Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Укрепление дыхательной системы




Укрепление сердечно-сосудистой системы

Высокий функциональный уровень работы сердца определя­ется сильным медленным его сокращением и расслаблением (более редким пульсом), а также строгой определенностью в че­редовании этих процессов, что создает благоприятные условия для питания сердечной мышцы. Ритм сердечных сокращений зависит от силы сердечной мышцы, ее кровоснабжения, состоя­ния нервной регуляции, интенсивности выполняемой работы. Сердце — тренируемый орган. Оно быстро реагирует на малей­шие изменения в физической работе. Систематическое примене­ние ОРУ положительно сказывается на функции сердца, так как при этом нагрузка увеличивается постепенно, четко дозиру­ется, напряжение ритмично чередуется с расслаблением или паузами отдыха. В результате сердечная мышца становится сильной, ровнее и реже ритм, точнее осуществляется перестрой­ка работы в связи с меняющейся нагрузкой. Характерными осо­бенностями работы сердца детей являются неполное развитие мышечного аппарата и неравномерность сердечных сокраще­ний, связанные с несовершенной нервной регуляцией. Поэтому нужно с большой осторожностью увеличивать нагрузки (в осо­бенности для детей младшего школьного возраста), в процессе некоторых упражнений давать паузы для отдыха, дозировку упражнений продолжительное время сохранять неизменной, понемногу ее увеличивая. Ударный объем сердца по мере роста ребенка быстро возрастает, развитие центрального и перифери­ческого нервного аппарата сердца отличается высокими темпа­ми и к 7-8 годам жизни ребенка в основном завершается.

ОРУ укрепляет сердечно-сосудистую систему. Наиболее спе­цифическое влияние в этом плане оказывают ритмичные, мно-


 




гократно повторяющиеся движения с высокой физиологиче­ской нагрузкой — подскоки разного типа, наклоны вперед, в стороны с движениями рук, упражнения с высоким поднимани­ем коленей, приседания. Важно, чтобы эти упражнения входи­ли в каждый комплекс, регулярно повторялись.

Через легкие в кровь поступает кислород, где он соединяется с углеводами, жирами, белками. В результате этого выделяется энергия, благодаря которой мы живем, мыслим, двигаемся. Движение легких при вдохе и выдохе производится определен­ными дыхательными мышцами. Чем сильнее они развиты, тем лучше. Укреплять их можно так называемыми дыхательными упражнениями. Наиболее эффективным является глубокое, не­частое, ненапряженное дыхание. При этом воздух доходит до альвеол, легочная ткань хорошо вентилируется, дыхательные мышцы работают экономно, успевает восстанавливаться их ра­ботоспособность. Усиление легочной вентиляции (при глубоком учащенном дыхании) ведет к чрезмерному удалению из орга­низма углекислого газа. Это нарушает кислотно-щелочное рав­новесие в крови, вызывает сужение сосудов, ухудшение крово­снабжения мозга, всех тканей организма. В спокойном состоя­нии и при небольшой нагрузке нормальным является носовое дыхание, при котором воздух согревается, очищается от пыли, микробов. Кроме того, оно возбуждает нервные окончания в но­совых пазухах, происходит настройка всего дыхательного аппа­рата на дыхание (носолегочный рефлекс), повышается тонус ко­ры головного мозга, что способствует ее развитию. При значи­тельной физической нагрузке легочная вентиляция увеличива­ется во много раз, проходимость носовых ходов становится не­достаточной. В этих случаях вдох делается через нос, а выдох через нос и рот или вдох и выдох через нос и рот одновременно.

При умеренной физической нагрузке наиболее благоприят­ные анатомические условия для вдоха создаются, когда мышцы туловища не напряжены, грудная клетка расправлена, — при выпрямлении туловища, разгибании ног, отведении плеч назад (не поднимая их, так как сжимается верхняя часть грудной клетки), отведении рук в стороны ниже плеч, при поднимании рук вверх, отведении прямых и согнутых рук назад, при подни­мании рук к плечам, на пояс. Выдох нужно делать при поворо­тах, наклонах, приседании, движении рук вниз, сгибании ног, т. е. при уменьшении поверхности тела.


Значительные мышечные напряжения целесообразно соче­тать с выдохом, а вдох делать в исходном положении. Напри­мер, лежа на животе, приподнимая верхнюю часть туловища, руки вверх — задержка и выдох. Это объясняется тем, что при значительном мышечном напряжении некоторые дыхательные мышцы (межреберные, косые мышцы живота, грудинно-клю-чичные) переключаются на непосредственно мышечную работу. Кроме того, выдох усиливает возбуждение двигательного цен­тра коры головного мозга, а вдох тормозит его. Таким образом, выдох способствует мышечной работе. В упражнениях такого типа детям или совсем не даются рекомендации к дыханию (они дышат так, как им удобно), или им указывают на необходи­мость вдоха в исходном положении. По окончании упражнения обязательна пауза, так как в этот момент дыхание нормализу­ется. Мелкие, быстрые движения (вращения кистей рук, стоп и пр.) делаются при обычном дыхании. При обычном неглубоком дыхании выполняются многократно повторяющиеся движения со значительной нагрузкой — подскоки на месте, прыжки со скакалкой и т. п. В таких случаях менее глубокое дыхание вы­годнее организму, так как на это расходуется меньше энергии, необходимой для физической работы. Темп дыхательных дви­жений должен быть спокойным, не частым, а выдох — несколь­ко длительнее вдоха. Полный выдох освобождает легкие от от­работанного воздуха, что рефлекторно усиливает вдох. Поэтому при обучении дыханию нужно прежде всего обращать внимание на выдох, добиваться его продолжительности. Упражнения с длительным выдохом нормализуют темп и ритм дыхания, укре­пляют дыхательные мышцы. Особенно полезен в этом случае выдох с преодолением сопротивления (с полузакрытыми губа­ми, со сжатыми зубами, выдох через трубочку и т. п.).

Чтобы научиться правильно дышать, нужно уметь управлять дыхательными мышцами, развивать их, укреплять. Существу­ют три типа дыхания: грудное, брюшное и смешанное. При груд­ном дыхании во время вдоха грудная клетка расширяется в пе­реднем, заднем и боковых направлениях; при выдохе — ребра опускаются, объем грудной клетки уменьшается. При брюшном дыхании вдох осуществляется за счет сокращения и опускания диафрагмы. Таким образом, объем грудной клетки увеличивает­ся сверху вниз, а выдох осуществляется за счет поднимания диа­фрагмы и уменьшения объема грудной клетки. При вдохе выпя­чивается передняя стенка живота, при выдохе она втягивается. При смешанном типе дыхания вдох и выдох происходит при уве­личении и уменьшении объема грудной клетки во всех направле-


ниях — вперед-назад, в стороны и сверху вниз. Этот тип дыхания наиболее естествен. Он бывает у детей и взрослых в повседневной жизни и при выполнении упражнений, но без специального обу­чения он обычно недостаточно полон. Грудной и брюшной типы дыхания рекомендуются для укрепления, тренировки дыхатель­ных мышц, развития подвижности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.