Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод анализа ошибок трудовой деятельности




Метод сравнительного наблюдения индивидуального стиля деятельности

(см. Иванова Е.М., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1980. С. 66-67).

Сравнительное наблюдение проводится с целью выяснения различий в трудовой деятельности "хороших" и "плохих" работников, опытных и учеников, работников разного возраста, пола, по-разному относящихся к своему труду. При этом желательно (по возможности) использовать сведения, полученные при предварительном знакомстве с персоналом данной организации (или подразделения).
Такое сравнительное исследование может быть проведено лишь на основе предварительно выделенной и описанной "нормы", образца трудового поведения и его результатов. Обычно берут за основу работу типичного, успешно справляющегося с заданием работника. Далее сравнительный анализ может выделить одинаковую с "нормой" профессиональную успешность, но достигаемую несколько другими способами, приемами работы, формами планирования деятельности. Эти случаи требуют специального анализа с точки зрения изучения форм индивидуального стиля деятельности. Могут быть, кроме того, отклонения результатов (количественных и качественных) в положительную сторону - анализ "рекордов" и отклонения в отрицательную сторону - анализ ошибок, брака, низкой продуктивности труда.

  • Схема выполнения задания:
    1. Описать вариации способов выполнения основных рабочих операций, приемов, трудовых действий (в том числе - последовательность операций). Выявить связь способов деятельности с конечным результатом труда (ухудшение или улучшение результатов, одинаковая результативность). Выяснить причины разнообразия способов выполнения трудовых актов (стихийность профессионального обучения, проявления индивидуальности, творческого отношения к делу).
    2. Выявить индивидуальные особенности планирования трудовых действий (через наблюдение, беседу с работниками).
    3. Выбрать наиболее трудные элементы трудовых операций и понаблюдать особенности их выполнения у двух работников, различающихся с точки зрения уровня квалификации; возраста; отношения к своему труду; степени удовлетворенности работой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

(см. Иванова Е.М., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1980. С. 68-69).

Изучение результатов деятельности - важнейшая составная часть исследования трудовых действий. Анализ ошибок как таких отклонений от образца (нормативно заданных трудовых действий), которые приводят к отрицательному влиянию на продукт труда, - может оказать существенную помощь в изучении психологической структуры трудовой деятельности, разработке мероприятий по оптимизации данного труда. Изучение вариаций в результатах труда использовалось уже на ранних стадиях развития психологии профессий в виде "метода трудных моментов" и "метода рекордов".
В зависимости от исходных представлений о трудовой деятельности и целей исследования используются различные варианты классификации ошибок. Но чаще всего ошибки делятся на две группы: 1) ошибки, связанные с организационно-техническими факторами трудового процесса (неполадки в технологии и организации труда, негодное качество материалов, состояние оборудования и т.п.); 2) ошибки, обусловленные "личным" фактором (уровнем квалификации, отношением к работе, функциональным состоянием, стойкими индивидуальными свойствами личности).
Именно эта вторая группа ошибок является предметом изучения психолога. Данные об ошибках существенно дополняют сведения о динамике трудовой деятельности, динамике функциональной структуры профессии. Ошибки, брак, вообще результаты, продукты деятельности, могут анализироваться по-разному:
Во-первых, качественно, "клинически", с рассмотрением причин каждого случая брака, ошибки. Трудность качественного анализа ошибок состоит в том, что ошибки - это следствие, которое может быть вызвано разными причинами, либо их комплексом.
Во-вторых, при наличии массового материала может быть проведен статистический анализ данных.
Качественный и количественный анализ должны дополнять друг друга. Качественный анализ позволяет вскрыть причины ошибок, а статистический анализ - выявляет ведущие причины, наиболее частые случаи брака. Анализ ошибок можно проводить лишь на основе собранных данных о требованиях технологии к качеству продукции, нормах времени на отдельные операции, опираясь на составление операционно-структурного описания данной трудовой деятельности (на основании предварительного знакомства с должностными инструкциями, планами работы, нормативными материалами и инструкциями, технологическими картами).
Граф-схема выполнения трудовых задач (например, в виде последовательности и общей логики трудовых действий) позволяет предварительно наметить элементы трудовых действий, наиболее сложные и ответственные, понять возможные причины связи ошибок в конечном результате действий с выполнением предыдущих трудовых операций.
Анализ ошибок как своего рода граничных отклонений в деятельности полезно совмещать с анализом различных вариаций трудовой деятельности, которые, усиливаясь, могут привести к ошибкам.

  • Схема выполнения задания:
    1. Провести направленное наблюдение за отклонением от требований к качеству продукта труда.
    2. Имея описание технологических требований к качеству продукта труда на всех стадиях его производства, провести направленное наблюдение за отклонением от этих требований в конечных и промежуточных результатах труда. Составить перечень этих отклонений, выделить границы допустимых отклонений, ошибок и так называемые "рекорды", случаи превышения количественных или качественных параметров предполагаемого (нормативно-заданного) результата данного труда.
    3. Провести анализ ошибок, брака с целью выяснения их причин, выделяя:
      • ошибки, связанные с объективными условиями труда (материал, состояние оборудования, организация труда, организация контроля, качество промежуточной продукции и т.п.);
      • ошибки, зависящие от работника (его квалификация, функциональное состояние, отношение к работе, стойкие индивидуальные особенности и т.п.);
    4. Провести беседу с работниками, мастерами, бригадирами или администрацией о том, как они сами фиксируют ошибки, брак в своей работе и в работе своих подчиненных; о том, как они представляют себе их причины и пути предупреждения этих ошибок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.