Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повестка дня. Москва, вторник, 27 февраля/12 марта 1918 г




ДЕЯНИЕ 94

Москва, вторник, 27 февраля/12 марта 1918 г. 10.00—14.00.

Источники РГИА № 8, л. 61—129, машинопись (Ср. ГАРФ

№ 95, л. 42—75, рукопись; Деяния НМ VII. С. 190—199, протокол,

дополненный фрагментами деяния).

Присутствовало 260 членов Собора, из них 36 архиереев.

Председатель: митр. Арсений (Стадницкий).

1. Текущие дела.

2. Доклад Отдела о церковном имуществе и хозяйстве «Об

изыскании средств на содержание духовно-учебных заведений»

(продолжение). Докладчик проф. Л. И. Писарев.

3. Доклад Отдела о благоустроении прихода «Положение о

православном приходе» (продолжение). Докладчики В. А. Потулов,

Н. Д. Кузнецов и свящ. Ф. Ф. Григорьев.

2. Секретарь зачитывает постановление Совещания еписко-

пов об изменении порядка службы Торжества Православия в пер-

вую неделю Великого поста: «В чине последования в неделю Пра-

вославия первые десять анафематствований оставить без измене-

ний, одиннадцатое (помышляющим яко православные государи)

выпустить, — двенадцатое оставить без изменений, после которо-

го добавить новое: Глаголющим хульная и ложная на Святую Веру

нашу и Церковь, восстающим на Святые храмы и обители, пося-

гающим на церковное достояние, поношающим ли и убивающим

священники Господни и ревнители веры отеческия, анафема

трижды. При возглашении вечной памяти выпустить поименное

перечисление государей, начиная с Петра I, так как в предшест-

вующем стихе вечная память возглашается всем от рода царей...

представльшимся. Возглашение вечной памяти усопшим патриар-

хам и епископам православным оставить без изменения; в послед-

нем же возглашении вечной памяти — пострадавшим и убиенным

выпустить слова: в различных походех. Первое, второе и третье

многолетствование опустить и начинать многолетствования так:

Великому Господину нашему Святейшему Патриарху Московско-

му и всея России Тихону многая лета, трижды. Следующее воз-

глашать: Святейшим Патриархом, причем многолетствовать их

поименно, — третье: Преосвященному имя рек, многая лета, триж-

ды; четвертое — Преосвященным православным митрополитом,

после какового возглашения Христианскаго благочестия ревните-

лем и защитником Христовой Церкви и всем православным хри-

стианом многая лета, трижды. Опустить Благоверным, прави-

тельствующему Синклиту и т. д. Во всем прочем чинопоследова-

ние оставить в прежнем виде» 200.

3. Митр. Антоний (Храповицкий) говорит, что «если кто-

нибудь в душе своей смущается тем, что теперь выпущены те ана-

фематствования, в которых анафеме предавались революционеры,

то нужно помнить, что эти анафематствования были введены Пет-

ром I, их нет в древних чинопоследованиях на неделю Правосла-

вия, таким образом, опущением этих анафематств нечего смущать-

ся» 201.

4. Собор принимает постановление к сведению.

5. Собор продолжает обсуждение доклада Отдела о церков-

ном имуществе и хозяйстве «Об изыскании средств на содержание

духовно-учебных заведений».

5а. Председатель Отдела архиеп. Анастасий (Грибановский):

«В настоящий момент в задачу нашего Отдела не входит представить

Священному Собору точный всеобъемлющий план церковного хо-

зяйства. Нам поручено изыскать чрезвычайные источники средств

для обеспечения учащих в духовно-учебных заведениях. Практиче-

ски этот вопрос сводится к тому, откуда взять те средства, которые

духовно-учебные заведения получали из Государственного казначей-

ства и которые теперь отняты. <...> Мы не хотим привлекать в каче-

стве источника этих средств одни только добровольные пожертвова-

ния, ибо это значило бы поставить служащих в духовно-учебных за-

ведениях в такое положение, когда они не будут уверены в завтраш-

нем дне» 202. Далее архиеп. Анастасий говорит, что Отдел решил об-

лагать не общецерковные доходы, а доходы со свечей. «Здесь приня-

та была во внимание не только древняя традиция церковная, что

служители алтаря воспитывались на счет свечи, горящей пред алта-

рем, но и опыт последнего времени: практика косвенного обложения

показывает, что такое обложение наименее чувствительно для наро-

да. Доселе народ не тяготился дороговизной свечи, он высказывает

неудовольствие тем, что свечей иногда бывает мало, что они не все-

200 Л. 62, ср. Деяния НМ VII. С. 197.

201 Л. 65, ср. Деяния НМ VII. С. 190.

202 Л. 66.

гда хорошего качества, но он не жалеет платить за нее сравнительно

дорого» 203.

6. Докладчик Л. И. Писарев анализирует выступления, про-

звучавшие на предыдущем заседании. «Отказывать в помощи ду-

ховной школе в настоящее, крайне для нее тяжелое время, — это

значит повергнуть ее в бездну несчастий, это значит нанести ей

такой удар, который ее убьет. Без этой помощи духовная школа

прекратит свое существование, Церковь останется без просвеще-

ния, а между тем духовная школа есть мозг церковных установле-

ний. Конечно, эта школа нуждается в исправлениях, поэтому-то и

Отдел предлагает свой способ изыскания средств на ее нужды как

временную экстренную меру, за которой должно последовать ис-

правление недостатков самой духовной школы» 204.

7. Митр. Арсений (Стадницкий) зачитывает поступившие

поправки.

8—9. Собор принимает положение, согласно которому сбор

на духовные учебные заведения устанавливает Собор, а не мест-

ные епархиальные учреждения.

10—11. Собор решает проводить в пользу духовно-учебных

заведений один сбор, а не два или несколько.

12. Председатель ставит на голосование вопрос, какой

именно сбор следует установить. По этому поводу высказались

прот. Н. В. Цветков, М. А. Семенов, прот. К. М. Аггеев.

14. Докладчики Л. И. Писарев и еп. Анастасий (Грибанов-

ский) поясняют позицию Отдела.

15. Собор устанавливает сбор в размере 10 рублей с пуда

восковых свечей.

16—17. Собор признает нужным установить также и специ-

альный тарелочный сбор.

18—20. Председатель ставит на голосование вопрос о том, в

определенные дни или же во все праздники должен проводиться

этот сбор.

21. По этому поводу высказались А. И. Надеждин, П. Н. Ап-

раксин, А. В. Васильев, прот. П. Н. Лахостский, свящ. И. А. Арто-

болевский, свящ. А. П. Масальский, С. Г. Зибарев.

22. Принимается решение поручить Синоду совместно с

Высшим Церковным Управлением определить дни для тарелочно-

203 Л. 68.

204 Л. 86, ср. Деяния НМ VII. С. 193.

го сбора на общецерковные нужды, в том числе и на нужды ду-

ховно-учебных заведений.

23. Митр. Арсений (Стадницкий) ставит на голосование во-

прос о том, где — в центральных или епархиальных учреждени-

ях — сосредоточить прием и распределение собираемых на цер-

ковные нужды сумм.

24. А. Д. Самарин и архиеп. Кирилл (Смирнов) выступают по

порядку голосования.

25. Собор решает сосредоточить прием и распределение соби-

раемых на церковные нужды средств в центральных учреждениях.

26—27. Собор решает, что установленные выше сборы

должны проводиться в течение года.

28. А. В. Васильев высказывается против проведения в хра-

мах любых сборов на нецерковные нужды.

29. Митр. Арсений (Стадницкий) сообщает, что распоряже-

ние об этом уже сделано Синодом.

30—31. Собор принимает предложение митр. Арсения (Стад-

ницкого) предоставить не только епархиальным съездам, но и пе-

дагогическим корпорациям широкие права искать необходимые

средства.

32. Митр. Арсений (Стадницкий) ставит на голосование

предложение М. Ф. Глаголева, согласно которому обеспечение

педагогов тех учебных заведений, которые содержатся на епархи-

альные, монастырские или иные не общецерковные средства, воз-

ложить, уравняв в нормах окладов, на учреждения, средствами ко-

торых они обеспечиваются, допустив, в случае необходимости,

использование средств, указанных в пункте 1.

33—34. После выступлений М. Ф. Глаголева, свящ. П. А. Чель-

цова, архим. Матфея (Померанцева) и прот. К. М. Аггеева Собор

принимает предложение М. Ф. Глаголева.

35—36. Собор принимает поправку В. К. Недельского, со-

гласно которой расходы на содержание духовных учебных заведе-

ний, которые были эвакуированы в связи с военными действиями,

должны покрываться из средств Высшего Церковного Управления

впредь до окончательного решения судьбы этих заведений.

37. Митр. Арсений (Стадницкий) ставит на голосование

предложение свящ. Ф. Ф. Григорьева, согласно которому свобод-

ная наличность свечных заводов, эмеритальных касс и т. д. может

быть взята заимообразно лишь с согласия епархиального съезда

духовенства и мирян.

38—39. После выступления свящ. Ф. Ф. Григорьева и

Г. И. Булгакова Собор принимает это предложение.

40. Митр. Арсений (Стадницкий) сообщает, что Отдел дол-

жен суммировать все принятые на этом заседании предложения.

41—42. Собор принимает предложение М. Ф. Глаголева по-

ручить обсуждение вопроса об обеспечении законоучителей свет-

ских учебных заведений епархиальным съездам духовенства и ми-

рян.

43—44. Собор принимает предложение прот. Н. В. Цветкова

обратиться к членам приходских общин с предложением делать

взносы для поддержания церковных учреждений.

45. Архим. Матфей (Померанцев) предлагает освободить от

принятого Собором налога на свечи те епархии, которые сами со-

держат свои учебные заведения.

46—47. 12.15—12.40 — перерыв.

48. В Соборную палату прибывает Патриарх.

49. Митр. Арсений (Стадницкий) сообщает, что в принятом

ранее предложении М. Ф. Глаголева есть пожелание уравнять ок-

лады служащих епархиальных женских и мужских учебных заве-

дений, и указывает, что этот вопрос требует специального обсуж-

дения.

50—52. Собор принимает предложение митр. Арсения при-

нять уравнивание окладов в виде пожелания.

53. Митр. Арсений (Стадницкий) зачитывает предложение

архим. Матфея (Померанцева) освободить от принятого Собором

налога на свечи те епархии, которые сами содержат свои учебные

заведения.

54—55. После дискуссии, в которой принимают участие

А. Д. Самарин, еп. Андроник (Никольский) и Д. И. Боголюбов,

Собор принимает предложение митр. Арсения (Стадницкого) пе-

редать это предложение в Отдел.

56. Митр. Арсений (Стадницкий) объявляет о переходе к об-

суждению ст. 15{=15} «Положения о православном приходе».

57а. Свящ. С. В. Нежинцев: «С Божией помощью я надеюсь

расшевелить ваши сердца, пробудить ваш альтруизм. Неоднократ-

но ораторы, выступавшие с этой кафедры, говорили, что мы явля-

емся представителями стопятнадцатимиллионного православного

русского парода. Если это так, то почему мы не станем впереди

этого народа, почему не скажем громко: долой насильников! До-

лой изменников и предателей! Россия гибнет, гибнет настолько,

что я, будучи из Владивостока и находясь здесь, не знаю, чей я?

ваш ли, японский или китайский подданный? Православные церк-

ви сотнями отнимаются; духовные консистории, архиерейские до-

ма захватываются; сами архиереи и иноки выселяются; архиерей-

ские имущества распродаются в отсутствии хозяина, и хозяин бес-

силен принять какие-либо меры к его сохранению. Духовенство, с

отнятием жалованья, низведено на нищенствующее положение.

Священники арестовываются и расстреливаются. Духовно-учеб-

ные заведения остались без всяких средств к существованию. Цер-

ковноприходские школы реквизированы. Книги священного со-

держания собираются и сжигаются. Типографии духовного ведом-

ства отняты. Евангелия печатаются с какими-то масонскими зна-

ками. Христианская семья уничтожена. Вера гибнет, а мы, пред-

ставители стопятнадцатимиллионного русского народа, сидим

здесь и спокойно рассуждаем о приходе, о том, кого поставить во

главу прихода, как разделить между членами причта получаемое

ими содержание, сколько часов отдыха предоставить диакону.

Наши рассуждения кончатся тогда, когда половины приходов не

будет, когда и духовенства не будет. Алая, теплая, липкая кровь

русского народа льется. Попраны вера, надежда, любовь. Крест

разрушен. Правда поругана. Молитва променяна на красные гряз-

ные тряпки. Но на страже — Собор. Он спокойно занимается сво-

им делом, и когда будут отняты Кремлевские святыни, тогда вста-

нет на защиту Собор. Алая, липкая, теплая кровь русского народа

льется. О, Боже! Возврати нам любовь к православному народу! У

меня в руках газета с перечнем фабрик и заводов, где рабочие в

большинстве разочаровались в “большевизме” и отпали от него.

Момент благоприятный, и его нужно использовать. Я предлагаю

избрать 3 делегатов и послать на народный съезд. Зачем нам гор-

диться и почему не послать? Иногда нужно все принести в жертву

любви к народу. Итак, прошу Собор избрать 3 делегатов, и по-

шлем их на съезд. Если кто-либо устрашится отправиться на этот

съезд, пошлите меня, и я добьюсь того, что декреты будут отмене-

ны... или я буду расстрелян» 205.

57б. Прот. К. М. Аггеев говорит, что это предложение нельзя

голосовать без обсуждения.

57в. Митр. Арсений (Стадницкий) говорит, что оно будет

передано для обсуждения.

205Л. 106—108.

57г. Прот. Ф. И. Бекаревич предлагает воспользоваться схе-

мой выборов священника, принятой в Галиции. Священники на-

значаются архиереем временно, а через три года приход ходатай-

ствует о том, чтобы этот священник стал постоянным. У нас этот

срок можно было бы несколько сократить.

58—59. Прекращается запись ораторов.

60а. Д. А. Несмеянов напоминает, что выборное начало было

введено под влиянием политических событий Февральской рево-

люции. «В дни печальной памяти первого государственного пере-

ворота вслед за приказом “номер первый” по армии и флоту был

издан приказ и по духовному ведомству. Это — временные прави-

ла о выборах духовенства на приходе, которые теперь Священный

Собор должен или утвердить и узаконить, или отвергнуть в редак-

ции, предложенной Отделом о благоустроении прихода. Приказ

№ 1 явился причиной беспримерного в истории не только русского

государства, но и всего мира разложения некогда победоносной

армии и привел к той бездне, на дне которой оказался опозорен-

ным и разбитым русский народ, увлеченный всякими демократи-

ческими началами и кровожадными лозунгами. Не желая отставать

от нового правительства, руководители обновления и возрождения

церковной жизни положили в основу своей работы демократиче-

ское начало выборов духовенства в приходы. Несомненно, что,

издавая правила о выборах, защитники его руководились добрыми

намерениями. Но добрыми намерениями, как известно, вымощено

все дно ада, что все же не мешает аду быть адом. Таким адом стала

жизнь православного духовенства после государственного перево-

рота и издания правил о выборах священноцерковнослужителей.

<...> В своих заботах о возрождении и обновлении церковной жиз-

ни сторонники выборного начала руководились не словом Божи-

им, не канонами церковными или заботою о благе своей меньшей

братии, а текущим моментом бурной государственной разрухи,

влиянием политической погоды. Думается, что в делах Церкви

Христовой заветы Христовы и апостольские должны быть выше

изменчивых, непостоянных политических веяний. <...> Выборное

начало не соединило пастырей и пасомых одними крепкими узами,

а отдало духовенство во власть толпы грубой черни, поставив его

в одно положение с офицерством в нашей армии. <...> При выбор-

ном начале свобода пастырского слова и делания связывается. <...>

Он <священник> не является уже руководителем своих пасомых, а

сам вынуждается идти на поводу у них. В одном из приходов из-

бранному священнику прихожане предъявили требование, чтобы

он не проповедовал им Слова Божия, а ограничивался только бого-

служением и требоисправлением. <...> Я умоляю Священный Со-

бор отвергнуть выборное начало как явление, совершенно чуждое

жизни Церкви Христовой. Вместо обновления и возрождения оно

всюду и всегда вносит разложение» 206.

60б. Свящ. Е. И. Куликов: «Русский народ, разочарованный и

огорченный в плодотворности выборного начала, сквозь слезы те-

перь произносит вновь сложенную горькую пословицу: “Выборное

начало все у нас раскачало! ” Вот почему и я позволю себе выска-

зать опасение касательно применения выборного начала в церков-

ной жизни и думаю, что как это начало не оправдало возлагавших-

ся на него надежд, но разочаровало в жизни политической, так же

разочарует и в жизни церковной, как там разрушило оно жизнь

государственную, так и тут разрушит жизнь церковную» 207.

60в. А. В. Васильев: «Я думаю, что вопрос о выборах мы рас-

сматриваем не в той плоскости, в которой следовало бы. Выборы

одного или нескольких кандидатов могут быть и хороши и худы.

Все зависит здесь от внутренних побуждений, от настроения, рав-

но как и от умения производить выборы. И при бюрократическом

строе возможны здесь ошибки. Епископ все-таки не стоит на высо-

те. Между ним и паствою являются посредники. Что же лучше:

когда назначение совершается при посредстве секретаря, чиновни-

ков консистории, путем домогательства, участвования граждан-

ской власти, или когда в выборах участвует большое число лиц,

руководимое желанием иметь достойного пастыря? <...> Кто стоит

за избираемого едва ли как за безусловного кандидата — раз наме-

чен, то и должен быть избран. Нельзя отрицать безусловного и

бесспорного права епископа рукополагать избранное лицо. Это его

безусловное право, и нельзя отрицать, что он поставляет того, кого

признает достойным. Следовательно, епископское право избирать

бесспорное. Но дело в том, что епископ пользуется этим правом,

принимая во внимание и желания паствы» 208. Далее А. В. Василь-

ев предлагает ряд изменений редакционного характера.

60г. Еп. Уральский Тихон (Оболенский) говорит против вы-

борного начала, называя его глумлением над духовным саном.

61. Заседание закрыто в 14.00.

206 Л. 114—119.

207 Л. 122.

208 Л. 123—124.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.