Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекций по истории искусство Востока 1 страница




Організатори змагань: Анна Сидорчук та Ірина Новаковська

До зустрічі на конкурсі!!!

Довідки за тел..: 097 995 91 40, 050 921 08 20 –Анна, 063 046 99 44, 096 978 34 64 – Ірина.

З повагою та найкращими побажаннями

Искусство Храппы и Млхенджо – Даро

Арийский (ведический) период искусства Индии

Искусство периода Ашоки.

Канон изображения Будды, его земного и небесного окуржения.

Канон изображения индуистских божеств.

Индуиссткое храмовое зодчество средневековой Индии.

Искусство периодов Шан-Инь и Чжоу

Искусство ранних империй Цинь и Хань

Основы градостроительства и зодчества

Жанры и школы китайской живописи. Эпохи Тан и Сун – периодрасцвета китайского искусства

Искусство периода кофунов

Искуство Нара и Хэйан

Искусство Камакура и Муромати

Искусство периода Эдо

Отношение ислама к искусству

Градостроительство и архитектура стран мусульманского мира

Узор в мусульманском искусстве

ИСКУССТВО ИНДИИ

1. Искусство Хараппы и Мохенджо - Даро

Начальным периодом культуры Индии является доарийская культура, которую открыли в двадцатых годах прошлого века британские и индийские археологи. К настоящему времени обнаружено около тысячи поселений, среди которых лучше всего раскопаны два главных центра – Хараппа и Мохенджо – Даро. Все поселения имеют различную площадь, состоят из цитадели в западной части поселения и нижнего города. Цитадель возводилась на платформе высотой до 6 метров, фасад комплекса укреплялся мощными кладками, а общественные здания – бассейн, зал собраний, зернохранилище были скомпонованы в единый массив. Города поражают своей гармоничной слаженностью, регулярной застройкой и разумной планировкой внутреннего пространства. Протоиндийский город имел в среднем 12 блоков, образуемых пересечением улиц. Такое расположение улиц было приспособлено для сведения к минимуму разрушительных последствий муссонных ливней, а ориентация улиц по направлению ветров обеспечивала их естественную вентиляцию. На уличных магистралях под мостовой находились покрытые плитами и выложенные кирпичом каналы, вода по специально устроенным водоотводам устремлялась к окраинам, где были водостоки. Дома отличались великолепной кирпичной кладкой, простотой форм. В городах не обнаружены храмы, ничего не известно о религиозных верованиях людей этого времени.

Скульптура доарийского периорда представлена небольшим количеством изображений. В них присутствуют черты, которые будут характерны для изображения человека на всем протяжении истории индийской культуры: так называемая трибханга (поза «двух поворотов»), тело, трактуемое как «набухающая плоть», многорукость и многоногость. Среди наиболее выразительных произведений - т.н. «танцовщица» их Хараппа, мужской торс из Мохенджо - Даро. Ученые обнаружили большое количество печатей из стеатитита прямоугольной формы с нерасшифрованными по настоящее время текстами, на них также вырезаныслон, лев, горбатый бык, обезьяна. Со временем цивилизация Хараппы начинает деградировать: сокращаются размеры и нарушается планировка городов. Одна из версий гибели – Инд менял русло, что привело к заболачиванию почв и распространению малярии. Скорее всего, пришедшие около 1600 года до н.э. на Северо - Запад Индии арии не застали цивилизации Хараппы.

2. Арийский (ведический) период искусства Индии

Во втором тысячелетии до н.э. на территории Индии появились арии(aria – светлокожий, впоследствии – благородный). Они пришли в Индию из восточной части Афганистана в Пенджаб и далее долину Ганга. Арии не знали городов, письменности, государства и жили племенными сообществами во главе с вождями – раджами. У ариев были три варны. Варны – это группы, члены которых могут вступать в брак, принимать трапезу только внутри группы, у каждой из варн свой уровень допуска к ведическому ритуалу.

Три варны составили сами арии – брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (крестьяне, ремесленники и торговцы), они считались дваждырожденными. Четвертую варну составили местные жители, их именовали шудры (слуги).

Среди многочисленных народов, появившихся в это время на территории Индии, были племена, жрецы которых составляли гимны в честь богов. Эти гимны заучивались и переходили из поколения в поколение. Они носили название вед. Всего было составлено четыре веды - «Ригведа» (Знание гимнов), «Яджурведа», «Самаведа», много позднее – «Атхарваведа». Создавались гимны Ригведы разными авторами на протяжении нескольких веков. Главное божество Ригведы – Индра, бог грозы и войны, буйный, пристрастный к пьяному разгулу, не ведающий моральных норм. Иным был Варуна – великий правитель, восседающий на небесном престоле, хранитель риты, космического порядка, надзирающий за людьми, чтобы отвратить их от неправедных дел.

Храмов арии не возводили. Жертвоприношения совершались под открытым небом. Алтарь символизировал Вселенную, огненный столб символизировал ось, соединяющую небо и землю. Арии любили музыку, играли на флейте, лютне и арфе. Они владели искусством обработки бронзы.

В ведический период были созданы две великие эпические поэмы – «Махабхарата» и «Рамаяна». «Махабхарата» содержит более 90 тысяч строф. Ее автором считают мудреца Вьясу. Поэма, если исключить из нее вставные эпизоды, повествует о великой междоусобной войне в царстве Куру между родственными племенами Пандавов и Кауравов. Главным героем «Махабхараты» является идеальный воин Арджуна – один из Пандавов. Перед битвой возничий и наставник Арджуны Кришна открывает ему тайное знание о конце мира. Эта часть Махабхараты носит название «Бхагавадгита».

Вторая эпическая поэма «Рамаяна» отличается от «Махабхараты» по объему. Она почти в четыре раза меньше. В ней также много вставок и поздних добавлений. Поэма рассказывает о том, как сын царя Кошалы был отлучен от власти наущениями второй жены его отца. Рама, его жена Сита и его брат Лакшмана уходят из столицы в лес, где ведут жизнь отшельников. Демона Равана похитил Ситу и увез ее на остров Ланку. С помошью царя обезьян Ханумана Рама возвращает свою жену. Раме возвращают власть, но народ ропщет, поскольку жена Рамы Сита некоторое время провела под кровом другого мужчины. Чтобы очиститсья от подозрений, Сита бросается в огонь, но бог огня Агни, отказался принять ее.

К началу I тыс. до н.э. арии освоили всю Северную Индию. Приблизительно к VIII веку до н.э. были заложены основы культуры индийского народа, опирающейся на свод ведических текстов, сохраняющих свое значение и в наши дни. Брахманами было разработано представление о том, что Брахман, сущность которого абсолютно неопределима, проявилась тройственно: как созидание Вселенной (Брахма), сохранение (Вишну) и разрушение для последующего воссоздания (Шива). Выше всех стоит неизъяснимый Брахман, определяемый отрицанием «не то, не то».

От долгого ведического периода почти не осталось памятников пластического искусства. Строительство домов ариями велось из дерева, святилища располагались под открытым небом. Но такие элементы деревянного зодчества, как двускатная крыша с острым гребнем в позднее время дала форму «Солнечного окна» буддисткого скального храма. Ведическая сельская ограда в виде трех горизонтальных жердей, пропущенных через 2 вертикальных столба, будет воспроизведена в камне в воротах (торанах) буддистских мемориальных храмов (ступ).

3. Искусство периода Ашоки. Основоположник буддизма Ситтхартха – историческое лицо, жил в 6 веке до р.э. века северо-восточной части Индии (ныне Непал). Он был сыном вождя шакьев - маленького племени, обитавшего в предгорьях Гималаев. По преданию, мальчик был окружен любовью и роскошью, но однажды, выйдя за ворота своего дворца, он увидел старика, больного, труп. Это перевернуло душу царевича. Тайно покинув дом, он стал аскетом и достиг состояния просветления (бодхи), став Буддой. Будда проповедовал учение, которое нашло многочисленных приверженцев. Главным принципом нового учения стал принцип свободы. Ученик долже открыть истину сам. «Будьте сами своими светильниками», - сказал Будда перед смертью. Будда умер в возрасте 80 лет между 486 и 473 годами до н.э.

От времени жизни Будды и последующего времени до нас почти не дошло никаких изображений. Это объяснялось, в частности и тем, что в это время Будда воспринимался его последователями как непостижимая личность, но не как сверхъестественное существо. Не возводилось и памятников, посвященных учителю.

Ситуация начала меняться, когда в последней четверти IV в. до н.э. после сокрушительного удара по Персии, войска Александра Македонского вторглись в Индию. После смерти Александра в Вавилоне в 323 году до н.э. среди его военачальников началась борьба за его наследство – огромные территории, захваченные в результате его походов. Междоусобицей воспользовался один из представителей клана Маурьев Чандрагупта, изгнавший греческих ставленников с северо-запада Индии и завоевавший часть территории нынешнего Афганистана. В результате Индия пришла в тесное соприкосновение с эллинистическим миром. Наиболее выдающимся представителем династии Маурьев был внук Чандрагупты Ашока (время правления - 272 – 232 гг. до н.э.), к концу жизни ставший ревностным буддистом. Ашока начал строительство буддистских мемориальных храмов – ступ. Прообразом ступы был земляной могильный холм. Ступа – это большое полусферическое сооружение с помещением в центре, где небольшом реликварии, называемом «хармика», хранился прах Будды. Ранние ступы служили для хранения мощей Будды, затем для мощей учеников и последователей Будды.

Ступу венчал «зонтик» из дерева или камня и окружала деревянная ограда, отделяющая место ритуального обхода по часовой стрелки. Ступа возводилась на квадратном фундаменте, декорированный кирпичом или камнем. Из центральной точки холма выходил шест с нечетным количеством ритуальных зонтов – знаков славы. Все элементы ступы имеют символический характер: квадратное основание символизирует землю, полусфера означает нирвану Будды, центральный шест – ось Вселенной, соединяющий Землю и Небо, зонты на шесте – ступени восхождения к нирване и символа власти. Ступа – образец «негативной» архитектуры, у нее не т интерьера.

Ступу окружала стена с четырьмя воротами по сторонам света – торанами, представлявшими две каменные опоры, которые в верхней части перекрывались тремя каменными балками архитрава. Архитрав торан покрыт рельефами на темы о прежних воплощениях Будды. В период между правлением династий Маурьев и Гуптов возводилось множество ступ, самыми известными из которых были ступы в Бхархуте, Санчи и Амаравати. Со временем в северной Индии высота ступ все время увеличивалась по отношению к основанию. Часто они устанавливались на квадратных платформах, принявших в Бирме и Индонезии вид ступенчатых пирамид. Самая большая из таких ступ создана в VIII веке на острове Ява в Боробудуре. Навершия ступ стало в Таиланде и Бирме шпилеобразным.

Вокруг ступ обычно располагались меньшие ступы, а также монастыри, помещения для святынь, залы для проповедей и гостиницы для паломников.

Кроме ступ в буддистской архитектуре существовали искусственные пещеры. Самые знаменитые пещеры находятся в Западном Декане. Чайтьи – буддистские монастыри представляли собой выбитые в скальном массиве продольные помещения со сводчатым потолком и колоннами вдоль продольных стен, напротив входа, декорированного световым «солнечным окном» в форме полукруга с высоким гребнем, находится вырезанная из скалы небольшая ступа с обходом вокруг. Из центрального зала чайтью двери вели в монастырские кельи. Священные тексты буддистов среди культовых зданий упоминают вихары – монастыри, которые строили из бревен на кирпичном основании. Внутри и снаружи здания покрывались штукатуркой, по которой шли росписи на буддистские сюжеты. С течением временем скальные храмы увеличивались в размерах. К пещерным храмам примыкали и вырубленные в скалах монастыри. Классическим примером чайтьи является храм в Карли, который вырублен в скале на глубину 40 метров и превосходит другие храмы размерми и великолепием отделки. Внутри чайтья делилась двумя рядами колонн на три продольных нефа. Колонну имеют капители, состоящие из групп всадников.

По мере необходимости к залу одной пещеры высекали еще один. Так образовывался ансамбль скального монастыря. Самым знаменитым комплексом пещер является Аджанта в Махараштре, где недалеко от торгового пути из Декана на севере высечено 27 пещер. Более поздние пещерные храмы в Элуру – это 34 пещеры, созданные с V по VIII в. н.э.

Для искусства периода Ашоки характерны мемориальные каменные столбы (стамбхи), поставленные в местах, связанных с проповеднеческой деятельностью Будды, на пути паломников. Стамбхи - это слегка суживающиеся монолиты из полированного серого песчаника высотой около 12 м., завершающиеся капителью, состоящей из трех частей: нижней, в форме опрокинутого цветка лотоса, увенчивающей ее верхние части в виде фигуры животного или групп полуфигур животных, обращенные в разные стороны и абаки, разделяющей верхний и нижний элементы капители.

В течение указанного двадцатилетия некоторые элементы перечисленных колонн выявляют наглядный процесс эволюции – высота колонн постепенно увеличивалась, форма капители превращается в изящный стилизованный цветок лотоса, абака принимает форму круглого диска. На абаке появляются символы, связанные с буддизмом - изваяния льва, быка, слона и лошади. Животные служили символами сторон света. Лев – севера, так как буддизм проник в Индию из Непала. Лошадь почиталась как знак юга, поскольку Сурья едет по небу на колеснице, запряженной конями. Бык в «Ригведе» - символ перевозчика (ваханы) Шивы и стал называться Нанди, он представляет Запад. Слон символизирует Восток, в древней мифологии белый слон означал дождевое муссонное облако. Промежутки между изображениями животных заполняют четыре колеса, ассоциируемые с учением Будды. Национальной эмблемой современной Индии стала стамбха с львиной капителью из Сарнатха. Стилизованные фигуры четырех львов, сросшихся спинами, смотрят на четыре стороны света. Это символизирует мировой характер буддизма.

К началу нашей эры распространяется буддизм махаяны, а также бхгаватизм с идеей бхакти – благовейной любви к личному божеству, что требовало его почитания в человеческом облике.

4. Канон изображения Будды, его земного и небесного окуржения.

Появление антропоморфного образа Будды приходится на начало нашей эры. В это время в буддизме Махаяны Будда предстает божетсвом требующем поклонения, созхдается буддистская церковь. В северо-западной Индии (Гандхара, Матхура) под влиянием эллинистических образцов создается канон изображения Будды. Будда изображается или идущим, или сидящим в позе лотоса, или лежащим на правом боку в нирване. Кананическое одеяние Будды – дхоти (набедренная ткань, спускающаяся до щиколоток), поколенная рубашка без рукавов, накидка с прорезью для шеи. Пропорции тела каноничны. Глова с теменным возвышением относится к общей длине туловища в пропорциях ¼ до 1/5. Знаки Будды - удлиненные мочки ушей (символ всеслышания), выпуклая родинка урна между глаз (знак духовного видения) и теменное возвышение ушниш а (знак всеведения). Обязателен нимб. Положения рук (хасты) и пальцев (мудры) также каноничны. Если кисти лежат ладони на ладонь на скрещенных ногах – это мудра размышления и сосредоточения, правая рука касается земли - знак призыва земли в свидетели, кисти рук около груди с особым расположением пальцев – знак поворота колеса Закона. У стоящего Будды мудра увещевания – правая рука от локтя поднята вверх с воздетым кверху указательным пальцем. Когда ладонь поднятой от локтя руки открыта и повернута к идущему навстречу, жест означает «Подойди ко мне без страха». Будда в нирване изображается лежащим на правом боку с ладонью правой руки под головой.

Буддистский пантеон составляли изображения небесных дев – апсар, небесных музыкантов, а также бодхисаттв – идущих по пути спасения праведников, монахов и аскетов. Позы бодхисаттв каноничны: у сидящих жест увещевания. Одеяния отличны от одеяний Будды. Это дхоти, подпоясанное ремешком или жгутом до щиколоток, длинный шарф, продетый через левое плечо, драгоценные украшения на предплечьях, на голове иногда тюрбан с развевающимися лентами, в ушах серьги.

Буддизм вобрал в себя множество божеств иных религий, прежде всего индуистских, но также, хотя в значительно меньшем количестве, иранских и греческих. Из цикла низших божеств, пришедших из индуизма в буддизм пронили дэваты, небесные гении, якши и якшини, гандхарвы (небесные музыканты) с лютней, арфой, флейтой, барабаном.

Земное окружение Будды представлено монахами и аскетами. Монахи предстают бритыми, босыми, без возраста и пола. Аскеты (архаты) считались вступившими на путь спасения. изображались немолодыми людьми, с изможденными лицами, бородой и нестриженными волосами, завязанными узлом на затылке.

 

5.Канон изображения индуистских божеств.

На рубеже I-II тыс. н.э. буддизм уходит из Индии и его место занимает реформированная религия вед – индуизм. Подлинное название индуизма сананта – дхарма (вечная дхарма). Тремя главными богами индуизма (тримурти) являются Брахма – творец мира, Вишну – охранитель мира и Шива – разрушитель мира.

Культ Брахмы не разработан. Храмов, посвященных ему мало. Брахму обычно изображают четырехголовым, это означает его господство над 4- мя сторонами света, из голов произошли четыре веды. Его перевозчик (вахана) – лебедь. Брахму изображают стоящим с короноподобной прческой с серьгами в ушах, бородатым, четвероруким. В руках могут быть четки, сосуд в одной из левых рук, связки бумаги из пальмовых дистьев с текстом вед, священная трава. Тело Брахмы золотистого цвета. У Брахмы нет воплощений (аватар).

Вишну – охранитель мира, в ведах его почитание связано с солнечным культом. Вишну наиболее почитаем в исконной области Ариев - северной Индии. В изобразительном искусстве Вишну предстает как идеал мужской красоты. Тело Вишну сине-голубое. Он может, как и Брахма, изображаться возлежащим на змее вечности. В стоячей позе он предстает со своей женой Лакшми. Вахана Вишну – Гаруда, изображается с головой и грудью коршуна и человеческим туловищем. Особенность Вишну – его многочисленные воплощения (аватары). Вишнуиты насчитывают 10 аватар, имеющих особое значение. Из них пять относят к иным мирам: рыба, черепаха, вепрь, человеколев, карлик. В нашем мире его важнейшими воплощениями были Парашурама, Рама, Кришна, Будда, Калкин - будущее воплощение. Будда был включен в индуистский пантеон как проявление сострадания к живымсуществам.

Почти столь же популярным, как воплощения Вишну, был Шива. Шива изображается божеством несущим как благо, так и бедствия. Волосы у него собраны в коническую прическу. Шива – великий аскет и покровитель всех аскетов. Его изображают восседающим на тигровой шкуре, погруженным в медитацию. Его длинные волосы собраны узлом, с них стекает на землю священная река Ганг, в центре лба Шивы – третий глаз, горло его черно – этослед смертельного яда, который Шива выпил, чтобы спасти мир. Змеи кольцами обвивают его шею и руки. Тело Шивы покрыто золой. Когда Шива пускается в пляс, то становится владыкой танца (Натараджа). У него может быть более 4 рук. Под одной его ногой находится распластанная фигурка безмятежного карлика, символизирующего мир, который пересоздает Шива. Шива может держать в руках трезубец, четки, меч, половину черепа. Изображается вместе с женой Утой. В основном Шиве поклоняются в своевременной Индии как лингам, который представляет собой колонну цилиндрической формы с закругленным верхом, т оест ьимеет форму фаллоса.

6. Индуиссткое храмовое зодчество средневековой Индии.

Э поха средневековья во всей Индии знаменуется расцветом индуистской храмовой архитектуры и пластики. Эту эпоху отличают города - памятники. В восточной части Южной Индии при династии Паллавов в VIII веке возводится прибрежный храм Шивы Махабалипурам, находящийся в 50 км. к югу от Мадраса. Наиболе выразительной является скульптурная композиция «Покаяние Арджуна» - гигантская рельефная фреска размерами 27 на 9 метров, которая также носит название «Спуск Ганги». На ней изображен Арджуна, который стоит на одной ноге в позе покаяния. Его окружают боги и мудрецы, животные.

Изображения животных уникальны по своей выразительности. До нас не дошли остатки храмов, воздвигнутых до воцарения Гуптов и лишь некоторые от времени их правления. Общей чертой индуистских храмов этого периода является богато украшенные колонны с колоколообразными капителями, маленькие размеры, плоские крыши. Каменная кладка применялась без раствора и была очень массивной. Стандартный тип индуистского храма с VI века представлял собой небольшое темное помещение (гарбхагриха), которое было соединено с залом для верующих специальным переходом. В зал входили через портик. Святилище обычно увенчивала башня, над другими частями здания были башни меньших размеров. Весь комплекс зданий стоял по платформе и был окружен прямоугольным двором. В средние века были выработаны строгие правила строительства, зафиксированные в канонических трактатах. Храмовой архитектуре Индии присуще единство, однако специалисты выделяют два ведущих стиля и многочисленные школы. Северный, или индоарийский стиль отдавал предпочтение башне с округлой вершиной и криволинейными очертаниями, башни южноиндийского стиля имеют форму усеченной пирамиды. Большинство южно-индийских храмов посвящено Шиве. Правители династии Паллавов 7-го и 8-го веков оставили после себя пещерные храмы, модели храмов, вырубленные из цельной скалы (ратхи), большие наскальные рельефы. Пещерные храмы, посвященные Шиве, представляют собой вырубленные в скале пещеры с поддерживаемым колоннами вестибюлем в форме веранды, также высеченные из камня. В скульптурных изображениях преобладает образ Шивы и его супруги Парвати- Умы.

Вершина архитектурного зодчества Паллавов - храм Кайласатанхи в Эллоре. Стиль Паллавов получил дальнейшее развитие при династии Чолов X – XII веков. Скромная башня храма предшествующего времени была заменена величественой пирамидой, увенчанной куполом и шпилем. Эволюция дравидского храма привела к повышению роли входных ворот. Начиная с XII века храм стали окружать тремя прямоугольными оградами одна внутри другой с воротами по сторонам света. Входные ворота увенчивались сторожевыми башнями (гопурами), более высокими, чем центральная башня. Огромный храм в Мадурае – самый знаменитый из таких храмов. Храмы более позднего времени стали вычурными. Их стали строить многоугольными или в форме звезды, воздвигать на высоких платформах сложной формы.

Средневековая архитектура Северой Индии представлена школами Ориссы, Гуджарата, Южного Раджастхана, Бунделькханда. Шикхара северноиндийских храмов имеет особую форму. На уровне примерно трети ее высоты стены башни начинают плавно сужаться и округлую вершину венчает плоский каменный диск и шпиль. Глубокие вертикальные желоба подчеркивают вертикальную устремленность башни. В храмах обычно связаны четыре помещения – зал жертвенных подношений, зал танцев, зал собраний и святилище. Святилище венчает самая большая из башен, установленных над всеми помещениями. Одни из совершенных творений индийского средневекового зодчества является «Черная пагода» или храм Солнца, который был возведен в честь победы над мусульманскими завоевателями в 1255 году на побережье Бенгальского залива. Храм построена в виде солнечной колесницы, по обеим сторонам его находятся 12 гигантских каменных колес, представляющих 24 –х недельные периоды года. 8 спиц колеса являются мерами дня.

ИСКУССТВО КИТАЯ

1. Искусство династии Шан- Инь II тыс до н.э.

Во втором тыс. до н.э. в Китае возникло государство Шан – Инь. Это было время, когда стало применяться литье бронзовых ритуальных сосудов, появились основы правильной планировки городов. Иероглифическая письменность в Китае играет особую роль, сформировались основы иероглифической письменности. Каллиграфия в Китае – это высшее искусство. Предмет, который имитирует каллиграф, не обязательно соответствует смыслу. Знак сердца напоминает скользящую по волнам лодку, нога – церковнослужителя, цапля на одной ноге – танец.

В Китае не сформировался пантеон богов, главным божеством является Небо, что определило символический язык китайского искусства. Большую роль в китайской традиции занимает культ предков. Для жертвоприношений духам предков и природы служили монументальные бронзовые сосуды, олицетворявшие модель населенного сказочными существами. На бронзовых сосудах помещался символ грома, похожий на лабиринт, символ облака – спираль с завитками, направленными вверх. Сосуды достигали веса в 600-650 кг. Появился образ дракона, который представлял силу изливающейся с неба водной стихии. Дракон в его разрушительной ипостаси именовался «Тао – тэ». У него был устрашающий вид - голова с выпученными глазами, оскаленной пастью без нижней челюсти. Дракон в своей благодетельной ипостаси «лун» изображался в профиль, у него - чешуя, хвост и плавники, как у карпа, грива и жемчужина на нижней челюсти. Вместе с драконом появляется и изображение птицы, называемой «фэн хуан» - фениксом. Дракон олицетворял космическую силу «ян», фенкис - «инь». Впоследствии дракон станет символом императора, а феникс – императрицы.

С развитием культа предков и погребальной магией связано возведение погребальных холмов на севере от поселения (север в Китае символизирует зиму, смерть, это зона повышенной сакральности). Травяной покров холма скрывал подземные залы, украшенные инкрустациями и росписями. К погребению с юга шла «аллея духов», которую оберегали изображения полулюдей-полухищников..

В сер. I-.го тыс до н.э. сформировались важнейшие философские учения – конфуцианство и даосизм, превратившие в стройную систему этические и эстетические представления о единстве жизни человека и вселенной. На базе этих учений были выработаны устойчивые стилистические приемы всех видов искусства. Сложились приемы планировки городов и принципы каркасного деревянного зодчества. В этот период обостряется борьба между ванами (князьями) за обладание Небесным мандатом. В результате кровопролитных сражений проиходит ообъединение Китая под властью правителя из княжества Цинь. Образуется первая китайская империя.

2. Искусство ранних империй (Цинь и Хань)

В период недолгого правления (221-207 гг.) Цинь Ши- Хуанди до н.э. за период была унифицирована письменность, денежная система, меры весов. Объединитель Китая Цинь- Шихуан соединил стены самостоятльных царств в одну непреступную стену, получившую название «Стены в десять тысяч ли» и протянувшуяся по неприступным горным хребтам на севере Китая. Стену строили примерно 10 лет начиная с 220 года до н.э. Великая китайская стена представляла собой глинобитную крепость со множеством сигнальных башен. Высота стены достигала 10 м., шириной - 8 м.. С течением столетий стена приходила в упадок. При династии Суй в 607 году сооружение было реконструированно. В это время на строительстве было занято 1 млн человек, половина из которых погибла. В XV веке при Мин стена приобрела нынешний облик: ее облицевали белым камнем. Китайская стена со всеми изгибами достигает 6 тыс. км.

Грандиозный погребальный комплекс Цинь Шихуана включал подземный дворец, одиннадцать глубоких подземных туннелей, в которых находилась «терракотовая армия». Воины, боевые коней и колесницы выполнены в натуральную величину из серой обоженной глины. Ни одно из лиц не повторяет другое, воины держали в руках стальные клинки, которые не затупились не поржавели. Династия Цинь пала, проклинаемая народом Китая за неисчислимые бедствия. Со следующей династией китайцы себя идентифицируют, называя себя «хань жэнь», то есть «люди Хань». Это долгое правление считается периодом стабильности и благополучия. Хань завершает китайскую древность.

Правители династии Хань 206 гг. до н.э. – 220 гг. н.э. опирались на конфуцианство как на государственную идеологию. Искусству была отведена важная воспитательная роль: первостепенное значение приобрели настенные рельефы и живопись, оформляющие погребения, иллюстрирующие мифы и исторические легенды. Ведущая роль принадлежала рельефным фризам, вырезанным на кирпичных и каменных поверхностях. Китай периода Хань осуществляет интенсивную торговлю по Великому шелковому пути. Из Китая в Рим и Константинополь везут шелк, изделия из лака. Лак органического происхождения получали из деревьев, которые растут в горах. В лак добавляли красители и наносили на самые разные основы. По технологии производства и декорировки лак подразделялся на расписной, резной и инкрустируемый. Изделия из лака - вазы, шкатулки, женские украшения чрезвычайно ценились. Начиная со II века до н.э. существует историческая и портретная живопись.

3. Основы градостроительства и зодчества

В соответствии с общей ориентацией китайской культуры на структуру мироздания, соотношение вещей между собой, для китайской архитектуры важна прежде всего композиция жилого пространства, в которой основной единицей выступает двор, по периметру окруженный глухими стенами с одним входом, внутри которого в строго определенном порядке располагались жилые постройки. Китайским строителям чуждо стремление к градиозности, они работали с легкими и податливыми материалами – деревом, черепицей и глиной. Строения в подавляющем большинстве были одноэтажными, лишь изредка достигая 2-х и 3-х этажей. Принцип строительства, которым руководствовались в Китае выражает изречение, согласно которому «небо равно удалено от всех». Архитектура Китая использует каркасно-столбовый тип зданий. Дом возводился на прямоугольной платформе из утрамбованной земли, в особых случаях – из камня. Основу дома составляют 4 столба, расположенные по его периметру. Если дом большой, то колонны слегка наклоняли внутрь. На столбы клали поперечные и продольные балки, на поперечных укрепляли стойки, которые поддерживали коньковый брус, при этом основная тяжесть приходилась на внутренние колонны, стоящие вдоль главной оси дома. Коньковая балка символизировла благополучие дома, ее поднимали с соблюдением магических обрядов и прикрепляли написанные красными иероглифами заклинания. Крыша была высокой, с большим выносом за периметр стен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.