу. Представителем польской культуры был Фредерик Шопен – выдающийся композитор и пианист-виртуоз. Мировоззрение Шопена формировалось в атмосфере сильнейшего общественного подъема, в период резкого обострения противоречий, характерных для европейской культуры первой половины XIX в. Возможно, поэтому сила трагедийности шопеновской музыки не уступает ее всепроникающему лиризму, человечности.

Шопен родился близ Варшавы в имении Желязова Воля. В семье бережно относились к рано проявившемуся таланту композитора, обладавшему восприимчивостью и музыкальной впечатлительностью: он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию. Ему было 12 лет, когда его учитель сам отказался заниматься с мальчиком, так как ученик уже превзошел учителя. Его первое произведение (полонез g-moll) был опубликован, когда автору исполнилось всего 7 лет, а вскоре после этого состоялось его первое публичное выступление. Следуя издавна сложившейся в Польше традиции, Шопен в своем творчестве тяготеет к жанрам народной музыки и пишет, в первую очередь, полонезы и мазурки. Обращение композитора к малым эстрадно-виртуозным жанрам (прелюдия, вальс, ноктюрн, этюд и т.п.) продиктовано неписаными законами большой эстрады: в одном концерте могли выступать несколько исполнителей, поэтому время исполнения было ограничено. Другой особенностью эстрады было то, что публике нравились узнаваемые темы, вследствие этого были очень популярны парафразы, попурри, фантазии, построенные на уже известном материале. Шопен избирает артистическую деятельность. В начале 1829 г. состоялось его первое турне по городам Европы. В Вене он был принят радушно и вызвал восторженные отзывы критиков и публики. Также побывал в Праге и Дрездене. Признание его дарования не только на родине, но и за ее пределами укрепило в нем мысль о необходимости долее длительного пребывания за границей для дальнейшего усовершенствования. Однако вторичное посещение Вены не принесло ожидаемых результатов: Шопен был принят холодно из боязни конкуренции одними и из боязни меттернихского режима в связи с событиями в Польше (польское восстание в ноябре 1830 г.). Шопен решает ехать в Париж через Мюнхен и Штутгарт. О разгроме польского восстания и сдаче Варшавы русским войскам он узнал в Штутгарте, отразив свои переживания во всемирно известном «революционном» этюде (c-moll). Тема Родины отныне становится ведущей в творчестве Шопена. Крушение революции в Польше, преследования и гонения навсегда отрезали ему путь на родину. Осенью 1831 г. он приехал в Париж, где и оставался до конца своих дней.

Париж того времени был крупнейшим центром западноевропейской культуры. В период между двумя революциями 1830 и 1848 гг. он становится местом паломничества свободомыслящей интеллигенции – артистов, писателей, художников, музыкантов всех стран. Некоторые из них обретают во Франции вторую родину. Вырванный из патриархальной семейной обстановки, лишенный привычной дружественной среды, Шопен сразу попал в бурный водоворот парижской жизни. Энтузиазм публики, единодушие в высокой оценке его творчества привлекли всеобщее внимание к новому таланту, а дорого оплачиваемые уроки освободили Шопена от материальной стесненности. У него завязываются знакомства и связи со многими знаменитостями мира искусств: Гейне, Бальзаком, Листом, Берлиозом, Мицкевичем, Шуманом, Мендельсоном и др. Его дружба с известной писательницей Авророй Дюдеван (Жорж Санд) позволила ему войти в лучшие салоны Парижа. Годы с середины 1830-х до второй половины 1840-х – самые плодотворные в творческой жизни композитора. В 1834 г. он посещает Аахен, Дюссельдорф, Карлсбад (Карловы Вары), Лейпциг. Поездка на остров Майорку в 1838 г. прибавила впечатлений, оттуда Шопен вернулся с 24 прелюдиями, несколькими полонезами, балладой № 2. В зрелых произведениях композитор полностью освобождается от налета салонности, свойственной ему из-за рода деятельности. В 1848 г. он посещает Лондон, и это последние публичные выступления. Последний год жизни был медленным угасанием. Париж провожал своего любимца «Реквиемом» Моцарта, в котором партии соло пели Виардо и Лаблаш (самые знаменитые оперные певцы того времени). Только после смерти великий польский композитор смог вернуться на родину: сердце Шопена было перевезено в Варшаву, где и хранится в костеле Св. Креста.

В отличие от многих музыкантов Шопену не приходилось завоевывать аудиторию, его слава была прижизненна. Он ограничил свое творчество рамками фортепианной музыки, но в этих пределах Шопен достиг художественной многогранности, смог раскрыть такие глубины внутренней жизни человека, такое богатство и красоту форм, что они полностью возместили отсутствие других жанров. По словам русского искусствоведа А.С.Галацкой, он «извлекал из одного инструмента палитру красок целого оркестра, выразительность человеческого голоса и слова».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.