КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философская основа декаданса
Отрава Импрессионизм. Начало нового нереалистического искусства – декаданса – связывают с именем французского поэта Шарля Бодлера (1821-1867) и, соответственно, относят еще к середине 19 века, к концу 1850-х – 1860-ым годам. В 1857 г. выходит стихотворный сборник Бодлера «Цветы зла» с посвящением Теофилю Готье («Непогрешимому поэту всесильному чародею французской литературы моему уважаемому учителю и другу Теофилю Готье как выражение полного преклонения посвящаю эти болезненные цветы. Ш.Б.») и предисловием, написанным самим Теофилем Готье. Сборник сразу же был обвинен в «безнравственности» на судебном процессе и вышел во втором издании только после исключения «осужденных» стихотворений («Украшения», «Лета», «Той, которая была слишком весела», «Окаянные женщины» («Дельфина и Ипполита»), «Метаморфозы вампира»). Запрет на публикацию осужденных стихотворений во Франции был снят только в 1949 г[10]. Теофиль Готье в предисловии к сборнику Шарля Бодлера «Цветы зла» дает свое определение декадентскому стилю: «Сочинитель «Цветов зла» любил то, что неточно называют декадентским стилем и что есть не что иное, как искусство, дошедшее до такой степени зрелости, которой достигают на закате состарившиеся цивилизации: изобретательный, усложненный, ученый стиль, исполненный оттенков и поисков, раздвигающий границы языка, заимствующий из всех технических словарей, берущий краски со всех палитр, ноты со всех клавиатур, с тем чтобы выразить мысль там, где она наиболее неуловима, а формы и контуры наиболее смутны и подвижны, - хрупкие свидетельства невроза, желаний стареющей испорченной страсти, галлюцинации навязчивой идеи, переходящей в безумие». В 1860 г. выходит еще одна скандальная книга Бодлера – трактат о наркотиках «Искусственный рай», который состоит из двух частей: «Поэма гашиша» и «Едок опиума» («Поедатель гашиша»[11]). В стихотворении «Отрава» из сборника «Цветы зла» Бодлер называет четыре источника «искусственного рая» – это вино, опиум, зеленые глаза женщины и эротика, самая сильная из «отрав»: Вино любой кабак, как пышный зал дворцовый, Украсит множеством чудес. Колонн и портиков возникнет стройный лес Из золота струи багровой – Так солнце осенью глядит из мглы небес.
Раздвинет опиум пределы сновидений, Бескрайностей края, Расширит чувственность за грани бытия, И вкус мертвящих наслаждений, Прорвав свой кругозор, поймет душа твоя.
И все ж сильней всего отрава глаз зеленых, Твоих отрава глаз, Где, странно искажен, мой дух дрожал не раз, Стремился к ним в мечтах бессонных И в горькой глубине изнемогал и гас.
Но чудо страшное, уже на грани смерти, Таит твоя слюна, Когда от губ твоих моя душа пьяна, И в сладострастной круговерти К реке забвения с тобой летит она. (пер. Вильгельма Левика) Несмотря на запреты и судебные процессы, новое искусство сумело заявить о себе и нашло последователей. С 1869 по 1873 гг. гениальный «поэт-подросток» Артюр Рембо, называвший Шарля Бодлера своим учителем, пишет все свои стихотворения (будучи в возрасте от 15 до 19 лет), во многом определившие развитие французской поэзии в ХХ в. и всей современной поэзии. В 1868-1869 гг. выходят «Песни Мальдорора» - сборник стихотворений еще одного последователя Шарля Бодлера – графа де Лотреамона (псевдоним Изидора Дюкасса, 1846-1870), продолжившего вслед за Шарлем Бодлером традиции западноевропейской имморалистической литературы. Полностью сборник был опубликован только в 1890 г. В 1870 г. 24-летний поэт пропадает при неизвестных обстоятельствах. Бодлер окончательно закрепляет в литературе представление о равной предрасположенности человека к добру и злу: «В каждом человеке всечасно присутствуют два устремления – одно к Богу, другое – к сатане». На рубеже веков тема двойственной природы человека прозвучала как трагическая расколотость человека. Поэзия Бодлера сделала неожиданные метафоры и сочетания слов (напр., «зеленые запахи») одним из обязательных условий создания новой поэзии. В целом декадентская литература заостряет и доводит до крайности темы Бодлера, мистику, чувственность, жажду приключений и странствий, чувство изгнания, которыми насыщены его стихотворения. См. о Габриэле Д’Аннунцио и «Оду Д’Аннунцио», написанную Гумилевым (эта ода завершает книгу «Колчан»). Во время своего появления определение «декадентский» не имело того уничижительного оттенка, которое оно приобрело впоследствии, особенно в советской критике. Многие писатели и художники называли себя декадентами, имея в виду свою приверженность определенным творческим установкам, которые были тесно связаны с эстетикой символизма и генетически восходили к элитарным течениям романтизма. Установки: 1. Подчеркнутый космополитизм. 2. Аристократическое презрение ко всему обыденному - мещанскому и буржуазному. 3. Поэтика артефакта. Стремление к искусственности, изощренности, манерности и противоестественности. 4. Культ чувственности, в том числе как пристрастие к однополой любви в жизни и теме андрогина в искусстве. 5. Тяготение к демонической мистике. Возрождение теософско-оккультной традиции[12]. 6. «Аморализм» - представление о том, что «область искусства находится вне сферы морали». Болезненность, сплин, пессимизм, депрессии, которые культивировались в культуре декаданса, - все это результат отрицания веры во что бы то ни было, ощущения невозможности веры в и в то же время желание обретения веры. Декаданс подготовил феномен ХХ в. – культуру и культ «безверия». Чувство изгнания. Рай – Страна Идеала, из которой изгнан взрослый цивилизованный человек. «Искусственный рай» у Бодлера среди прочих возможных интерпретаций - это поиск нового рая взамен потерянного рая детства («зеленого рая детских влюбленностей»). Рай как страна Идеала, из которой изгнан человек. В 1892 г. в Берлине была опубликована книга Макса Нордау (венгерский еврей, живший в Париже) «Вырождение» («Entartung»). Нордау считал, что искусство конца 19 в. вырождается, называет декаданс болезнью, которая проявляется как «легкое нравственное подташнивание». Нордау считает, что «...врач, специально посвятивший себя изучению нервных и душевных болезней, тотчас узнает в настроении fin de siиcle, в направлениях современного искусства и поэзии, в настроении мистиков, символистов, декадентов и в образе действий их поклонников, в склонностях и вкусах модного общества общую картину двух определенных патологических состояний, с которыми он отлично знаком: вырождения и истерии...». Признаки «болезни» декаданса: нервозность, моральный кретинизм, депрессии, крайний субъективизм, - Нордау нашел у Шарля Бодлера, Теофиля Готье, Оскара Уайльда, Рихарда Вагнера. Нордау писал: «Как ни глупо выражение "fin de siеcle", умственное настроение, которое им характеризуется, действительно существует в руководящих общественных группах. Это настроение чрезвычайно смутное: в нем есть лихорадочная неутомимость и тупое уныние, безотчетный страх и юмор приговоренного к смерти. Преобладающая его черта -- чувство гибели, вымирания. "Fin de siеcle" – исповедь и в то же время жалоба... Целый период истории, видимо, приходит к концу и начинается новый. Все традиции подорваны, и между вчерашним и завтрашним днем не видно связующего звена...». Термин «вырождение» Нордау заимствовал из трудов по судебной психиатрии итальянского ученого, профессора Туринского университета Чезаре Ломброзо, который был другом Макса Нордау. В свою очередь писатели-декаденты обвинили в ограниченности и непонимании сути искусства[13]. Линия «Шопенгауэр – Вагнер – Ницше» - постоянный цитатный фон европейской культуры рубежа веков, в том числе и русского символизма. В 1872 г. был опубликован философский трактат немецкого философа Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» с посвящением немецкому композитору Рихарду Вагнеру. В ХХ в. – культ «бога Рихарда Вагнера» (Клод Леви-Стросс). В своем трактате Ницше теоретически развивает, а Рихард Вагнер практически реализует «концепцию музыки» немецкого философа-идеалиста Артура Шопенгауэра. Рихард Вагнер. Тетралогия «Кольцо Нибелунга» (1874) (Золото Рейна, Валькирия, Зигфрид, Гибель богов) – музыкально-мифологическая драма. Мифологическую концепцию времени и движения мира «вечное возвращение» Вагнер закрепляет в системе лейтмотивов. С именем Артура Шопенгауэра (1788-1860), которого называли «великим пессимистом», связана новая философская ориентация – пессимистическая идеалистическая концепция мира как производного бессознательной «мировой воли». Концепция «мировой воли» разработана Шопенгауэром в его основном труде «Мир как воля и представление» (1818)[14]. В основе мира лежит бессознательная воля, которая, по преимуществу, проявляет себя по отношению к человеку как злая сила. Музыка и только музыка может наиболее полно выразить мировую волю. Шопенгауэр понимал музыку как чистую иррациональность. Она дает человеку наслаждение, потому что освобождает его от любого воздействия, в том числе и от воздействия самой мировой воли, погружает человека в чистый мир интеллекта[15]. Дионис построен на мировой воле Шопенгауэра Искусство, по Шопенгауэру, основывается на интуитивном познании мира и прозрении. Фридрих Ницше. Символическая поэма «Так говорил Заратустра[16]» (1883-84). Идеи Ницше: 1) «Воля к власти»; 2) «Сверхчеловек» - свобода от морали и для новой морали. Разрушение в человеке твари и создание творца; 3) «Вечное возвращение» («Так говорил Заратустра»); 4) идея «смерти Бога» и вытекающая из нее «идея вседозволенности»: «Все боги умерли – остался человек»[17]; 5) дихотомия «аполлинизм – дионисийство» («мир искусства – «мир сна»). Ф. Ницше: «Воспитание страдания, великого страдания – разве вы не знаете, что только это воспитание во всем возвышало до сих пор человека?.. В человеке тварь и творец соединены воедино: в человеке есть материал, обломок, избыток, глина, грязь, бессмыслица, хаос; но в человеке есть творец, ваятель, твердость молота, божественный зритель и седьмой день – понимаете ли вы это противоречие?..» («По ту сторону добра и зла»).Здесь: разрушение твари и самовоссоздание творца, т.е. Сверхчеловека. Сверхчеловек – это свехличность, свободная от морали и для новой морали. Метафизическое, художественное, социально-политическое освобождение человека посредством изменения его сознания. Эксперимент по созданию «Сверхчеловека» закончился неудачно, и Первая мировая война была первым катастрофическим испытанием сверхчеловека на деле. Так в литературу ХХ в. вводятся темы смерти и абсурда. Пессимизм, кризис веры и идея абсурдности реального мира – ключевые понятия литературы 1-ой половины ХХ в. и модернизма как ее основополагающего философско-эстетического движения. Манифесты различных течений и направлений литературы ХХ в. определяются именно этими понятиями (ключевые слова, темы, сигналы: «человек, вера, грех, отчаяние, выбор, кризис, возможность, одиночество, любовь и ненависть, всечеловечность, …»). Датский философ Серен Кьеркегор. «Страх и трепет», «Или – или». Французский философ, нобелевский лауреат Анри Бергсон (1859-1941) в трактате «Интуитивизм» – идея постижения мира с помощью интуиции. «Творческая эволюция» (1907) Анри Бергсона. Психоанализ. Некоторые модернистские направления и школы рубежа веков и особенно 1-ой половины ХХ века испытали влияние теории психоанализа Фрейда. Австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (Z. Freud) в работе «Толкование сновидений» (1900) приходит к выводу, что бессознательное символизирует естественный язык, и сообщения бессознательного требуют дешифровки: за символикой сновидения скрывается истинное содержание – сексуально вытесненное бессознательное, которое может быть выявлено с помощью метода свободных ассоциаций. «Эдипов комплекс». В рамках теории психоанализа Фрейд окончательно закрепил разделение психики на сознательное и бессознательное, после чего сознательный элемент стал восприниматься как только одно из возможных качеств души человека. Идеи Фрейда о бессознательном как «другойреальности», символизме сна и «Эдиповом комплексе» были близко восприняты художниками-современниками (О. Уайльд, Д.Г. Лоуренс, А. Бретон, А. Арто). Однако стоит заметить, что зачастую положения теории Фрейда были ими вольно интерпретированы. Альберт Эйнштейн – частная теория относительности в 1905 г. В 1905 г. появилась теперь всемирно знаменитая статья тогда никому не известного эксперта патентного бюро Альберта Эйнштейна. Теория относительности связана с изменением пространственно-временных характеристик предметов при скоростях, приближающихся к скорости света. Теория относительности -- одна из тех теорий, которая вышла за пределы физики и стала "достоянием масс". Теория относительности говорит об устройстве мира, который, как выясняется, устроен иначе, чем мы думали. Время и пространство оказываются не тем, что даны нам в повседневном опыте, прошлое и будущее не располагаются более на одной оси, настоящее из мгновения превращается в интервал неопределенной величины, и, наконец, мир не описывается через одну-единственную, универсальную систему координат, а в нем существует множество равноправных систем, находящихся в постоянном движении относительно друг друга. В результате: мир -- не то, что дано нам в представлении. В теории относительности с максимальной четкостью проявились некоторые принципы, которые стали для ХХ века базовыми: введение такого пространства-времени, которое формирует саму фигуру наблюдателя, изменение отношения к идее бесконечности, потеря субъектом универсального места ("я"), которое раньше связывалось именно с физическим пространством, в то время как теперь приближение к "физической реальности" заставляет нас отказываться от "я", и, наконец, выведение содержания тех или иных явлений не из их уникальности, а из их соотносимости друг с другом.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |