Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекций по истории искусство Востока 2 страница




Существовали северная и южная школа архитектры, хотя эти названия не соответствовали географическому расположению строений. Для северной характерен меньший изгиб крыши и минимум орнамента на коньке крыши и карнизах. Для южной - обилие декора на карнизе и большая выгнутость крыши. Декор составляли фигурки мифических животных – единорога, феникса, дракона и т.д. Северный стиль называется также дворцовым, его лучшими образцами являются здания Запретного города в Пекине и императорские гробницы минской и цинской династии. Орнаментация сдержана, фигурки располагаются только на кониках крыш.

В эпоху средневековья появилась система консолей – доугун, скреплявших колонны и балки, позволявшая варьировать наклон крыши. Стены не являись несущими и на севере Китая обычно возводились из глины, а на юге из камыша, обмазанного глиной. Потолка не было, поэтому потолочные перекрытия были видны. По традиции колонны покрывали красным или черным лаком – квинтэссенцией стихии дерева. Крышу покрывал желто-оранжевой, зеленой или синей черепицей. Потолочные перекрытия покрывали красочным орнаментом, окна забирались узорными решетками, створки дверей, перила крыльца и галереи, а подчас и колонны были украшены резьбой, применялись кирпичи с рельефными изображениями, концы крыш увенчивались черепичными дисками с орнаментом или текстом.

План города воплощало представление о взаимодействии сил во Вселенной, согласно которым круглое небо простирается над квадратной землей, в центре которой – Поднебесная или Серединное государство, т.е. Китай. Карта мира – мандала легла в основу планировки китайских городов Город воплощал в себе незыблемость структурных основ Вселенной. Китайское слово «город» (чэнши) буквально означает «стена и рынок». Город являл собой образ «небесного порядка», имел форму прямоугольника или квадрата. поэтому главную роль играла стена с башнями, бойницами, выявлявшая стороны света и центр городского пространства. Если поселение не было обнесено стеной, то не считалось городом. В центре обычно возвышалась дозорная башня, а неподалеку располагались за внутренней стеной дома чиновников.

На севере, где было достаточно пространства, города имели форму прямоугльника, поделенного на 4 части прямыми, пересекающимися в центре улицами. В стенах было четверо ворот, одни с каждой стороны. На пересечении двух главных улиц находилась смотровая башня с четырьмя воротами. В венчавшей ворота трехэтажной башне находился огромный барабан, который отбивал время.

Кроме главных, улицы были кривыми, не было деления на богатые и бедные кварталы. В строительстве использовались непрочные материалы, здания ооружались на скорую руку и с легкостью меняли назначение.

В эпоху раннего средневековья, приходящегося на время правления династии Северная Вэй IV-VI вв.н.э., город стал сосредоточием ремесла и торговли. Императорский дворец этого времени стал располагаться в северной части города и отделялся широкой магистралью от остальных городских кварталов. В период Тан крыши домов стали покрывать черепицей разного цвета. Сложилось деление столицы на «Внешний город», «Внутренний город» - правительственные кварталы и «Запретный город» - императорский дворец.

В отличие от архитектуры жилых зданий и храмов, подчиненных строгим правилам, ландшафтная архитектура Китая представляла свободу индивидуальному творчеству. В древности садовые ландшафты были частью императорских парков. Их символика имела космологическое значение. С эпохи раннего Средневековья возникают сады при домах ученых – интеллектуалов. Своего совершенства садовое искусство достигает в эпоху Мин в Сучжоу и других городах Цзяннани.

Китайский сад располагался обычно позади жилого дома, в нем жили и творили. Пейзаж сада рассчитан как на покоящегося зрителя, так и гуляющего и обязательно включал в себя растительность, землю, воду и камни. По китайским представлениям ограда сада должна быть частью ландшафта, она обычно следовала складкам местности, подобно «извивающемуся дракону».

Растительность должна была порождать настроение, соответствующее определенному времени года. С этой целью в садах создавались уголки с весенними, летними, осенними и зимними пейзажами. Вода и декоративные камни были призваны внушать чувства нездешнего бытия.

Помимо жилых зданий в саду были террасы для созерцания, павильоны и беседки для уединения, домики для ученых занятий, музицирования, чаепития, даже послеобеденного сна. Главное правило – «сообщительность» (тун) зданий и природной среды. Главный прием садовой композиции – заимствование вида (цзе цзин) – экранирование, создающее впечателение многослойности и символической глубины пространства. Экраны в виде больших каменых плит ставились перед входом в дом, они же в виде ширм и настольных экранчиков находились в интерьере, искусственные горы, стены, густые заросли заполняли сад. При таком экранировании садовый пейзаж разбивался на множество самостоятельных видов, что создавало ощущение простора на крохотной площади. «Заимствование вида» предполагало созерцание предметов с разных сторон, вплоть до того, как сад смотрится из соседнего дома. Обычно для прогулки по саду устанавливался маршрут, связывающий композицию в единое целое. В большинстве случаев вид в сад закрывался холмом или деревьями, затем посетители шли по крытой извилистой галерее, огражденной с одной стороны стеной, перед глазами сменяли друг друг крохотные дворики. Внезапно перед посетителм открывался вид на пруд с островками и мостами, архитектурными сооружениями. Выход из сада маскировали.

Большинство архитектурных сооружений ранних эпох до нас не дошло. Расцвет катайской архитектуры, о котором можно судить и сейчас, приходится на время правления династии Мин 1368-1644 гг. В это время ведется активное градостроительство, возведятся архитектурные и садово-парковые ансамбли. С 1421 года Пекин становится постоянной резиденцией императоров. В соответствии с символикой цвета крыш императорских дворцов покрываются черепицей желто – оранжевого цвета. Этот же цвет использовался для крыш крупных буддистских храмов. Синим цветом окрашивались крыши храма Неба, зеленой была черепица резиденций сановников, городских башен, парковых беседок. Стены, ворота и все деревянные детали дворцов и храмов покрывались красным лаком. Мемориальные сооружения, арки на пути к погребениям были белого цвета.

10. Жанры и школы китайской живописи. Эпохи Тан и Сун – период расцвета китайского искусства.

В VII –VIII веках живопись стала главным искусством Китая. Основным материалом для китайского художника был шелк, а затем и бумага. К периоду Тан устанавливается две формы свитков: вертикальный, обычно до 3-х метров, который вешался на стену, и горизонтальный до 20-30 метров, хранящийся в футляре. В период Тан излюбленной формой свитка была горизонтальная, в период Сун - верткальная. По мере перехода от одного фрагмента к другому угол зрения постоянно меняется. Такой метод получил название «меняющейся перспективы». Картина могла быть оформлена в виде листа небольшого формата, при этом несколько листов объединяютсяв альбом. Китайская бумага мягкая по фактуре, по своей плотности напоминает нашу промокательную и называлась «сюаньчжи», ее изготавливали из рисовой соломы и древесной коры по особой технологии. Каждый мазок кисти расплывался на бумаге и подправить его было нельзя. На шелке и бумаге писали тушью и минеральными красками. Так, зеленую делали из малахита, синию из индиго. Главные орудия труда китайского живописца, называемые «четырьмя драгоценностями» - бумага, кисть, тушь и тушечница. Кисть имеет бамбуковый или деревянный стержень, на коце которого укреплен пучок волос из животного меха.

Живопись подразделяется на 13 самостоятельных жанра: произведения на исторические темы, изображения даосских и буддистских персонажей, три жанра изображающие людей (парадный и частный портрет и жанровая живопись), объединяемые как жэнь у (люди и вещи), жанр «цветы и птицы» и пейзажная живопись «шань шуй хуа», которая также имеет несколько разновидностей.

Древнейшим жанром является портрет. Уже в ханьскую эпоху была практика портретирования обитательниц тайных покоев императорских дворцов. В качестве самостоятельного жанра портрет оформляется в эпоху Тан. В это время закладываются основы парадного портрета. Китайские художники выработали принципы перспективы, позволявшие создать иллюзию огромного пространства. Живописец обозревал мир сверху, горизонт поднимался на большую высоту. Непременно на картине остается незаполненное пространство. Для того, чтобы создать впечатление глубокого пространства, живописец делил пейзаж на несколько планов, высоко поднятых друг над другом. В китайской живописи различают стиль «гунби» - «тщательная кисть» и «сеи». Для гунби характерно наличие тщательно выписанных контурных линий, обрисовывающих предметы. В картинах, написанных стилем «сеи» (передача идеи) отсутствуют четкие контуры, картины пишутся непосредственно нанесением тушью фактуры предмета. Художники этого стиля прибегали к гиперболизации, обобщениям, писали по наитию, экспромтом, большей частью тушью. Стиль «гунби» доминировал до 12 века, затем уступив место стилю сеи, который распространили художники - интеллектуалы, так называемые «вэньжэньхуа».

В китайской картины может бытьстихотворное сопровождение и печать автора, исполненная киноварью. В целом картина предстает триединством каллиграфии, живописи и поэзии. Китайцы считают, что у каллиграфии и живописи один источник.

Искусство династий Тан и Сун - классический период китайского искусства.

Большое значение для развития искусства имело открытие в 10-м веке императорской Академии живописи. Громадное значение приобретает в это время творчесткая деятельность интеллектуалов, для которых были характерны эрудиция и всесторонняя образованность. Художники не стремились к выписыванию деталей, отказались от ярких красок, предпочитая обходиться тушью, подсвечивая рисунок акварельными красками. Картина стала выражением внутреннего мира художника. Среди наиболее значимых художников- интеллекталов Су Ши, Вэнь Ту, Ли Гунлинь, Ми Фу, Ми Южэнь.

С танской эпохой связано становление бытовой живописи в двух разновидностях: изображения придворных и простонародных сцен.
Жанр «Хуа няо» («цветы и птицы») окончательно выделился при Сун, дав несколько стилистических вариантов и первым перешел с шелка на альбомные листы. Изображения «хуа няо» полны скрытых значений. Так, сосна стала символизировать долголетие, пион – достаток в доме, бамбук символизировал духовное совершенство и несгибаемость воли человека. Орхидея, слива мэйхуа, бамбук и хризантема получили название «четырех благородных мужей». Если в жанре «хуа няо» художник бращал нимание на мельчайшие детали, то в панорамной пейзажной живописи он старался передать громадность мироздания.

Пейзажный жанр «шань-шуй» («горы-воды») достигает расцвета в VII-VIII веках. Пейзаж раскрывал необъятность Вселенной, в которой человек не занимает центрального места. Китайский пейзаж пишется только по памяти. В пейзаже отсутстует принцип прямой перспективы. На переднем плане изображаются элементы природы в их соотносительности – камень и гора, трава и деревья. Второй план пропускается и подразумевает воду (ручей или озеро, водяную пыль или водопад). Третий план замыкают фантастические очератния гор. Горы символизируют небесное, мужское, активное начало «ян», воды - женское, земное начало – «инь».

В 11-м -12-м веках Китай подвергся нападению воинственного племени цзинь, создавшего государство на севере Китая. В 1127 году пала столица Северной Сун. Один из принцев назвал себя императором, став основателем династии Южная Сунн. С перемещением центра культуры на юг связаны были перемены в живописи. Если раньше художник переносил на полотно весь вид, попадающий в поле зрения, то теперь главные фрагменты сюжета показаны фрагментарно. Переход от панорамной живописи в угловому ракурсу прослеживается в работах Ли Тана, Ма Юаня и Ся Гуя.

В период владычества монгольской династии Юань 1280-1368 г. достигла небывалой изощренности и тонкости в передаче оттенков монохромная живопись.

Монгольские захватчики проводили политику жесткого национального угнетения, они презрительно относились к интеллекуальным видам деятельности. Лишенные перспектив служебного роста, китайские интеллектуалы в доступной им иносказательной форме выражали свое отношение к происходящему в стране. Именно в это время расцветают школы «горы-воды», символизирующее стремление уйти в мир природы и «бамбук и камни», выражающую решимость сопротивляться чужеземцам и проявлять стойкость.

 

 

ИСКУССТВО ЯПОНИИ

11. Искусство периода кофунов

Японское искусство складывалось и развивалось в под влиянием особых природных и исторических условий. Япония находится на самом краю востока, на ход ее культурного развития оказали влияние Китай и Корея. Периоды взаимодействия с внешним миром сменялись в японской истории долгими веками культурной изоляции (периоды с X по XIV и с XVII по сер. XIX в.). Последнее обстоятельство способствовало выработке и закреплению многих уникальных черт японской культуры и искусства. Знакомство с культурой Западом произошло в XVI веке, когда основные черты самобытной японской цивилизации уже сформировались.

От древнейших обитателей Японских островов — охотников и рыболовов до нас дошли обнаоуженные в результате археологических раскопок каменные топоры, гарпуны, наконечники стрел и вылепленные от руки керамические сосуды, получившие название из-за оттиснутого на них узора «Дзёмон», что означает «след веревки». Поэтому культуру неолита в Японии называют Дзёмон. Прибывающие из Сибири, из Полинезии, а позднее из Кореи и Китая переселенцы стояли на разных ступенях культурного развития, поэтому в одновременных культурных слоях обнаруживаются памятники как неолитической эпохи, так и эпохи бронзы.

Начальный период культуры Японии, о котором сохранились достоверные данные, называется эпохой курганов (кофунов). Кофуны представляли собой погребения, с наземной частью в виде земляной насыпи характерной формы: круг и трапеция символизировали союз земли и воды. Кофун окружал двойной ров с водой, поверх кургана росла трава, по внутреннему периметру насыпи располагались полые глиняные фигурки т.н. «ханива» людей, животных, модели лодок и домов высотой от 30 см до полутора метров.. Внутри погребальной камеры располагались гробы с умершими представителями знати, куда помещали ритуальные предметы: зеркало, колокол дотаку, чье звучание должно было отпугивать злых духов и привлекать богов. В погребених царей Ямато обязательно находились такие ритуальные символы власти - нефритовые подвески и мечи. Для возвеличивания царей рода Ямато было установлено начало истории, определена иерархия богов, выделено божество Аматэрасу («С небес сияющая»), которое передало власть над японскими островами царям из клана Ямато Название Ниппон или Нихон, означающее «страна восходящего солнца» появилось в VII веке. В 608 году начались поездки дляобучения в Китай, которые продолжались на протяжении двух с лишним веков..

Разнородные верования японцев, в которых очень много черт первобытного анимизма и фетишизма, нашли свое отражение в религии Синто («путь богов»). Японцы верили и верят, что бесчисленное множество духов (ками) существует ландшафтных объектах, таких, как озеро Бива и гора Фудзи, в сотворенных людьми предметах – мечах, зеркалах. Духи незримо присутствуют в синтоистском храме, который строился из дерева на сваях. Внутри находилось помещение, которое окружалось верандой. Внутри синтоистского храма было полутемно и пусто. Крыша синтоистского храма имеет так называемые кацуоги – выдающиеся вверх концы стропил.

12. Искуство Нара (645 – 794 гг.) и Хэйан ( 794-1185 гг).

Нара - первая столица и единственный в то время города Японии был построен в начал 8 века по образцу китайской столицы Чанъань. Прямоугольный в плане, ориентированный строго по сторонам света, город делился центральной дорогой-улицей на западную и восточную части. Великие Южные ворота начинали улицу, а заканчивалась она Воротами императорского дворца, расположенного в северной части столицы. Это было время утверждения японской государственности, ведения буддизма и создания
памятников буддийского искусства — храмов, пагод, разнообразных статуй буддийских божеств. Буддизм в этот период был не столько верой народа, сколько продолжением политики двора. Различные секты буддизма играли очень значимую роль при дворе, земельные владения буддистских монастырей росли, монахи имели огромное влияние при дворе. Появляются буддистские монастыри, представляющие собой группы деревянных построек, расположенных на обнесенном стенами прямоугольном участке. Особое значение приобрели широкая аллея, идущая в парадным воротам, площадь перед храмом, видимая издали многоярусная пагода. Деревянные храмы были окрашены красным лаком, приподняты на каменных фундаментах, имели широкие изогнутые двойные крыши – иримоя. Среди ранних буддистских храмов – Асукадэра, Хорюдзи. Фасадом храмы монастырей были обращена на юг, основные постройки размещались на оси север – юг, на севере располагался зал для проповедей – кодо, кондо (зал для хранения буддистских текстов и храмовых сокровиц) и пагода. В 8 веке при крупных монастырях уже имелись мастерские скульпторов. Распространился культ бодхисаттвы Каннон, чье имя было переводом санскритского имени Авалокитешвара (Внимающий звукам мира). Исполненный сострадания к живым существам, бодхисаттва способен внимать звукам страждующих, где бы они не находились. В Японии распространение культа Каннон привел к распространению ее изображений (в Китае и Японии бохисаттв стали изображать в виде девушек), помогающая в аду святая Каннон, тысячерукая Каннон спасает голодных духов, Коннон с головой лошадью - скотов, злых духов - асуров спасает одиннадцатирукая Каннон, Каннон с рыболовной лесой - людей.

В 794 году столица государства была перенесена в город Хэйан (нынешний Киото). В Хэйан расцвела утонченная придворная культура. Было создано японское слоговое письмо – кана (с яп. заимствованный иероглиф). Поначалу этим письмом пользовались только женщины, в то время как официальная письменность продолжала оставаться китайской. На протяжении X века женское письмо стало использоваться в частной практике. В XI веке наступил период расцвета японской классической литературы, блестящим образцом которой является роман «Гэндзи Монотагари», созданный придворной дамой.

В искусстве Хэйан главное место занимают буддистские образы пришедших в это время из Китая эзотерических сект Тэндай и Сингон, которые учили тому, что все живые существа обладают сущностью Будды. Тренируя дух и тело, выполняя обеты, человек способен обрести сущность Будды в процессе нескольких перерождений. Храмы этих сект строились на вершинах гор и скальных уступах.

Эпоха Хэйан – время роскоши правящих кругов. В это время формируется тип жилищ синдэн. Стены не имели опорного значения и могли быть раздвинуты очень легко, заменены более прочными на холодное время или же в теплое время сняты. Окон не было. На решетчатый каркас вместо стекол натягивалась белая бумага, пропускающая в помещение неяркий рассеянный свет. Широкий карниз крыши предохранял стены от сырости и солнечных лучей. Внутреннее помещение, лишенное постоянной мебели, имело скользящие стены-перегородки, благодаря которым можно было по желанию создавать то зал, то несколько небольших изолированных комнат, пол устилали соломенными циновками — татами, одного размера (180 на 90 см.). К обращенному на юг главному зданию с запада и востока примыкали крытые галереи, заканчивающиеся павильонами. Перед главным зданием располагался двор, дальше - пейзажный сад.

Из Китая в период Хэйан привозили конфуцианские и буддистские тексты. Нередко они украшались изображениями. Первоначально японские художники копировали китайские изображения, начиная с X века обращаются к изображению пейзажей и обычаев родной страны. Оформляется живопись «ямато-э», которая отличалась от китайской живописи характерными темами из японской поэзии, новелл, романов или из народных легенд. Свое название живопись получила от названия района Ямато - юго-западной части острова Хонсю, где сложилась государственность Японии. Изображение представляло часто свиток иллюстраций с соответствующим текстом, который брался руками и раскручивался справа налево. Пик расцвета живописи ямато-э приходится на поздний Хэйан. В это время появились художнии–профессионалы, писавшие картины на свтские сюжеты на ширмах, раздвижных перегородках и свитках – эмакимоно. Свитки эмакимано представляли собой картины – повести. До наших дней дошел свиток «Гэндзи-моногатари-эмаки», роман Мурасаки Сикибу, изображающий в ярких красках прздную жизнь аристократии. В сохранившихся к 19-ти главам романа иллюстрациях нет единого сюжета и сквозного действия. Большинство изображенных сцен происходит в интерьерах, все видимое показано сверху, нет единой точки схода линий и масштабного соответствия фигур и архитектуры, лица всех персонажей одинаковы, различны только прически и одежды. Главным предметом внимания художника является передача эмоционального содержания происходящих в романе событий, которые были хорошо известны всем. Для передачи внутреннего состояния героев и атмосферы каждой сцены художник варьрует угол изображения от 30 до 54 градусов.
В домах аристократов на ширмах и занавесях лучшие художники рисовали картины ямато-э. Чаще всего это были отосящиеся к жанру цукинами-э (картины месяцев года) и сики-э (картины впремен года), на которых изображались характерные для каждого сезана деревья и птицы.Так, цветущая вишня – сакура, луна и снег символизировали зиму. Композиция подобных картин не соответствовала ниодной из категорий китайской живописи. Таким образом, наибольшее слияние природы и человека, вообще характерно для различных жанров искусства Японии, было достигнуто в картинах цукинами-э. Картины ямато-э составляли единство с литературными произведениями, которые также размещались на ширмах и занавесях. В антологиях поэзии 10-13 веков нередки стихи, написанные на ширмах 9-10 столетий. Самое большое количество таких стихотворений содержит антология «Суйсю». Поэзия на тему четырех сезонов диктовала и сюжеты живописи для ширм. В русле народной песенности складывалась, а затем стала основой японской классической поэтики определенная система поэтических формул. Так, знаком весны была туманная дымка, дерево ивы, знаком лета – кукушка, цикады, осени – алые листья клена, олень, луна, зимы – снег и цветы сливы. Обилие в языке омонимов давало возможнсть многосмыслие стихов, отчасти это перешло и на живопись. От ширм с текстами постепенно произошел переход к ширмам без текста. Так сложились собственно живописные жанровые подразделения – сики-э («картины четырех сезонов») и мэйсе-э («картины прославленных мест»).

13. Искусство Камакура (1185 -1333 г).и Муромати (1392 – 1568 гг).

В конце 12 века власть в стране в результате кровавой междоусобицы захватил клан Минамото, глава которого перенес столицу в свое поселение Камакура, по названию которого назван следующий этап истории Японии. К власти в стране пришло военное сословие самураев, из среды которых выходили сегуны – действительные военные правители Японии, за императором, оставшимся в Нара, сохранялись только номинальные атрибуты власти. Утонченности придворной культуры самураи предпочитали простоту. Важнейшими центрами культуры стали буддистские монастыри. Монастыри секты дзен, которой отдавали предпочтение самураи, не включали в себя пагоды, храмы напоминали сельские хижины. С конца XIII века под воздействием пантеистических представлений секты дзен пейзаж стал воплощать идею о пребывании буддистских божеств в любых ландашфтных объктах. В монастырях Камакуры сложилась иконография дзенских патриаров. Их изображали восседающими в спокойной позе с подчернутой характеристикой лица, гипнотической силой взгляда.

Период Муромати начинается с событий 1333 года, когда феодалы юго – восточных районов островов Хонсю захватили и сожгли Камакуру, вернув столицу в Хэйан. Это было время внутренних усобиц и войн феодальных кланов. Ведущим учением смутного времени стало учение адекптов секты дзен о том, что достигнув единства с природой, можно примириться с невзгодами жизни и достичь единения с миром. На первое место в японском искусстве под влиянием учения дзен о том, что «телом» Будды является природа, выдвигается пейзажная живопись.Во второй половине XII века в Японии из Китая проникла живопись с использованием черной туши. Японцы, которые занимались такой живописью, были монахами секты дзен. Ими был создан стиль шигаку, представлявший комбинацию живописи и поэзии. XV и XVI вв. – время максимального расцвета живописи тушью, ведущим мастером которой был Сэссю Тойо (1420 – 1506 г). Параллельно с этим стилем существовал и стиль ямато – э.

Изменения социально- политических отношений, выдвинувших напервый план военное сословие обусловили и повяление в XVI архитектурный стиль «сеин». Прежде единый объем дома расчленяется с помощью раздвижных дверей (седзи), раздвижных перегородок (фусума). В комнатах появилась полка для книг и окно с широкими подоконником и ниша (токонома), куда ставился букет или камень прихотливой формы и вешался вертикальный свиток.

В XVI веке в появляются чайные павильоны в связи с необходимостью правильного проведения чайной церемонии. Чай был завезен в Японию в период Камакура буддистскими монахами в качестве снадобья. Чайный ритуал (тя – но – ю) был введен по инициативе дзенского монаха Мурата Сюко и требовал специального метода для своего проведения. Так сложился новый тип архитектурного сооружения - тясицу (павильона для чайной церемонии), в своей конструктивной основе он был близок жилому дому, а по своей функции - буддийскому храму. Опоры чайного павильона были деревянными, потолок отделывался бамбуком или тростником. Внутри устланной циновками хижины в 1,5 или 2 татами с глинобитными стенами, маленькими разноуровневыми окнами, нишей токонома с висящим монохромным пейзажем и цветком в вазе находился очаг, полка для утвари.

В период Муромати расцветает искусство создания садов. Малые сады чаще всего расположены при храмах или связаны с традиционным домом, они предназначены для просматривания. Большие ландшафтные сады рассчитаны на восприятие их изнутри.

Дзенский прихрамовый сад строился по принципу монохромного пейзажного свитка. Художник вместо листа бумаги использовал гладь озера или засыпанную галькой площадку, вместо пятен и размывов туши – камни, мхи, листву деревьев и кустарников Постепенно из сада исчезли цветы, их заменили мхи и кустарники, вместо мостиков стали использовать камни. Одни сады был пейзажные, холмистые «цукияма»: они представляли собой комбинации камней, мхов, деревьев, водоемы, с обязательным павильоном на берегу. Самый древний пейзажный сад находится в Киото и принадлежит монастырю Соходзи. Сухие сады носили название «хиранива», т.е. плоские. Сад хиранива составлялся из камней, песка, гальки. Замкнутый с трех сторон окруавшей его стеной, сад предназначался только для созерцания. Хиранива - это «философский» сад, он требовал от зрителя развитого воображения и строился по принципам пейзажной картины. В конце XV века создан один из наиболее известных сухих садов в монастыре Реандзи. Он включает 15 камней, расположенных на прямоугольной засыпанной гравием площадке. Наряду с песчаным садом существует сад мхов, где акцентировалась фактура поверхности и различие оттенков зелени. В саду хиранива монастыря Дайтокудзи, созданном в 1509 году, создана композиция из камней и гальки. Одна из частей сада получила название «океана пустоты» и представляет собой два невысоких галечных холма среди прямоугольной площадки. Сады могли дополнять друг друга. Японские сады, в отличие от китайских, не несут отпечатка личности своего создателя. На протяжении сотен лет мастера, исполнявшие сады, пользовалиь одним и тем же набором компонентов, оставаясь в рамках определенных композиций. Создавались миниатюрные парки, которые умещались в керамической вазе, но имели полнейшее сходство карликовых деревьев с их настоящими прототипами. Искусство создания таких садов именуется «бонсай». Оно возникло в Японии около семи веков назад. К этому виду садово-паркового искусства предъявляется ряд требований. Каждое деревцо не должно отличаться от настоящего ничем, кроме размера. Ценится возраст дерева.

В конце XV века формируется придворная школа декоративной живописи Кано. Основатель школы Кано Масанобу (1434-1530) происходил из военного сословия, стал придворным художником-профессионалом. Его пейзажи имели только передний план, все остальное заволакивала туманная дымка. Акцент на одном определенном предмете изображения характерен для школы Кано. Главное место в творчестве художников школы Кано занимали декоративные настенные росписи и ширмы с жанровой живописью в синтезе с архитектурной формой. В свою очередь особенности архитектурной формы требовали определенных стилевых качеств росписей, отчего постепенно и сформировался новый стилевой канон, сохранявшийся в японской живописи вплоть до XIX века.

Период Момояма 1573 -1614 г. В это время подошла к концу эпоха феодальных войн, власть в стране перешла к последовательно сменявшим друг друга военным диктаторам – Ода Нобунага, Тоетоми Хидэеси и Ияэсу Токугава. Это было время роста городов, обмирщения и демократизации культуры, проникновения новых ценностных ориентаций. Культовая архитектура утратила свое прежнее значение. Новые властители Японии заявляли о своем могуществе строительством грандиозных замков, сооружение которых было вызвано появлением в Японии огнестрельного оружия и соответственным изменением тактики боя и обороны. Замок стал принципиально новым типом японской архитектуры. Доминантой замка стала башня – тэнсю Она состояла из помещенной на гигантском, сложенном из каменных блоков, трапециевидном пьедестале трех, пяти или семи проямоугольных этажей с глинобитными стенами, зарешеченными окнами, черепичными крышами и многочисленными, богато украшенными фронтонами. Ассиметрично расположенная территория замка, окруженная рвом и сторожевыми и угловыми башнями, включала центральную площадь и множество дворов и помещений, подземных укрытий и переходов. Жилые помещения находились в расположенном на территории замка деревянном здании, со строгой иерархией внутреннего пространства, отражавшем общественную иерархию. Погруженным в полумрак интерьерам замков более всего подходили настенные декоративные росписи, грандиозные по размерам, исполненные яркими красками по золотому фону. Кано Эйтоку (1543-1590), внук Мотонобу. Эйтоку, - создатель нового стиля росписей, призванного возвеличить военных диктаторов. Он впервые разработал принцип единой композиции на больших горизонтальных поверхностях, укрупнив формы, отказавшись от мелких деталей для передачи не только силуэта, но и динамики форм. Для Эйтоку характерно стремление к увеличению плоскостности картины, усилению ее декоративных качеств. Так, на местах, символизирующих пустое пространство, размещены пятна с примесью золотой пудры. Пространство композиции разворачивалось не вглубь, а вдоль взгляда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.