Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 2 страница. (протокол № 1 от 21 сентября 2011 г.)




(протокол № 1 от 21 сентября 2011 г.)

Зав. кафедрой_____________

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине Криминалистика на VI-VII семестр 2011/2012 уч. год (заочное отделение (СФО)

Рабочую программу осуществляют: Учебных часов: всего: 20 (10)

Лекции: к.ю.н., доцент Галимханов А.Б. лекций: 10 (6 в VI сем., 4 в VII сем.)

ст. препод. Джикаева-Искужина Н.С. практических: 10 (4 в VI сем., 6 в VII сем.)

лабораторных: -

Практические занятия: консультаций: -

ст. препод. Егорышева Е.А. зачет: VI семестр

ст. препод. Данилин А.В. экзамен: VII семестр

ст. препод. Джикаева-Искужина Н.С. самостоятельная работа студентов 168

ассистент Фагманова Э.В.

ассистент Зайнуллин Р.И.

 

 

№ п/п Семестр Тема и содержание Форма и содержание Кол-во часов Межпредметные связи Инновационные методы в обучении Основная и дополнительная литература, рекомендуемая студентам (по списку) Задания для самостоятельной работы студентов Кол-во часов Форма контроля самостоятельной работы студентов
                     
  VI Основы криминалистической техники Лекция Практическое занятие   Уголовный процесс   Уголовное право   Криминология   Юридическая психология   Судебная экспертиза   Оперативно-розыскная деятельность По всеми темам: а) стенды в аудитории № 102, 107 б) показ видеосюжетов по отдельным следственным действиям Осн. – 1, 2, 3. Доп. – 11) 1, 2. Составление процессуальных документов (их перечень изложен в рабочей программе по криминалистике (с. 30-31)   Проверка решений задач, упражнений и качества самостоятельно составленных процессуальных документов производится на лабораторных занятиях и в часы индивидуальной работы студентов под руководством преподавателя
  Криминалистическая фотография Практическое занятие     Осн. – 1, 2, 3. Доп. – 12) 1-8. Выполнение контрольной работы   Изучение архивных дел и составление справки обобщения
  Тактика допроса Лекции       Осн. – 1, 2, 3. Доп. – 25) 1-19. Изучение монографической литературы.   Опрос на ПЗ.
  Тактика предъявления для опознания Лекции     Осн. – 1, 2, 3. Доп. – 26) 1-4.   Изучение основной и дополнительной литературы.   Собеседование.
  VII Расследование убийств Лекция Практическое занятие       Осн. – 1, 2, 3. Доп. – 32) 1-10. Анализ следственной практики, изучение литературы   Анализ следственной практики, изучение литературы
  Расследование изнасилований Лекции Практическое занятие       Осн. – 1, 2, 3. Доп. 33) 1, 2. Изучение уголовных дел.   Составление справки обобщения.

 

Методические рекомендации для преподавателя.

Практические занятия по курсу «Криминалистика» со студентами 3-4 курсов дневного отделения проводятся по рабочей программе курса «Криминалистика» 2005 года, разработанной на основе Практикума по криминалистике под общей редакцией Н.П. Яблокова.- М.: Издательство Юристъ,2004 года. Занятие должно начинаться с приветствия и проверки явки студентов. Далее преподаватель объявляет тему занятия, спрашивает о готовности студентов и делает вводное выступление на 2-3 минуты о теме занятия и требованиях к ответам студентов.

После этого начинается рассмотрение контрольных вопросов, в процессе которого студенты должны дать полные и исчерпывающие ответы на них, используя знания лекционного материала, учебной и монографической литературы, нормативно- правовых актов. Приветствуются также дополнительные ответы студентов. Преподаватель после каждого контрольного вопроса должен подвести краткий итог, а после рассмотрения всех контрольных вопросов сделать общие выводы и обратить внимание на важные моменты отдельных вопросов.

После рассмотрения контрольных вопросов студенты переходят к решению задач, которое должно быть выполнено в письменном виде. Преподаватель проверяет, чтобы решение задач было полным, всесторонним и аргументированным. Всесторонность и полнота исследования означают проверку и оценку всех возможных вариантов решения задачи и выбор наиболее, на взгляд студента, верного. При этом должны быть выяснены все обстоятельства, установление которых имеет существенное значение.

Таким образом, общие условия взвешенного решения задач сводятся к отражению следующих положений:

1. Исчерпывающий анализ основных проблем, затронутых в условиях задачи, с определением основных направлений в решении. При этом студент должен, не читая условия задачи, доложить о ходе устного ответа основное ее содержание.

2. Рассуждение по отстаиваемым тезисам, основанное на исчерпывающем анализе всех значимых для правильного решения обстоятельств дела, внутреннем убеждении студента, его правосознании, подкрепленном теоретическими рассуждениями из криминалистической литературы, науки уголовного процесса, нормативно-правовых актов.

3. Ссылки на теоретические источники, а в необходимых случаях - на соответствующие нормы УПК РФ, иные нормативные акты, судебную практику.

4. Ответы на все поставленные в задаче вопросы, а также на вопросы, возникающие на определенных стадиях решения задачи.

5. Выводы по принятому решению: обоснование тех тезисов, которые привели именно к такому решению по дискуссионным вопросам.

Желательно, чтобы у начинающего преподавателя все задачи, которые перечислены в планах практических занятий, были кратно решены письменно.

В процессе проведения практического занятия преподаватель выясняет уровень подготовки студентов и выявляет студентов, которые не готовы к занятию. Не подготовившимся к занятиям признаются: студенты, не имеющие письменного решения задач по поставленной теме; студенты, не подготовившие взвешенные, всесторонние, полные и аргументированные решения; студенты, не способные полно и всесторонне осветить представленное решение; студенты, демонстрирующие низкий уровень знаний по рассматриваемой на занятии теме, в том числе отказывающиеся отвечать на поставленные преподавателям вопросы. Таких студентов, либо тех, которые отсутствовали на практических занятиях, преподаватель не должен допускать к сдаче экзаменов и зачетов до ликвидации ими образовавшихся «задолженностей». О таких студентах преподаватель информирует заведующего кафедрой криминалистики и деканат до начала экзаменационной сессии.

Также в процессе проведения практического занятия по некоторым темам студенты выполняют лабораторные работы, например, разбирают и собирают фотоаппарат, выявляют и фиксируют невидимые отпечатки пальцев с помощью различных порошков на разных поверхностях, фиксируют объемный след обуви в различных поверхностях и т.д. В начале такого задания преподаватель должен подробно разъяснить цель, ход проведения и результаты, которых должны добиться студенты, выполняя то или иное задание. Далее преподаватель определяет, как будет выполняться задание: каждым самостоятельно или будет создаваться так называемая «следственно- оперативная группа», где отдельные студенты играют роль следователя, оперативного работника милиции, эксперта- криминалиста, понятых и т.д. По некоторым темам студенты проводят полностью инсценированные следственные действия самостоятельно под руководством преподавателя. В результате проведения такого лабораторного исследования студенты должны составить, например, фрагмент протокольной записи произведенного фотографирования инсценированного места происшествия на открытой местности или составить фрагмент протокола осмотра следов рук, обнаруженных и зафиксированных студентами на различных предметах (бумага, дерево, металл) и т.д. Перечень таких следственных документов, подлежащих обязательной подготовке к лабораторным занятиям дан на стр. 40 рабочей программы курса «Криминалистика» для студентов 3-4 курсов дневного отделения, 2005 года. Если у студента нет полностью всех документов к окончанию занятий, он не допускается до сдачи экзамена и зачета.

Также по некоторым темам студенты изучают уголовные дела с критическим разборов различных документов, например, постановления о назначении экспертизы и заключения эксперта, протокола допроса и обыска и т.д. В результате такого исследования студенты составляют справку- обобщение по вопросам, которые излагаются в практикуме. Преподаватель обязательно проверяет правильность выполнения этого задания, к концу всех занятий студенты обязаны представить такие справки- обобщения по указанным темам, иначе они не будут допускаться до зачетов и экзаменов.

Если, после проведения всех перечисленных выше заданий, у преподавателя остается какое-то время, он по некоторым темам может продемонстрировать студентам учебный фильм из фильмотеки криминалистической лаборатории, после просмотра которого студенты должны его проанализировать, задать интересующие вопросы преподавателю.

В конце проведения практического занятия преподаватель подводит общий итог, делает выводы по занятию, отмечает недочеты, которые были сделаны студентами, выясняет, нет ли еще дополнительных вопросов у студентов. Также преподаватель обязательно в конце каждого занятия должен отметить хорошо подготовившихся студентов и активно участвовавших в практическом занятии, а также тех, которым следовало бы лучше осваивать теоретический материал, полнее решать задачи и выполнять задания преподавателя.

 

 

Методические указания для студентов к изучению курса «Криминалистики»

Совершенствование и развитие уголовного, уголовно-процессуального законодательства, судебная реформа, необходимость принятия адекватных мер по борьбе с развивающейся и приобретающей всё более организованные формы преступности требуют углублённого изучения наук криминалистического спектра.

Противодействие всестороннему, полному и объективному исследованию всех обстоятельств расследуемого преступления приобретает всё более изощрённые формы. Негативные изменения в структуре и динамике преступности, появление и развитие новых способов совершения и сокрытия преступления предъявляют особые требования к криминалистической деятельности. Дознавателям, следователям, прокурорам и судьям всё чаще приходится сталкиваться с неприкрытыми угрозами, подкупом, шантажом свидетелей и потерпевших. В этой связи особое значение приобретает криминалистика как «наука о закономерностях возникновения, собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей средствах и методах судебного исследования и предотвращения преступлений» (Р.С. Белкин). Дисциплина «Криминалистика» знакомит студентов с практической деятельностью правоохранительных органов и их должностных лиц по выявлению и предупреждению преступлений, возбуждению и расследованию уголовных дел.

Криминалистика включает в себя четыре основных раздела: теоретические и методологические основы криминалистики, криминалистическая техника, криминалистическая тактика, криминалистическая методика расследования преступлений.

Преподавание курса криминалистики предусматривает широкое использование материалов практики в учебном процессе, активное развитие творческих начал в деятельности студентов, усиление контроля над их знаниями.

Посещение лекций является обязательным, поскольку наиболее сложные и дискуссионные проблемы криминалистики рассматриваются в рамках лекционного материала. В связи с этим особенно актуально самостоятельное изучение рекомендованной литературы.

Необходимый минимум устойчивых навыков применения научно-технических средств и методов обнаружения, собирания, исследования и использования доказательств, тактико-методических рекомендаций по расследованию отдельных преступлений студенты могут получить только на лабораторных занятиях. В целях качественного проведения занятий по криминалистике академические группы делятся на две подгруппы. При подготовке к занятиям по каждой теме необходимо изучить соответствующий нормативный материал, рекомендуемую литературу, акты судебных экспертиз, архивные уголовные дела, решить письменно предусмотренные планом упражнения и задачи. Полноценное участие в аудиторных занятиях возможно лишь при условии предварительного ознакомления с имеющимися в криминалистической лаборатории стендами, макетами, научно-техническими средствами.

Решение задач должно быть полным, всесторонним, предметным и аргументированным, т.е. содержать не только оценку существа условия задачи, но и взвешенные предложения по поставленной проблеме. Всесторонность и полнота исследования означают проверку и оценку всех возможных вариантов решения задачи и выбор наиболее, на взгляд студента, верного; тщательное исследование обстоятельств как подтверждающих предлагаемое решение, так и опровергающих их или подвергающих сомнению. При этом должны быть выяснены все обстоятельства, установление которых имеет существенное значение. Предметность означает необходимую связь с условием решаемой задачи. Излишнее беспредметное фантазирование не приветствуется.

Все задачи, которые перечислены в планах практических занятий, должны быть решены письменно. Приводить в тексте работы условия задачи не требуется. Необходимо только указать номер задачи и сразу излагать решение.

Теоретическая часть решения задачи должна находиться в тесной и взаимно обуславливающей связи с демонстрируемыми студентом навыками применять теорию и законодательство на практике.

Таким образом, общие условия взвешенного решения задач сводятся к отражению следующих положений:

1. Исчерпывающий анализ основных проблем, затронутых в условии задачи, с определением основных направлений в решении. При этом студент должен, не читая условия задачи, доложить в ходе устного ответа основное её содержание.

2. Аргументирование-рассуждение по отстаиваемым тезисам, основанное на исчерпывающем анализе всех значимых для правильного решения обстоятельств дела, внутреннем убеждении студента, его правосознании, подкреплённом теоретическими рассуждениями из криминалистической литературы, науки уголовного процесса, норм закона и требований судебной практики.

3. Ссылки на теоретические источники, а в необходимых случаях - на соответствующие нормы УПК РФ, иные нормативные акты, судебную практику.

4. Ответы на все поставленные в задаче вопросы, а также на вопросы, возникающие на определённых стадиях решения задачи.

5. Выводы по принятому решению: обоснование тех тезисов, которые привели именно к такому решению по дискуссионным вопросам.

В процессе занятий студенты составляют различные процессуальные документы или их фрагменты. Обязательный минимум таких документов указан в данной рабочей программе.

Не подготовившимися к занятиям признаются: студенты, не имеющие письменного решения задач по рассматриваемой теме; студенты, не подготовившие взвешенные, всесторонние, полные и аргументированные решения; студенты, не способные полно и всесторонне осветить представленное решение; студенты, демонстрирующие низкий уровень знаний по рассматриваемой на занятии теме, в том числе отказывающиеся отвечать на поставленные преподавателем вопросы. Студенты, которые были признаны преподавателем неподготовленными, либо отсутствовавшие на практическом (лабораторном) занятии не допускаются к сдаче экзаменов и зачётов до ликвидации ими образовавшейся «задолженности». О таких студентах преподаватель информирует заведующего кафедрой криминалистики до начала экзаменационной сессии.

Студентам рекомендуется тщательно ознакомиться с рабочей программой для того, чтобы получить представление о курсе в целом, тематическом содержании, круге вопросов по каждой теме, последовательности и формах изучения учебного материала применительно к конкретной теме. На студентов возлагается обязанность по самоподготовке при изучении отдельных тем криминалистической дисциплины. Лекционный материал, практические занятия, а также подготовка докладов и выступлений призваны стимулировать более целенаправленную самоподготовку, а также уяснение наиболее сложных и дискуссионных тем курса, формирование навыков решения практических задач.

Студенту необходимо достичь такого уровня знаний и практических навыков, который соответствует требованиям современной практики. Для этого студент должен систематически и углубленно заниматься изучением необходимых теоретических источников и нормативных актов, активно участвовать в учебном процессе.

В конце программы приводится примерный перечень основных источников, обязательных для изучения, а также дополнительной литературы.

Рекомендуемые периодические издания: «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Российская юстиция», «Законность», «Государство и право», «Российский юридический журнал», «Правоведение», «Юрист», «Следователь», «Прокурорская и следственная практика», «Журнал Российского права», «Вестник криминалистики». Студент должен знакомиться со статьями, опубликованными в названных источниках с тем, чтобы знать изменения и дополнения, вносимые в уголовно-процессуальное законодательство, а также следственную, прокурорскую, судебную практику, современные взгляды ведущих учёных-криминалистов по проблемам основ криминалистической техники, тактики и методики.

Студенту полезно изучать архивные уголовные дела. Изучение уголовных дел носит обязательный характер, если такое задание включено в план семинарских занятий.

Студенты заочного отделения, в том числе обучающие по программе второго высшего образования выполняют письменную контрольную работу (задания см. ниже).

 

ПРОГРАММА КУРСА «КРИМИНАЛИСТИКИ»

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ КРИМИНАЛИСТИКИ

ТЕМА I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС КРИМИНАЛИСТИКИ

Понятие, задачи и объект криминалистики. Основные направления борьбы с преступностью как сферы приложения научного и практического потенциала криминалистики. Предмет криминалистики.

Криминалистика в системе юридических наук. Соотношение криминалистики с уголовным процессом, уголовным правом, криминологией, судебной статистикой. Взаимосвязь криминалистики с оперативно-розыскной деятельностью, судебной медициной, судебной психиатрией, юридической психологией и логикой. Роль и место естественных и технических наук в системе криминалистического знания.

Система криминалистики. Теоретические и методологические основы криминалистики. Криминалистическая техника, криминалистическая тактика, криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений. Возникновение, развитие и современное состояние криминалистики.

 

ТЕМА 2. МЕТОДЫ КРИМИНАЛИСТИКИ

Диалектический метод познания - основа методологии криминалистики. Криминалистика и теория отражения.

Общенаучные методы криминалистики: а) математические: измерения, геометрические построения, вычисления; б) логические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза; в) чувственно-рациональные: наблюдение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование.

Частнонаучные методы криминалистики: а) физические и химические, физико-химические методы (для обнаружения, фиксации, анализа следов преступления); б) кибернетические методы (основаны на использовании ЭВМ); антропологический и антропометрический методы (для описания внешности человека); г) социологические методы (опрос, анкетирование, интервьюирование).

Специальные методы криминалистики. Собственно криминалистические методы. Использование методов естественных и технических наук. Метод идентификации. Научное обобщение судебной, следственной и экспертной практики - источник формирования криминалистических методов и средств. Критерии допустимости специальных методов криминалистики в уголовном судопроизводстве.

ТЕМА 3. ПРЕСТУПНАЯ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

Преступная (криминальная) и криминалистическая деятельность как две самостоятельные, взаимосвязанные и полярные системы человеческой деятельности - основные объекты криминалистического изучения. Особый факт криминалистической деятельности - судебное следствие по уголовным делам.

Понятие, признаки, структура и закономерности преступной деятельности.

Понятие, признаки, структура и виды криминалистической деятельности.

 

ТЕМА 4. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О СЛЕДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Понятие, содержание и аспекты следственной ситуации. Следственные ситуации на различных этапах расследования. Классификация следственных ситуаций: типичные, проблематичные, конфликтные и другие виды следственных ситуаций, их характеристика.

 

ТЕМА 5. УЧЕНИЕ О КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ

Раскрытие преступления как процесс познания. Путь гипотетического познания. Понятие криминалистической версии, ее логическая природа.

Классификация криминалистических версий. Общие и частные версии. Типичные версии.

Построение версий. Следствия, вытекающие из версий. Использование логического аппарата для построения версий. Основные правила и методы проверки версий.

 

ТЕМА 6. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ТАКТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ

Понятие и значение тактической операции. Следственная ситуация как исходное звено в планировании и реализации тактической операции.

Тактическая операция и вопросы взаимодействия между ее участниками. Классификация тактических операций, их структура. Вопросы организации и проведения тактических операций.

 

 

ТЕМА 7. ТЕОРИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

Понятие криминалистической идентификации: ее научные основы, принципы, понятия. Значение криминалистической идентификации. Идентификация как метод поисковой деятельности и доказывания обстоятельств уголовного дела.

Объекты криминалистической идентификации и их классификация.

Идентификационные признаки и свойства, их классификация.

Субъекты криминалистической идентификации. Структура процесса идентификации. Методика идентификационных исследований в следственной, судебной и экспертной деятельности.

 

ТЕМА 8. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ

Понятие и значение организации и планирования расследования. Принципы планирования расследования. Планирование и предмет доказывания, элементы и формы планирования. Особенности планирования на первоначальном, последующем и заключительном этапах расследования. Организационно-управленческая деятельность следователя: ее содержание и принципы.

 

ТЕМА 9. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ДИАГНОСТИКА

Криминалистическая профилактика как часть общей юридической профилактики. Виды криминалистической профилактики. Общая и частные задачи криминалистической профилактики. Общеметодические аспекты профилактики. Методы и средства следственного предупреждения. Экспертно-криминалистическая профилактика.

Понятие, предмет и виды криминалистического прогнозирования. Научное и практическое прогнозирование. Стратегическое и тактическое следственное прогнозирование. Характер прогнозирования на различных этапах расследования.

Основы криминалистической диагностики (понятие, задачи, виды).

 

 

ТЕМА 10 КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Понятие и задачи криминалистического изучения личности. Персонографические, психологические, биологические свойства личности. Методы изучения криминалистически значимых свойств человека.

Особенности криминалистического изучения личности участников процесса расследования.

 

РАЗДЕЛ II. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

ТЕМА 11. ОСНОВЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Понятие, предмет и система криминалистической техники. Критерии применения средств криминалистической техники. Отрасли криминалистической техники. Классификация научно-технических средств криминалистики. Роль криминалистической техники в разработке средств предупреждения преступлений.

Научно-технические средства и методы, используемые для лабораторного исследования вещественных доказательств. Техника исследования в невидимых лучах спектра. Инструментально–аналитические методы криминалистических исследований. Спектральный люминесцентный аназиз.

 

ТЕМА 12. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ, ВИДЕО- И ЗВУКОЗАПИСЬ

Понятие, значение и система криминалистической фотографии, видео- и звукозаписи.

Криминалистическая фотография: следственная, оперативно-розыскная и экспертная (исследовательская).

Следственная фотография. Панорамная, измерительная и репродукционная фотосъемка. Иные методы запечатлевающей фотографии. Опознавательная съемка, фотографирование в ходе отдельных следственных действий.

Ориентирующая, обзорная, узловая и детальная фотосъемка при осмотре места происшествия. Фотосъемка при проведении других следственных действий.

Экспертная (исследовательская) фотография. Фотографические методы изменения контрастов. Фотосъемка в невидимых лучах спектра. Применение видео-, звукозаписи при криминалистической деятельности. Звукозапись в следственной работе. Процессуальное оформление применения криминалистической фотосъемки и видео-, звукозаписи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.