Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночная инфраструктура




По уровню монополизированности (формам конкуренции)

выделяют следующие типы рыночных структур: рынок совер­шенной конкуренции, рынок монополистической конкурен­ции, олигополистический и монополизированный рынок.

Рынок совершенной конкуренции имеет характерные черты:

2. существование на рынке множества мелких фирм - продавцов, каждая из которых имеет незначительную долю общего выпуска товаров, вследствие чего не может повлиять напредложение продуктов на рынке и цену;

3. предложение всеми продавцами идентичных по свойствам товаров и услуг;

4. возможность покупателей и продавцов свободно входитьна рынок и выходить из него;

6. отсутствие у фирм интереса к производственным решениям других фирм, так как деятельность конкурентов не рассматривается как угроза своей деятельности;

7. обладание одинаковой информацией о положении делна рынке всеми субъектами рынка.

Очевидно, что в реальной жизни не существует рынков, полностью отвечающих приведенным характеристикам, наиболее близкими к рынку совершенной конкуренции считают рынки сельскохозяйственной продукции.

Рынок монополистической конкуренции предполагает боль­шое количество товара фирм, производящих дифференциро­ванную продукцию. Потребители рассматривают продукцию, предлагаемую разными фирмами как близкую, но не взаимо­заменяемую. В этом случае важными факторами, способными привлечь покупателей являются не только ценовая конкурен­ция, но и особые качества товара, его реклама и сопутствую­щий сервис.

Олигополистический рынок представляет собой такую ры­ночную структуру, когда на рынок выходит несколько фирм-участников, предлагающих схожий товар. На долю каждого продавца приходится значительная часть рынка, что дает воз­можность оказывать своими действиями существенное влия­ние на состояние рынка и на конкурентов. При входе на такой рынок существуют барьеры, ограничивающие доступ другим фирмам. Олигополистический рынок типичен для современ­ной экономики.

На монополистическом рынке существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Моно­полист вступает в рыночные отношения только с покупателя­ми его продукции. Такая рыночная структура скорее выступа­ет как идеальная модель, к которой приближаются высокомо-нополизированные рынки.

 

Инфраструктура рынка (рыночная инфраструктура) это система учреждений и организаций, обеспечивающих свобод­ное движение товаров и услуг на рынке.

Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры яв­ляются ярмарки, аукционы и биржи:

Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который орга­низуется в определенном месте. Она может быть местом пери­одической торговли или местом сезонной распродажи това­ров. В XX веке широкое развитие получили международные яр­марки, где заключаются сделки в мировом масштабе. Сейчас развиты отраслевые ярмарки с проведением на них конгрессов и семинаров.

Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за предлагаемый товар. На аукционе про­исходит публичная продажа и товар достается покупателю, на­значившему самую большую цену. Среди аукционов различа­ют принудительные аукционы, которые проводят судебные органы с целью взыскания долгов с неплательщиков, и добровольные аукционы, организуемые по инициативе владельцев продаваемых товаров. Аукционы проводят специальные фир­мы, работающие на комиссионной основе.

Биржа - место заключения сделки купли или продажи, где можно получить информацию о крупных продажах и теку­щей цене. Биржа не является местом непосредственной купли или продаж, здесь договариваются о торговых сделках, оформ­ляют контракты, формируют цены на основе спроса и предло­жения, оказывают услуги, помогающие продавцу и покупателю найти друг друга. Биржи отличаются друг от друга прежде всего видом товара. Различают товарные, фондовые, валютные биржи и биржи труда. На товарной бирже обычно продается однородный товар, например нефть или зерно. Такие биржи называют специализированными, но существуют и универсальные биржи. Товары на бирже продаются партиями с указанием количества, состава и основных качественных признаков. Фондовые биржи представляют собой организацию для осуществления купли-продажи ценных бумаг по рыночным ценам. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой бирже осуществляется на основе их биржевого курса, т. е. реальной рыночной. Биржа труда - организация, специализирующаяся на вы­полнении посреднических операций между работодателями и работниками с целью купли-продажи услуг рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы. Кроме мероприятий по переподготовке и трудоустройству безработных биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы по отдельным специальностям, собирают и рас­пространяют информацию об уровне занятости по регионам. Одновременно они выполняют регистрирующие и регулирующие функции, фиксируя безработных и контролируя право на получение пособий по безработице.

Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладаю­щих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все организации, способные мобилизовать времен­но свободные средства и превратить их в кредиты. Ядро кредитной системы составляет банковская система.

Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.