Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аудитория как социально-коммуникативная общность




ЛИЧНОСТЬ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ТЕМА 5

План темы:

5.1. Аудитория как социально-коммуникативная общность.

5.2. Типология аудитории СМИ.

5.3. Эмоциональная доминанта восприятия.

5.4. Харизматическая модель коммуникатора.

 

Деятельность журналиста осуществляется чаще всего в ситуациях, которые можно обозначить как творчески стимулированные и утилитарно-практические. Эта деятельность, как мы показали, может быть ограничена или, напротив, дина­мизирована, усилена некоторыми обстоятельствами индивидуально-личного, со­циально-культурного, профессионального, собственно творческого и другого ха­рактера.

 

Теперь, согласно логике изложения, попытаемся выделить и описать то, что способствует или препятствует данного рода деятельности с точки зрения реали­зации интересов аудитории средств массовой коммуникации?

В новейших исследованиях политологов, социологов, психологов54 показано, что плюрализм ценностей складывается быстрее, чем плюрализм интересов. На примере сегодняшней России можно убедиться, что общество в переходный пери­од плохо структурируется на основе различения интересов, социальные группы и слои складываются недостаточно активно, средний класс размывается. Существу­ет большой «разброс» ценностей и настроений, господство нерациональных моти­вов, препятствующее достижению общественного согласия.

В качестве элементов общественного согласия чаще всего выделяются консенсус — полное согласие, деятельность на основе общих правил и компромисс как способность жертвовать частью интересов для достижения наиболее существенной их части. При­чем подчеркивается, что полное согласие, консенсус и компромисс в переходный пе­риод плохо достижимы чаще всего не из-за многообразия интересов, а из-за их несформированности и отсутствия понимания как частных интересов, так и национально-государственного интереса.

В исследованиях политологов отмечается, что в этих условиях консенсусную функцию в обществе чаще всего берет на себя журналистика как институт социа­лизации и духовного развития. Однако проблемная ситуация заключается в том, насколько полно и адекватно отечественные средства массовой информации отра-

_____________________________

54 См., к примеру: работы Т. А. Алексеевой, Б. Ю. Берзина, Л. Я. Гозмана, М. К. Горшкова, Б. Г. Капус­тина, И. К. Пантина, Р. Л. Розенбергса, В. Г. Рязанова, Ж. Г. Тощенко и др.

 

жают сегодня интересы личности, отдельных социальных групп и общества в це­лом, каким целям служат.

Свобода формирования мнения требует доступа к различным представлениям о действительности, существующим в различных социальных группах, для того, что­бы их сопоставить. Этот свободный доступ к различным мнениям и называется плю­рализмом. «Плюрализм — равнодействующая конкурирующих сил, — заметил по этому поводу французский исследователь Пьер-Ив Шерль. — Плюрализм источни­ков информации — единственный путь к ее достоверности. Априорно, не будучи со­чтенной ложной, всякая заданная информация должна быть проверена; проверка же эта невозможна без плюрализма мнений»55.

То есть современные массово-коммуникационные отношения предполагают взаимодействие двух субъектов — журналиста (коммуникатора) и аудитории, при­чем каждый участник этого процесса, осуществляя свою специфическую деятель­ность, предполагает активность также и в своем партнере. Лишь в этом случае ауди­тория включена во всю систему общественных отношений. Журналисту же для установления диалоговых отношений или реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответству­ющие им характеристики аудитории, включая и ряд специфических, формируе­мых при прямом участии СМИ.

Их аудитория — чрезвычайно сложный социально-духовный феномен. С од­ной стороны, определенные ее качества детерминированы социально-экономичес­кой и политической структурой общества, и с этой точки зрения она является спе­цифическим социальным образованием. С другой стороны, она формируется, су­ществует и развивается только в рамках процесса массовой коммуникации на базе особого рода деятельности — потреблении и восприятии материалов и сообщений СМИ, что позволяет определить аудиторию как специфическую социально-коммуникативную общность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.