Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Городское ремесло




Перечень документальных подтверждений индивидуальных достижений в научной сфере

Достижения Подтверждение документы
1. Научные статьи, опубликованные за последние 3 года, (в журналах, индексируемых международными системами цитирования Scopus, Web of Science или РИНЦ; в журналах, рекомендованных ВАК). 1.Ксерокопии страницы с содержанием журнала, где указана фамилия Конкурсанта и название статьи; 2.Ксерокопия 1 статьи, опубликованной в журналах индексируемых международными системами цитирования Scopus, Web of Science. Если данных статей Конкурсант не имеет – ксерокопия 1 статьи из журналов, рекомендованных ВАК (не из «Вестника ЧГУ»)
2. Гранты, полученные за последние 3 года, в международных, всероссийских конкурсах, федеральных, региональных конкурсах; в РГНФ, РФФИ и других научных фондах, внутренние гранты ЧГУ, руководителем или исполнителем которых был или является Конкурсант. Копия приказа, свидетельства о получении гранта, номера гранта, сроков его исполнения и иной документ, подтверждающий получение гранта.
3. Участие в хоздоговорных НИР за последние 3 года. Список исполнителей НИР с указанием номера хозяйственного договора и его объема
4. Патенты, авторские свидетельства на продукты интеллектуальной деятельности, полученные за последние 3 года Ксерокопия патентов, авторских свидетельств
5. Прохождение научных стажировок за последние 3 года. Сертификаты, свидетельства о прохождении научных стажировок
6. Награды, медали, дипломы, полученные Конкурсантом за достижения в научной деятельности за последние 3 года. Копия удостоверения, сертификата о награждении медалью, дипломом, наградой.
7. Другие достижения Конкурсанта в научной деятельности за последние 3 года. Материалы, подтверждающие наличие других достижений соискателя в научной деятельности.

Городское ремесло Киевской Руси было очень разветвленным, многообразным и технически оснащенным. Большую часть городского населения составляли ремесленники. Целые улицы и даже кварталы носили название по тому виду ремесла, который преобладал (Гончары, Гончарский конец, Кожемяки, Кузнецкая улица, Кузнецкие ворота, Плотницкий конец и т.д.).

Археологическими раскопками в настоящее время вскрыто множество древнерусских мастерских с их оборудованием (печи, горны, кожевенные чаны, наковальни), инструментами, запасами сырья, полуфабрикатами, готовыми изделиями и старыми вещами, принесенными мастеру в починку. Судя по этим мастерским, а также по данным письменных источников, можно думать, что деление мастеров по профессиям происходило не по техническому признаку, а по целевому, т.е. по тому, какую категорию вещей вырабатывал данный мастер. Каждый мастер был универсальным в смысле освоения им различных технических приемов: он умел и ковать, и лить металл, и чеканить его, и гравировать. Он имел и оборудование, позволявшее ему производить его разнообразную работу. Разделение труда сказывалось в том, что одни мастера делали оружие, другие - колчаны, третьи - женские украшения, четвертые - книжные оклады.

Наряду с таким широким разграничением специальностей существовали мастера и очень узкой квалификации, например гвоздочники. По самым минимальным подсчетам, в Киеве было свыше 60 различных ремесленных профессий. По своему социальному положению ремесленники делились на вотчинных, связанных с княжеским двором, и на городских, посадских мастеров.
К вотчинным следует причислить и монастырских ремесленников. Вотчинные мастера работали преимущественно на заказ. Большинство вещей из кладов XII-XIII вв. сделано руками таких придворных мастеров. Именно этих искусных мастеров упоминает в составе княжеского или боярского двора Русская Правда, назначая за их убийство довольно высокий штраф в 12 гривен.

Посадские городские мастера в XII-XIII вв. в своих художественных идеалах не хотели уходить далеко от своих княжеских собратьев по ремеслу, стремились подражать им в форме и отделке своих изделий. Посадским мастерам приходилось считаться и с естественным желанием воспроизвести дорогой образец придворного мастерства, и с законным требованием рынка увеличить массовость изделий. На археологическом материале можно проследить, как остроумно решили городские ремесленники эту задачу. Они изобрели такие технические приемы, которые позволяли им имитировать аристократические образцы, не прибегая к трудоемкому индивидуальному изготовлению каждой вещи. Чеканка была заменена тиснением (штамповкой) на специальных выпуклых матрицах, гравировка - литьем, сложнейшая зернь и скань - также простым литьем в специальной форме. Центр внимания был перенесен мастерами на изготовление штампа, литейной формы, которые помогали им легко выпускать на рынок целые серии изделий, по внешнему виду похожих на дорогие вещи, вышедшие из рук княжеского ювелира.

Городские ремесленники, создатели блестящей культуры русских княжеств без сомнения были грамотны. Уже в XI веке мастер-гончар, изготовив амфору для вина, написал на ней по сырой глине: «Благодатнеша полна корчага сия». На каменных литых формах, на бронзовых изделиях, на вещах с эмалью мы находим надписи ремесленников.

Рассмотрим некоторые технические приемы мастеров декоративного искусства. Одним из важнейших приемов было литье металла. Посредством литья изготовлялось множество медных, бронзовых, серебряных и оловянных предметов, от маленьких пуговиц для ворота или нагрудных крестов-складней до огромных паникадил, спускавшихся на узорных бронзовых цепях. Отливали или в каменных формах, - тогда мастер резал изображение вглубь и должен был предусмотреть, что оно будет при отливке зеркально перевернуто, - или же по изготовленной заранее восковой модели. Некоторые особенности стиля объясняются той или иной техникой изготовления (например, фактура волос на печати). Работа по восковой модели, при которой иногда на изделии остаются отпечатки пальцев, допускала большую свободу и плавность форм.

В качестве примера сложного медного литья можно привести две арки из княжеского замка Вщиж близ Брянска. Обе арки, хранящиеся в Государственном Историческом музее, совершенно одинаковы. Дуга арки образована прорезным медным кружевом из переплетенных полос. Такая плетенка встречается и в рукописном орнаменте, и в ювелирных изделиях, и в архитектурной декоративной резьбе. Посреди плетения вписаны три круга с птицами внутри и наверху птица распростерла крылья и похожа на геральдического орла; в боковых клеймах птицы, мягко
и округло повернув голову, чистят свой хвост, похожий на цветок. Под кругом, в ремнях плетения, ползет какое-то чудище из средневекового бестиария. В боковых отрогах помещены две птицы, обернувшиеся к находящейся между ними стилизованной лилии. Для насадки на древки арки имеют внизу по две втулки, обработанные в виде длинной головы дракона, держащего арку
в пасти. Подобные драконы известны в архитектурной резьбе Владимиро-Суздальского княжества.

На обратной стороне изделия имеется молитвенная формула, написанная мастером еще на восковой модели, перед отливкой: «Господи, помози рабу своему Константину». Мастер Константин, живший во второй половине XII века, обнаружил хороший вкус и большую техническую сноровку.

Наряду с литьем широко применялись ковка и чеканка серебра, меди и золота. Чеканилась сложная по форме посуда, выковывались серебряные основы для украшений; художественная чеканка производилась не только пунсонами, как в деревне, но и более сложными приемами, дававшими высокий рельеф. Применялась обратная чеканка, когда лист серебра клали на эластичную подушку из смолы или вара и чеканили вглубь. Одним из древних технических приемов ювелиров было применение тонких крученых проволок (филигрань, или скань) и мельчайших зерен (зернь) из золота или серебра.

Очень давно, еще у мастеров древних славянских князей VI-VII веков, возникло желание воспроизвести тонкую восточную работу с применением скани и зерни. В то отдаленное время волоченная через глазок проволока заменялась кованой или литой (провощенный шнур), а зерна металла получались путем лепки из воска небольших шариков с последующей отливкой их в металле. Все эти подражания были очень грубы. Но уже в IX-X веках русские мастера научились делать настоящую зернь и филигрань, впоследствии широко распространенные. Сочетание обеих техник мы видим на височных кольцах X-XI веков из Волыни. Зернь осыпает профилированное тулово предмета, а скань обрамляет кольцо сквозным кружевом. Из рук княжеских придворных ювелиров выходили изумительные по тонкости работы: зерненные лунницы, подвески, бусы и звездчатые колты, - например колты Тверского клада 1906 года из собрания Государственного Русского Музея.

К кольцу с полукруглым щитком (как и на височных кольцах) припаяны шесть серебряных конусов с шариками на концах. На каждый конус предварительно напаяно множество миниатюрных колечек из тонкой проволоки в 0,02 сантиметра толщиной. Диаметр такого колечка равен 0,06 сантиметра. Определить все эти размеры оказалось возможным только после специальной микрофотосъемки. Всего для изготовления одного колта ювелиру нужно было напаять около 5000 таких колечек. Но этим не ограничивалась работа мастера: колечки служат лишь постаментами для зерни, и на каждое колечко насажено еще крошечное зерно серебра диаметром в 0,04 сантиметра. В результате каждое зерно блестело и играло при малейшем повороте головы.

Естественно, что только придворный ювелир, имевший немногочисленных заказчиц, мог тратить время на подобную работу. Городские мастера для изготовления похожих колтов делали специальную литейную форму, где каждому зерну соответствовало маленькое углубление в камне формы. Литые колты были несколько грубее, но зато их можно было отливать десятками. Подобные имитационные формы датируются началом XIII в. В этом убеждает находка их в развалинах Десятинной церкви в Киеве. Когда киевляне в 1240 году, обороняясь от татар, забрались на церковные своды, церковь рухнула и погребла под собой последних защитников Киева. Среди них был и мастер ювелир, носивший при себе самые драгоценные, тщательно сделанные литейные формы для имитации зерни. Такие формы встречаются в XIII в. и на Востоке, куда Батый отвел русских пленников.

Большую роль в формировании некоторых видов орнамента играла техника скани. Из филигранных нитей делались законченные вещи, где сама золоченая проволока составляла каркас предмета. Таковы, например, широко распространенные височные кольца с тремя ажурными бусинами, сделанными из сканных проволочек. При сравнительной простоте рисунка мастера скани достигали большого изящества и легкости изделий. Вторым видом применения скани являются сканные узоры, напаянные на гладкую поверхность. Обычно ее выкладывали спиралями разного рисунка. Спираль была наиболее естественной формой применения данного материала. Спиральный узор скани оказал большое влияние на орнаментику в живописи, книжной миниатюре, скульптуре. Во второй половине XII в. спиральный орнамент был широко распространен, а в XIV в. стал господствующим.

Одним из старинных русских ювелирных достижений была чернь. Серебро - очень благодарный контрастирующий материал для черневых узоров. Техника чернения появилась на Руси в IX-X вв., первоначально как инкрустация, но уже в XI в. установился следующий порядок размещения черневых и серебряных пятен: центральное изображение делалось выпуклым и оставлялось чистым, а фон, несколько утопленный вниз, заливался сплошь чернью. Серебряное поле изображения прочерчивалось резцом для обозначения деталей. В XI в. самые изображения были сравнительно просты и компактны, а черневой фон окружал их плотной рамкой. Дальнейшая эволюция шла по пути усложнения рисунка и постепенного вытеснения черни. Когда на колтах вместо барса с цветком в зубах (Чернигов, XI в.) изображается крылатый зверь, весь окруженный плетением (XII в.), рисунок настолько усложняется, что чернь лежит только отдельными пятнами. Мастера все больше внимания обращают на разделку рисунка резцом; скоро борозды, проведенные резцом, начинают заполнять чернью и роль серебряных и черневых полей меняется, как это было в античности при смене чернофигурной силуэтной росписи краснофигурной. Фон оставляют гладким серебряным, а самый рисунок старательно заполняют черневыми контурами.
К XIII в. эта техника почти вытеснила старую чернь, очевидно казавшуюся грубой.

Для черни XI-XII вв. обязательно было углубление фона под чернь. Это осуществлялось посредством тиснения тонких листов серебра на специальных медных матрицах с рельефным рисунком. В XII в. иногда фон под чернь процарапывали в решетку для лучшего сцепления частиц черни с серебром. Для контурной черни никакого рельефа не было нужно и все сводилось к работе резцом. В ХIII в. всю поверхность рисунка старательно заполняли черневыми штрихами, совершенно не оставляя гладкого пространства. Контурной техникой изготовлялись бляхи для монист с изображениями святых, перстни колты, поясные наборы.

В некоторых случаях там, где ранее применялся черневой фон, мастера XII в. находят более тонкое решение. Так, например, на киевских широких серебряных браслетах из Государственного Исторического музея, там, где в более раннее время применялся черневой фон для фигур в арках, мастер XII-ХIII в. отказался от черни; он оставил фон чистым, серебряным, а самые фигуры позолотил. Благородное сочетание золотых фигур и серебряного поля свидетельствует о развитии утонченного вкуса.

Техника позолоты была известна уже давно. Существовал способ покрытия золотой амальгамой с позднейшей плавкой ее, так называемое «жженое злато». Применялась золотая инкрустация. Но самым сложным способом была наводка золота при посредстве протравы кислотой. Способ этот применялся для живописи золотом по меди и известен нам во всех деталях по позднейшим монастырским руководствам. В этой технике выполнялись в XIII-XIV вв. церковные двери. Зарождение ее относится к домонгольскому времени. И в Киеве, и в Старой Рязани найдены предметы с золотой наводкой.

Одной из вершин прикладного искусства было эмальерное дело. Многоцветная финифть с ее немеркнущими красками прославила киевских мастеров в Западной Европе. Эмалью украшали золотые короны, колты и цепи к ним, нагрудные медальоны, образки, кресты-складни, оклады книг, гривны. Учителями эмальерного дела были греки. Из Византии выписывали мастеров
в Италию и Германию. В Киеве найдены эмальерные мастерские, в которых работали не византийские, а русские мастера. Техника перегородчатой эмали была очень сложна. Сначала на тонкой золотой пластинке выдавливали общий контур рисунка и затем в полученном углублении напаивали на ребро тончайшие перегородочки, которые должны были отделять эмаль одного цвета от эмали другого цвета. По мере заполнения полученных замкнутых ячеек эмалевым порошком изделие несколько раз ставили в жар; эмаль плавилась, и изделие приобретало монолитность. На остывшей вещи мастер расковывал золотые перегородочки, шлифовал эмаль
и в результате этой сложной работы, требовавшей огромной опытности, получалось великолепное живописное произведение с четкими границами каждого тона и с золотыми контурами рисунка. Тонкость работы киевских мастеров поражает нас; иногда эмальер на пространстве, равном поперечному сечению карандаша, ухитрялся уместить женскую головку в венце, с серьгами, с обозначением глаз, рта, волос.

С эмальерным делом было связано производство поливной керамики, применявшейся как для вымостки полов, так и для украшения стен зданий. Поливные плитки украшались цветной эмалью, наносившейся различными узорами; здесь и подражание яшме, и геометрический орнамент, и стилизованные ветки с цветами.

Большую сложность при изучении русского средневекового декоративного искусства представляет точная датировка его памятников. Языческие курганы, сохранившие столько первоклассных предметов, исчезли из городского быта уже в начале XI в., одновременно с упрочением христианства. Христианских же погребений XI-XIII вв. известно очень мало.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.