Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игра: сущность, основные формы




ИГРОРЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ПРАКТИКЕ

ТЕМА 9

План темы:

9.1. Игра: сущность, основные формы.

9.2. Моделирование ситуаций игрореализации.

9.3. Хэппенинг и другие эффективные технологии.

9.4. Информационный дискурс игрореализации.

9.5. Эксперименты в современной журналистике.

9.6. Типология игр в СМИ.

 

Анджей Сток шутил: «Правила игры нужно знать, но лучше устанавливать их самому». А еще на тему игр широко известно выражение: «Весь мир — театр, и люди в нем — актеры». Этот образ, найденный переводчиком Шекспира, так часто ис­пользуют психологи для наглядного объяснения принципов организации межлич­ностного общения, что никто уже и не обращает внимания на явную алогичность, возникающую в данном случае. Ведь театральное действо предполагает по край­ней мере наличие группы постоянных зрителей. При актах межличностных ком­муникаций субъекты постоянно меняются ролями, при сем могут присутствовать «зрители», но они, как правило, люди случайные. А вот мир массовой коммуника­ции без всякого преувеличения почти аналог театру, поскольку люди, работающие в СМИ, нередко выполняют и актерские в том числе функции (причем как в пря­мом, так и в переносном смысле).

 

Если рассматривать игру77 и конкретную массово-коммуникационную деятель­ность как явления культуры, а не как простые биологические функции, то налицо будут несколько признаков сходства.

* Во-первых, игра — не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Она ско­рее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности, имеющей соб­ственную направленность. Но ведь и продукты деятельности СМИ — не есть пря­мое отражение «обыденной» жизни. И журналист «выходит из рамок» этой жизни в сферу массово-коммуникационного творчества чаще всего с целью самореализа­ции себя как личности.

__________________________________

77 Здесь и далее мы придерживаемся концептуальных разработок понятия «игра» и всего, что с ним связано, следующих авторов: Э. Берна, И. Хейзиши, Л. М. Боткина, М. М. Бахтина, А. Я. Гуревича, Л. Н. Когана, Г. П. Киабе и других. См., к примеру: И. Хейзиша. Homo Ludens. — М„ 1992; Эрик Берн. Игры, в которые ифают люди. Люди, которые играют в игры. — Л., 1992; Л. М. Боткин. Итальян­ские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. — М., 1978.

 

* Во-вторых, «продукты» этой творческой деятельности, как и игра, обособле­ны от «обыденной» жизни конкретным местом действия, «героями» (типажами), продолжительностью (объемом) и т. д.

* В-третьих, повторяемость (моделируемость) характеризует не только игру или массово-коммуникационную деятельность в целом, но и их внутреннюю структуру.

* В-четвертых, с полным основанием можно, видимо, говорить о «простран­ственном» ограничении объектов. Любая игра протекает внутри своего игрового пространства. Точно так же продукты массово-коммуникационной деятельности представляют из себя некие замкнутые «пространства», на которых имеют силу особенные правила. В этом журналистика сродни искусству. Но если, как замечал А.А. Потебня, произведение искусства всегда аллегория, то продукция СМИ — не­кий контекст, в рамках которого общество формулирует требование, которое, мо­жет быть, никогда не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней.

* В-пятых, подчеркнем: то, что у каждой игры называется правилами, в сфере массовой коммуникации можно обозначить как требования жанра, специфика и т. д. Взаимосвязь понятий очевидна.

Таким образом, далеко не завершив перечень характеристик, которые позволя­ют говорить об общности данного рода явлений, мы убедились, что игра и массово-коммуникационная деятельность имеют гораздо больше точек соприкосновения, чем функциональных противоречий. Следовательно, возможно выделение и опи­сание игрореализации субъекта массово-коммуникационной деятельности как не­кой формы его деятельности, как содержательной формы, несущей смысл, и как психологической и собственно творческой функции.

Мы ранее уже говорили об игрореализации как одной из форм деиндивидуали-зации личности. Но в том случае мы рассматривали очень узкий смысл понятия: когда продукция СМИ для аудитории (гораздо реже для самого журналиста) яв­ляется своеобразным «сном наяву», то есть средством реализации неудовлетворен­ных и неосуществленных желаний, которые в действительной жизни не получили осуществления. В данном же контексте речь пойдет о реальности, именуемой иг­рой и доступной восприятию любого и каждого, ибо она не может опираться на какой-либо рациональный фундамент, а является проявлением сущностных начал личности. Но возможно ли в этом случае планировать какие-либо параметры ситу­ации контакта диалогового характера при осуществлении массово-коммуникаци­онной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.