Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет № 9




1. Издания Вольного общества любителей российской словесности, наук и художеств (альманах «Свиток муз», «Периодическое издание», «Журнал российской словесности», «Цветник», «Любитель словесности»)

"Вольное общество любителей словесности, наук и художеств" - литературно-общественная организация в Петербурге в 1801-25. Среди членов: И. П. Пнин, И. М. Борн, В. В. Попугаев, А. Х. Востоков, Н. А. и В. А. Радищевы (сыновья А. Н. Радищева), К. Н. Батюшков, князь Оленин (директор рос нац библиотеки). Входили Ермолаев, Рыкалов, Крылов. Пропаганда классицизма. Издавал журнал «Драматический вестник» 1808 год. Объявления о пьесах, назначенных представлении с кратким их содержанием. Анализ спектаклей и игры актеров, материалы о древних и новых театрах, рассмотрение о костюмах и театрах украшений, изветсия и анекдоты об актерах, смесь (мелкие сочинения). Редактор княхь Шаховской. Вышло 93 номера 2 раза в неделю.

Свиток муз — альманах, выходил в Петербурге в 1802—1803. Издавался членами Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Вышло 2 книги. Далее — «Периодическое издание Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (см. 1804). К первой книжке приложена гравюра Н. И. Уткина с рис. Ф. Ф. Репнина. В альманахе печатались стихи членов Вольного общества: И. М. Борна, А. Г. Волкова, А. Х. Востокова, В. Красовского, М. Михайлова, В. В. Попугаева. Участвовали также Олешев, Н. Остолопов, Д. Бринкен, И. Кованько (только во второй книжке). Помимо оригинальных произведений, печатались переводы стихов Гете, Геллерта, Вольтера, Клопштока, Ж.-Б. Руссо и др. Большая часть стихов в «С. м.» выдержана в духе сентиментализма, однако в ряде стихотворений выражено стремление членов Вольного общества создать поэзию, отмеченную пафосом гражданственности. В этом отношении характерны ода Попугаева «К истине» и стихотворение Борна «На смерть Радищева», сопровождавшееся кратким очерком его жизни в Илимске, — единственный отклик на смерть Радищева в современной ему печати.

Периодическое издание Вольного общества любителей словесности, наук и художеств — сборник, выходил в Петербурге в 1804. Вышла 1 книга. Ранее — «Свиток муз» (см. 1802). Ред. — В. В. Попугаев. По сравнению со «Свитком муз» «Периодическое издание» имеет более широкую программу — главное место в нем занимают проза, политические и педагогические статьи. Характер издания определяют статьи Попугаева («Достоинство старого воспитания в России», «О политическом просвещении вообще»), посвященные политическим и нравственным проблемам. В них выражены либеральные устремления и гражданские идеалы автора; Попугаев отстаивает идею «политического» воспитания, которое должно научить «средствам служить обществу» (стр. 63). Антикрепостнические тенденции выражены весьма отчетливо, хотя и в иносказательной форме, в прозаическом отрывке Попугаева «Негр» и в стихотворении Измайлова «Сонет одного ирокейца».

Издание прекратилось в результате разногласий по поводу программы и направления деятельности Вольного общества. Вторая книжка, подготовленная к печати, не вышла.

Любитель словесности. Ежемесячное издание Николая Остолопова — журнал, выходил в Петербурге в 1806. Вышло 12 книг (4 части). Программа журнала была очень разнообразна: «Российские сочинения и переводы, заключающие в себе предметы политические, нравственные, сатирические; повести, анекдоты, избранные мысли; отрывки из российской истории; разные стихотворения и рецензии на некоторые новые книги» («Цель сего журнала» — № 1). Журнал объединял по преимуществу членов Вольного общества любителей словесности, наук и художеств; основными сотрудниками, помимо самого издателя, были А. Измайлов, В. Попугаев, Н. Брусилов: печатались посмертные стихотворения И. Пнина. Кроме того, участвовали: К. Батюшков, А. Варенцов, Н. Гнедич, А. Котельницкий, П. Львов и др. Политический радикализм в направлении издания сказывался очень отчетливо в стихотворениях Пнина, прозе Измайлова и других произведениях. В этом отношении характерны анонимные «Избранные мысли. О том, что ложные понятия о благополучии суть источники несчастий рода человеческого» (№ 1). Сатира «Л. с.» направлена против нравов правящих кругов (анонимный «Разговор дяди с племянником» — № 5, и др.). Художественная проза, исключая произведения на нравственно-политические темы, носит сентиментальный оттенок (чувствительные повести и отрывки). Среди переводов — произведения Геллерта, Делиля, Жанлис, Ролленя и др.; отрывки из трагедий Шекспира. Систематически печатались труды П. Львова по истории России. В каждом номере помещались Известия (рецензии на новые книги и спектакли).

Цветник, издаваемый А. Измайловым и А. Бенитцким — журнал, выходил в Петербурге в 1809—1810, ежемесячно. Вышло 24 книги (8 частей). Содержание журнала очень разнообразно — стихи и проза, научные статьи, рецензии на книги и театральные спектакли, смесь и пр.

Литературная часть, за исключением повестей Бенитцкого и Измайлова, не представляет большого интереса и состоит главным образом из переводов, состав которых довольно случаен (стихи и повести Авг. Лафонтена, Валя, Мейснера, Клопштока, Шиллера, отрывок из «Юлия Цезаря» Шекспира и пр.). Значительное место занимают статьи на исторические и политические темы, подбор которых в известной степени выражает политические взгляды членов Вольного общества.

Характер издания определяется главным образом критическими статьями, благодаря которым «Ц.» стал одним из лучших журналов начала XIX в. Большая часть этих статей за 1809 принадлежит Бенитцкому, за 1810 — Никольскому. Оба они явились первыми в России критиками-профессионалами. Не менее значительны и статьи, посвященные вопросам искусства, в которых, так же как и в рецензиях, нашли выражение эстетические позиции издателей. Одинаково отвергая в целом архаические принципы классицизма и крайности сентиментализма, они настойчиво пытаются найти положительные стороны как в том, так и в другом. Отсюда эклектический характер воззрений «Ц.» в вопросах искусства. Например, печатая статью Шиллера «Мысли об употреблении в искусстве обыкновенного и низкого» (1810, № 1), в которой нашли выражение новые принципы эстетики, чуждые канонам классицизма, издатели «Ц.» в то же время защищают теорию трех «штилей» в драматическом искусстве («Общие правила театра», 1809, № 6). Та же двойственность отличает и отношение журнала к сентиментализму: печатая злые пародии на чувствительную прозу современных писателей («Похвальное слово Пипиньке, чижику прекрасной Эльмины», 1809, № 2), «Ц.» наряду с этим высоко оценивает заслуги Карамзина, провозглашая его и Фонвизина единственно достойными звания писателя («Мысли и замечания пустынника», 1810, № 6).

Решительную позицию издатели «Ц.» заняли лишь в борьбе со сторонниками Шишкова, напечатав статью Дашкова по поводу «Перевода двух статей из Лагарпа»

Журнал российской словесности, издаваемый Николаем Брусиловым — выходил в Петербурге в 1805, ежемесячно. Вышло 12 номеров (3 части).

Права человека, свобода мысли, долг гражданина — вот основные проблемы, которые, наряду с довольно резкой критикой нравов правящих кругов, определяли характер журнала. Позиции Брусилова и его сотрудников сформулированы в анонимном «Письме к издателю»: «Кто унижает права человечества, долженствующие быть каждому священными, тот первого унижает себя» (№ 7, стр. 164). С этих позиций Брусилов защищает права закрепощенного крестьянства («Письмо деревенского жителя о воспитании» — № 11 и др.). В вопросах литературной борьбы журнал не был столь последователен: остроумно высмеивая «повальную болезнь» сентиментализма («Письмо к другу из столицы» Анастасевича — № 8 и «Сатирические ведомости» Брусилова — № 12), издатель печатает в то же время ряд повестей в духе слащавой чувствительности эпигонов Карамзина; восхищаясь «Дополнением к рассуждению о старом и новом стиле» Шишкова («Письмо к издателю» — № 7), вместе с тем решительно выступает в защиту сентиментализма и т. д. Участвовали А. П. Бенитцкий, А. Е. Измайлов, Н. Ф. Остолопов, И. П. Пнин и многие другие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.