Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественная деятельность, ее развитие и формирование в дошкольном возрасте




Изобразительная деятельность детей. Психологические особенности рисования. Цвет детского рисунка. Развитие функций изобразительной деятельности. Развитие содержания детского рисунка. Схематизм художественных образов. Выражение эмоционального отношения к окружающему в рисунках.

Конструктивная деятельность дошкольника. Стороны конструктивной деятельности дошкольника: конструирование-изображение и строительство для игры. Виды конструирования.

Психология деятельности воспитателя детского сада. Педагогическая профессия как разновидность профессии социономического типа («человек-человек»). Предмет и орудие труда воспитателя. Основные функции воспитателя. Переосмысление содержания функциональных обязанностей воспитателя дошкольного учреждения в условиях гуманизации дошкольного образования. Цель и мотивы деятельности воспитателя. Формирование и самовоспитание профессионально значимых мотивов деятельности воспитателя детского сада.

Структурные компоненты педагогической деятельности воспитателя детского сада: гностический, конструктивный, коммуникативный, организаторский; их характеристика. Творчество в деятельности педагога. Трудности в деятельности воспитателя. Пути и средства профессионального самосовершенствования.

 

РАЗДЕЛ 4. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНОЕ

ОБЩЕНИЕ В ГРУППЕ

Общее понятие об общении. Значение общения в жизни общества и отдельной личности. Функции общения и его виды.

Структура общения (по Г.М. Андреевой). Понятие коммуникации и коммуникативной стороны общения. Коммуникативные барьеры в общении. Интерактивная сторона общения. Стратегии поведения во взаимодействии. Понятие перцептивной стороны общения. Роль установки в познании людьми друг друга. Механизмы межличностной перцепции: идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция.

Речь как главное средство общения. Отличие речи от языка. Виды речи. Устная речь и средства ее выразительности: интонация, темп и ритм, выбор лексических средств. Монологическая и диалогическая речь. Психологические особенности письменной речи как средства межличностного общения. Отличительные особенности внутренней речи.

Профессиональное взаимодействие педагога. Педагогическое взаимодействие и его основные функции. Педагогическое общение как важнейший канал воздействия педагога на ребенка, приобщения его к общечеловеческим и национальным ценностям.

Структура педагогического взаимодействия. Характеристика внутреннего компонента педагогического взаимодействия: отношение к своей деятельности, отношение к детям, эмпатия, педагогическая социальная перцепция. Уровни понимания воспитателем детей. Поведение педагога, его общение с детьми как внешний компонент педагогического взаимодействия. Характеристика средств воздействия, используемых педагогом в процессе общения с детьми: осознаваемые и неосознаваемые, прямые и косвенные, вербальные и невербальные.

Типы и стили педагогического взаимодействия; особенности их влияния на развитие личности, эмоциональное благополучие ребенка.

Развитие общения в дошкольном возрасте. Формы общения ребенка со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная. Содержание, потребности, ведущие мотивы общения. Основные средства общения. Механизм смены форм общения.

Развитие общения со сверстниками. Развитие форм общения со сверстниками: непосредственно-эмоциональная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная. Потребности в общении, ведущий мотив общения, средства общения.

Роль общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии дошкольников.

Общее понятие о группе. Межличностные отношения в группе. Группа как объект изучения в психологии. Общее понятие о группе. Виды групп: большие и малые группы. Понятие о малой группе. Виды малых групп: Психологические особенности и психологическая структура формальных и неформальных групп.

Референтность группы для личности. Влияние группы на личность. Конформность и самостоятельность.

Развитие группы как коллектива. Сплоченность группы. Ценностно-ориентационное единство. Социально-психологический климат в группе.

Межличностные отношения в малой группе. Деловые и личные отношения. Межличностное предпочтение. Положение личности в группе: детерминация, пути оптимизации. Осознание и переживание своего положения в группе.

Лидерство, звездность и руководство. Психологическая характеристика лидеров. Методы влияния на людей. Стили руководства.

Социально-психологическая характеристика дошкольной группы и межличностных отношений в ней. Дошкольная группа как первая официальная группа ребенка. Функции «детского общества»: социализация, интенсификация процесса половой идентификации и дифференциации; информационная; формирования ценностных ориентаций; оценочная. Деловые и личные отношения детей со сверстниками. Проблема положения личности ребенка в группе сверстников дошкольного учреждения. Социометрический статус как показатель положения ребенка в системе личных взаимоотношений. Статусная структура группы. Детерминация социометрического статуса детей в дошкольном учреждении. Зависимость статуса от качеств личности и особенностей поведения, успешности в значимых видах деятельности. Статус ребенка и его индивидуально-психологические особенности (темперамент, способности и др.). Информативность личности и ее статус. Зависимость положения ребенка в системе межличностных отношений от общественного мнения группы, стиля педагогического общения воспитателя. Влияние межличностных отношений на формирование личности, ее деятельности и общения. Роль взрослых в регулировании и оптимизации межличностных отношений детей со сверстниками.

РАЗДЕЛ 5. ЛИЧНОСТЬ, ЕЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ

Психологическая структура личности. Понятие о личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность». Социальная сущность личности. Понятие о социальных ролях, нормах, контроле и социализации. Психологическая структура личности. Структура личности (по К.К. Платонову). Направленность личности. Потребности как источник активности личности. Виды потребностей. Формы направленности личности: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы и мировоззрение личности. Отличия интересов по содержанию, широте, глубине, устойчивости, действенности. Деление интересов на прямые и косвенные. Установки и убеждения. Ценностные ориентации личности. Ответственность за обстоятельства, за других, за самого себя.

Самосознание личности, его структура. Понятие об уровне притязаний и самооценке. Виды и основные функции самооценки. Формирование самооценки под влиянием оценок со стороны других людей. Отношение к себе и самоуважение.

Личность педагога детского дошкольного учреждения. Требования к личности педагога в свете гуманизации системы непрерывного образования, первого ее звена – дошкольного воспитания. Личностно-ориентированная модель личности педагога детского сада. Педагогическая направленность. Любовь к детям, интерес к педагогической деятельности, чуткость, эмпатия, тактичность, гуманизм как профессионально значимые качества педагога. Креативность, инициативность, психологическая и социально-психологическая наблюдательность, практичность ума, развитый социальный интеллект, педагогический оптимизм, коммуникативность как важные условия успеха в деятельности воспитателя. Профессионально значимые волевые качества педагога: целеустремленность, выдержка, терпеливость, требовательность к себе и др. Профессиональное самосознание воспитателя.

Развитие и формирование личности дошкольника. Развитие самосознания. Возникновение предпосылок развития самосознания в младенчестве и раннем детстве. Активность как личностное новообразование первого года жизни.

Важнейшие личностные приобретения в раннем детстве: гордость за собственные достижения, «Я сам».

Основные направления развития самосознания у дошкольников. Развитие самосознания, «Я-концепции» и самооценки. Переход от общей самооценки к дифференцированной. Возрастание объективности, критичности, самостоятельности, рефлексивности, аргументированности детской самооценки на протяжении дошкольного возраста. Возникновение и развитие осознания себя во времени («Я-динамическое»). Половая идентификация и осознание своей половой принадлежности, индивидуальности. Возникновение осознания своего социального «Я» к концу дошкольного возраста. Самооценка и компетентность (социальная, коммуникативная, интеллектуальная, в плане физического развития). Самооценка и развитие чувств гордости, стыда, собственного достоинства.

Формирование «Я-концепции» и самооценка дошкольника. Влияние взрослых (родителей, воспитателей) на самооценку ребенка. Пути и средства оказания влияния на становление позитивного образа «Я», развития чувства самоценности, самоуважения.

Развитие мотивационной сферы дошкольника. Содержание мотивов поведения дошкольника.Мотивы,связанные с интересом детей к миру взрослых. Игровые мотивы. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и другими детьми. Мотивы личных достижений, стремление к самоутверждению. Позитивные формы самоутверждения детей (притязание на исполнение главных ролей в творческих играх) и негативные: детская ложь, капризы и упрямство. Познавательные мотивы. Соревновательные мотивы. Нравственные мотивы. Общественные мотивы. Мотивы стать школьником.

Развитие мотивации общения со взрослыми и сверстниками. Возникновение иерархии мотивов, их соподчиненности.

 

РАЗДЕЛ 6. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ,

ЕЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ

Общая психологическая характеристика эмоций и чувств. Понятие об эмоциях и чувствах, их отличие. Функции эмоций и чувств. Внешнее выражение эмоций, экспрессия. Виды эмоциональных состояний.

Амбивалентные эмоциональные состояния. Стенические и астенические эмоции. Настроения, их причины. Влияние настроений на поведение и деятельность личности. Аффект. Страсть. Стресс. Эмоциональная устойчивость и ее значение для педагога.

Развитие эмоциональной сферы и ее формирование в дошкольном возрасте. Место эмоций в жизнедеятельности детей раннего и дошкольного возраста. Общие закономерности и пути развития эмоциональной сферы детей с возникновением новых потребностей и мотивов с окружающими. Возрастание устойчивости, глубины, обобщенности, осознанности чувств ребенка к концу дошкольного возраста. Слитность и ситуативность чувств, появление их дифференциации. Специфика высших чувств в дошкольном возрасте.

Общая психологическая характеристика воли. Понятие о воли. Непроизвольные и произвольные действия. Воля как способность к сознательной саморегуляции. Волевое усилие. Функции воли. Связь воли с другими психическими явлениями. Структура волевого действия: желания и влечения, мотивация, борьба мотивов, средства достижения поставленных целей. Исполнение принятого решения – главный признак волевого действия. Простые и сложные волевые действия.

Волевые качества личности и пути их формирования. Недостатки воли и их преодоление. Нерешительность. Упрямство как отрицательное качество личности.

Развитие воли и ее формирование в дошкольном возрасте. Становление этапов волевого действия у детей. Развитие основных компонентов волевого действия; характеристика каждого из них. Развитие целенаправленности действий, способности к целеполаганию. Сферы проявления произвольности дошкольника. Развитие воли и мотивация поведения. Влияние взрослого на развитие волевой сферы детей. Формирование готовности к преодолению трудностей. Развитие волевых качеств у дошкольников: целеустремленности, выдержки, самостоятельности, инициативности и др. Возможные отклонения в развитии волевой сферы и пути их коррекции. Особенности формирования воли у застенчивых и неуверенных в себе детей. Роль основных видов деятельности в развитии воли ребенка.

 

РАЗДЕЛ 7. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ,

ИХ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ

Общая характеристика внимания. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. Ключевая роль внимания в регуляции психических процессов и познавательной деятельности. Физиологические основы внимания. Распределение и взаимодействие возбуждения и торможения в коре головного мозга. Понятие о доминанте и ее роли. Виды внимания: непроизвольное, произвольное послепроизвольное.

Основные свойства внимания. Сосредоточенность (концентрация) внимания. Устойчивость внимания и проблема “колебаний” внимания. Зависимость устойчивости внимания от значимости объекта для личности и интереса к деятельности. Объем внимания. Переключение внимания. Распределение внимания. Рассеянность и ее виды.

Развитие и формирование внимания в дошкольном детстве. Предпосылки развития внимания. Проявление внимания в младенческом и раннем возрасте. Сосредоточение (слуховое, зрительное) как первое проявление внимания.

Основные направления и этапы развития внимания в дошкольном возрасте. Развитие непроизвольного внимания в дошкольном детстве. Проявление зачатков произвольного внимания. Зарождение послепроизвольного внимания. Развитие свойств внимания в дошкольном возрасте.

Детская рассеянность, ее возможные причины и пути преодоления. Пути и средства формирования внимания у детей разного дошкольного возраста.

Общее представление об ощущении и восприятии. Понятие об ощущении и восприятии. Ощущение и восприятие как процессы непосредственного отражения объективной реальности. Познавательная роль ощущений и восприятий. Отличие ощущения от восприятия.

Органы чувств и их работа. Рефлекторная природа ощущений. Сенсорная депривация. Адаптация. Взаимодействие ощущений и восприятий. Компенсация в области ощущений и восприятий.

Виды ощущений. Виды восприятия. Восприятие человека человеком. Значение развитой социальной перцепции для педагога.

Основные свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность и избирательность.

Восприятие и личность: апперцепция как влияние жизненного опыта и знаний и отношения на восприятие. Установка и ее роль в восприятии.

Наблюдение как форма произвольного восприятия. Условия организации наблюдения. Наблюдательность как личностное качество.

Развитие и формирование сенсорики у детей раннего и дошкольного возраста. Значение для ребенка чувственного познания действительности. Развитие сенсорики в младенческом и раннем возрасте. Развитие основных видов чувствительности в дошкольном возрасте.

Роль овладения сенсорными эталонами в развитии ощущений и восприятия ребенка. Основные закономерности восприятия формы и величины. Совершенствование перцептивных действий и операций к концу дошкольного возраста: их обогащение, овладение обобщенными ориентировочно-исследовательскими операциями и действиями, переход от внешних, практических перцептивных действий к внутренним, умственным, активизация мыслительных операций в процессе чувственного познания окружающего и себя. Развитие восприятия пространства, времени. Художественное восприятие дошкольника (сказки, картины, музыки, театрального спектакля и др.). Развитие социальной перцепции.

Условия, благоприятствующие чувственному познанию дошкольниками действительности: включение ребенка в содержательные виды деятельности (игровую, музыкальную, изобразительную и др.), создание развивающей среды, благоприятного психологического климата.

Общая характеристика памяти. Понятие о памяти. Жизненное назначение памяти. Её роль и значение в жизни человека. Запоминание, сохранение и воспроизведение как основные процессы мнемической деятельности. Память и личность. Виды памяти.

Виды запоминания: непроизвольное, произвольное.

Осмысленное и механическое запоминание. Мнемоника. Кратковременное и долговременное запоминание. Факторы, влияющие на эффективность запоминания. Забывание и борьба с ним.

Воспроизведение. Формы воспроизведения: узнавание, припоминание, воспоминание, реминисценция. Законы повторения материала.

Индивидуальные и типологические особенности памяти.

Развитие памяти дошкольника. Место памяти в системе познавательных процессов. Особенности развития памяти в младенчестве и раннем детстве. Запечатление как предпосылка развития памяти в младенчестве. Узнавание как ранняя форма воспроизведения. Развитие двигательной, эмоциональной, образной памяти в раннем детстве. Основные направления развития памяти в дошкольном возрасте. Развитие непроизвольной памяти дошкольника. Деятельность как основное условие развития непроизвольного запоминания. Позитивное влияние интереса к запоминаемой информации, активной ориентировке в материале на продуктивность непроизвольного запоминания ребенка. Овладение дошкольником собственно мнемической деятельностью, развитие произвольной памяти. Этапы развития произвольной памяти. Игра как основное средство развития произвольной памяти. Дошкольный возраст как период активного развития наглядно-образной, эмоциональной, двигательной памяти. Особенности других видов памяти: зрительной, слуховой, механической и др. Возникновение элементов логической памяти. Роль собственной активной деятельности в развитии памяти. Влияние обучения на процесс формирования мнемической деятельности.

Общая характеристика мышления. Мышление как высшая форма познавательной деятельности личности. Взаимосвязь мышления с ощущениями, восприятием, памятью. Мышление и речь. Аналитико-синтетическая мыслительная деятельность. Определение и характеристика основных мыслительных операций: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение, конкретизация и систематизация, классификация.

Виды мышления. Понятия, их виды. Особенности моральных понятий. Суждения. Виды умозаключений. Индукция, дедукция, аналогия.

Индивидуальные особенности мышления.

Развитие мышления дошкольника. Предпосылки развития мышления. Развитие мышления в раннем детстве. Роль овладения предметно-орудийной деятельностью в развитии мышления.

Основные направления развития мышления в дошкольном возрасте. Расширение и обогащение умственного кругозора. Увеличение объема и углубление стабильных, четких, ясных знаний об окружающем. Возрастание круга гипотетических (неопределенных, развивающихся) знаний в форме догадок, предположений, вопросов; их значение в стимулировании умственной активности. Роль педагога в данном процессе.

Особенности мыслительных операций дошкольника. Виды мышления (наглядно-действенное, образное, словесно-логическое). Дошкольный период как особо благоприятный для развития наглядно-действенного и образного мышления. Развитие внутреннего плана действия как основа образного и словесно-логического мышления. Вопросы как особая форма детского мышления.

Условия успешного формирования познавательной активности в детском саду и семье (необходимость преодоления жестких рамок регламентированного обучения на занятиях, широкое использование дидактических игр, включение ребенка в самостоятельную познавательно-практическую деятельность и др.).

Понятие о воображении. Воображение как специфически человеческий вид деятельности. Социальная природа воображения. Сходство и отличие воображения и мышления. Активная роль воображения в проблемных ситуациях, характеризуемых дефицитом информации. Опережающее отражение в процессе воображения

Виды воображения. Мечта как особая форма воображения.

Способы создания образов воображения: агглютинация, гиперболизация, заострение (акцентирование), схематизация, типизация.

Развитие воображения в дошкольном возрасте. Предпосылки развития воображения. Воображение как центральное новообразование дошкольного детства. Развитие функций воображения: гностическая, планирующая, защитная. Развитие видов воображения. Особенности репродуктивного, пассивного воображения дошкольника. Возрастание целенаправленности воображения, устойчивости замыслов ребенка; переход от ступенчатого планирования к целостному к концу дошкольного возраста.

Возникновение и развитие творческого воображения дошкольника. Роль игры и других специфических «детских» видов деятельности в развитии воображения. Развитие операций воображения: комбинирование, агглютинация, антропоморфизация, схематизация, акцентирование.

Роль взрослых в развитии детского воображения. Условия, пути и средства развития воображения. Обогащение опыта, создание предметной среды, создание проблемных ситуаций, не имеющих однозначного решения. Влияние литературных произведений, игры, труда, продуктивных видов деятельности на развитие воображения.

 

РАЗДЕЛ 8. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ,

ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Общая характеристика способностей. Сущность способностей. Проявление способностей в деятельности. Количественная и качественная характеристика способностей. Виды способностей. Возможности компенсации способностей.

Высокие уровни способностей: талант и гениальность. Труд и волевые усилия в развитии способностей.

Природные основы способностей. Взгляды на природу способностей. Задатки и способности. Одаренность. Значение раннего обнаружения одаренности.

Развитие способностей в процессе учебной, трудовой и игровой деятельности. Роль интересов и склонностей в развитии способностей. Трудолюбие как фактор развития способностей.

Педагогические способности. Понятие о педагогических способностях. Педагогические способности как важное условие успешной педагогической деятельности. Ведущие свойства в педагогических способностях: педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний. Виды педагогических способностей. Проявление педагогических способностей в деятельности педагога дошкольного учреждения.

Основные пути и средства саморазвития педагогом своих способностей.

Развитие и формирование способностей в дошкольном детстве. Предпосылки развития способностей. Развитие познавательных способностей и их проявление у детей (сенсорных, интеллектуальных, творческих). Развитие специальных способностей. Музыкальные способности, их проявление в дошкольном возрасте. Развитие художественно-речевых, литературных способностей. Развитие практических (организаторских, конструктивно-технических) способностей в дошкольном детстве.

Способности и личность дошкольника. Одаренные дети, разновидности их одаренности (Н.С. Лейтес). Структура общей одаренности и проявление ее компонентов (проблемность, оригинальность, прогнозирование, создание идеальных эталонов). Креативность. Психологические особенности одаренных детей и возможные проблемы в их воспитании и обучении. Роль педагогов дошкольного учреждения в создании благоприятных условий для развития способностей и проявления одаренности детей.

Темперамент и его проявление у педагога. Понятие о темпераменте. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Типы высшей нервной деятельности и темперамент.

Постоянство и изменчивость темперамента. Проявление темперамента в деятельности, характере личности и в процессе межличностного общения. Проявление индивидуально-типологических особенностей в деятельности педагога, его профессиональном взаимодействии.

Проявление темперамента в дошкольном детстве. Возрастные особенности нервной системы и развертывание темперамента ребенка. Психологическая характеристика дошкольников разного темперамента. Возможные проблемы в деятельности и поведении детей разного темперамента. Тактика педагога и родителей по отношению к дошкольникам с определенными индивидуально-типологическими особенностями.

Характерологические особенности личности и их развитие. Понятие о характере. Структура и черты характера. Качества, характеризующие отношение человека к людям: отзывчивость, доброжелательность, тактичность, великодушие, обаятельность, дипломатичность, обязательность, воспитанность и др. качества, характеризующие отношение человека к себе: самолюбие, самоуважение, самоуверенность, скромность, самокритичность и др.. Качества, характеризующие отношение к вещественному миру: бережливость, аккуратность, неряшливость и др.. Качества, характеризующие отношение к делу: трудолюбие, инициативность, организованность, леность и др.. Целостность характера. Волевые качества в характере личности. Воспитание и самовоспитание характера.

Онтогенез и формирование характера. Влияние отношения взрослых к ребенку на становление его характера. Влияние взаимодействия дошкольника со сверстниками на формирование характера. Роль моральных эталонов и поведения взрослых в формировании нравственных черт характера дошкольника. Создание благоприятного психологического климата в семье и группе детского сада, условий для проявления собственной активности ребенка как важные условия формирования его характера.

Полоролевое развитие и половая идентификация. Понятие о половой идентификации. Половая идентификация в раннем и дошкольном возрасте. Полоролевое развитие в дошкольном возрасте. Роль родителей, других взрослых и сверстников в процессе половой идентификации и полоролевого развития ребенка. Полоролевые различия в психике детей, их деятельности и общении. Влияние различий в развитости и функционировании правого и левого полушарий головного мозга мальчиков и девочек на их психические проявления. Учет различий психики мальчиков и девочек в их воспитании и обучении в условиях семьи и детского сада.

 

РАЗДЕЛ 9. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ

Поступление в школе как значимый этап на жизненном пути личности. Дошкольное детство на жизненном пути личности. Изменение социальной ситуации развития на переходном к школе периоде. Понятие о психологической готовности ребенка к школе. Структура психологической готовности ребенка к школе. Основные структурные компоненты психологической готовности ребенка к школе.

Понятие об интеллектуальной готовности к обучению в школе. Критерии интеллектуальной готовности ребенка к школе. Развитость познавательных процессов, речи, сформированность интеллектуальных умений, значимых для учебной деятельности; широта круга представлений (наличие знаний стабильных и развивающихся).

Личностная и социально-психологическая готовность к школе. Готовность ребенка к принятию новой «социальной позиции» (Л.И. Божович) – позиции школьника; мотивационная готовность (отношение к школе, учебной деятельности, к педагогам). Изменение отношения шестилетнего ребенка к себе. Влияние осознания своего «социального Я» на возникновение целостного отношения ребенка к окружающему и самому себе, пробуждение потребности выйти за пределы детского образа жизни. Роль децентрации в адекватности самооценки ребенка, значимой в формировании действий контроля и оценки в новой для него – учебной деятельности. Позитивная общая самооценка и «Я-концепция» как компонент личностной готовности ребенка к школе.

Социально-психологическая готовность к школе как готовность ребенка к взаимодействию с окружающими (Я.А.Коломинский). Переход в школу и изменение отношений в системе «Детское общество – взрослый». Психологическая готовность к взаимодействию с учителем. Роль внеситуативно-личностного общения в формировании коммуникативной готовности ребенка к школе (М.И. Лисина, Е.О.Смирнова). Значение внеситуативно-личностного общения в формировании «внутренней позиции» ребенка. Психологическая готовность ребенка к взаимодействию с одноклассниками: умение войти в «детское общество», действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других, отстаивать свою позицию и др.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе. Основные критерии эмоциональной готовности детей к школе.

Развитие возможности управлять своим поведением как один из существенных моментов, образующих психологическую готовность обучению в школе. Основные критерии волевой готовности к школе: умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; ориентироваться на заданную систему требований; внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу и др. (Д.Б. Эльконин и др.). Обретение произвольности в общении.

Формирование психологической готовности к школе. Сущность гуманистического подхода к вопросу о формировании психологической готовности к обучению в школе. Полноценное проживание ребенком дошкольного детства, созревание внутренних противоречий, движущих сил его развития на переходном к школе периоде как необходимое условие успешной подготовленности к ней. Роль «специфических дошкольных» видов деятельности и общения в формировании готовности детей к школе.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.,1988.

2. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984.

3. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1979.

4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986.

5. Диагностика и коррекция психического развития дошкольник /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Мн.,1997.

6. Дубровина И.В.,. Данилова Е.Е, Прихожан А.М. Психология - М., 2002.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-н/Д, 1997.

8. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – Мн., 1998.

9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. - Мн.,1999.

10. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.

11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология/ Развитие ребенка от рождения до 17 лет/. - М.: Изд-во РОУ, 1996.

12. Мухина В.С. Детская психология /Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1986.

13. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: Владос, 1995.

14. Психология /Под ред. Е.И. Рогова. – М., 2004.

15. Психология: словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

16. Панько Е.А. Воспитатель детского сада: психология. – Мн., 1998.

17. Петровский А.В. Введение в психологию - М.: Издательский центр "Академия",1995.

18. Петровский А.В. Психология /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М., 2004.

19. Псіхічнае развіццё дзяцей. Кніга пра псіхалогію выхавання / Скл. Я.Л. Каламінскі, Л.А. Панько. – Мн., 1994.

20. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. – М.,1997.

21. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д, 2000.

22. Столяренко Л.Д. Психология. – Ростов н/Д, 2000.

23. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1999.

24. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.