Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие маркетинга в России




История и генезис маркетинга в США и Западной Европе

Большинство исследователей формирование маркетинго­вой концепции относят к началу XX в. В частности, Ф. Котлер обращает внимание, что термин«маркетинг» впервые появился в США в 1902 г.[3]

О.Д. Андреева[4] отмечает, что в 1901 г. в нескольких амери­канских университетах — Гарвардском, Иллинойском, Мичи­ганском - создали и начали читать самостоятельный курс по маркетингу, выделив его из общей экономической теории предпринимательства - «Экономикса».

В ряде других источников начало чтения систематизиро­ванного курса по маркетингу в США также определяют 1902 г.

Таким образом, большинство исследователей систематизи­рованное изучение и практическое использование маркетинга относят к началу XX столетия.

Последующий поступательный процесс общественного раз­вития привел к формированию в 1908 г. первых коммерческих маркетинговых организаций, отделов маркетинга на крупней­ших предприятиях.

В 1920 г. организационно оформляется Международная Торговая Палата.

В 1926 г. в США создается национальная Ассоциация маркетинга и рекламы, на основании которой в дальнейшем формируется Американское общество маркетинга, переимено­ванное в 1973 г. в Американскую Ассоциацию Маркетинга (АМА).

В Европу маркетинг пришел в 50-е гг., когда, оправившись от последствий Второй мировой войны, западноевропейские предприниматели начали новый этап борьбы за передел рынков сбыта. Сформировались международные маркетинговые орга­низации - Европейское общество исследования маркетинга и общественного мнения. Европейская академия маркетинга и др. Практически одновременно концепция маркетинга вне­дряется в Японскую экономику, позже - в страны Юго-Восточной Азии.

Столь широкая и постоянно растущая популярность мар­кетинга объясняется бесспорными преимуществами в организа­ции производственно-сбытовой и коммерческой деятельности предприятий, имеющих маркетинговую ориентацию.

Выделяют два этапа формирования и развития маркетинга в России.

Первый этап начинается с 70-х гг.

В 1976 г. при Торгово-промышленной палате (ТПП) СССР создается Секция по вопросам маркетинга.

На базе секции, с самого начала ее организации — 1976 г., активно формируется Московская школа маркетинга. Ее осно­вателями и творческими вдохновителями явились известные ученые экономисты и практики: П. Завьялов, В. Соловьев, Д. Костюхин, Ф. Левшин, А.Горячев, И. Кретов, В.Демидов, И. Герчикова, В. Усольцев, А. Кухарчук, А. Литвиненко, М. Татьяничева, М. Котин и др.

При их непосредственном участии были подготовлены к изданию первые переведенные работы Ф. Котлера «Управление маркетингом», С. Маджаро «Международный маркетинг» и некоторые другие.

В 70—80-е гг. «разворачивается» широкая полоса работ, в значительной мере ориентированных на методологические проблемы и проблемы внешнеэкономического маркетинга. Это работы: Абрамишвили ГГ. «Операция «маркетинг»: страте­гия и тактика конкурентной борьбы монополий».М., 1976; Левшина Ф.М. «Мировые товарные рынки, методология изу­чения, конъюнктура».М.,1978; Герчиковой И.Н., СабельниковаЛ.В. «Международные товарные биржи».М.,1980; Абрамишвили ГГ. «Проблемы международного маркетинга». М., 1984 и др.

По оценке исследователей, первая волна сосредоточилась главным образом на пропаганде идей современного маркетинга, обосновании их актуальности в рыночной экономике. При этом маркетинговая ориентация обосновываласькак специфическаяформа хозяйствования, характерная для капиталистических стран ине соответствующая природе социалистических производствен­ных отношений. Предполагалось, что сфера действия рыночных отношений при социализме гораздо уже, чем при капитализме, поэтому общество может непосредственно воздействовать на экономические процессы, планомерно их регулировать. В то же время ориентация на усиление рыночных механизмов вольно или невольно воспринималась как развитие концепции рыночного управления, что считалось недопустимым.

Вместе с тем достигнутый уровень развития производитель­ных сил достаточно очевидно выявил целесообразность учета потребительских предпочтений не только в капиталистическом, но и социалистическом производстве. Соответственно, они начали выступать предметом научных исследований.

Одним из первых исследователей потребительского спроса в России явился Л.М. Столмов. Им написаны работы: «Изуче­ние покупательского спроса». М.,1965; «Изучение и прогнози­рование потребительского спроса». М., 1972; «Прогнозирование покупательского спроса». М., 1972 и др., в которых анализиру­ются возможности удовлетворения потребительского спроса на плановой основе.

Важную роль сыграли работы группы ученых МИНХа во главе с тогдашним ректором Б.М. Мочаловым. Ими также исследовались механизмы потребительского спроса, формируе­мого на плановой основе. Был создан специальный курс, получивший название «Потребностеведение».

Вторая волна «захлестнула воспроизводственные процес­сы», привнесла в отечественный маркетинг практические реко­мендации по его использованию.

Она «развернулась» с начала 90-х гг.

С переориентацией на широкое развитие товарно-денеж­ных отношений, формирование рыночных структур признается необходимость разработки концепции маркетинга, ее практи­ческой реализации и в нашей стране.

Соответственно, в 90-е гг. маркетинговая деятельность активизируется по ряду направлений, при этом, с одной стороны, предпринимаются попытки экстраполяции западных моделей на российскую экономику, с другой — прилагаются усилия для разработки собственной концепции маркетинга.

Основные направления деятельности по развитию концеп­ции маркетинга в начале 90-х гг.:

— 4.12.2000г. принимается Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «Об организации института системных исследований проблем предпринимательства и маркетинга при Совете Министров РСФСР», положившее начало активному развитию маркетинга в нашей стране;

— курс маркетинга вводится и преподается во многих вузах и колледжах;

— организовано значительное количество агентств и фирм по маркетингу;

— созданы специализированные исследовательские центры по изучению рынка;

— отделы маркетинга создаются практически во всех структурах;

— разрабатываются бизнес-карты, содержащие информацию, необходимую для установления прямых хозяйственных связей между производителями и покупателями товаров;

— в 90-е гг. появилось большое количество переводной и
справочной литературы;

— с 1992 г. издается журнал «Маркетинг», с 1993 г. — «Спрос»,
с 1990 г. возобновлено издание журнала «Тара и упаковка»
(первоначальное издание с 1930 г.) и другие издания;

— активно разрабатывается законодательная база маркетинга.

В 90-е гг. появляются и отечественные исследования по маркетингу, ориентированные, прежде всего, на характеристику организационных основ маркетинга, в частности, «Маркетинг», под ред. А.Н. Романова. М., 1995, с акцентом на специфику России. Наряду с ними, можно назвать ряд работ, например, Бравермана А.А. «Маркетинг в российской экономике переход­ного периода». М., 1997; Океановой З.К. «Маркетинг - органи­зационные и правовые основы». М., 1996; «Социально-этичес­кий маркетинг». М., 1997, ориентированных на специализиро­ванные проблемы маркетинга в российской экономике пере­ходного периода, проблемы социально-этического и социально ответственного маркетинга.

Таким образом, постепенно формируются основы для цивилизованной маркетинговой деятельности.

Как и в других странах, маркетинговая концепция претерпе­вает значительный динамизм. При этом за чрезвычайно короткий период происходит переориентацияее нановые потребности и вновь формируемые экономические механизмы.

С учетом современных реалий результативность маркетинга в нашей стране во многом зависит от свободы предпринима­тельства, возможности выбора потребителей и поставщиков продукции, развития электроники, состояния информацион­ной сети, банков данных и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.