Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекций по истории искусство Востока 3 страница




В 1576 году был возведен на берегу озера Бива невиданный до сих пор замок с колоссальной семиэтажной башней, который должен был демонстрировать мощь диктатора Ода Нобунага. Особенностью замка было наличие не только официальных, но и частных покоев. Главными в декоре стали настенные росписи, которые было поручено осуществить Кано Эйтоку, работавшему над ними три года с большой группой помощников. Кано Эйтоку, которого диктатор торопил с выполнением заказа, стал укрупнять формы, используя толстую кисть из рисовой соломы, прибегая к лаконичному художественному языку. Главное место занимало изображение деревьев, цветов, птиц и животных. Цветовая гамма была яркой, отсутствовала нюансировки цвета.

Изменение социальной ситуации в стране после того, как к власти пришли сегуны Токугава, привело к запрету на строительство замков. Главной формой декоративной росписи стала ширма В живописи заметнее стало стремление к уравновешенным, спокойным композициям, нарастание орнаментальности форм, интерес к культуре Хэйанской эпохи и произведениям ямато-э. Отличительная черта школы Кано этого времени – орнаментальность и повышенная декоративность.. Из декоративной живописи ушла не только монументальность Кано Эйтоку. Искусство приобрело личностную окраску, повлиявшую и на его стилевые качества. Декоративная живопись 17 века вдохновлялась чаще всего героями и темами классической литературы, отражая круг интересов родовой аристократии., а также нарождающейся буржуазной элиты. Декоративная живопись развивалась в старой столице Японии – Киото. Для стиля декоративной живописи 16 -18 веков характерны:

тяготение к плоскостности, сближение изображенных предметов с фоном;

декоративные функции цвета;.

ритм играет превостепенную роль в композиции;

самобытность, отсутствие прототипов в искусстве Китая и Кореи. Выразителем вкуса новых потребителей искусства – жителей города торговцев и ремесленников стал Огата Корин, новый представитель школы Кано. Огата Корин имел дело и с керамикой, и с изделиями из лака, расписывал кимоно и веtера. Как мастер, он начал со знакомства с традиционой живописью и ее приемами. Корин всегда стремился к компактности уравновешенности форм. Особенность творческой манеры Огата Корина – сосредоточенность на разработке нескольких сюжетных мотивов, их многократное повторение и варьирование. В творчестве Огата Корина впервые появилась работа с натуры. Шедевр Корина - роспись ширмы «Красное и белое дерево сливы», сюжетный мотив которой восходит к классической поэзии с ее образами ранней весны и пробуждающейся природы. По обе стороны от потока на золотом фоне написаны цветущие деревья: коренастое, с толстым изогнутым стволом и почти вертикально поднимающимися ветвями дерево красной сливы и обозначенное лишь подножием ствола и припадающей к воде, а потому вдруг взметнувшейся вверх веткой дерево, усыпанное белыми цветами. Огата Кэндзан (1663 – 1743 гг.) в отличие от свего старшего брата Огата Корина с юности тяготел к духовным ценностям, был последователем дзен-буддизма, знал китайскую и японскую классическую литературу, театр Но, чайный ритуал. На территории, принажлежащей храму Ниннадзи, Кэндзан получил разрешение построить собственную керамическую печь, выпускавшую продукцию в течение 13 лет до 1712 года. Он не стремился к прибыльности, им руководила идея создания высоко художественной продукции. Впервые он использовал традиционные приемы живописи тушью в росписи объемной формы. Кэндзан писал по сырому черепку, пористая глина впитывала краску, подобно бумаге в живописи тушью. Подобно своему великому современнику поэту Басе, превратившему популярный низкий жанр хайку в откровение, Огата Кэндзан показал, что обычные керамические тарелки, чашки, вазы могут быть и утилитарными предметами и одновременно – поэтическими шедеврами.

Графика укие-э

В 1615 году из Киото в Эдо были переселены самураи. Основной экономический фактор этого времени – подъем купцов, торговцев и ростовщиков, сосредоточенных в Нара, Киото и Осака. Для представителей этих социальных групп было характерно мирское восприятие жизни, стремление освободиться из-под влияния феодальной морали. Впервые искусство обращается к темам повседневности, включая быт т.н. веселых кварталов, где располагались чайные дома, театры Кабуки. Появление гравюры на дереве было связано с демократизацией культуры, поскольку гравюре свойственна тиражность, дешевизна и доступность. Вслед за бытовой живописью гравюра стала называться укие-э (дословно – мир повседневности). Изготовление гравюр приобрело широкий размах. В изготовлении гравюр принимало участи несколько человек. Художник выполнял рисунок на прозрачной бумаге, намечал основные цвета. Резчик резал и подготавливал доски из вишни, груши для каждого цвета, печатник вручную печатал. Гравер, сняв кальки для каждого цвета, наклеивал их на доски продольного распила и разал необходимое количество досок (иногда до 30-35). Резчик иногда резал только один элемент изоборажения. Печатник наносил минеральные или растительные краски и печатал вручную, подбирая тона. Ранний период развития графики укие-э связан с именем Хасикава Моронобу (1618-1694), который изображал незамысловатые сцены из жизни обитателей чайных домов, ремесленников, совмещая на одной гравюре разновременные не связанные между собой события. Фон гравюр оставался белым, линии четкие. Постепенно круг тем гравюр расширился, более глубоким стал интерес не только к внешнему, но и к внутреннему миру персонажей. Японская гравюра в 1780-1790-х годах вступает в период расцвета. Судзуки Харанобу (1725-1770) впервые стал изображать внутренний мир героев в таких гравюрах, как «Красавицы, срывающие ветку сливы», «Влюбленные в заснеженном саду». Он применял прием раската, создающий переход от темного к светлому тону, варьировал толщину и фактуру линий. Он никогда не заботился о реальной расцветке, море на его гравюрах розовое, небо песочное, трава голубая, все зависит от общего эмоционального настроя сцены. Одна из его лучших работ «Влюбленные играют на одном сямисэне» создана на тему японской пословицы – «Если музыка способствует любви - играйте». Китагава Утамаро (1753-1806 гг.) – выдающийся мастер укие-э. Его творчество началось с альбомов «Книга насекомых», «Песни раковин». В своих поясных погрудных женских портретах Утамаро впервые применяет слюдяной порошок, создающий мерцающий фон. Идеальная красавица Утамаро с изящной формой и посадкой головы, тонкой шеей, маленьким ртом, короткими черными бровями. В сериях «Десять женских характеров» и «Дни и часы женщин» он стремился к выявлению различных типов внешности и характера женщин. В конце 90-х годов Утамаро обращается к теме материнства в таких гравюрах, как «Мать с ребенком» и «Игра в мяч», в это же время он создает триптихи и полиптихи на исторические темы, прибегая к косвенному обозначению (герои страны изображаются в виде красациц). Тесюсай Сяраку создал серию портретов актеров театра Кабуки и борцов сумо. Он отказался от общепринятых традиций, сделав гротеск своим главным приемом. Третий период развития гравюры укие-э приходится на 1800-1868 годы. В это время усилилось влияние на японское искусство голландских и немецких офортов. Для творчества художественной династии Утагава стали характерны отказ от поисков индивидуальности, стремление к формальному изяществу. Расцвет жанра пейзажа в гравюре связан с именем Кацусика Хокусая (1760-1849). Хокусай изучал древние и современные направления японского искусства, знал искусство Китая и европейскую гравюру. Почти до 50 лет Хокусай работал в традиционной манере худоников укие-э. Лишь в альбомах «Манга» (книга набросков), первый том которых вышел в 1812 году, Хокусай нашел свою область изображения. Теперь он рисовал бытовые сцены, пейзажи, толпу. В возрасте 70 лет Хокусай создает свою серию «36 видов горы Фудзи», на каждой из гравюр художник изображает гору Фудзияму. В сочетании жанровой темы с пейзажем - особенность творческой манеры Хокусая. В отличие от древних пейзажистов Хокусай показывает землю снизу. Одновременно он содает серию «Путешествие по водопадам страны», «Мосты», «Большие цветы», «100 видов Фудзи». Хокусай мог передавать вещи с неожиданной стороны. В гравюрах «100 видов Фудзи» горы то возникают из мрака ночи, как видение, то просматриваются за стеблями бамбука, то отражаются в озере. Последователь Хокусая Андо Хиросигэ (1797-1858) писал природу гораздо более реалистично. По профессии речной агент, он много ездил по стране, создавая свои серии «53 станции Токайдо», «8 видов озера Оми», «69 видов Кисикайдо». Искусство Хиросигэ приближается к европейской живописи, завершая двухсотлетний период расцвета гравюры укие-э.

ИСКУССТВО ИСЛАМСКОГО МИРА

15. Отношение ислама к искусству

Во времена Мухаммада арабы почти не имели своих художественных навыков. Реалистическое направление начинает ощущаться в арабской живописи сразу же после смерти пророка.

Искусство является одним из видов знания, которое проистекает от всевышней мудрости Аллаха. Окружающий мир является отражением мира божественного, на который в этом мире можно найти только намеки. Поэтому художник - мусульманин такое внимание обращает геометрическим фигурам – треугольнику, квадрату, отсутствующим в окружающей природе, они вечно сущи в мире идей и являются при их воспроизведении человеком способом проникновения в мир сверхъестественного. Особая роль геометрического орнамента определена тем, что пророк Мухаммед порицал художников, изображающих людей и животных, поскольку художник претендовал на роль творца, которая присуща лишь Аллаху. В самом Коране нет запрета на изображение живых существ, но уже в 723 году появился указ халифа Йазида II об уничтожении статуй. В 9-м веке запрещение изображать живые существа вошло в тексты т. н. достоверных хадисов – преданий о словах и поступках Мухаммада, а также в другие богословские книги. Ислам утверждал веру в Бога единого, не наделенного антропоморфными чертами, безликого, не поддающегося художественному воспроизведению. В мечетях и других общественных местах нельзя было изображать не только Бога, но и человека. Художники не могли создавать монументальные произведения на сюжеты, позволяющие воссоздавать художественное представление о мире в широком обобщенном плане. Негативная позиция ислама распространялась и на поэзию и музыку. «В день воскрешения мертвых, - говорится в хадисах, - самым страшным мукам будут подвергнуты создатели образов».

16. Градостроительство и архитектура стран мусульманского мира

Место поклонения мусульман известно как масджид, или мечеть. Термин «масджид» буквально означает «место коленопреклонения». Мечетью может быть любое строение. Особенности специально отстроенной мечети является купол и минарет. Минарет - высокая башня с фонарем, куполом или шатром, с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минатреты обычно украшает узорная кирпичная кладка или резьба по камню, ажурные решетки балконов. Наверху купола или минарета почти всегда помещается звезда в полумесеце. Пятиконечная звезда символизирует пять обязательных ритуалов исламской веры, полумесяц напоминает о лунном календаре, по которому исчисляются мусульманские праздники. Мечети стали различать по их назначению. Небольшая мечеть служила местом индивидуальной молитвы. Соборная мечеть (джами) предназначалась для коллективных молений в полдень пятницы. Соборная мечеть имеет кафедру в виде высокого трона, к которой ведет лестница сперилами и декоративным входом. С кафедры имам – глава мусульманской общины произносит обязательную пятничную проповедь. Кафедра (минбар) всегда расположена справа от священной ниши – михраба. С XII века на востоке распрострененным стал тип соборной мечети с четырьмя айванами – сводчатыми или колонными залами без передней стены на каждой стороне двора. Главная мечеть города называлась Джами иль – Кабир, то есть Главная мечеть. В дни больших праздников правоверные отравлялись в загогородную мечеть – мусалла, представлявшую собой открытую площадку со стеной, обращенной к Мекке. Отличительной чертой всех мечетей с конца VII века становится михраб – плоская или вогнутая ниша, перекрытая аркой, вставленная в раму. Стрельчатое навершие михраба символизируется точку «оси ислама», осуществляющую связь молящегося с земной Каабой, отражающую его духовную связь с Каабой небесной. Святость михраба подчеркивается его освещением через купольные окна и искусственным – от лампы, свисающей с верхней точки михраба к центру ниши.

Типы мечетей

Первые мечети представляли собой очерченный, иногда обведенный рвом квадратный участок земли. Построенные мечети появились лишь во второй половине VII века. Они представляли собой квадратный двор, окруженный галереями на столбах или колоннах. На стороне, обращенной к Каабе, ставили пять и более рядов колонн, которые создавали открытый во двор молитвенный зал. Так сформировался распространенный в мусульманском мире тип колонной мечети. Ее внешний вид напоминал крепость, окруженную глухими гладкими стенами с минаретом в виде мощной башни. Основное ядро колонной мечети составлял открытый квадратный или прямоугольный двор, обнесенный галереей с арками. С одной стороны двора, ориентированного в сторону Мекки, находился глубокий колонный молитвенный зал. Богато украшенная ниша (михраб) обозначала направление к Мекке. В колонных мечетях Ирака зародился принцип деления внутреннего пространства на множество одинаковых ячеек, образованных аркадами. Еще один тип мечети – медресе выполняет функцию школы. Здесь верующие изучают арабский язык, Коран и исламские дисциплины. Двор окружен помещениями для учащихся. В середине каждой стены расположены сводчатые или купольные айваны, обращенные к четырем сторонам света, символы четырех толкований Корана. По углам расположены башни – минареты. В VII веке арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран, в начале VIII века владения халифата охватили Пиренейский полуостров, Северную Африку, Запкавказье, Среднюю Азию. Власть халифов постоянно слабела, правители отдельных захваченных территорий эмиры фактически становились независимыми от столицы Арабского халифата – Багдада. Искусство отдельных областей мусульманского мира сохраняло верность местным традициям. При этом черты общности искусства обуславливались единством веры. Развитие культовой архитектуры халифата началось с возведения в 687 – 691 годах в Иерусалиме Куббат ас Сахры (купола Скалы), ставшей третьей после Каабы и мечети Пророка в Медине святыней мусульман. Создание этого сооружения связано с путешествием Мухаммада из Мекки в Иерусалим, откуда он совершил восхождение к престолу Аллаха. Гора, на которой воздвигнут Куббат ас - Сахра – священное место и иудеев, и христиан. Число всех основных элементов Куббат ас – Сакры равно четырем, что связано четырьмя буквами, составляющим по-арабски «Аллах» и квадратом как символом Каабы. Внутреннее убранство составляет декор из мрамора и бронзы. Столицы арабского халифата - Дамаск, затем Багдад, а с XIII Каир были центрами утонченной культуры. Здесь возникли новые типы монументальных культовых и светских построек: мечети, минареты, крытые рынки, караван-сараи, дворцы. Использовались разнообразные формы арок: от подковообразных до стрельчатых. В архитектуре применялись такие ставшие характерным для нее формы, как сталактиты – заполнение сводов, ниш и карнизов в виде призматических форм, расположенных рядами, выступающими один над другим, похожих на соты. Поверхность фасадов и внутренних пространств заполнял орнамент. VII – VIII века - время, когда страны Северной Африки Тунис, Алжир и Марокко и Южная Испания вошли в состав халифата. Столицей мавританской Испании стала Кордова, которая насчитывала сотни мечетей, учебных заведений. Заложенная в 785 году мечеть Кордовы, представляющая собой прямоугольник с множеством дверей без обозначения главного входа. Меньшую часть образует открытый двор с бассейном и редко посаженными деревьями. Это место ритуального омовения. Число колонн Кордовской мечети равно 800, они не имеют баз, выстроены длинными рядами в направлении к михрабу. Колонная мечеть символизирует выражение созерцательного философского отношения к действительности. В конце XI века испанцы оттеснили арабов к югу, где вплоть до 1492 сохранялся Гранадский эмират. На окраине Гранады размещалась укрепленная резиденция эмира, построенная в XIII - XIV веках. Массивные стены крепости, башни и ворота скрывают дворец, в сонову композиции которого положена система разноуровневых дворов. Альгамбра в Гренаде – два открытых двора, большой с двумя рядами миртовых деревьев и двор с львиным фонтаном. Вымощенный мрамором дворик миртов, дворик львов с фонтаном, окруженный фигурами 12 каменных львов расположены под углом друг к другу.

Архитектура средневекового Ирана

Художественная культура Ирана уходит своими корнями в 5 тысячелетие до н.э.. Архитектура и искусство Ахеменидского (6-4 вв. до н.э.), Селевкидского, Парфянского (3 в. до н. э. – 3 в. н.э.) и Сасанидского (3-7 вв. н.э.) Ирана соперничали с Элладой, Римом и Византией. Сложение феодальных отношений началось в Иране еще в 5-6 веках н.э. В середине VII века Иран был захвачен арабами и стал частью арабского халифата. Арабы принесли новую религию – ислам, что обусловило появление нового типа зданий, ограничения в изобразительном искусстве.

Особенность минаретов Ирана – орнаментальная кладка из кирпича. Пояса геометрического (иногда сложенного из специально формованных фигурных кирпичей) узора располагаются один над другим, подчеркивая и повторяя круглое сечение минарета. В 14 веке возводились парные минареты, фланкирующие небольшой портал. Для архитектуры средневекового Ирана характерны мавзолеи – архитектурные сооружения, воздвигнутые над могилами особо почитаемых лиц. Различают мавзолеи нескольких типов: башнеобразные постройки, увенчанные шатром, кубические или многогранные в плане купольные сооружения, портально-купольные здания. Самый старый башенный мавзолей сохранился в Хорасане. Это башня Кабуса, близ Горгана, построенная в 1006/1007 годах.

В конце XIV века Иран вошел в состав державы Тимура. Архитектура XIII – XIV веков продолжает традиции предшествующего периода. В большом числе до нас дошли культовые здания: мечети, медресе, мавзолеи. В этот период особенно много строится зданий, состоящих из большого перекрытого куполом квадратного помещения с порталом со стороны входа. Обилие мавзолеев связано с культом святых, характерным для ислама шиитского толка. Для развития монументальной архитектуры 13-14 веков характерно нарастание декоративного начала. Мастера архитектурного орнамента продолжали использовать технику резьбы по стуку, обогащая узор сюжетно и пластически. В 14 веке цветное убранство стало применяться на стенах снаружи зданий. Появились новые технические и художественные приемы: узорная кладка из глазурованных и неглазурованных кирпичей, резная керамическая мозаика, украшение стены плитками росписной майолики и др. Новые качества архитектуры 13-14 вв. ярко проявилась в одном из лучших памятников иранского средневекового зодчества, мавзолее Олджейту Худабанде в Султание.

Средняя Азия, став центром империи Тимура, переживает в XIV – XV веках расцвет культуры. Столица Тимура Самарканд был местом, куда Тимур свозил художников и строителей из покоренных стран. При Тимуре в Самарканде были воздвигнут Шах и Зинд - комплекс небольших портально – купольных близких по характеру мавзолеев духовенства и знати с декором, доведенным до совершенства. Гордость Самарканда – соборная мечеть, строительство которой было закончено в 1404 году. Усыпальница Тимуридов Гур-Эмир отличалось богатством внутреннего убранства и простотой архитектурных объемов. В первой половине XY века при внуке Тимура Улугбеке было воздвигнуто медресе, представлявшее собой прямоугольный двор, окруженный двухэтажными зданиями с кельями для учеников. В середине каждой стены расположены 4 айвана, служившие местом для занятий. В XVII веке был создан ансамбль площади Регистан, включавший три медресе, расположенных на трех сторонах площади.

Мусульманское зодчество Индии

Мусульманские завоеватели уничтожали буддистские и индуистские храмы. В результате ожесточенной борьбы за власть в Индии образовалось несколько мусульманских государств, враждующих друг с другом. D XII – XIII веках в Индии появились мечети, минареты, мавзолеи. Влияние индийского зодчества проявилось в колоннах и деталях архитектурных украшений с обилием растительного и цветочного орнамента. Вписанность в окружающую природную среду – особенность раннеисламской архитектуры Индии.

Второй период исламского искусства Индии связан с правлением династии Великих Моголов (вторая. пол. XVI – XVIII вв.) Хан Акбар создал централизованное государство на территории Индии и вошел в историю как знаток и покровитель искусств. При Шах – Джахане, который правил империей Великих Моголов с 1592 по 1666 годы, был создан Тадж Махал в Агре. В комплекс Тадж Махал входят мавозолей, два одинаковых здания из красного песчаника, в одном из которых мечеть, в другом – гостиница для паломников, четыре минарета, сад и массивные ворота. Согласно мусульманской традиции, ворота, ведущие в Тадж Махал, разделяют царство чувств и царство духа. Главное здание, увенчанное легким куполом, приподнято на высокую квадратную платформу 104 на 104 кв. м., по краям высятся тонкие минареты высотой 45 метров. Орнамент выполнен из малахита, янтаря, изумруда и кораллов.

17. Узор в мусульманском искусстве

Узорность – неотъемлемая часть убранства средневековой архитектуры и прикладных искусств, проявляющаяся в формах каллиграфического письма

Закономерности и формы, рожденные сочетанием геометрических фигур, легли в основу сплетений арабской геометрической вязи. Такие узоры европейцы называли арабесками (от фр. Arabesque – арабский). Арабеска - разновидность орнамента, состоящего из геометрических фигур, причудливого переплетения линий, завитков, растительных побегов, стилизованных цветов. Арабеска возникла на арабском Востоке, распространившись далеко за его пределы. В дальнейшем термин «арабеска» стали применять только для растительного орнамента. Понятие «арабеска» приобрело не только эстетическое, но и философское начение, стиль жизни, способ мышления в стихах, музыке и орнаменталистике. Для него характерно бесконечное варьирование одних и тех же фигур. Упрощенно передавая лист, цветок или стебель, мастера арабески достигали разнообразия, повторяя какой-либо элемент растительного орнамента.

В мусульманском искусстве выделяют два вида орнамента: гирих и ислими. Геометрические арабески (гирихи). Гирих в переводе с арабского означает узел, он строится на сетках, образующих узлы. Все построение сводится в нахождению основной фигуры и определению ее точного местонахождения на сетке/ В основу композиции берется сочетание одинаковых, подобных или равных фигур, вычленение части из них или фрагмента с применением дополнительных вставок и зрительных поправок. Художник доводит рисунок до полноты звучания, откладывая толщину линий фигуры то на одну, то на обе стороны от оси. Он профилирует линии и насыщает их фон растительно-цветочным узором. Иногда одна сетка накладывается на другую. В основе построения гириха чаще всего лежит круг, и его части, с помощью циркуля и линейки происходит построение основных элементов гириха. Под «ислими» понимается не сам рисунок, часто совершенно различный, сколько приемы композиции. Построение рисунка основано на чувстве ритма и свободной симметрии, при соблюдении основного закона – двухмерности, плоскостности изображения. Ни одна ветвь или бутон не изображены в ракурсе, все элементы растительности, получив форму плавных линий, завитков и выкружек, разложены и зажаты в одной плоскости. При этом контур имеет главное значение. Изображение реальных и фантастических птиц и животных в орнаментике и искусстве 9 - 13 веков имело под собой не только следование традиционному мотиву, но связывалось с определенным строем представлений. Орнамент, применяемый в арабском искусстве, дополнялся шрифтами «куфи» и «насх» (скоропись). Арабески создавались на коврах и страницах книг, применялись в резьбе по камню, дереву и ганчу, в узорах поливных изразцов, чеканке по металлу, мозаике.

Кроме того, арабский орнамент использовал зооморфные, астральные и другие мотивы. Большое место в искусстве мусульманского Востока занимает каллиграфия, одновременно бывшая и наукой и искусством. Каллиграфическое написание религиозных, официальных и бытовых текстов воспроизводилось на пергаменте, бумаге, домашней утвари, стенах зданий. Каллиграфия считалась декоративным искусством, обретя сакральный смысл в силу идеи о воплощении Слова Бога. Этим объясняется обязательное присутствие цитат из Корана на здании мечети.

Миниатюра.

В мусульманском Иране традиции монументального изобразительного искусства полностью не исчезли. Сюжетные изображения нельзя было помещать в мечетях и культовых зданиях, но нередко они украшали стены дворцов правителей, знати, жилых домов горожан, бани и другие светские постройки.

Расцвет иранского изобразительного искусства наступил в 12-13 веках. Иранская миниатюра - самое ценное из того, то было создано в области изобразительного искусства. Ее расцвет связан с блестящим расцветом ираноязычной литературы. Иранская миниатюра почти не связана с религией. Ее основная тема – образ прекрасного сада, роскошной лужайки, усеянной цветами. Иранских миниатюристов не занимали отношения между людьми, люди как цветки разбросаны художником по лужайке.

Родина двух великих иранских поэтов – Саади (1184-1291) и Хафиза (1300-1389) – Шираз в течение столетий сохранял значение крупного культурно-художественного центра Ирана. Стиль миниатюр объединяет восходящая к древней традиции монументально-декоративная концепция, требующая изображения крупных по масштабу фигур, заполняющих все поле миниатюры и расположенных как бы на первом плане одна рядом с другой. Художник не передает объем фигур, а также пространство окружающей среды. Фоном, как правило, служит ровно окрашенная цветная поверхность, что и выявляется одной из черт, выявляющих связь этих миниатюр со стенописью

В течение 15 века художники Ближнего и Среднего Востока совершенствовали декоративный образный строй миниатюры, специфичный по своей графической и колористической структуре. Рафаэлем Востока назван Камал ад-Дин Бехзад – поразительный мастер рисунка и колорита. Декоративный образ его произведений очень сложен, построен на тонком соотношении целого и множества частностей, смелой экспрессии, свободной компоновке фигур и предметов, выразительности штриха, богатстве цветовых пятен. Никто до Бехраза не мог так органично, в пределах декоративного образного строя миниатюры с ее условными канонизированными приемами, так многогранно и непосредственно живо передавать события, о которых повествуют его произведения, украшающие рукопись «Бустана» Саади

В первой половине XV века достигла своего рассвета миниатюра Шираза, которую отличают величавая монументальность и лаконизм композиции, четкий рисунок и звучная красочная гамма. Минеральные краски составлялись на яичном белке или растительном клее, некоторые части рисунка покрывались золотом и серебром, бумага и готовый рисунок полировались горным хрусталем или сердоликом. Над книгой кроме миниатюристов, трудились каллиграфы, иллюминаторы, украшавшие поля книги и переплетчики. Поля заполнялись растительным узором и фигурками животных, окрашивались бледным золотом или покрывались золотым крапом. Кожаные переплеты отделывались орнаментальным тиснением с золотом.

 

 

Базовые понятия

Якш – божества плодородия, растений, воды. Власть слабых Якш простриаетсяв радиусе тени, отбрасываемой деревом,в котором они жили. Якши бывают злые и добрые, жестокими и кровожадными, на чаще они покровительствую растениям

Гаруда (санскр. «пожиратель» - вахана (перевозчик) Вишну предстает в виде человеко - орла.

Варны - группы, различающиеся по степени ритуальной чистоты, связанными внутригрупповыми браками, совместной трапезой и ритуалом..

Ступа (санскр. - макушка, куча камней земляной холм) – культовое символическре и мемориальное монолитное сооружение полусферической

Хармика в буддистской ступе небольшая квадратная надстройка над основным объемом ступы

Торана – древнинд. – каменные ворота с резными рельефами

Вихар а (санскр. - хижина, убежище) в раннем буддизме место встречи странствующих монахов

Чайтья - (санскр.) буддистское культовое сооружение, храм- молельня, вырубленный в скале

Хасты и мудры – положения рук и пальцы, имеющие символическое значение.

Урна – выпуклая родинка между бровями Будды – смвол всевидения учителя.

Ушниша – теменное возвышение – символ всеведения Будды.

Апсара – введической и индуиссткой мифологии прекрасная юная обитательница небес.

Бодхисаттва (санскр. – стремящийся к просветлению) в буддистской мифологии существо, достигшее духовного совершенства, готовое к уходу в нирвану, но остающееся в мире для спасения людей.

Тримурти – (древнеинд. – тройственный образ) триада богов, включающая Брахму, Вишну и Шиву

Стамбха (санскр.) буддистская или индуистская отдельно стоящая памятная колонна, капитель с симческими скульптурными изображениями

Ушниша в изображении Будды полукруглый выступ на его голове

Апсара – в ведической и индуистско мифологии прекрасные юные полубожественные обитательницы небес

Бодхисатва – (санскр. стремящийся к просветлению) в буддистской мифологии существо, достигшее высшего духовного совершенства, готового к уходу в нирвану, но остающееся в мире из – за сострадания к людям




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.