Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Романтизм

Фридерик Шопен

Отражение национальных чёрт в музыке

 

Он основатель польской национаольной школы. Первый известный польский композитор,который опирался на интонации своей народной музыки. Мазурки, полонезы, краковьяк, польки.

В музыке Брамса в 18 веке властвуют сформировавшиеся формы и жанры. Источником его творчества была народная песня. «Венгерские танцы», «Немецкие танцы». Певучая народная мелодия в 3 симфонии.


^ Лист «Ввенгерские рапсодии». Венгерские рапсодии Ференца Листа (1811-1886). Лист разрабатывал фольклорные источники, лёгшие в основу Венгерских рапсодий, на протяжении нескольких десятилетий. Большинство содержащихся здесь напевов вошли в позже написанные девятнадцать рапсодий. Лист черпал богатство сначала в собственных детских воспоминаниях, которые восходят к Бихари и другим цыганским знаменитостям, а затем в полях цыганских оркестров Эденбурга, Пресбурга, Пешта.


В этих мелодиях ярко запечатлелись особенности стиля вербупкош. Сам жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа. Правда, он не был первым, кто ввёл это обозначение в фортепианную музыку: с 1815 года рапсодии писал чешский композитор В. Я. Томашек. Но Лист придал им иное толкование: под рапсодией он разумеет виртуозное произведение в духе парафраза, где вместо оперных мелодий используются народно-песенные и танцевальные мотивы. Своеобразием отмечена и форма листовских рапсодий, основанная на контрастном сопоставлении двух разделов - медленного и быстрого: первый более импровизационного склада, второй - вариационный.


Время создания Листом рапсодий: № 1 - около 1851 года, № 2 -1847 год, № 3-15 -около 1853-го, № 16 - 1882 год, № 17-19 - 1885 год. Фольклорных источников не используют рапсодии № 16, 17 и 18.


Многие из Венгерских рапсодий Листа заняли место в ряду наиболее популярных у публики и часто исполняемых пианистами произведений мировой фортепианной классики. Шесть из девятнадцати рапсодий (№ 2, 5, 6, 9, 12, 14) переложены для оркестра самим автором и Францем Допплером.

 

Романтизм – это художественное направление, охватывающее различные виды искусства (литературу, драматургию – театр, живопись, музыку, поэзию), а также философско-эстетическую мысль, шире – все гуманитарное знание определенного исторического периода. Романтизм пришел на смену классицизму; «век романтизма» – «веку Просвещения». Хронологически романтизм совпадает с рубежом XVIII-XIX столетий – первой половиной XIX; во второй его половине как целостное художественное направление и универсальный (то есть всеобщий) тип гуманитарного знания он себя исчерпывает, заявляя о своих прежних проявлениях прежде всего в музыке, где он «задержался» долее всего, а также – эпизодически, фрагментарно, – в других видах искусства.

Итак, время романтизма – рубеж XVIII - XIX веков – первая половина XIX; в музыке его хронологические границы как бы сдвинуты ближе к XX веку, а возникает он позднее, чем в других видах художественного творчества: примерно в 1810-е годы как отдельные произведения и свойства музыкального высказывания, а в 1820-е уже как художественное направление.

Первоначально романтизм сложился в литературе; его теоретические положения были сформулированы членами так называемого «йенского кружа» – то есть кружка немецкой интеллигенции, действовавшего в городе Йена, где возник в конце 1790-х годов, когда были опубликованы первые теоретические посылки романтизма в специфически романтической форме отдельных заметок и афоризмов (или так называемых «фрагментов»; 1798 год). Во главе йенского кружка стояли братья Август и Фридрих Шлегели (соответственно: 1767-1845; 1772-1829). В кружок входили также писатели Людвиг Тик (1773-1853) и Нова-лис (настоящее имя Фридрих фон Харденберг: 1772-1801). К романтикам нередко относят и современника йенцев, поэта трагической судьбы Фридриха Гёльдерлина (1770-1843). Типичным представителем немецкого романтизма в XIX веке был Эрнст Теодор Амадей Гофман (1766-1822; он принадлежал берлинской группе романтиков); романтические идеи пронизывают поэзию Генриха Гейне (1797-1856), чье творчество обладает и ярко выраженными реалистическими качествами. Оговорим, что здесь названы лишь самые известные, звучные, яркие имена немецких романтиков; другие будут возникать в контексте иных тем по мере необходимости.

Несколько этапов становления и развития пережил романтизм во Франции. Его первый период относится к концу XVIII-первым десятилетиям ХIХ столетия, когда эстетика романтизма еще не сложилась, а сам он проявлялся в виде отдельных тенденций и идей. Представителями этой стадии развития романтизма считаются Франсуа Рене Шатобриан (1768-1848), Жермена де Сталь (1766-1817), Этьен де Сенанкур (1770-1846), Шарль Нодье (1780-1844).

Второй этап становлении романтизма во Франции относится к 1820-м годам, когда в доме Шарля Нодье стал собираться первый романтический кружок, куда вошли: Альфонс де Ламартин (1790-1869), Альфред де Виньи (1797-1 863), а также молодой Виктор Гюго (1802-1885). К этому кружку примыкал также Альфред де Мюссе (1810 - 1857). В 1820-е годы начинается продуктивная деятельность в области драматурги Александра Дюма-отца (1803-1870), чьи нашумевшие романы впоследствии приобретут известность далеко за пределами Франции (в 1840-е годы). На рубеже 1820-1830-х годов французский романтизм сложился как единое художественное направление, обладающее четкой системой эстетических позиций.

Третий этап развития романтизма во Франции относится к 1830-1840-ым годам и связан в первую очередь с творчеством Виктора Гюго и Жорж Санд (настоящее имя Аврора Дюдеван; в девичестве – Аврора Дюпен; 1804-1876). Особую ветвь романтизма в эти годы образовали представители так называемого «искусства для искусства» (то есть искусства, далекого от социальных проблем). Жерар де Нерваль (1804-1858) и Теофиль Готье (1811-1872). В 1850-е годы французский романтизм как направление прекратил свое существование, и лишь в творчестве Гюго он продолжал жить до 1880-х годов, а в творчестве Жорж Санд – до 1870-х, вступая в активное взаимодействие с реалистическими чертами. В связи с тем, что начальный этап развития французского романтизма не был единым художественно-эстетическим явлением, а в его лоне лишь намечались отдельные свойства будущего направления, его представителей нередко считают предтечей романтизма.

Ещё более сложная картина отличает английский романтизм. К его раз­личным этапам относят с теми или иными оговорками: Вильяма Блейка (1757-1827); так называемых «лекистов», или «лейкистов», или членов «озерной школы» – Сэмюэля Тейлора Кольриджа (1772-1834) и Уильям Вордсворта (1770-1850); создателя исторического романа XIX века (как особого литературного жанра и художественно-эстетического подхода к воплощению исторической тематики) Вальтера Скотта (1771-1832); самого влиятельного выразителя романтического мировоззрения в английской, отчасти, всей европейской литературе Джорджа Гордона Байрона (1788-1824); тонкого лирического поэта Перси Биши Шелли (1792-1822) (в другой транскрипции: Биш или даже Биси); Джона Китса (1795-1821) вместе с Байроном и Шелли его относят к младшему поколению романтиков. К 1830-м годам XIХ века романтизм в Англии себя исчерпал.

Романтические корни в литературе и эстетической мысли Италии уходят в деятельность Мелькиоре Чезаротти, которого называют предромантиком. Собственно романтическое направление складывается между 1810-1820-ми годами; оно связано с именами Уго Фосколо (1778-1827); Джованни Беркета (или на французский лад «Берше»; 1783-1851), перу которого принадлежит манифест итальянского романтизма «Полусерьезные письма Хризостома сыну» (1816); Алессандро Мандзони (1785-1873); Джакомо Леопарди (1798-1837); Джузеппе Мадзини (1805-1872).

Романтизм характеризует не только страны Западной Европы XIX столетия, но и США, где наиболее известными представителями этого направления были Фенимор Купер (1789-1851), Ральф Уолдо Эмерсон (1803-1822), Генри Дэвид Торо (1817-1862), Генри Уордсворт Лонгфелло (1807-1882), Эдгар Аллан По (1809-1849).

Как видим, романтизм получил широкое распространение в разных наци­ональных культурах Европы и Америки, что свидетельствует о важности и актуальности связанных с ним эстетических идеи для породившей его эпохи. Что же нового внес романтизм в искусство и осмысливающую его закономерности и задачи науку эстетику?

Основным признаком романтизма является его направленность на отражение в произведениях искусства чувственно-эмоционального состояния человека, которое раскрывается во множестве деталей, в контрастах, взаимодействии противоречивых психологических побуждений, рождая эффект непосредственности высказывания, иллюзии соприсутствия читателя, зрителя, слушателя автору, вхождения в его внутренний мир. Все чувства и ощущения, впечатления от внешнего мира предстают в романтическом сочинении какими-то неопределенными, неоднозначными, изменчивыми, ускользающими – в противовес классицизму, где эмоция – «умное», «взвешенное», «отстоявшееся», «готовое» чувство – всегда имела одну господствующую краску.

Типичные настроения романтизма – тоска, печаль, сомнения, разочарования, мечтательность; на любое, даже самое обыденное явление или предмет романтик смотрит словно сквозь «волшебные очки», превращая повседневность впредмет поэтического любования или игры. Отсюда «поэтичность» – любимое словцо романтиков, означающее способность видеть необычное в обыкновенном, превращать знакомое в «странно-знакомое», по выражению Новалиса. Поэтичность проявляется и в новых типах образности, созданных романтиками, среди которых особое место принадлежит фантастике: то сумрачной, то демонической, то светлой и игривой, нередко связанной с образами чудесных существ – эльфов, сильфид, водяных дев и пр. Между образами реальной действительности и фантастики устанавливается противопоставление, приводящее к принципу двоемирия. Типичным он становится для творчества Э. Т. А. Гофмана, в частности, для таких произведений, как «Золотой горшок», «Песочный человек», «Житейские воззрения Кота Мура», «Эликсиры сатаны» и др. Принцип двоемирия распространяется и на саму личность, которая нередко как бы раз раздваивается, предстает в виде нескольких (или даже целой системы) двойников. Оговорим, что хотя двойничество закрепилось в искусстве как характерная примета романтизма, первые образцы его проявления встречаются в немецкой литературе предыдущего периода, когда закладывались основы будущего художественного направления (его нередко называют «предромантизмом»; корни романтизма подчас прослеживаются и в литературе «Бури и натиска»). Среди писателей, активно пользовавшихся таким принципом, следует назвать Иоганна Рихтера, известного под псевдонимом Жан-Поль (1763-1825), чей роман «Юные годы» оказал значительное влияние на художественное мировоззрение Роберта Шумана.

Романтик видит мир не только как антитезу реальности и фантастики (под углом зрения двоемирия), но и как сочетание изменчивых картин, образов, впечатлений. Не случайно в романтических произведениях возникают сюжеты, связанные с карнавалом, маскарадом, которые одновременно становятся художественным обобщением присущего XIX столетию мировоззрения. Большое распространение получают также сюжеты, представляющие и развивающие темы любви, странствий, включающие картины природы и сценки народной жизни. Они позволяют высветить путь познания героем самого себя и мира. Чаще всего это познание наводит его на мысль о величии мира, в особенности, природы, и несовершенстве общества и человека как такового. Поэтому одной из сквозных тем романтизма остановится тема утраченных иллюзий.

В музыкальном искусстве первые романтические произведения возникают в 1810-е годы в творчестве Карла Марии Вебера и Франца Шуберта, му­зыкальные композиции, близкие романтическим, принадлежат писателю Э. Т. А. Гофману. Союз литературы и музыки вообще характерен для австро-немецкого романтизма, многие композиторы этого художественного направления увлекались литературной деятельностью, в частности, Вебер был автором незавершенного романа «Жизнь музыканта», а Шуман – романа «Се­лена». Напротив, писатели интересовались музыкальными проблемами и даже непосредственно занимались композицией. Показательно, что первые опубликованные новеллы Гофмана были посвящены музыке: «Кавалер Глюк» и ««Дон Жуан» Моцарта». Сквозной герой его произведений («Крейслериана» «Житейские воззрения Кота Мура») Иоганн Крейслер был музыкантом. Романтическая поэзия вдохновила Шуберта на создание множества песен и обоих вокальных циклов: «Прекрасная мельничиха» (более точный перевод: «Прекрасная дочь мельника») и «Зимний путь».

Тесная связь музыки, и литературы обусловила основные черты романтизма в музыке:

1. под знаком лирики развиваются жанры, унаследованные у венских классиков, в частности, симфония, соната, камерный ансамбль, концерт (хотя концерт, напомним, пришел в музыку еще в ХVIII столетии, но был активно задействован венскими классиками);

2. наряду с ними в эпоху романтизма возникают новые музыкальные жанры, отвечающие ее специфике: песня, вокальный цикл, фортепианная миниатюра, цикл фортепианных миниатюр, инструментальная баллада, симфоническая поэма;

3. в сфере инструментальной музыки широкое распространение получает принцип программности, проявляющийся во внешней форме в виде заголовков и подзаголовков, целых литературных «сценариев», посылок на то или иное литературное произведение. Во внутренней форме программность выражается в своеобразии образов, контрастов, музыкальных закономерностях, не совпадающих с классическими;

4. среди основных выразительных средств музыкального романтизма следует назвать песенность тематизма, большую роль мелодического начала, красочную трактовку гармонии, тембровое разнообразие, оригинальность фактурных приемов.

Наиболее существенным положением романтической эстетики становится требование свободы художника, заключающееся в нарушении всех и всяческих границ: родовых (род искусства: эпос – повествование, лирика, драма), видовых (виды искусства: музыка, литература, живопись), жанровых (смешение различных жанровых признаков, например: «драматическая симфония»), драматургических (одновременное осуществление различных драматургических идей), формообразующих (совмещение признаков различных музыкальных форм в. одном произведении; так называемые «свободные» и «смешанные» формы), языковых (например, обращение к признакам различных жанров: песенной мелодии и хоральной фактуры или танцевального движения и хоральной фактуры или написание марша – четырехдольного по своей природе – в. трехдольном метре и пр.), образно-смысловых (допустим: «было не то холодно, не то грустно»).

В развитии музыкального романтизма обычно выделяют три периода:

1. первый, ранний, охватывает 1810-1820-е годы, характеризуется прочными преемственными связями с венской классикой – вплоть до появления произведений, сочетающих явные признаки романтизма и классицизма. К нему относят творчество К.-М. Вебера, Ф. Шуберта и частично – Ф. Мендельсона-Бартольди;

2. второй, зрелый, период совпадает с 1830-1840-ми годами, когда музыкальный романтизм как самостоятельное художественное направление ясно заявляет о своей специфике, хотя и сохраняет связь с предшествующим композиторским опытом. К этому периоду относят творчество Р. Шумана, Ф. Шопена, частично Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза;

3. третий, поздний, период охватывает вторую половину XIX столетия примерно до грани 1880-1890-х годов. В этот период романтизм утрачивает свою целостность, распадается на относительно самостоятельные русла, готовит следующий этан развития музыкального искусства, который получит условное наименование «рубеж веков» (имеется в виду рубеж XIX-XX столетий). К позднему периоду развития романтизма относят творчество Ф. Листа, Р. Вагнера, Й. Брамса, А. Брукнера, Г. Вольфа, С. Франка. Позднеромантическими чертами отмечено творчество композиторов, принадлежащих «рубежу веков»; это Г. Малер, Р. Штраус, ранние произведения А. Шенберга, Э. Грига, Я. Сибелиуса, Э. Эльгара (первые три композитора относятся к австро-немецкой культуре – Густав Малер и Арнольд Шёнберг к австрийской, Рихард Штраус – к немецкой; последующие, соответственно: норвежской – Эдвард Григ, финской – Ян Сибелиус, английской – Эдвард Эльгар). Творчество Дж. Верди обычно не относят к позднему романтизму, хотя оно хронологически совпадает с ним и имеет много общего.

Итак, романтизм привнес в искусство следующие новаторские принципы и признаки:

1. предмет искусства: им стала конкретная человеческая личность во всем богатстве и своеобразии своих качеств, отчего она показана как индивидуальность – уникальная, неповторимая (а не тип личности, хотя та­ковой также сложился: он проявляется в неординарности, необычности как своей основной примете);

2. метод отражения действительности: мир – как внешний, так и внутренний – раскололся надвое, стал двоичным (двоемирие); при этом его двоичность, бесконечно умножаясь, выявляет всю действительность как быстротекущий, нередко причудливо парадоксальный процесс смены, сопоставления, мелькания множества «мгновений», каждое из которых – так же, как и человеческая личность, – уникально, неповторимо, его нельзя пережить дважды;

3. художественный образ: он становится неуловимым, ускользающим, многосмысленным – в противовес образной определенности классицизма (вспомним об устоявшихся типах сольного высказывания в опере XVIII века: типах арий);

4. типы образности: в музыку проникает волшебство, фантастичность, а с другой стороны, – почти портретная (картинная) точность в отражении быта, народной жизни, природы. При этом особое место занимает лирика как концентрация личностного отношения к миру и непосредственное воплощение предмета искусства. Аналогичное место занимает игра как другая сторона личностного отношения, проявление свободы индивида, вольного привносить в свои произведения любые правила игры, самый дух игры;

5. принципы драматургии: наряду с бетховенским финалоцентризмом и целеполаганием – резкие противопоставления «миров» (драматургия антитезтез), либо быстрая смена кратких мгновений,– «кадров» (драматургия монтажа);

6. жанры: наряду с усовершенствованными, приспособленными к собственным художественным задачам классическими жанрами, возникают специфически романтические, так как всякое художественное направление стремится утвердить себя через особый жанр, жанровую систему;

7. музыкальный язык: смешение различных по происхождению элементов (интонаций, ритмов, типов фактуры), красочная трактовка гармонии, наряду с сохранением за ней формообразующей функции;

8. музыкальная форма: освобождение формы от требования следовать сложившимся канонам – вплоть до рождения свободных и смешанных форм;

9. система искусств: стремление к их синтезу, частным проявлением которого является программный инструментализм.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Новые музыкальные жанры | Романтизм як художній напрямок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.