Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие 2. Природа, сущность и функции языка

Задание 1

Прочитайте приведенные ниже словарные статьи из «Словаря современного русского литературного языка». Напишите мини-сочинение о словах с корнем язык. Какие значения они имеют? Как они образованы? Есть ли среди них синонимы, и чем они различаются? Есть ли антонимы, паронимы? Какие из слов многозначны? Обратите внимание на пометы к ряду слов.

Языкастый – Разг. 1. Острый на язык; любящий поговорить, поспорить, поругаться.

Языкатый - Простореч. То же, что языкастый.

Языкоблудие - Пристрастие к краснобайству; пустословие, фразерство.

Языкоблудство - То же, что языкоблудие

Языковедение - То же, что языкознание.

Языковедный - Устар. То же, что языковедческий

Языковедческий - Относящийся к языковедению; лингвистический

Языковой - Относящийся к языку (в 3-м и 4-м знач.).

Языковый - Спец. Относящийся к языку(в 1-м знач.).

Язычество - Религия, основанная на поклонении многим богам в отличие от христианства, магометанства, буддизма и т.д.; идолопоклонство.

Язычишко - Разг. Уничиж. к язык (в 1-м, 2-м и 4-м знач.).

Язычник - 1.Последователь язычества; идолопоклонник. 2. Простореч. Человек, дерзкий, острый на язык. 3. Простореч. Болтун; сплетник.

Язычок - 1. Уменьш.-ласкат. к язык (в 1-м и 10-м знач.). 2. Только ед. Разг. О способности говорить остроумно, едко, насмешливо.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Что о роли языка в жизни людей вы узнаёте из следующих текстов.

1. О языке создавались легенды... В одной из них рассказывается о мудром философе и баснописце Эзопе, который, получив поручение своего господина (Эзоп был рабом) принести с рынка нечто самое отвратительное, а затем — самое прекрасное, принес в

обоих случаях язык. Хозяин пришел в ярость, приняв действия своего раба за непозволительный розыгрыш. Однако вскоре рабовладелец услышал мудрое разъяснение Эзопа. Язык и в самом деле самое отвратительное — источник зла, распрей, лжи и клеветы; он унижает, предает и даже уничтожает. Вместе с тем нет в мире ничего прекраснее языка: в нем живет мысль, им названы предметы окружающего мира, он — средство общения, выражения добра, симпатий и любви (Н.Ф. Алеференко)

2. …Слово – величайший владыка: видом малое и незаметное, а дела творит чудесные – может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость (Горгий, 5 в до н.э. Др.Греция).

3. Язык играет существенную роль в формировании в виде «информационных сгустков» концептов [1] как элементарных единиц знания и ментальных субстратов значений языковых единиц. Вербализованные концепты интегрируются в целостную систему знаний – языковую картину мира, локализующуюся в сознании индивида в качестве компонента целостной картины мира, не обладая внутри неё жёсткими границами. Картина мира формируется и беспрерывно пополняется и уточняется благодаря непрестанному получению опыта из окружающего мира и обмену знаниями между людьми. Она является общей, коллективной и принадлежит всему данному обществу, обеспечивая ориентацию человека в окружающей среде и в определённой степени управление его поведением.

В виде системы концептов и фреймов в памяти каждого индивида (в его нейропсихологических механизмах) хранится и общий для данного коллектива язык (знание языковых единиц и правил), выполняя роль программы, управляющей коммуникативным поведением индивида и коммуникативным взаимодействием членов группы индивидов.

Исходя из этого, можно рассматривать язык не только как систему лексических, грамматических и фонологических единиц, не только как систему прагматических правил коммуникативного поведения в определённом этнокультурном и социальном контексте, но и как гибкую, постоянно модифицируемую в процессе человеческой деятельности систему вербализованных знаний о мире и о своём месте в нём. (И. Сусов.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3

Прочитайте легенду, которую приводит в своем учебнике «Теория языка. Вводный курс» Н.Ф. Алефиренко.

В одной из восточных легенд рассказывается о споре могущественного падишаха Акбара со своими придворными мудрецами. Он подверг сомнению утверждения окружающих его интеллектуалов о врожденном характере языка. Для разрешения спора был поставлен жестокий эксперимент. Несколько младенцев заточили в отрезанном от человеческого мира жилище под присмотром немых евнухов: если через несколько лет дети окажутся говорящими, то побеждают мудрецы, в противном случае — падишах. Вскоре о споре забыли. Вспомнили о нем лишь через несколько лет. Когда властелин со свитой вошел в здание, где обитали несчастные, перед ним открылась жуткая картина: дети рычали, визжали, напоминали скорее зверенышей, чем людей, и никто из них не смог произнести ни единого слова. Мудрецы были посрамлены.

Почему дети, воспитанные в неволе, вели себя как звереныши?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Прочитайте два фрагмента книги Д. и Л. Палмер[2].

Фрагмент 1. 17 октября 1920 года в лесах на северо-востоке Индии группа рабочих под руководством христианского миссионера, преподобного Дж. А. Сингха начала раскапывать термитник, достигавший 20 футов в высоту (Candland, 1993). Почти сразу из норы у основания термитника показался волк и побежал к ним. Через несколько секунд за первым волком последовал второй, а затем появился третий, который яростно принялся отгонять рабочих. Это была волчица, и преподобный Сингх предположил, что самка защищает свое потомство. Прежде чем он успел вмешаться, рабочие убили волчицу. С этого момента раскопки продвигались быстро. В пустом термитнике обнаружилось логово, где сбились в кучу детеныши. Как и предполагалось, двое из них были волчатами, а двое – обычными детьми.

Волчат забрали рабочие, а Сингх позаботился о детях и принес их в миссию (Candland, 1993). Волчьими приемышами оказались две девочки, старшей из которых было на вид около восьми лет, а младшей - года полтора. Преподобный Сингх назвал старшую девочку Камалой, а младшую Амалой. Менее чем через год малышка Амала умерла, заразившись глистами. Камала же прожила на попечении миссионеров еще девять лет.

Этот примечательный случай свидетельствует о важности онтогенеза в детерминации типов поведения, которые в значительной степени можно считать присущими только людям (Candland, 1993). В течение первого года жизни в миссии волчьи приемыши в основном демонстрировали типы поведения, свойственные не детям, а волчатам. Они передвигались на четвереньках и были не в состоянии стоять на двух ногах из-за негибкости суставов. Зрение их было хорошо приспособлено для ночного видения - они замечали в темноте предметы, обычно невидимые людьми. Они не проявляли ни интереса, ни любопытства к чему бы то ни было, кроме сырого мяса, а когда ели, то опускали лица в миску, как это сделал бы волк. Что же касается свойственных людям чувств, таких как радость и печаль, единственное проявление их заметили у Камалы через несколько секунд после смерти ее сестры Амалы. Камала неистово пыталась «разбудить» сестру от смертного сна. Ее пришлось силой оттаскивать от тела, и наблюдавшие заметили в глазах девочки слезы.

На момент своей поимки Амала и Камала вообще не выказывали никаких языковых способностей (Candland, 1993). Согласно свидетельствам, у Амалы они так и не проявились. У Камалы после пяти лет жизни в приюте проявились кое-какие способности к понятийному мышлению и зачаточные языковые навыки. Она знала имена многих детей, воспитывавшихся в приюте, и была знакома с понятием цвета. Словарный запас девочки составлял около 30 слов. Они не принадлежали к обычному английскому языку, на котором изъяснялись Сингхи, а, в основном, представляли собой звуки, которые Камала слышала от других детей в различном контексте. Например, когда Камале предлагали еду, она говорила «ху» вместо «да». По-бенгальски «ха» означает «да», но дети иногда использовали слово «хуу» в значении «холодно». При анализе слов, которые использовала Камала, становится ясно, что многие из них очень похожи на бенгальский язык. Камала никогда не использовала эти слова свободно. Когда ее просили назвать тот или иной предмет, она называла его вполне определенно, однако никогда не называла предмет, прося дать его ей - только ждала, пока жена преподобного Сингха перечислит ряд предполагаемых предметов, и кивала головой, когда та произносила нужное слово.

Камала жила в миссионерском приюте девять лет (Candland, 1993). На протяжении этого периода она осваивала все больше и больше слов, но так и не стала употреблять их свободно. Не осталось и свидетельств того, что она хотя бы раз свободно произнесла что-то напоминающее связное предложение.

Фрагмент 2. Одним из наиболее свежих и широко известных примеров неполноценного детства считается случай с девочкой, откликавшейся на имя Джени (Rymer, 1993). Джени нашли в Калифорнии в 1970 году, когда ей было тринадцать с половиной лет. На протяжении этих тринадцати лет, за вычетом первых двадцати месяцев ее жизни, Джени изо дня в день держали на горшочке в подвале дома. На ночь ее закутывали в крепкую куртку и помещали в кроватку с проволочными стенками, закрытую сверху. Мать Джени была полуслепой, а отец - жестоким человеком, страдающим умственным расстройством. Общаясь с дочерью, он не разговаривал, а лаял. Когда Джени нашли, речь ее состояла из нескольких отрицаний вроде «прекратиэто» и «ненадо». Стоять прямо она не могла. После того как девочку обнаружили, она в течение нескольких лет проходила курс интенсивной реабилитации, тренировок и занятий. При прохождении курса терапии Джени училась передвигаться отдельными шагами, а также распознавать слова и разговаривать. Сначала она могла только бормотать отдельные слова, потом перешла на фразы из двух, иногда трех слов. Однако в отличие от речи нормальных детей, фразы Джени представляли в основном мешанину слов. Она редко согласовывала их, и только люди, хорошо знакомые с ее поведением и потребностями, хорошо понимали эти «предложения». Помимо того, что Джени так и не освоила грамматику, особенно синтаксис (законы, по которым слова образовывают фразы и предложения), она не могла различать типы местоимений, а также действительный и страдательный залог.

(Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология.

Секреты поведения Homo sapiens. - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/palmer/04.php)

Какой была речь детей, воспитывавшихся вне общества? Почему их речь заметно отличалась от речи обычных людей? Какие выводы относительно природы языка можно сделать, проанализировав тексты? Подтверждают ли истории из жизни идею, отраженную в восточной легенде (задание1)?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5

Август Шлейхер в книге «Немецкий язык» (1860 г.) пишет: ««Языки, образованные из звуковой материи природные организмы, притом самые высокие из всех, проявляют свойства природного организма...». «Жизнь языка существенно не отличается от жизни всех других живых организмов – растений и животных. Как и последние, он имеет период роста от простейших структур к более сложным формам и период старения...»

Сторонником какой теории понимания сущности языка был ученый?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 6

Попытайтесь расположить функции языка в зависимости от степени их важности. Какая из функций самая древняя? Мотивируйте свой ответ.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 7

Определите, какие функции языка реализуются в следующих высказываниях.

  Рыбное (вывеска на здании железнодорожной станции).  
  Санитарный день (табличка на двери библиотеки).  
  Здравствуйте, меня зовут Сергей Александрович (учитель, входя в класс).  
  Равносторонний прямоугольник называется квадратом (из учебника).  
  Который час? (вопрос на улице)  
  Чтоб ты провалился, пьянчуга проклятый! (из квартир­ной перебранки).  
  Я изучил науку расставанья В простоволосых жалобах ночных (О. Мандельштам).  
  «Мы с тобой одной крови – ты и я» (Р. Киплинг).  
  Господи, не лиши меня небесных Твоих благ! Господи, избави меня от вечных мук! Господи, избавь меня от всякого искушения!(молитва)  
  Харизма – это интеллектуальная или душевная исключительность, притягивающая людей (из словаря)  
  Не дай себе засохнуть! (из рекламы)  

 

Задание 8

Какие языковые функции реализуются в следующих высказываниях:

1) в диало­ге из повести В. Войновича «Жизнь и необыкновенные при­ключения солдата Ивана Чонкина»?

Помолчали. Потом Чонкин посмотрел на ясное небо и сказал:

- Сегодня, видать по всему, будет вёдро.

- Будет вёдро, если не будет дождя, - сказал Леша.

- Без туч дождя не бывает, - заметил Чонкин.

- А бывает так, что и тучи есть, а дождя все равно нету.

- Бывает и так, - согласился Леша.

На этом они и расстались.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) в отрывке из повести В. Катаева:

„Я заметил, что человека втрое больше му­чает вид предмета, если он не знает его названия. Да­вать имя окружающим вещам - быть может, это одно и отличает человека от другого существа. Но у меня нет такого запаса слов, чтобы назвать миллионы су­ществ, понятий, вещей, окружающих меня. Это мучит …"

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) В диалоге героев рассказа Виктории Токаревой «Все нормально, все хорошо»:

- А мама твоя как?

- Спасибо.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) В следующей диалектной (калужской) загадке:

Сидит дендра

На пендре

И кричит на кондру:

«Не ходи, кондра,

В пендру:

В пендре рындра и мяндра»?

Задание 9

Проанализируйте высказывание известного лингвиста Виталия Григорьевича Костомарова (р. 1930г.)

Что актуально для общества? Если что-то светлое, доброе, то и язык откликнется на это. А если общество живёт интересом к криминалу, тёмным сторонам жизни, к так называемой «чернухе», язык тут же предоставит словесный материал для выражения этого интереса. Жизнь заставляет актуализировать некоторые темы, и язык на это соответственно реагирует.

О каком свойстве языка говорит автор? Выразите свое согласие или несогласие с мнением лингвиста и обоснуйте его.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 10

Прочитайте три текста. Какова роль невербальных средств в общении? Что о соотношении вербальных и невербальных средств в общении вы узнали? В чем вы согласны или не согласны с авторами?

1) Слова и грамматика – самая реальная часть речевого действия и вербального взаимопонимания, но все же только внешняя часть латентного мыслительно-коммуникативного поведения. Глазной контакт, движение головой, плечами и руками, поза, выражение лица, дистанция между говорящими, громкость, высота голоса, искренний или притворный трепет голоса – всё это о чём-то информирует, и отдельно, и во взаимодействии с языковыми единицами. (Н. Комлев.)

 

2) Слово – почти единственный, по существу ничем не заменимый «строительный материал» речевой культуры. Я не оговорился, заметив «почти», ибо есть еще языки музыкальный и изобразительный, есть, наконец, языки «немые», связанные с мимикой, жестами, движениями (как это происходит в танце). Установлено даже, что путем вербальных средств передается только 7% информации, за счет звуков (включая тон голоса, интонации) – 38%, а невербальными средствами – 55%. (Б. Яковлев.)

3) Анализируя телевизионное выступление Ричарда Никсона в апреле 1973 г., где он пытался оправдаться в случае Уотергейта, Умберто Эко считает, что президентский текст старался опереться на имеющиеся в головах слушателей стереотипные истории. Если пресса облекала свой рассказ, обвиняющий президента, в тип вестерна или детектива, то Никсон строил свое оправдание в схеме сказки о Красной Шапочке. Он предстал перед избирателями, как защитник американского образа жизни от нечестных сотрудников, которые и совершили все нарушения. В чем же оказалась причина неуспеха? «Нарративная конструкция была прекрасной, если бы дискурс реализовался в виде письменного текста. Но он был «произнесен». И каждый мускул лица Никсона выдавал замешательство, страх, напряжение. Такая прекрасная история с преимуществами счастливого конца была рассказана перепуганным человеком. Напуганным от начала до конца».

(Почепцов Г. Теория и практика коммуникации

(от речей президентов до переговоров с террористами))

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 11

Какова основная мысль этого текста? Какой вывод, важный для овладения навыками перевода, вы для себя можете сделать?

Люди, изучавшие какой-то иностранный язык, даже не подозревают о том, что они не владеют кинесическим кодом носителей этого языка. Соответственно, вступая в межязыковое и межкультурное общение, они употребляют свои кинемы, которые вследствие национальной специфики их формы часто мешают пониманию. Слушатель начинает обращать внимание на то, как говорит его партнер вместо того, чтобы сосредоточиться на передаваемой информации.

Как показывают наблюдения за речевым поведением билингвов, люди, в равной степени владеющими двумя или более языками, одинаково владеют и соответствующими кинесическими кодами. В качестве примера можно привести выступление мэра Нью-Йорка г. Гуардиа, который в одинаковой степени владел американским английским, итальянским и идишем. Когда он выступал по телевидению, можно было, отключив звук, без труда сказать, на каком язык он выступает.

(Е. Кадацкий. Невербальные компоненты политического имиджа. - http://sagab.chat.ru/societal/nonverbal1.html)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 


[1] Концепт - (от лат. conceptus— понятие) — содержание понятия, то же, что и смысл.

[2] Джек Палмер – профессор психологии университета Луизианы; Линда Палмер – писатель, магистр психологии

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пример выполнения практической работы | Меры социальной поддержки инвалидов войны и инвалидов боевых действий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.