Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психосемантические методы и субъективное шкалирование




4.1. Семантический дифференциал (греч. – обозначающий, лат. – разность) метод количественного и качественного индексирования значений при измерении эмоционального отношения личности к объектам, анализа социальных установок, ценностных ориентации, личностного смысла.

Предложил в 1957 г. Чарльз Осгуд для измерения различий в интерпретации понятий испытуемым. Это то уникальное значение, которое данное лицо, предмет, явление и т.п. приобрело для обследуемого индивида в результате его жизненного опыта.

Процедура: Исследуемый объект (слово, понятие, символ) оценивают путем соотнесения с одной из фиксированных точек шкалы, заданной полярными по значению признаками. Семантический дифференциал является комбинацией метода интерпретируемых ассоциаций и процедуры шкалирования. Данные изображаются в виде профиля исследуемого понятия.

Оценка значения понятия в шкале семантического дифференциала позволяет поместить его в точку семантического пространства. Положение точки характеризуется двумя основными показателями: 1) направленность от начала координат (качественная характеристика, поляризация признака); 2) удаленностью от начала координат (количественная характеристика, интенсивность). Чем длиннее вектор удаленности точки семантического пространства от нейтральной позиции, тем интенсивнее реакция и более значимо для испытуемого оцениваемое понятие.

Точность отражения стимула зависит от числа заданных осей семантического пространства. Однако на практике для определения семантического пространства достаточно знать его основные измерения. Может быть 7-8 факторов, соответствующих основным измерениям семантического пространства. Такие факторы могут выражаться одной шкалой или группой шкал, коррелирующих с исследуемым фактором.

Ч.Осгуд предложил трехфакторную модель семантического дифференциала:

- фактор оценки (шкалы «хороший-плохой», «приятный - неприятный», «красивый-уродливый»),

- фактор силы (шкалы «сильный-слабый», «большой-малый»),

- фактор активности («быстрый-медленный», «активный-пассивный»).

Частным вариантом семантического дифференциала является методика полярных профилей Осгуда-Гофштеттера. Это самооценка с помощью полярно противоположных свойств личности. На ее основе построен ряд тестовых методик.

4.2 Техника репертуарных решеток.

Согласно Джорджу Келли каждый человек представляет из себя исследователя. Каждый имеет множество теоретических представлений об окружающем мире: о детях, о городском транспорте, о кулинарии, о жизни и т.п. На основе этих имплицитных (внутренне присущих) теоретических представлений строятся оценки – осознаваемые и неосознаваемые, положительные и отрицательные оценки людей, их качеств, дел и поступков, оценки вещей, явлений и др. За каждым единичным актом оценки у каждого человека скрывается собственная имплицитная теория причин и следствий реальных событий, в рамках которых он выносит суждения. В свою очередь, наши частные теории, объединяются в общую теорию – которую Келли назвал системой личных конструктов.

Индивидуальная система отношений и установок человека к миру – это система конструктов. Конструкты – это обозначения, отличительные признаки, определения. Чтобы понять человека как личность необходимо проникнуть в его «личную теорию», реконструировать его собственную систему представлений, попытаться взглянуть на мир его глазами и при этом не навязывая и не приписывая ему чужих конструктов (например, собственных конструктов исследователя).

Сделать это позволяет техника репертуарных решеток, разработанная Дж. Келли в 1955 году, и ее многочисленные модификации. В отличие от других методов, ориентированных на большие выборки и групповые нормы, репертуарные тесты обращены к индивидуальности. Они ориентированны на выявление собственных конструктов человека, а не навязанные ему извне (как в семантическом дифференциале).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.