Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повестка дня. Москва, пятница, 16 февраля/1 марта 1918 г




ДЕЯНИЕ 86

Москва, пятница, 16 февраля/1 марта 1918 г. 9.00—12.00.

Источники: ГАРФ № 87, с. 18—50, рукопись (Ср. Деяния

НМ VII. С. 78—100; РГИА № 6, л. 25—27, протокол).

Присутствовало 249 членов Собора, в том числе 32 архие-

рея.

Председатель: митр. Арсений (Стадницкий).

1. Текущие дела.

2. Доклад Отдела о единоверии и старообрядчестве «Об

устроении единоверия» (продолжение). Докладчики митр. Анто-

ний (Храповицкий) и прот. С. И. Шлеев.

3—4. Секретарь зачитывает, а Собор принимает к сведению

постановление общего собрания приходских советов и мирян г. Ки-

нешмы об образовании объединенного братства приходских сове-

тов для защиты православной веры и Церкви.

5—7. Секретарь зачитывает постановление Отдела о Законе

Божием о необходимости преподавания в учебных заведениях За-

кона Божия. Собор одобряет заключение Соборного Совета о пе-

чатании этого постановления в «Церковных Ведомостях». «Отдел

о Законе Божием Священного Собора долгом считает довести до

сведения Священного Собора о втором заседании Отдела совмест-

но с представителями объединенных родительских и законоучи-

тельских организаций. На собрании этом принята следующая ре-

золюция: “Объединенное собрание законоучительских и родитель-

ских организаций Москвы и Петрограда 11(24) февраля, еще раз

обсудив, совместно с Законоучительским отделом Священного

Собора, Декрет о воспрещении преподавании в школе Закона Бо-

жия, единогласно постановило: кликнуть клич по всей России, ко

всем приходам и всем родительским организациям — твердо стать

на защиту веры православной и ни под каким видом не допускать

изгнания из учебных заведений Закона Божия. Вспоминая завет

Великого Учителя и Господа Христа — “не препятствуйте детям

приходить ко Мне“ — отцы и матери, во имя счастья своих детей,

не позволять поднять руку на святыню — Слово Божие. Закон Бо-

жий был и должен остаться главным предметом школьного препо-

давания. Родительские комитеты всех учебных заведений пригла-

шаются соответствующие постановления препровождать началь-

никам и законоучителям учебных заведений, где обучаются их де-

ти, а также направлять в Москву на Всероссийский Церковный

Собор“. Отдел просит Священный Собор одобрить приведенное

постановление и разрешить сообщить его епархиальным преосвя-

щенным для осведомления через благочинных населения».

8—10. Секретарь зачитывает заявление 34 членов Собора об

устройстве и обеспечении военного духовенства. Собор утвержда-

ет заключение Соборного Совета о передаче заявления в Синод и

Высший Церковный Совет для подготовки доклада по этому во-

просу.

11—13. Секретарь сообщает, что получен рапорт архиеп.

Тихона (Никанорова) об обстоятельствах захвата Митрофанова

монастыря. Собор принимает к сведению это сообщение.

14. Председатель зачитывает ст. 18 {=17} доклада «Об уст-

роении единоверия». В статье говорится об учебных заведениях

при единоверческих церквах и монастырях.

15—17. Прот. С. И. Шлеев предлагает дополнить статью по-

ложением об открытии единоверческой школы в Москве или

Нижнем Новгороде, в которой с благословения и утверждения Со-

бора подготовлялись бы будущие единоверческие пастыри. В этой

школе могли бы учиться не только единоверцы, но и православ-

ные.

18—19. Еп. Челябинский Серафим (Александров) считает, что

невозможно объявить об установлении одной центральной школы

для единоверцев. Нельзя устранять существующие школы и заме-

нять их новой. Предлагает принять статью в редакции Отдела.

20—23. Собор принимает ст. 18 в изложении Отдела.

24. Председатель зачитывает ст. 19{=12}, согласно которой

в единоверческих церквах и обителях должно строго сохраняться

древнее пение и древний чин службы.

25. Собор принимает ст. 19 в изложении Отдела.

26. Председатель зачитывает примечание к ст. 3{=19}, ка-

сающееся вопроса о возможности открытия, согласно пункту 2,

единоверческих епископий. Отдел на основании постановлений

Нижегородского единоверческого съезда и заявлений с мест нашел

возможным предложить Собору признать готовыми к открытию 4

епископии и 5 епископий разрешенными к открытию лишь прин-

ципиально, реальное открытие которых возможно лишь по выяс-

нению достаточных средств к обеспечению их епископов жили-

щем и содержанием. К числу первых отнесены: Охтенская, с ме-

стожительством для епископа в Петрограде, Павловская —епископ

живет в г. Павлове Нижегородской губернии, Саткинская —

епископ живет в Златоустовском Воскресенском монастыре, и

Тюменская — в Тюмени. К числу последних отнесены епископии:

Новозыбковская, Новогеоргиевская, Хвалынская, Восточно-

Сибирская и обнимающая приходы из Московской и соседних гу-

берний.

27—28. Председатель зачитывает две редакции особого мне-

ния__________, принадлежащие еп. Пермскому Андронику (Никольскому).

29. Еп. Пермский Андроник (Никольский) предлагает Собору

принять вторую редакцию своей формулировки примечания. В ней

говорится, что единоверческие епископии учреждаются с согласия

епархиальных архиереев.

30. Н. М. Шахов предлагает именовать Уральскую едино-

верческую епархию православно-единоверческой.

31. Еп. Челябинский Серафим (Александров) считает, что уч-

реждение епископий должно производится с согласия епархиаль-

ного архиерея. Согласно канонам, все происходящее в епархии

находится в введении правящего епископа. Поддерживает редак-

цию еп. Пермского Андроника.

32. Митр. Харьковский Антоний (Храповицкий) считает, что

ссылки еп. Челябинского Серафима на каноны не относятся к об-

суждаемой ситуации.

33. А. И. Июдин говорит, что олонецкие единоверцы, входя-

щие в состав Охтенской епархии, не хотят иметь собственного

единоверческого епископа.

35. А. Г. Куляшев поддерживает предложение еп. Андроника.

36. Архим. Матфей (Померанцев) также считает, что образо-

вание новых епископий должно происходить с согласия правящего

архиерея.

37—41. И. М. Покровский считает, что мнение Собора по

любому вопросу выше мнения одного отдельного епископа.

42. Архиеп. Антоний (Храповицкий) говорит об устройстве

Екатеринбургской епархии.

43. А. Д. Зверев поддерживает поправку еп. Андроника.

44. Председатель сообщает, что список ораторов исчерпан.

45. Докладчик прот. С. И. Шлеев: «От всех речей получается

впечатление, что здесь смешиваются два различных момента:

один — это учреждение единоверческих епископий, а другой —

назначение единоверческого епископа. Этого нельзя смешивать, а

нужно разграничить. Мы не говорим, что единоверческие еписко-

пы должны назначаться без согласия правящего епископа, но что

самое учреждение единоверческих епископий зависит только от

Собора. Ведь мы — Собор, и когда приступали к принятию статьи 2

об единоверческих епископах, то молились Богу пред алтарем

храма, говоря “Благословен еси Христос Боже наш”. До принятия

статьи 2 отдельные члены Собора могли высказывать важные суж-

дения по поводу ее, но когда мы приняли эту статью, то в этом

сказалась воля Божия, и теперь уже невозможно отступаться от

принятого Собором решения» 68.

46. Ф. Г. Зибарев: «Я думаю, что без согласия епархиального

архиерея невозможно открывать единоверческих епископий» 69.

47—49. В. Г. Рубцов считает, что поправка еп. Андроника

сводит на нет решение Собора об открытии единоверческих епи-

скопий.

51. Докладчик прот. С. И. Шлеев: «Сейчас речь идет не о

том, как учреждаются в будущем, в послесоборный период, едино-

верческие епископии — это уже решено в статье 12, а о том, какие

епископии по местным условиям могут быть открыты в данное

время. Об этом и предполагается сказать в примечании к статье 3.

Это совсем не новое правило. <...> Это частные события в жизни

единоверцев, и их нельзя формулировать в особых параграфах.

Итак, с формальной стороны и по существу, предложение преос-

вященного Андроника не правильно <...> Еще я должен остано-

вить внимание Собора на том, что заставило единоверцев просить

об открытии кафедр единоверческих епископов и на что мы не

должны закрывать глаза. Мы живем в такое время, когда все раз-

рушается. Наша русская самобытность, наше национальное обли-

чье уничтожается. А вы знаете, что вера и религиозный уклад жиз-

ни — это самое главное условие сохранения народной самобытно-

сти» 70.

52—56. Председатель зачитывает текст, предложенный От-

делом, и редакцию еп. Андроника и ставит их на голосование.

57. В 11 часов Патриарх Тихон отбывает из Собора.

68 Л. 33, ср. Деяния НМ, VII. С. 89.

69 Л. 34, ср. Деяния НМ, VII. С. 91.

70 Л. 35—37, ср. Деяния НМ, VII. С. 93.

58—60. Собор принимает поправку еп. Андроника (Николь-

ского) в качестве 20-й статьи Положения об устроении единове-

рия.

61. Председатель объявляет примечание к ст. 1, согласно

которой единоверцы могут также именоваться «православными

__________старообрядцами».

62. А. Г. Куляшев: «Я решительно высказываюсь против на-

именования единоверцев “православными старообрядцами”. По

нашему мнению, это наименование <...> ложно по существу, ос-

корбительно для православия, унизительно для единоверия и не

полезно для миссионерского делания» 71.

63. Ф. К. Кузнецов: «Старообрядцами у нас назывались рас-

кольники. Если мы назовем единоверцев, чад Св. Церкви, “право-

славными старообрядцами”, то можно будет спросить, а мы что

же — “новообрядцы”? Нет. Это не доказано до сих пор. Между

тем нам скажут, что вы сами расписались в том, что вы новооб-

рядцы, вы себя не можете назвать старообрядцами. Это будет до-

водом, которым будут пользоваться против наших миссионеров. Я

высказываю свое убеждение и прошу не ставить в укор православ-

ным, что они как бы новообрядцы, и не принимать этого названия

“православные старообрядцы” 72.

64. С. А. Котляревский призывает Собор отказаться от на-

звания «православные старообрядцы».

65. Н. Д. Кузнецов еще раз говорит о неправильности такого

наименования.

66. Ф. Г. Зибарев считает, что единоверцам не стоит назы-

вать себя «православными старообрядцами», «не следует им гор-

диться тем, что они молятся по более правильному обряду» 73.

67. А. И. Июдин: «Вера наша не недавно людьми выдумана, а

от св. Апостолов насаждена. А если вера наша старая, то и нечего

единоверцам именоваться старообрядцами» 74.

68. А. Д. Зверев: «Могу сказать, что в народном сознании

старообрядчество совершенно равняется расколу. Старообрядчест-

во, по принятому в народе мнению, и есть раскол. А если так, то

71 Л. 43, ср. Деяния НМ VII. С. 96, где выступление А. Г. Куляшева поме-

щено на неверном месте.

72 Л. 42, ср. Деяния НМ VII. С. 96.

73 Л. 45, ср. Деяния НМ VII. С. 97.

74 Л. 45, ср. Деяния НМ VII. С. 98.

значит, мы затрудним старообрядцам переход в единоверие, если

единоверие также назовем старообрядчеством» 75.

69. Прот. Ф. С. Воловей просит сохранить за единоверцами

прежнее название и отвергнуть предлагаемое.

70. Докладчик прот. С. И. Шлеев говорит о том, что сами

единоверцы называют себя православными старообрядцами и так

же они были названы в поздравительной грамоте Св. Синода по

поводу столетия единоверия.

71—72. Собор постановляет исключить примечание о воз-

можном наименовании единоверцев «православными старообряд-

цами».

73. Председатель сообщает, что обсуждение доклада Отдела

об единоверии и старообрядчестве закончено, и благодарит док-

ладчика.

74. Председатель читает заявление членов Собора об аресте

еп. Камчатского Нестора (Анисимова) и о посылке Соборным Со-

ветом делегации к командующим войсками Московского военного

округа.

75. Архиеп. Гродненский Михаил (Ермаков) сообщает извест-

ные ему обстоятельства ареста еп. Нестора.

76. А. А. Салов говорит о том, что для переговоров с властя-

ми нужна соборная комиссия, и предлагает в ее состав ввести кого-

либо из епископов.

77. С. П. Руднев считает, что «посылать к нынешней власти

епископа — слишком много чести» 76.

78. Архим. Матфей (Померанцев) говорит о поданном неде-

лю назад в Соборный Совет заявления о хищении в Патриаршей

ризнице.

79. Секретарь Собора В. П. Шеин разъясняет позицию Со-

борного Совета, еще не сделавшего сообщения на Соборе по пово-

ду хищения в Патриаршей ризнице, и говорит, что Соборный Со-

вет может делать доклад только лишь на основе достоверных дан-

ных.

81. Заседание закрыто в 12.00.

75 Л. 46, ср. Деяния НМ VII. С. 98.

76 Л. 49, ср. Деяния НМ VII. С. 100.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.