Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новости — лицо средства массовой информации




ЕСТЬ ЛИ ФИЛОСОФИЯ У НОВОСТЕЙ?

ТЕМА 7

План темы:

7.1. Новости — лицо средства массовой информации.

7.2. Сущность понятия «философия новостей».

7.3. Законы внутрикорпоративной этики.

7.4. Психолого-этические проблемы информационной деятельности.

7.5. Технологии продвижения СМИ и «промоушн-войны».

 

Однажды кто-то из очень остроумных представителей нашего профессиональ­ного цеха сформулировал четыре закона информационной деятельности журна­листа:

1. Информация, которая у вас есть, не та, которую вам хотелось бы получить.

2. Информация, которую вам хотелось бы получить, не та, которая вам на са­мом деле нужна.

3. Информация, которая вам на самом деле нужна, вам по многим причинам недоступна.

4. Информация, которая в принципе вам доступна, требует на ее добывание и проверку больше времени, чем вы можете на нее вообще потратить.

И, в общем-то, этот журналист был недалек от истины. Имеющееся в информа­ционной папке для завтрашней газеты или ночного информационного выпуска новостей, увы, не всегда совпадает с желаемым (вами или вашим шефом). А требу­емое учредителем или владельцем СМИ, не факт, что нужно аудитории. Это про­тиворечие сегодня нередко — суть главное противоречия нашей профессии. Или по-другому: журналистика профессия творческая, ее определяет служение обще­ству. Есть. К сожалению, есть много желающих это противоречие устранить, что­бы был только рынок. Но, впрочем, это мои мысли по поводу, и уже не в рамках психологии журналистики.

 

Итак, информационные подборки, новости — «лицо» любого средства массо­вой информации, поскольку все люди без исключения стремятся удовлетворить свою естественную потребность в информации.

А ведь еще сравнительно недавно отечественные СМИ, несмотря на то что вы­ходило достаточное количество печатных изданий, работали несколько радио­станций и телеканалов, пусть в разной форме, но транслировали одну государствен­ную (точнее, видимо, будет партийно-государственную) точку зрения. Сегодня, когда СМИ принадлежат разным «хозяевам» и по-разному интерпретируют ин­формацию, положение конечно же изменилось. Однако в своей каждодневной ра-

боте журналисты зачастую попадают в ситуации, которые не прописаны ни в зако­нах, регулирующих деятельность СМИ, ни во внутренних этических кодексах (там, где они существуют). И именно здесь начинается «поле влияния» философии но­востей, которая и определяет субъективную линию «поведения» редакции или журналиста.

На Западе понятие философии новостей существует уже давно. В России его применяют пока не часто. По поводу использования термина «философия», бе­зусловно, можно дискутировать, но ведь суть не в названии, а в его содержании, которое должно отражать изменения, происходящие в реальной журналистской практике.

Вот, к примеру, что по этому поводу говорит телевизионный журналист Татья­на Федотовских:

— Уже больше четырех лет я работаю в Службе новостей «4 канала» в городе Екатеринбурге. По штатному расписанию я — продюсер Службы новостей. Должность, в которой мне приходится работать, в зарубеж­ной телевизионной практике называется «редактор заданий» (assignment producer).

В обязанности редактора по заданиям входит работа с источниками Службы новостей; отбор информационных поводов для сюжетов в ве­черний выпуск; постановка четкой задачи репортеру: о чем должен быть сюжет, что в нем должно присутствовать в обязательном порядке, с кем необходимо записать интервью и т.п.

Во многом от редактора по заданиям зависит, что будет в эфире ново­стей. В течение дня редактор по заданиям держит связь с репортерами, продолжает обзванивать источники и отслеживать ленты информацион­ных агентств, чтобы не пропустить стоящую информацию. Обычно по­ставленный в жесткие рамки по количеству имеющихся в наличии съе­мочных бригад и репортеров, редактор заданий имеет право принять решение, от какого сюжета можно отказаться, чтобы «перекинуть» ре­портера на другую, более важную тему.

В России редакторы по заданиям появились на телевизионных станциях сравнительно недавно. Ошибка многих руководителей Службы новостей в том, что на место редактора заданий определяют тех, из кого не полу­чился репортер. Лучше, если человек, занимающий эту должность, бу­дет иметь опыт работы в новостях не меньше года-двух (обычно к этому времени у сотрудника новостей появляются неплохие источники инфор­мации и личные контакты). Неплохо было бы выбрать редактора по зада­ниям из сотрудников, которые родом из города, где вещает станция: че­ловек в этой должности должен хорошо знать «географию» региона, в котором работает.

Работа редактора заданий — очень ответственна и интересна. Он как бы «примеряет» каждый информационный повод на себя: важна ли эта но­вость, и станут ли люди потом ее обсуждать, к примеру, с коллегами или в трамвае. За то время, что мне приходится выполнять обязанности ре­дактора по заданиям, я успела убедиться, что содержательная модель новостей зависит от многих факторов: от информационной политики ка­нала, от интересов владельца телекомпании, от журналистских принци-

 

пов, принятых в редакции, и еще многого-многого другого. Видимо, все это в целом и можно назвать «философией новостей»61.

 

Философия новостей определяет субъективную линию редакции. То есть она необходима любому информационному изданию, которое имеет свою специфику. Философия должна быть достаточно широка, чтобы охватить большую часть воз­можных ситуаций, с которыми может столкнуться отдел новостей. Таким образом, философия новостей выполняет несколько функций.

Прежде всего с ее помощью как бы провозглашается общая цель, на которую должны работать журналисты и их редакционные коллеги. При этом и редактор, и репортер будут мыслить одними категориями и одинаково понимать, что же явля­ется отличным новостным продуктом. Философия новостей должна быть краткой, она должна быть понятной и безамбициозной, и еще она должна оставлять про­странство для всегда необходимых исключений из правил.

Примером подобной философии может служить вариант американского изда­ния «Daily Bugle», с редактором которого у автора состоялся разговор в США на одной из презентаций для читателей:

 

— В «Daily Bugle» новость определяется как событие, вопрос или личность, которая временно интересна людям на нашем рынке. Чтобы быть сверхин­тересной, новость должна показать, как событие повлияет на читателя. Это означает, что «Daily Bugle» будет уходить от инициированных новостей и псевдо-новостей. Развлечения будут иметь место в газете, но это будет лишь площадь в разы меньше пространства, предлагающего новости. Далее, каждое усилие должно быть направлено на вопросно-ориентиро-ванный (ориентированное на тему, явление — в широком смысле) репор­таж, а не на значительно более легкий — но, в общем-то, куда менее важ­ный событийно-ориентированный репортаж.

7.2. Сущность понятия «философия новостей»

 

Итак, попытаемся сформулировать суть того, что в рамках психологии журна­листики и диалоговых отношенияй СМИ и аудитории понимается под «филосо­фией новостей».

* Во-первых, философия новостей определяет «параметры» идеи, которую исповедует издание или телерадиокомпания применительно к любой новости. По крайней мере, она дает представление о методах и способах сбора информации.

* Во-вторых, философия новостей позволяет судить о том, что считать «хоро­шим» СМИ, а что — «плохим». К примеру, если в одном из номеров «Daily Bugle» почти вся первая полоса будет посвящена автомобильным катастрофам или пыш-

______________________________________

61Тематическая подборка, посвященная «философии новостей», написана на основе материалов, по­лученных автором во время стажировки в США — в Школе журналистики и массовой коммуни­кации университета штата Северная Каролина. Сюда же включены материалы дипломной работы Татьяной Федотовских, защищенной под руководством автора на факультете журналистики УрГУ.

 

ным торжествам по малозначащему для большинства людей поводу, это не будет совпадать с ранее провозглашенной философией.

* В-третьих, философия новостей создает базу для атмосферы согласия и до­верия. Это необходимая составляющая менеджмента СМИ. Исследования пока­зывают, что сотрудники работают эффективнее там, где они имеют влияние (где с их мнением считаются).

* В-четвертых, философия новостей создает базу для строительства бюджета. Если темы важнее событий, бюджет отразит потребность в большем количестве сотрудников. Если у информационной программы (издания) достаточно большой штат, редактор будет иметь возможность позволить нескольким репортерам потра­тить время на развитие темы в художественно-публицистических жанрах и ему также хватит людей для того, чтобы освещать текущие ежедневные события.

* В-пятых, философия новостей обеспечивает базу требований к сотрудникам и стажерам. Вопросно-ориентированное издание, например, будет подыскивать опытных репортеров с углубленными знаниями в специфических сферах, таких как право, политика, наука, экономика, вместо того чтобы заполнять вакансии случай­ными людьми, из которых лишь единицы останутся потом в штате.

* И наконец, в-шестых, философия новостей должна учитывать менталитет не просто жителей территории, которую «покрывает» СМИ. Она по возможности обязана считаться с точкой зрения каждого отдельного представителя аудитории, того, который выбрал именно эти новости, которому именно данная новостная про­грамма близка по мироощущению и мировоззрению. В этом и заключается диалек­тика диалоговых отношений СМИ и аудитории: обращаться одновременно ко всем вместе и к каждому человеку по отдельности.

Некоторые обозначенные выше пункты могут показаться идеалистичными. К при­меру, многие опытные руководители информационных служб скажут, что философия новостей скорее «спускается сверху» учредителем или владельцем канала или изда­ния, да и финансов на то, чтобы выполнить все провозглашенное, никогда не хватает. Так ли это на самом деле?

«Реальность, — заметил как-то Джон Зигенталер, издатель «Нэшвилл Теннессиан», — заключается в том, что у нас не хватает ни сотрудников, ни места, чтобы дать нашим читателям все, что им нужно знать. Но мы не хотим в этом признать­ся — ни себе, ни общественности».

Действительно, зачастую в телевизионные информационные выпуски не попа­дает множество социально значимых новостей. И происходит это по многим при­чинам. Во-первых, новости жестко ограничены временем. Во-вторых, на телевиде­нии есть неписаное правило: нет картинки — нет сюжета, какой бы ни была важ­ной, значимой и интересной информация, Новости не расскажут о ней, если нет видеоряда. И в этом смысле газеты выигрывают.

В России, выстраивая структуру выпуска новостей и определяя так называе­мое «событие дня», сотрудники информационных служб доверяют скорее своей интуиции, нежели чему-то другому. Сегодня, к примеру, ими фактически не ис­пользуются в повседневной практике специальные исследования качественного состава аудитории или ее ожиданий. Редактор заданий любой телекомпании вы-

 

нужден каждый информационный повод как бы «примерять» на себя: а будет или нет это интересно лично мне?

К примеру, на Западе уже давно исследованы предпочтения зрителей. Более 30 % американцев, например, наиболее важными считают новости о погоде, затем идут новости потребительского рынка, спорт, образование и только потом уже по­литика и криминал. Это, конечно, не значит, что американские новости начинают­ся со сводок погоды, но ей в любой информационной программе отведено значи­мое место. Также, согласно этим исследованиям, американцы любят «уличные но­вости» (пробки на дорогах, стихийные бедствия) и новости о животных. Почти в каждой новостной американской программе есть позитивная информация. Кста­ти, правительство США несколько лет назад обязало каждую телесеть выпускать не менее трех часов позитивных и развлекательных программ в неделю. Редакционная философия новостей — нечто вроде камертона для журналиста-информационщика. Несмотря на то что существует план, а главные события обычно предвосхищаются определенной подготовкой к ним, некоторые ситуации требуют немедленной репортерской реакции. В событийно-ориентированной журналисти­ке важно не сидеть без дела до тех пор, пока не произойдет событие. Большинство наших коллег рассуждают так: если что-то произошло — день был «хороший», если ничего не случилось — «день не удался». В действительности это не так. Событий нет там, где нет хороших журналистов. Лучшие издания и информационные про­граммы — те, которые ищут события и отслеживают тенденции, а не слепо идут за пиарщиками и «организаторами» событий.

Даже не имея результатов соответствующих исследований, нетрудно предска­зать так называемые «горячие темы». То есть те избранные темы, к которым ауди­тория СМИ испытывает постоянный интерес. Многие коллеги, правда, могут спра­ведливо заметить, что отчасти пресса сама создала эти «горячие темы», привлекая тем самым внимание читателя или зрителя. Тот, кто разбирается в информацион­ной политике, легко может предположить, что серьезная болезнь, например СПИД, станет темой всего следующего года. А клещевой энцефалит — темой сезонной. Спорадически внимание СМИ обращается к таким «вечным» темам, как некаче­ственная вода, которую мы вынуждены пить, безопасность транспортных средств передвижения или к проблемам какой-то социально-демографической группы — чаще всего стариков или детей. Причем всегда должно «оставаться место» как для стихийно возникающих, так и для «вечных» тем.

Еще одним критерием отбора тем может быть «вкус». Никто не может четко сформулировать, что под этим понятием подразумевается, но все сразу замечают отсутствие вкуса у журналиста или СМИ в целом. Не дано до сих пор в теории журналистики и четкого определения «сенсации». Ее обоснованность каждый оп­ределяет по-своему. Некоторые СМИ умеют различить сенсационное событие и сенсационную подачу события. К примеру, смерть высокопоставленного чиновни­ка во время пожара в гей-клубе — это сенсационное событие, которое всего несколь­ко лет назад просто не появилось бы в печати. Вопрос о вкусе появляется тогда, когда решается, как подать то или иное событие. Это также одна из главных состав­ляющих философии новостей.

Но как мы уже говорили, руководители, редакторы заданий, редакторы-координаторы, принимая решение о том, что считать новостью, полагаются прежде всего на свою интуицию и опыт, поскольку средства массовой информации в Росс чаще всего не имеют собственного этического кодекса. Однако это не означает, что журналисты, ежедневно занимающиеся информационной деятельностью, не знают основных положений внутренней этики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.