КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
X, 121. К неизвестному богу
X, 90. Пуруша 1 Пуруша – тысячеглавый. 2 В самом деле, Пуруша – это вселенная, 3 Таково его величие, 4 На три четверти взошел Пуруша вверх. 5 От него Вирадж родилась, 6 Когда боги предприняли жертвоприношение 7 Его как жертву кропили на жертвенной соломе, 8 Из этой жертвы, полностью принесенной 9 Из этой жертвы, полностью принесенной, 10 Из нее кони родились 11 Когда Пурушу расчленяли, 12 Его рот стал брахманом, 13 Луна из (его) духа рождена,
14 Из пупа возникло воздушное пространство, 15 У него было семь поленьев ограды (костра), 16 Жертвою боги пожертвовали жертве.
Автор, по анукрамани, – Хираньягарбха, сын Праджапати (Hiranyagarbha букв. золотой зародыш Prajapatya). Тема – Божество Ка (ka – букв. кто?). Размер – триштубх. Это космогонический гимн, посвященный прославлению бога-творца, имя которого остается неизвестным. Лишь в последнем стихе, несомненно, добавленном позднее, таким демиургом назван Праджапати – бог-творец поздневедийского периода (Prajapati – букв. господин потомства, господин существ). Содержание гимна сводится к основному космогоническому вопросу: кто изначальный бог, который создал вселенную. Этот бог явно отличается от известных богов пантеона РВ, он им предшествовал, как предшествовал и жертвоприношению. Он родился в самом начале как золотой зародыш (стих 1), дающий жизнь всему, что способно жить (2,3); он создал элементы вселенной (4-6); он дал жизненную силу богам (7) и послужил толчком для возникновения жертвоприношения (8). Два последних стиха по формальным особенностям и по содержанию выбиваются из общего русла. Эта внедряющаяся в космогонию личная просьба певца о пощаде (9) и провозглашение Праджапати изначальным демиургом (10)
1 Вначале он возник как золотой зародыш. 2 Кто дает жизнь, дает силу, чей приказ 3 Кто благодаря (своему) могуществу стал единственным царем 4 Чьим могуществом (существуют) эти снежные (горы), 5 Кем грозно небо, кем тверда земля, 6 На кого взирали с трепетом в душе 7 Когда же пришли высокие воды, 8 Кто в (своем) величии охватывал взором воды, 9 Да не причинит нам вреда (тот), кто родитель земли
10 О Праджапати! Никто, кроме тебя, X, 125. К Священной Речи – Вач Автор, по анукрамани, – Вач, дочь (риши) Амбхрины (Vac букв. Речь Ambhrni). Размер – триштубх, стих 2 – джагати. В РВ богине Вач посвящен этот единственный гимн. Никаких мифологических сюжетов с ней не связано. Она – персонификация абстрактного принципа, возвеличенная до уровня космогонической силы в духе гимнов АВ. Последовательность мыслей в гимне такова. Священная Речь как хвалебная песня сопровождает богов, но она выше их: она их несет (стихи 1-2). Она распределена по многим местам, притом, что едина (3). Она дает силу жизни всем существам (4), возвеличивает людей и богов (5), вызывает словесные состязания (6), пронизывает собой все мироздание (7), увлекает всех за собой (8). Гимн отличается крайней формальной изощренностью. 1 Я двигаюсь с Рудрами, с Васу, 2 Я несу сому, бьющего через край, 3 Я – повелительница, собирательница сокровищ, 4 Благодаря мне ест пищу тот, кто смотрит, 5 Я ведь сама глаголю то, 6 Я натягиваю лук для Рудры, 7 Я рождаю отца на вершине этого (мира) 8 Я ведь вею, как ветер,
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |