КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие маркетинга в России
История и генезис маркетинга в США и Западной Европе Большинство исследователей формирование маркетинговой концепции относят к началу XX в. В частности, Ф. Котлер обращает внимание, что термин«маркетинг» впервые появился в США в 1902 г.[3] О.Д. Андреева[4] отмечает, что в 1901 г. в нескольких американских университетах — Гарвардском, Иллинойском, Мичиганском - создали и начали читать самостоятельный курс по маркетингу, выделив его из общей экономической теории предпринимательства - «Экономикса». В ряде других источников начало чтения систематизированного курса по маркетингу в США также определяют 1902 г. Таким образом, большинство исследователей систематизированное изучение и практическое использование маркетинга относят к началу XX столетия. Последующий поступательный процесс общественного развития привел к формированию в 1908 г. первых коммерческих маркетинговых организаций, отделов маркетинга на крупнейших предприятиях. В 1920 г. организационно оформляется Международная Торговая Палата. В 1926 г. в США создается национальная Ассоциация маркетинга и рекламы, на основании которой в дальнейшем формируется Американское общество маркетинга, переименованное в 1973 г. в Американскую Ассоциацию Маркетинга (АМА). В Европу маркетинг пришел в 50-е гг., когда, оправившись от последствий Второй мировой войны, западноевропейские предприниматели начали новый этап борьбы за передел рынков сбыта. Сформировались международные маркетинговые организации - Европейское общество исследования маркетинга и общественного мнения. Европейская академия маркетинга и др. Практически одновременно концепция маркетинга внедряется в Японскую экономику, позже - в страны Юго-Восточной Азии.
Столь широкая и постоянно растущая популярность маркетинга объясняется бесспорными преимуществами в организации производственно-сбытовой и коммерческой деятельности предприятий, имеющих маркетинговую ориентацию. Выделяют два этапа формирования и развития маркетинга в России. Первый этап начинается с 70-х гг. В 1976 г. при Торгово-промышленной палате (ТПП) СССР создается Секция по вопросам маркетинга. На базе секции, с самого начала ее организации — 1976 г., активно формируется Московская школа маркетинга. Ее основателями и творческими вдохновителями явились известные ученые экономисты и практики: П. Завьялов, В. Соловьев, Д. Костюхин, Ф. Левшин, А.Горячев, И. Кретов, В.Демидов, И. Герчикова, В. Усольцев, А. Кухарчук, А. Литвиненко, М. Татьяничева, М. Котин и др. При их непосредственном участии были подготовлены к изданию первые переведенные работы Ф. Котлера «Управление маркетингом», С. Маджаро «Международный маркетинг» и некоторые другие. В 70—80-е гг. «разворачивается» широкая полоса работ, в значительной мере ориентированных на методологические проблемы и проблемы внешнеэкономического маркетинга. Это работы: Абрамишвили ГГ. «Операция «маркетинг»: стратегия и тактика конкурентной борьбы монополий».М., 1976; Левшина Ф.М. «Мировые товарные рынки, методология изучения, конъюнктура».М.,1978; Герчиковой И.Н., СабельниковаЛ.В. «Международные товарные биржи».М.,1980; Абрамишвили ГГ. «Проблемы международного маркетинга». М., 1984 и др. По оценке исследователей, первая волна сосредоточилась главным образом на пропаганде идей современного маркетинга, обосновании их актуальности в рыночной экономике. При этом маркетинговая ориентация обосновываласькак специфическаяформа хозяйствования, характерная для капиталистических стран ине соответствующая природе социалистических производственных отношений. Предполагалось, что сфера действия рыночных отношений при социализме гораздо уже, чем при капитализме, поэтому общество может непосредственно воздействовать на экономические процессы, планомерно их регулировать. В то же время ориентация на усиление рыночных механизмов вольно или невольно воспринималась как развитие концепции рыночного управления, что считалось недопустимым.
Вместе с тем достигнутый уровень развития производительных сил достаточно очевидно выявил целесообразность учета потребительских предпочтений не только в капиталистическом, но и социалистическом производстве. Соответственно, они начали выступать предметом научных исследований. Одним из первых исследователей потребительского спроса в России явился Л.М. Столмов. Им написаны работы: «Изучение покупательского спроса». М.,1965; «Изучение и прогнозирование потребительского спроса». М., 1972; «Прогнозирование покупательского спроса». М., 1972 и др., в которых анализируются возможности удовлетворения потребительского спроса на плановой основе. Важную роль сыграли работы группы ученых МИНХа во главе с тогдашним ректором Б.М. Мочаловым. Ими также исследовались механизмы потребительского спроса, формируемого на плановой основе. Был создан специальный курс, получивший название «Потребностеведение». Вторая волна «захлестнула воспроизводственные процессы», привнесла в отечественный маркетинг практические рекомендации по его использованию. Она «развернулась» с начала 90-х гг. С переориентацией на широкое развитие товарно-денежных отношений, формирование рыночных структур признается необходимость разработки концепции маркетинга, ее практической реализации и в нашей стране. Соответственно, в 90-е гг. маркетинговая деятельность активизируется по ряду направлений, при этом, с одной стороны, предпринимаются попытки экстраполяции западных моделей на российскую экономику, с другой — прилагаются усилия для разработки собственной концепции маркетинга. Основные направления деятельности по развитию концепции маркетинга в начале 90-х гг.: — 4.12.2000г. принимается Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «Об организации института системных исследований проблем предпринимательства и маркетинга при Совете Министров РСФСР», положившее начало активному развитию маркетинга в нашей стране;
— курс маркетинга вводится и преподается во многих вузах и колледжах; — организовано значительное количество агентств и фирм по маркетингу; — созданы специализированные исследовательские центры по изучению рынка; — отделы маркетинга создаются практически во всех структурах; — разрабатываются бизнес-карты, содержащие информацию, необходимую для установления прямых хозяйственных связей между производителями и покупателями товаров; — в 90-е гг. появилось большое количество переводной и — с 1992 г. издается журнал «Маркетинг», с 1993 г. — «Спрос», — активно разрабатывается законодательная база маркетинга. В 90-е гг. появляются и отечественные исследования по маркетингу, ориентированные, прежде всего, на характеристику организационных основ маркетинга, в частности, «Маркетинг», под ред. А.Н. Романова. М., 1995, с акцентом на специфику России. Наряду с ними, можно назвать ряд работ, например, Бравермана А.А. «Маркетинг в российской экономике переходного периода». М., 1997; Океановой З.К. «Маркетинг - организационные и правовые основы». М., 1996; «Социально-этический маркетинг». М., 1997, ориентированных на специализированные проблемы маркетинга в российской экономике переходного периода, проблемы социально-этического и социально ответственного маркетинга. Таким образом, постепенно формируются основы для цивилизованной маркетинговой деятельности. Как и в других странах, маркетинговая концепция претерпевает значительный динамизм. При этом за чрезвычайно короткий период происходит переориентацияее нановые потребности и вновь формируемые экономические механизмы. С учетом современных реалий результативность маркетинга в нашей стране во многом зависит от свободы предпринимательства, возможности выбора потребителей и поставщиков продукции, развития электроники, состояния информационной сети, банков данных и т.д.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |