Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О структуре субъекта труда 9 страница




Тема 2. Возможности и ограничения невербальных показате­лей психики человека.

Тема 3. Возможные методики изучения психики по продук­там деятельности человека (в зависимости от специфики продуктов)

4.3. Некоторые методики наблюдения

В связи с каждой научной или практической задачей нужно специально рассматривать, в частности, вопрос о соответствую­щих методиках исследования. Для ряда случаев адекватными оказываются методики наблюдения, которые необходимо разра­батывать. И это в свою очередь творческая задача. Ниже мы приведем примерные варианты двух методик наблюдения, кото­рые можно рассматривать как общеориентирующие образцы, на которые можно опираться при первых шагах по разработке со­ответствующих методических средств.

Примечание. И организация, и техника производства могут быть в на­стоящее время и в будущем существенно измененными; но избранная для наблюдения конкретная предметная и социальная действительность должна нами в рассматриваемых случаях пониматься как учебная модель для рас­смотрения собственно методики наблюдений.

Техника ведения психологического дневника и примерная мето­дика наблюдений за взаимоотношениями наладчика (поммастера) и ткачих льноткацкого производства

Научный (научно-практический) психологический дневник — сис­тема средств, включающая: а) специально организованные тетради протоколов наблюдений и б) специальные информационно поисковые средства (например, картотеки, память ЭВМ; в приводимом ниже вари­анте речь идет о картотеках, которые, если есть возможность, нетрудно ввести в подходящую компьютеризованную базу данных; но в любом случае упорядоченная информация должна сначала быть произведена "вручную", и если это не умеет делать психолог, то нет смысла взывать и к компьютеру).

Специфика дневниковых наблюдений состоит прежде всего в сле­дующем. Они применяются при изучении сложных многопризнаковых психологических объектов и особенно важную роль играют на этапе предварительного изучения новых сложных объектов. Если учесть, что в практике происходит перемещение внимания психолога на все новые объекты (на очередных работников, группы, на новые виды работ, профессий), то следует признать, что для психолога, обслуживающего производство, дневник должен быть постоянным, так сказать, "носимым" инструментом, а умение вести психологический дневник — органичным элементом профессиональной культуры.

Дневник имеет статус записной книжки, и тот, кто его ведет, ни перед кем не отчитывается в том, что, как и когда он там записывает (в соответствии с правилами профессиональной этики психолога данные о наблюдаемых людях не подлежат разглашению; это положение не все­гда легко соблюсти, поскольку некоторые администраторы полагают правомерным требовать от психолога информацию о людях и использо­вать ее по своему усмотрению, при этом не гарантировано и бестактное ее использование; известны случаи конфликтов, в результате которых психологам приходилось увольняться с работы. В связи со сказанным психолог должен своевременно позаботиться о том, чтобы быть пра­вильно понятым со стороны администрации).

Последующее изложение будет упорядочено в соответствии со структурой методики как средства деятельности.

1. Исходное представление об объекте изучения. Поскольку речь идет об изучении новых сложных объектов, исходной теоретической моде­лью объекта может оказаться вообще весь известный психологу кон­цептуальный строй психологии, в соответствии с которым работнику, предстоит категорировать то, что он увидит, например, в цехе предприятия (ситуация большой неопределенности — как у сыщика, скажем, комиссара Мегрэ в начале очередного расследования).

Рассмотрим более определенный частный случай, когда психолог имеет цель собрать материал о взаимоотношениях поммастеров и тка­чих льноткацкого производства.

Поммастера (по имеющейся в текстильной промышленности тра­диции) выполняет функции бригадира ткачих и наладчика соответст­вующих станков. Его зарплата зависит от выработки бригады, а эта вы­работка существенно зависит от состояния станков и, как каждому пси­хологу понятно, от состояния и квалификации ткачих. В ткацком цехе


уровень шума таков, что расслышать речь говорящего можно только тогда, когда тот кричит слушающему в ухо. Таким образом, вербальное общение наладчика и работницы ограничено. Наблюдатель может ви­деть поведение, мимику, пантомимику наблюдаемых и не может слы­шать их слов. Вместе с тем взаимоотношения наладчика и работницы — частный случай деловых отношений людей.

2. Программа наблюдения. Единицы наблюдения: подход наладчика к станку (по вызову ткачихи или по своей инициативе; подход для ос­мотра или также для практического вмешательства); обращение налад­чика к работнице (вербальное, невербальное; длительность контакта, характер мимики и жестов); обращение ткачихи к наладчику (ищет на­ладчика, ждет, когда он появится; особенности мимики, жестов, доля вербального и невербального общения).

Примечание. Программа уточняется, детализируется по ходу работы наблюдателя, поскольку предусмотреть заранее все варианты казусов невозможно.

Границы единиц наблюдения (фиксационные точки их) определяет сам наблюдатель.

3. Организация и процедура наблюдений. Наблюдаемым (после уста­новления контакта с ними в соответствии с общепринятыми нормами) сообщаются некоторые приемлемые для них мотивы работы наблюда­теля ("изучение передового опыта", "изучение условий труда в целях их улучшения" и т.п.). Подлинные цели наблюдения ни наблюдаемым, ни другим некомпетентным в психологии лицам раскрывать не следует. Наблюдатель должен быть озабочен тем, чтобы не производить на ра­ботающих людей впечатления недостаточно загруженного своим делом человека, поскольку это усложняет отношения, в частности, с наблю­даемыми.

Позицию для своей работы наблюдатель должен выбирать так, что­бы не мешать наблюдаемым перемещаться в рабочей зоне. Важно не забывать фиксировать дату и время наблюдения (указывая, какой час рабочей смены идет; дневная это смена или вечерняя и пр.).

Если есть уверенность, что дневниковые записи не попадут в руки случайных лиц, испытуемых, записи можно не шифровать. Если ука­занное условие невыполнимо, нужно придумать способы "закрыть" дневник в соответствии с общеизвестным требованием служебной эти­ки психолога.

4. Предметное оснащение методики и способы регистрации результа­тов наблюдений. Страницы тетрадей нумеруются. Тетради — тоже. На каждой странице выделяются текстовая и кодовая зоны (широкие по­ля). Текстовая зона предназначена для ведения текущих записей; на полях (обычно уже после обработки записей) указываются: психологи­ческая категория, тема или вопрос, к которым относится записанный в данном месте дневника факт; индекс, номер, код, инициалы или, если возможно, фамилия наблюдаемых.

Кроме тетрадей заводятся две картотеки: картотека категорий, тем, Допросов; картотека наблюдаемых.

Генерирование конфликта Тетрадь 1. С. 8, 19, 54 Тетрадь 2. С. 2, 15; 33, 40

Элементы картотеки соответственно могут выглядеть так:

И. И. Ермаков Тетрадь 1. С. 19. Тетрадь 2. С. 15, 40

В целом описанная система средств (тетради и картотеки) представляет собой индивидуальную информационно-поисковую систему, кото­рую, как указывалось, можно реализовать и на базе ЭВМ (при условии, что к этой базе нет доступа случайным или "не в меру любопытным" людям, каковыми могут оказаться и люди, обслуживающие компьютер­ную технику, которые лучше других знают, как ее "выпотрошить").

5. Первичная обработка данных, перечень показателей, форма пред­ставления результатов наблюдения. К первичной обработке данных от­носится уже заполнение кодовой зоны (полей дневниковых тетрадей) и картотек. Кроме того, могут осуществляться разного рода выборки дан­ных (по категориям-вопросам или по наблюдаемым) с указанием частот тех или иных событий на общем фоне наблюдений.

6. Справка о применении методики. Методика применялась для реше­ния внутренних задач предприятия, и результаты наблюдения не публи­ковались. Приводим примерные фрагменты дневниковых записей.

Текстовая зона тетради

...................... (утренняя смена)

Набл. п/м В-ко.

2-й час смены. Быстро идет по проходу с двумя челноками в руках. Уходит из цеха (в спец. поме­щение ремонтировать челноки). Вернулся с ис­правными челноками.

работницы

Один отдает ткачихе Ш., другой — Л. Ш., взяв челнок из рук наладчика, коротко кивает головой (знак благодарности). Ткачиха Л., взяв челнок, на­чинает что-то говорить в ухо наладчику, одновре­менно указывая рукой в сторону одного из идущих станков. Наладчик этого жеста не видит, просто слушает молча. Затем обращается к станку, о кото­ром, по-видимому, шла речь, смотрит на механиз­мы натяжения основы и прилегающую зону с пол­минуты. Молча кивает утвердительно ткачихе Л., сопровождая кивок жестом, который можно понять как успокаивающий ("Ничего страшного").

 


........................ (утренняя смена)

Набл. п/м Ер-ов.

Деловое общение, ос­ложненное негативны­ми переживаниями Недостаточная заботе наладчика о состоянии работниц  

3-й час смены. Идет по проходу. Ткачиха В., мимо которой он проходит, становится перед ним и, не приближаясь к нему, что-то говорит, размахи­вая обеими руками и указывая (тоже двумя руками) на один из станков. Сопровождает свое сообщение даже движением ноги, изображающим, как ей при­ходится "подгонять" шестерню товарного валика. Наладчик тоже что-то кричит, жестикулируя обеи­ми руками. Мимика у собеседников напряженная. Не подходя к станку, наладчик жестом как бы от­махивается от ткачихи и ее станков и быстро уходит дальше. Ткачиха возвращается к станкам, лицо на­хмурено. Встретившись взглядом с соседкой, что-то говорит (разумеется, неслышно), сопровождая сло­ва резкими жестами, направленными в сторону ушедшего наладчика. Соседка улыбается, слегка кивает утвердительно.

Примечание. В дальнейшем (в беседах с наблюдаемыми) выясняется, что наладчик В-ко применяет даже такой прием: если ткачиха старательная, но неопытная и боится станков, боится, что вот-вот что-то разладится, он специ­ально стоит некоторое время около ее рабочего места, даже для виду что-то сделает, чтобы работница напрасно не волновалась.

О наладчике Ер-ве выясняется, что он обычно общается с работницами в повышенных тонах.

Приведем еще один вариант методики наблюдения (на этот раз объектом являются очень частные проявления активности человека; поскольку наблюдаемые ситуации стереотипно по­вторяются, исследование приближается по некоторым призна­кам к экспериментальному, оставаясь по сути неэксперимен­тальным).

Методика наблюдения за фиксациями взгляда ткачих-четырехстаночниц льноткацкого производства при разработке брака

1. Исходное представление об объекте изучения. Продуктивность тру­да ткачихи определяется в конечном счете временем, в течение кото­рого работают (без брака) станки. Наблюдаемые обслуживают по четы­ре так называемых "тяжелых" станка.

 

Схема рабочего места ткачихи (вид сверху)

Обозначения: прямоугольники — станки; цифры — условные номера станков; Р — "работница" — место, где стоит ткачиха у станка при разработке брака (в данном случае у станка 1); передние планы станков (грудницы) — жирные линии, задние их пла­ны — пунктирные.

Если станок остановился, ткачиха должна как можно быстрее пус­тить его, выполнив необходимые работы (такие, как ликвидация обры­ва, отрыва — одновременного обрыва многих нитей, разработка брака).

Разработка брака состоит в том, что работница точными и быстры­ми движениями с помощью шила извлекает уточные (т. е. располагаю­щиеся поперек основы) нити на участке куска ткани, где образовался брак — "дыра", "подплетина" и пр. Каждая нить в отдельности отделя­ется шилом от опушки (края) ткани, подцепляется и вытягивается, вы­таскивается из переплетений с нитями основы. По мере извлечения нитей ткачиха удерживает их в левой руке. Окончательное вытаскива­ние каждой нити осуществляется левой рукой, в которой и накаплива­ется пучок извлеченных нитей.

Пока ткачиха разрабатывает брак на одном станке, нужно посматри­вать и на другие ("идущие") станки, чтобы предотвратить возможные длительные их простои. От зоны разработки брака ткачиха время от вре­мени переводит взгляд на остальные

станки (примерно на 80, 130 и 180°). Идеальным было бы такое положение, если бы ткачиха была постоянно обращена к каждому из станков. Поскольку это невозможно практиче­ски, желательно "оглядываться", как говорят ткачихи, на необслуживае­мые станки как можно чаще, ибо на любом из них в любой момент мо­жет произойти обрыв одной нити или нескольких и т.д. Но делать это нелегко, поскольку разработка брака должна выполняться максимально быстро и тоже требует внимания.

Перемещение взгляда работницы от обслуживаемого станка к другим станкам, от одного станка к другому можно интерпретировать как:

• акты произвольного внимания;

• акты переключения внимания (частный случай проявления про­извольного и послепроизвольного внимания);

• акты контроля за состоянием на рабочем месте;

• как поведенческие симптомы реализации сознаваемого правила или системы правил осмотра станков ("смотреть как можно ча­ще", "чаще смотреть на плохо идущий станок" и т.п.);

Примечание. В дальнейшем (в беседах с наблюдаемыми) выясняется, что наладчик В-ко применяет даже такой прием: если ткачиха старательная, но неопытная и боится станков, боится, что вот-вот что-то разладится, он специ­ально стоит некоторое время около ее рабочего места, даже для виду что-то сделает, чтобы работница напрасно не волновалась. О наладчике Ер-ве выясняется, что он обычно общается с работницами в повышенных тонах. Приведем еще один вариант методики наблюдения (на этот раз объектом являются очень частные проявления активности человека; поскольку наблюдаемые ситуации стереотипно по­вторяются, исследование приближается по некоторым призна­кам к экспериментальному, оставаясь по сути неэксперимен­тальным). Методика наблюдения за фиксациями взгляда ткачих-четырехстаночниц льноткацкого производства при разработке брака 1. Исходное представление об объекте изучения. Продуктивность тру­да ткачихи определяется в конечном счете временем, в течение кото­рого работают (без брака) станки. Наблюдаемые обслуживают по четы­ре так называемых "тяжелых" станка.

 


· как ориентировочные реакции в ответ на особенности измене­ний внешней обстановки (например, рабочих шумов и других естественных индикаторов технологического процесса),

· акты ориентировочной деятельности в связи с изменениями да мысленного образа технологического процесса (ткачиха мыслен­но ведет процесс, предвидя, что и где может произойти, учитывает вероятность появления неполадок в зависимости от извест­ных ей особенностей каждого станка — этот "рвет основу слева", "на этом быстро ослабевает натяжение основы", "у этого не всегда срабатывает автомат зарядки челноков" и т.д.).

2. Программа наблюдения.

1) Единицы наблюдения (т. е. определяемые исследователем цело­стные, системные организации определенных внешних проявлений психики в конкретных условиях, или наблюдаемые события). Актом фиксации взгляда на одном из станков условно считается поворот голо­вы работницы в сторону станка с задержкой взгляда на нем до перевода его (взгляда) на другой станок. Обследование взглядом разных планов станков (переднего плана — грудницы станка, товарного валика; сред­него — ремизок, зева; заднего — основы, навоя) условно считается за одну фиксацию, поскольку наблюдатель в обсуждаемой ситуации не в состоянии констатировать достаточно точно все перемещения взгляда работницы при осмотре всех станков. Это можно было бы сделать в случае, если бы он изучал перемещения взгляда работницы, занятой у одного станка;

2) Фиксационные точки единиц наблюдения (т. е. моменты начала и конца единиц наблюдения). В данном случае эти точки не выделяют­ся, поскольку время фиксации взгляда не измеряется, а измеряется час­тота осмотров станков в единицу времени. Ориентировочно началом единицы наблюдения можно считать начало поворота головы работни­цы в сторону одного из необслуживаемых станков, концом единицы наблюдения — поворот головы в сторону любого другого станка (одновременно это будет и началом следующей единицы наблюдения).

3. Организация и процедура наблюдений. Факт присутствия наблюда­теля около рабочего места ткачихи поясняется в предварительной бесе­де с ней тем, что поскольку она одна из хороших работниц, то опыт ее работы представляет ценность для совершенствования обучения и по­вышения квалификации начинающих ткачих и тем более для учащихся соответствующей профессиональной школы, профтехучилища. Изуче­ние ее опыта имеет также значение для науки. Наблюдатель — работ­ник (или студент) университета (а не инженер-нормировщик, напри­мер). Для обеспечения необходимого процесса адаптации к наблюда­телю, он "стоит" не только у этой ткачихи, но также и у других ра­ботниц. Длительность адаптационного периода определяется наблюда­телем.

Понятно, что обоснование, "оправдание" факта присутствия на­блюдателя должно строиться с учетом конкретных обстоятельств, про­изводственных отношений, типичных мотивов наблюдаемых работни­ков (ситуация внедрения в стране так называемых рыночных отноше­ний порождает и соответствующий образ мыслей ("чихнул — плати"), поэтому, вообще говоря, изучение, "изъятие" ценного личного опыта работника может в этих условиях вызывать ожидания о вознагражде­нии; мы же здесь опираемся на случаи, когда наши наблюдаемые счи­тали само собой разумеющимся, что ценным опытом работы надо де­литься с другими бескорыстно).

В ходе основного наблюдения исследователь выжидает ситуации, когда на каком-либо станке появится брак такой величины, чтобы раз­работка его заняла не менее минуты. При этом недостаточно, чтобы брак появился, важно, чтобы станки, где сейчас нет брака, были "на ходу". Итак, возникла ситуация — на одном станке достаточно боль­шой брак, остальные станки на рабочем месте наблюдаемой "идут".

Наблюдатель выбирает позицию (позицию наблюдателя) "по диа­гонали" относительно ткачихи и при этом на заднем плане соответст­вующего станка (например, если ткачиха обслуживает станок 1, разра­батывает на нем брак, то наблюдатель занимает позицию на заднем плане около станка 4).

Увидев, что ткачиха приступила к извлечению первой нити при разработке брака, наблюдатель пускает секундомер, держа его все время в поле зрения, чтобы не упустить момент истечения минутного интер­вала, и приступает к протокольной регистрации единиц наблюдения способом, описанным ниже (в следующем разделе методики). Учиты­ваются все минутные интервалы, целиком уложившиеся в период раз­работки ткачихой брака. Секундомер при этом не останавливается. Ко­личество необходимых наблюдений определяется общепринятым (в математической статистике) способом.

В протоколе должны быть отмечены дата наблюдения, время, фа­милия наблюдателя, фамилия или индекс наблюдаемого.

Очень важно, чтобы наблюдатель вел себя и выглядел очень осмот­рительно: не сидел, если наблюдаемый работает стоя, и непрерывно был занят работой. Одежда наблюдателя должна быть неброской (рабочий халат). Если наблюдатель будет производить на наблюдаемого впечатление бездельника или человека, занятого не ответственной ра­ботой, "глазеющего", "зевающего", а тем более демонстрирующего се­бя или нарушающего привычные в данном сообществе нормы поведе­ния, это может привести к возникновению стойкого смыслового барье­ра между ним и не только наблюдаемыми, но и другими рабочими це­ха, может повлиять отрицательно на репутацию психолога вообще. Промежутки времени, в течение которых наблюдатель выжидает нуж­ные ему ситуации, можно заполнять ведением дневниковых или иных записей.

 

 


4. Предметное оснащение методики и способы регистрации результа­тов наблюдения. Сразу же заметим, что желание "возложить" тяготы наблюдения, скажем, на кино- или телекамеру не избавляет исследова­теля от последующей пошаговой обработки технического материала. Кроме того, полученный при этом результат сильно зависит от того, кто и как оперирует съемочной камерой. Так, например, многие даже документальные фильмы о людях, занятых тем или иным трудом, от­снятые профессиональными операторами с участием режиссеров, осве­тителей и пр., как правило, не многое дают психологам. Почему? В кино и телевидении полагается как бы неприличным держать одну "картинку" более 6 — 8 секунд. И вот вам хотят показать работу, ска­жем, машиниста электровоза; что же вы видите на экране? То сосредо­точенный взгляд машиниста, то начинающее вращаться колесо, то по­плывшую в окне окрестность, то летящие навстречу рельсовые пути, то опять лицо машиниста и пр. Смотреть это "просто так", быть может, и интересно, а изучить по таким материалам нечто стоящее невозможно — вас "давит" доктрина съемочной группы, эта группа как бы водит вашим взором, оставляя вам роль относительно пассивного созерцателя преподносимого зрелища.

Так что не следует обесценивать "живое" наблюдение и простей­шие технические средства регистрации его результатов. Это дело трудо­емкое, но зато в научном отношении достаточно плодотворное. Вер­немся к нашему конкретному случаю.

Наблюдатель располагает секундомером с обязательно привязанной к нему ленточкой-петлей, которая вешается либо на шею наблюдателя, либо на кисть руки. Эта "мелочь" имеет важное значение, поскольку случайно выскользнувший из руки секундомер влечет много неприят­ных последствий. Наблюдателю необходим планшет (твердый лист кар­тона, фанерка или папка), подкладываемый под листы протокола, или хорошо раскрывающаяся тетрадь с твердыми корками, ибо запись ве­дется в положении стоя. Листы протокола должны быть заранее раз­графлены.

Запись ведется условными знаками в двух столбцах. В левом столбце протокола проставляется номер станка, на котором ткачиха разрабатывает брак (номер обслуживаемого станка), в правом — но­мера станков, фиксируемых взглядом. При этом номера станков, фиксируемых взглядом до тех пор, пока взгляд не возвратится к об­служиваемому станку, записываются в одной строке в соответствии с последовательностью фиксаций. После возврата взгляда в исход­ное положение (к обслуживаемому станку) запись перемещается в следующую строку. После истечения минутного интервала делается горизонтальная черта.

Например, фрагмент записи, приводимой ниже слева, означает сле­дующее.

  3 1
     
    3 1 2
     
     
     
   
4 2
4 2 1
  4 2 1
  4 2 1
  4 2 1
   
   
    3 1 2

Разрабатывая брак на станке 4, работница сначала взглянула на станок 3 и, не возвращая взгляд в исходное положение, — на станок 1. Затем взгляд вернулся к станку 4 (этому соот­ветствует перевод записи в очередную строку), после этого ткачиха взглянула только на ста­нок 3 и опять вернула взгляд к станку 4; затем ее взгляд проследовал к станкам 3, 1 и 2 поочередно (как бы "серийно", то есть без возврата каждый раз к работе на станке 4) и лишь после этого снова вернулся к станку 4; далее — взгляд только на станок 2 с после­дующим возвратом к исходному положению и еще два таких же "одиночных" взгляда на ста­нок 3.

Следующий минутный интервал относится уже к случаю обслуживания станка 3 (расшиф­руйте запись самостоятельно) и т.д.

5. Первичная обработка данных, перечень показателей, форма представления результатов наблюдения. Подсчиты­ваются, определяются:

а) среднее количество фиксаций взгляда в минуту — медиана, мода распределения 20 — 25 зарегистрированных минутных интервалов в сравнимых условиях (дневная или вечерняя смена, начало, конец рабо­чего дня, опытные или начинающие рабочие и т.д. в зависимости от целей исследования);

б) преобладание доли одиночных или серийных ("кучных") фикса­ций в среднем по всем сравнимым случаям. А именно: учитывается доля строк в протоколах, где отмечены сразу подряд три станка, и доля строк, где отмечены одиночные станки;

в) меры рассеяния данных, например, абсолютный размах вариа­ции, полуинтерквартильный размах.

Данные представляются в виде таблицы. Особые примечания на­блюдателя вносятся текстуально в произвольной форме.

6. Справка о применении данной методики. В результате применения данной методики было установлено, что вопреки теоретическим ожи­даниям ткачихи, характеризующиеся относительной инертностью нерв­ных процессов, чаще фиксируют взглядом необслуживаемые станки, чем ткачихи, отличающиеся относительной подвижностью нервных процессов. "Инертные" обнаруживают в среднем пять-шесть фиксаций в минуту, и среди них не было таких, у которых эта частота была бы ниже. "Подвижные" обнаруживают в среднем три-четыре фиксации в минуту и в редких случаях более высокую. Это соотношение статисти­чески не случайно. Объяснить его можно тем, что "инертные" работ­ницы компенсируют свою сниженную моторную мобильность за счет


усиленной ориентировки, в то время как "подвижные", полагаясь на свою расторопность, меньше уделяют внимания систематической ори­ентировке в ситуации. До применения описанной методики предпола­галось, что, поскольку по литературным данным, переключение внима­ния зависит от подвижности нервных процессов (чем выше уровень подвижности нервных процессов, тем чаще акты переключения внима­ния), подвижные должны чаще "оглядываться" на станки в рассматри­ваемой ситуации [139].

Приведенные выше примеры методик наблюдения не исчерпывают типовых вариантов организации работы психолога в роли наблюдателя (о методе наблюдения и соответствующих методиках см. также [292]). Одна из задач психологии труда — повышать уровень культуры метода наблюдения.

Вопросы и темы для размышления и разработки

1. Наблюдение: не вчерашний ли это день науки?

2. Как наблюдение может быть объективным методом, если наблюдает субъект?

3. Есть ли истины естественных наук, установленные мето­дом наблюдения?

Тема 1. Технические средства психологического наблюдения и наблюдатель.

Тема 2. Возможности и ограничения наблюдения в разных психологических науках (к психологии труда самих психологов). Тема 3. Внутренние средства психолога-наблюдателя.

4.4. О преобразующих методах психологии труда

Применение преобразующих методов связано с некоторым вторжением в психику стороннего человека с целью ее измене­ния и уже поэтому является делом более ответственным, чем просто посягательство на знание о ней. Поскольку ответствен­ное влияние на психику людей предполагает оперирование и истинностными, и ценностными категориями, нормами морали, оно является в сущности и более сложным для психолога, чем реализация чисто познавательного подхода, поскольку предпо-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.