Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод инверсии (обращения)




Метод свободных ассоциаций.

 

Высоких результатов творческой деятельности, особенно на этапе генерирования творческих идей, можно добиться в ходе поиска всё новых и новых ассоциаций, которые в итоге могут натолкнуть на продуктивные идеи решения задачи. В процессе зарождения ассоциаций выявляются новые взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира на основе прежнего опыта творческой деятельности участников коллективного решения задачи. Из новых ассоциативных связей возникают творческие идеи решения проблемы.

Важно, чтобы каждый член группы участвовал в обсуждении и предлагал свою ассоциацию или понятие, которые могут послужить основой установления новых ассоциативных связей в процессе генерирования новых идей. Применение метода опирается на принципы свободных ассоциаций, антиконформизма, отсроченного критического анализа.

Принципы, на которые следует опираться в процессе применения этого метода:

1) свободных ассоциаций;

2) антиконформизма;

3) отсроченного критического анализа.

Приведем пример метода свободных ассоциаций. Допустим, Вы являетесь руководителем типографии. Вам необходимо наработать идеи решения следующей проблемы: как повысить эффективность рекламы выпускаемой Вами продукции. Руководитель группы на основе метода свободных ассоциаций предлагает, например, слово «студент». Это слово даёт несколько ассоциаций и соответственно идей того, как активизировать рекламу продукции типографии. На основе ассоциаций, которые вызывает у членов группы слово «студент», генерируются следующие идеи:

· необходимо шире рекламировать нашу продукцию среди студенческой молодежи;

· необходимо дифференцированно подходить к рекламе среди студентов, учащихся и других категорий населения;

· для рекламы нужно привлекать самих студентов;

· необходимо чаще публиковать рекламу нашей продукции в изданиях, которые читают студенты.

 

 

Метод ориентирован на поиск решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях. Новый ракурс позволяет взглянуть на задачу по-новому, преодолеть стереотипы формальной логики и здравого смысла. Изобретатели обратили внимание на то, что часто в ситуациях, когда логические приёмы, процедуры мышления бесплодны и заводят в тупик. Плодотворным оказывается альтернативный взгляд. Например, когда рассмотрение объекта с внешней стороны не даёт решения, то его рассмотрение целесообразно провести с внутренней стороны.

Метод инверсии основан на закономерностях принципа дуализма, единства противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления: анализа и синтеза; логического и интуитивного; синтетических и динамических характеристик объекта; внешних и внутренних сторон объекта; увеличения или уменьшения размеров конкретного и абстрактного; реального и фантастического; разъединения и объединения; конвергенции (сужение поля поиска) и дивергенции (расширение поля поиска). Если не удаётся решить задачу с начала до конца, то следует попробовать решить её от конца к началу.

Достоинство метода – он развивает диалектику мышления, даёт возможность отыскивать выход из казалось бы тупиковой ситуации, предлагает оригинальные, порой неожиданные решения творческих задач разного уровня трудности и проблемности. Для этого необходим высокий уровень творческих способностей, знаний, умений и опыта, что ограничивает его применение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.