Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные отношения




Начальную форму организации человеческого общества называют «праобщиной». Праобщины представляли собой структуры с определенными принципами взаимоотношений между индивидуумами в пределах сообщества: отношения воспроизводства, отношения, направленные на поддержание целостности группы, отношения иерархического порядка, направленные на упорядочение связей между особями. Конкретные же формы этих отношений реконструировать очень сложно. Сегодня существует масса гипотез по этому поводу, но наиболее вероятными являются две из них. Первая, выраженная Ю. М. Плюсниным, М. Л. Бутовской, А. А. Файнбергомпредлагает считать структуру праобщины мультисамцовой, т.е. предполагающей наличие нескольких мужских особей в группе. Организация, по мнению исследователей, представляла благоприятную базу для развития скоординированной охоты, возникновения, сохранения и передачи полезных навыков, позволяла максимально повысить вероятность выживания детенышей, о которых заботились не только матери, но и близкие родственники, и друзья ее, самцы из ее группы. В такой организации постоянно находились особи противоположного пола, т.е. потенциальные партнеры, и, наконец, существовала возможность поддержки устойчивых социальных связей на основе факторов родства, дружелюбных привязанностей и системы распределения социальных ролей в группе. Формой взаимоотношения между полами в таких группах является промискуитет, т.е. нерегламентированные, неупорядоченные половые отношения. При этом могли образовываться сексуальные пары, существующие определенный промежуток времени. Промискуитет мог обеспечить благоприятные условия для выживания детенышей: самцы были терпимы к ним, участвовали в процессе их воспитания, и, кроме того, в таких группах могли существовать детские группировки, в которых дети проходили социализацию. Для мультисамцовых групп характерны матрилинейные связи.

Согласно другой концепции, поддерживаемой В. П. Алексеевым, праобщина унаследовала от предшествующих ей животных объединений гаремную семью, состоящую из десятка-другого особей во главе с крупным сильным самцом. Кроме вожака в гаремную семью входили молодые самцы, но они не участвовали в размножении из-за невозможности выдержать соперничество с вожаком. Праобщина состояла из нескольких гаремных семей, время от времени перегруппировавшихся из-за смерти их вожаков, драк из-за женщин и т.п.

В обеих предполагаемых формах организации праобщины постоянно должны были возникать конфликты, осложнявшие производственную жизнь и консолидацию формировавшегося общества. В условиях естественного отбора выживали те коллективы, в которых сильнее были выражены социальная связь и взаимопомощь. Особенно сильно процессы консолидации выразились в эпоху мустье. Неандертальские погребения свидетельствуют о проявлении заботы о членах коллектива. Сооружение сложных конструкций в так называемых «медвежьих пещерах» (о них – ниже), строительство домов из костей мамонтов, требующее больших трудовых затрат, говорят о существовании в мустье социальной структуры, способной регламентировать трудовые процессы и взаимоотношения между особями. К эпохе верхнего палеолита эта структура приобрела форму родовой организации. Для нее характерно было осознание общности интересов в форме родства, а поскольку наиболее стабильной частью коллективов были женщины, то при неопределенности отцовства отношения родства должны были осознаваться как родство между потомками одной матери, т.е. по материнской, женской линии. Существование рода в переходную к верхнему палеолиту эпоху подтверждается археологическими данными. На некоторых стоянках (Костенки I, Костенки IV, Пушкари и др.) исследованы огромные жилища длиной до 30 м, с несколькими очагами, напоминающие длинные дома ирокезов. Находки в Европе, Костенко-Боршевском районе России, в Сибири женских статуэток говорят об особом месте женщины в жизни и мировоззрении общества и, возможно, о зарождении материнско-родового культа.

Вторым важным признаком рода был обычай экзогамии, т.е. запрещение брачного общения внутри группы и предписание этого общения за ее пределами. По вопросу о происхождении экзогамии и механизме превращения праобщины в родовую общину существует множество теорий. К истокам экзогамии относят и обычай убивать бесполезных на войне девочек и вследствие этого поиск жен на стороне (Мак-Леннан), и взаимное отвращение к половому общению у близких родственников, (Ч. Дарвин), и встречи наиболее подвижных и активных мужчин-охотников, отрывающихся от своих женщин, с женщинами чужих праобщин (Б. Ф. Поршнев), и стремление избежать биологически вредных последствий кровосмешения (Л. Г. Морган), и стремление преодолеть замкнутость и расширить хозяйственные связи с соседними праобщинами (А. М. Золотарев, С. А. Токарев), и необходимость упорядочить хозяйственную жизнь внутри коллективов введением половых табу (Ю. И. Семенов). В любом случае установление экзогамии было длительным процессом, в ходе которого пришедшие к экзогамии группы оказывались более жизнеспособными.

Запрет половых отношений внутри группы укреплял ее, но мог вызвать конфликты с другими коллективами. Эти конфликты постоянно устранялись путем введения брачевания между двумя постоянными экзогамными группами, т.е. дуальной организации.

Родовую общину характеризует половозрастная организация. Выделялись группы детей, взрослых мужчин и взрослых женщин, различавшиеся предписанными им обязанностями и правами, общественным положением и т.д. Чаще всего эти группы были формализованы, и переход из одной возрастной группы в другую сопровождался испытаниями и торжественными тайными обрядами – инициациями. Суть инициаций состояла в приобщении подростков к хозяйственной, общественной, идеологической, брачной жизни полноправных членов общины. Мальчиков испытывали голодом, нанесением ран, прижиганием огнем и т.д., учили владеть оружием, воспитывали храбрость, выносливость, дисциплину, посвящали его в тайные обычаи, обряды и верования племени. Женские инициации были проще и заключались в обучении песням и мифам, рассказах о брачной жизни. По завершении инициации устраивалось празднество с различными церемониями, песнями, плясками. Инициации делили общество на категории людей посвященных и непосвященных, а также его духовную жизнь, весь багаж знаний, верований, фольклорных сюжетов на экзотерические (общедоступные) и эзотерические (тайные, скрытые от непосвященных) комплексы. Каждый из эзотерических комплексов был доступен только какому-то ограниченному кругу лиц: один – только инициированным мужчинам, другой – только старшим, полностью посвященным в тайны тотемических культов и т.п. Следы инициаций зафиксированы в археологических памятниках верхнего палеолита – в пещерных комплексах с живописными изображениями, исследованными во Франко-Кантабрийской области, Африке, Монголии, Башкирии.

Разделение на группы взрослых мужчин и женщин приводило подчас к их своеобразному обособлению. Они могли располагаться порознь, готовить разную пищу, иметь свои тайные праздники, обряды и верования, иногда даже свои тайные «языки». Уже на стадии ранней родовой общины у некоторых народов (у алакалуфов) появились мужские дома, где проходили собрания, проводились различные обряды. Именно такой дом исследован М. М. Герасимовым на стоянке Мальта в Восточной Сибири. Интересно, что уже в верхнем палеолите, как показали материалы, возможны были различия в социальных статусах мужчин и женщин при их экономическом равенстве. Мужчинам принадлежала доминирующая роль во всех сферах традиционной деятельности, в семейной и общественной жизни, и особенно в сфере религиозной деятельности, где многие тайны и обряды не были доступны для женщин и проводились на особых священных площадках вдали от лагеря.

Институализациявозрастных и половых групп с их бытовой обособленностью, своими правами и обязанностями, тайными обрядами происходила на стадии позднепервобытной общины. В мужских домах велись многие работы, проходила обрядовая жизнь, хранились предметы культа, спали холостяки, а иногда и все мужчины. Женщины, неинициированные подростки сюда не допускались. В многородовых общинах каждый род мог иметь свой мужской дом, свой тайный культ. Женские дома встречались реже, там же, где их вовсе не было, мужские строились в центре селения, а женщины с детьми селились на периферии.

Часто мужчины и женщины принимали пищу врозь, личная собственность была мужской и женской.

Положение половозрастных групп в позднепервобытной общине продолжало определяться их ролями в разделении труда и отношением к родовой собственности. Нормой оставалось равное участие и мужчин, и женщин в жизнеобеспечивающей экономике. Но развитие престижной экономики, монополизированной мужчинами, создавало им особый престиж, и в общественной жизни доминировали мужчины.

Кроме того, интенсификация общественной активности, в частности, коллективной культовой практики, осуществлялась главным образом мужчинами, а неизбежное разделение функций, появление в этой сфере специализации способствовали постепенному вытеснению женщин из сфер ритуала и искусства. Этому же содействовали монополизация отдельных видов информации и деятельности, превращение их в строго секретные, а также санкционированная дезинформация.

Отношения между полами в родовой организации регулировались браком. Одновременно с браком возник институт семьи, регулирующий как отношения между супругами, так и между родителями и детьми. Вопрос о начальной форме брака до сих пор дискуссионен. Л. Г. Морган реконструировал его как групповой. И сейчас есть сторонники этой концепции. Они опираются на групповое родство в древних обществах, наличие брачных классов у австралийцев, обычай пирауру, по которому мужчины и женщины имеют право на дополнительных жен или мужей.

Другая часть ученых считает первичными парный брак и семью, и в доказательство приводит археологические данные: небольшие одноочажные жилища верхнего палеолита. Групповой брак можно понимать не как многоженство или многомужество в двух взаимобрачных группах, а как право – обязанность этих групп поставлять друг другу фактических супругов. Брак, таким образом, регулировал отношения между взаимобрачными группами и между фактическими супругами, поэтому его можно назвать парно-групповым.

Сторонники концепции первичности группового брака считают, что он был дислокальным, т.е. супруги оставались жить в своих группах, эпизодически где-нибудь встречаясь. В доказательство приводятся этнографические наблюдения народов, находящихся на стадии позднеродовой общины и обычаи обособления мужчин и женщин. Приверженцы идеи первичности парного брака рассматривают его как унилокальный, предполагающий совместное поселение супругов и образование семьи, а обособление полов связывают с межполовым разделением труда. Исходным при этом, как доказал Ю. И. Семенов, являлся матрилокальный, или уксорилокальный брак, когда супруги поселяются в группе жены. У бродячих охотников и рыболовов рано произошел переход к патрилокальности, или вирилокальности. Часто обе формы переплетались, приводя к амбилокальности, или дуалокальности. Заключение брака регулировала дуально-родовая, а затем дуально-фратриальная экзогамия в форме так называемого обязательного двустороннего перекрестно-двоюродного, или кросскузенного, брака. Мужчины женились на дочерях братьев своих матерей или дочерях сестер своих отцов, т.е. на своих двоюродных сестрах, фактически же троюродных и четвероюродных. Родство было групповым, поэтому мужчины и женщины этих двух взаимобрачных групп не считались сородичами. Для предотвращения половых и брачных связей между людьми, не принадлежащими к кругу потенциальных мужей и жен, существовали обычаи, подобные избеганию.

Парная семья на стадии раннепервобытной общины была недолговечной и относительной. Парность совмещалась с дополнительными браками типа пирауру, практиковалась полигиния (многоженство) в форме сорората – брака с несколькими сестрами, и левирата – сожительства с женой старшего или младшего брата, а позже с его вдовой. Бытовала и полиандрия (многомужество). Допускались и иногда поощрялись добрачные и внебрачные половые связи, например, гетеризм, когда девушка перед вступлением в брак должна была поочередно отдаваться многим мужчинам.

Общность интересов семьи заключалась в социализации детей. Правда, они, как только подрастали, воспитывались не только родителями, но всей близкой родней. Сами супруги и дети все же оставались членами родовой группы.

Семья на этой стадии была дисэкономичной. В период позднеродовой общины парный брак господствовал, но сопровождался чертами групповых отношений. У народов с ранним производящим хозяйством практиковалась полигиния, часто сороратная, у племен с присваивающим хозяйством распространена была полиандрия в форме левирата.

Кросскузенностьна этой стадии постепенно исчезает. Браки утрачивают обменный характер и требуют возмещения за рабочую силу женщин в форме отработок, а позже – брачного выкупа. Практикуется сговор о браке между несовершеннолетними. Развивается свадебная обрядность. В брачных церемониях центральное место занимал дарообмен. Практиковалось и обрядовое похищение невесты.

Развитие трудового распределения, при котором отец мог материально заботиться о своих детях, укрепляло парную семью. В ней появляется общее имущество. Отцы стараются передать свое имущество своим детям. Но на наследство мужчин претендовали не только их дети, но и их сородичи. И муж, и жена по-прежнему не порывали хозяйственных связей с родней.

Наряду с парными существовали большие материнские семьи, или домохозяйства. Костяк их составляли женщины с их детьми, но крепки были и связи с братьями и дядьями по матери. Все плоды своих трудов муж отдавал не жене, а замужней сестре. О детях заботился в основном дядя по матери, который передавал им свое имущество. Эта система называется авункулат. Как и парные семьи, большие материнские семьи обосабливаются экономически, но очень медленно.

При относительной дисэкономичности и дислокальности брака важнейшими социально-экономическими ячейками были община и род, которые на ранних этапах родового строя, по всей видимости, совпадали. Община состояла из группы или групп родственных семей. Общину, состоящую из одной группы, называют однородовой или компактно-родовой, а состоящую из нескольких групп – многородовой. Родство осознавалось в форме связи с общеродовым покровителем – тотемом. Родство было явлением более социальным, чем биологическим, но позже связь с коллективом стала сознаваться через одного из родителей. На стадии позднеродовой общины характер родства превращается в предковое, прослеживается связь с отдаленным предком рода, ее линия и степень. Родство могло быть унилинейным – матрилинейным или патрилинейным и билинейным, когда связь с родоначальником прослеживалась и по материнской, и по отцовской линиям. Таким образом, родство осознается как кровная связь, но оно не утратило своего социального аспекта, что выразилось в тенденции считать сородичами всех, кто жил рядом, помогал трудом, делился пищей. Таких людей или даже группы интегрировали в свой род путем адопции.

Разрастающиеся роды делились на внутриродовые группы, те в свою очередь – на еще меньшие группы сородичей и т.д. Такие группы называют линиджами. Род обеспечивал важнейшие экономические, социальные, идеологические функции (распределение земли, трудовая и материальная помощь, наследование имущества одного из родовых имен, взаимозащита, экзогамия, культовая жизнь). Линидж был ядром домохозяйства. Роды группировались во фратрии, которые могли быть и исходными, первоначальными родами, а могли возникать в результате искусственного объединения нескольких родов. Фратрии объединялись в племена. Исследования Л. Г. Морганом одной из групп индейцев выявили стройную структуру общества. Линиджисоставляли 8 родов, т.е. – 2 фратрии, все вместе – племя сенека. Линиджи были материнскими семьями, образовывавшими домохозяйства –«овачиры». Роды являлись экзогамными коллективами матрилинейных родственников, объединенных отношениями общей собственности, взаимного наследования, взаимопомощи и взаимозащиты. Они имели свои тотемные имена. Род имел право адопции, свое отдельное от других родов кладбище. Фратрия была объединением «братских» родов, для которых роды другой фратрии были двоюродными. Роды одной фратрии выступали солидарно, поддерживая друг друга, особенно в экстремальных ситуациях – в случаях убийства в племени, выборах предводителя и т.п. Фратрии имели свои религиозные братства, особые обряды посвящения, церемонии. Племя было эндогамным, являлось верховным собственником территории, носителем определенной культуры – бытовой общности, обладало этнокультурными особенностями и социально-потестарными функциями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.