Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология журналистики в системе современной массово-коммуникационной деятельности




ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПСИХОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

ТЕМА 1

План темы:

1.1. Психология журналистики в системе современной массово-коммуникационной деятельности.

1.2. Массовая коммуникация — нервная система целостного общественного организма.

1.3. Проблема, предмет, метод.

1.4. Цель, задачи, принципы и функции психологии журналистики.

1.5. Коммуникация как личностная проблема.

 

Сегодня бесспорен тот факт, что без полноценной объективной информации невозможно эффективное управление любым современным социумом, принятие оптимальных решений в любом виде деятельности, что информация является наи­более рентабельным продуктом и товаром.

Нынешнее общество, в котором Интернет и другие средства массовой комму­никации играют все более заметную роль, принято называть информационным — в противовес вчерашнему индустриальному. Главным продуктом в нем является не сталь и уголь, и не машины и механизмы, а информация.

 

Основная проблема заключается в том, что информационные технологии разви­ваются быстрее, нежели процессы формирования массового «информационного со­знания». А оно, как известно, включает в себя понимание необходимости специаль­но овладевать умением сознательно осуществлять процессы создания, обмена, рас­пространения, потребления информации.

Не сокращается и разрыв между информацией «для знания» и «для дела» (по­просту говоря, отрыв теории от практики). При этом сохраняется отношение к ин­формации как явлению естественному, очевидному и потому не требующему спе­циального внимания, либо опасному, желательно регулируемому, дозируемому.

Наивно полагать, что СМИ самостоятельно, вне и, тем более, вопреки обще­ственным настроениям, могут стать единственным или даже решающим средством формирования информационного общества (как и любого иного). Во-первых, сво­бода СМИ невозможна в условиях идеологического, экономического, любого дру­гого управления ими; во-вторых, свобода предполагает возможность отражения всей палитры мнений, различных позиций, оценок, в том числе и состояния СМИ.

Так, снижение тиражей ряда газет и журналов — есть, по мнению ряда экспер­тов, не только следствие причин экономического характера, но и свидетельство в це­лом падения интереса к периодике, ставшей в условиях рынка не «штучной», а «ус-

 

редненной», как правило, развлекательной, бездоказательной, безапелляционной, с крайностями в оценках явлений или событий, с обилием элементарных ошибок.

Индивидуальное для проявления человеческой творческости трудно найти и на радио и телевидении, которое Владимир Познер однажды остроумно назвал «кон­вейер плюс театр». Отсюда объяснение феномена Интернета как способа самоиден­тификации, объяснение его стремительного «клонирования» в виртуальном про­странстве, а его продуктов — в сознании людей.

Следовательно, СМИ станут действенным инструментом формирования раз­витого общества будущего, если своим содержанием и формой будут системати­чески способствовать развитию человеческой индивидуальности, причем как при производстве, так и при потреблении массовой информации, если также будут спо­собствовать развитию форм реализации свободы индивидуума и доступа к инфор­мации, обеспечивать полную информированность — в пределах возможного — от­дельных социумов и граждан. Но это проблемы уже не только технологического, нравственно-этического, собственно массово-коммуникационного характера, а и психологического. И все это находится в центре исследований психологии журна­листики как научно-практической дисциплины.

Милан Кундера в романе «Бессмертие» сформулировал одиннадцатую запо­ведь — право журналиста требовать правдивого ответа, ибо уклонение от истины при освещении социально значимых сторон жизни общества — это всегда симптом его болезни, неполноценного развития. Следовательно, проблемы этического ха­рактера при посредстве масс-медиа тесно связаны с политическими, экономи­ческими, рядом других. Но рассмотреть и проанализировать их в полном объеме возможно лишь с учетом социально-психологической природы большинства из них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.