Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жан Ренуар и Франсуа Трюффо 1 страница




Начну свою статью с факта, удивившего многих: в программе восстановления французских фильмов, посвященных Первой мировой войне, решающее место заняли две картины разного времени выпуска. Одна, вполне ожидаемая, - "Великая иллюзия" Жана Ренуара 1937 года; вторая, для многих неожиданная, - "Жюль и Джим" Франсуа Трюффо, созданная четверть века спустя. Я решил поразмышлять по поводу того, как эти ленты укладываются в концепцию памяти о Первой мировой войне.

Как вы знаете, сейчас в исторической науке в целом происходит радикальная трансформация, связанная с переходом от традиционного описания и исследования фактов к анализу самого процесса индивидуальных и коллективных воспоминаний. То есть ставится вопрос, как механизмы памяти формируют и меняют наши представления о том, что когда-то было, а в том числе и восприятие тех индивидуальных событий, которые так или иначе воплощаются в кино.

Это особенно актуально для нашей страны в последнее время, когда мы парадоксально оказались в своеобразной противофазе, пытаясь, во всяком случае на уровне государственной культурной политики, подчинить кино и искусство в целом неким традиционным, а то и архаичным представлениям тех историков (не только шарлатанов, но и вполне серьезных исследователей), которые оперируют только документально подтвержденными фактами и ничем другим.

Историческая же наука в целом делает очень изящный кульбит, при котором в центре внимания оказывается именно исследование прошлого с точки зрения памяти. В какой-то степени эти тенденции затронули и отечественных историков, в первую очередь поколение сорокалетних, а также группу ученых старшего поколения, которые понимают, что

РАЗЛОГОВ Кирилл Эмильевич - российский киновед и культуролог, доктор искусствоведения.

Ключевые слова: история кино, Первая мировая война, историческая память, Жан Ренуар, Франсуа Трюффо, классовый антагонизм, этический релятивизм, идеология; сценарий, французское кино.

стр. 197

помимо проблемы фактов есть проблема трансформации истории под воздействием неких психологических механизмов1.

Что же касается фильмов Ренуара и Трюффо, а также ленты Клода Отан-Лара "Дьявол во плоти" (1946), которой я также коснусь ниже, они достаточно хорошо известны большинству киноведов и тем более участников конференции. Эти по-своему хрестоматийные картины характеризуются очень сложным и неоднозначным отношением и к Первой мировой войне и ее последствиям, и к тому времени, когда они были сделаны.

Прежде всего, по творчеству Жана Ренуара 1930-х годов можно писать не только историю кино, но и гражданскую историю Франции того периода. В 1932 году в фильме "Будю, спасенный из воды" он стал родоначальником глубинной мизансцены в кино; его фильм "Тони" (1935) справедливо считают предтечей итальянского неореализма, а "Жизнь принадлежит нам" (1936) - своеобразным манифестом политики Народного фронта. Спустя два года "Марсельеза" впрямую перекинет мост памяти от Великой французской революции к современности. Фильм "Великая иллюзия" (1937) был сделан между последними двумя сугубо политическими по тематике и эстетике картинами. В накаленной (и далеко не только у нас в стране) обстановке второй половины 1930-х годов это произведение трактовалось как предтеча пресловутого Мюнхенского сговора западных стран с Гитлером. Картина действительно вполне может восприниматься как своеобразное благословение на сближение с Германией, попытка наладить мирное сосуществование людей, выросших в двух государствах, традиционно враждовавших друг с другом.

Пройдет несколько лет, и Жана Ренуара сочтут (виновных всегда ищут не там, где надо) одним из вдохновителей поражения Франции во Второй мировой войне: своими пацифистскими представлениями он якобы разоружил французскую нацию в противостоянии Гитлеру. Но если мы вспомним, что официальным лидером оккупированной Франции был маршал Петэн, один из героев Первой мировой войны, то поймем, что соответственно взаимоотношения между Первой и Второй мировыми войнами во Франции носили совершенно особый характер; отсюда - и эта реакция на ныне классический фильм.

Более интересно в этом смысле в "Великой иллюзии" нечто другое - сочетание пацифизма с классовым подходом к взаимоотношениям между персонажами. Сам Ренуар во второй половине 1930-х годов был чуть ли не правоверным марксистом, вовлеченным в политическую борьбу периода Народного фронта, травмированным последующим разочарованием в идеалах Великой французской революции XVIII века. Не будем забывать, что в 1936 году он сделал не вполне удачную вольную экрани-

1 См., в частности: Культурная память в контексте формирования национальной идентичности России в XXI веке. М.: Совпадение, 2012.

стр. 198

зацию пьесы Горького "На дне" (хотя главные роли там играли великие актеры Жан Габен и Луи Жуве). Один из сценаристов этой экранизации Шарль Спаак стал вместе с Ренуаром соавтором сценария "Великой иллюзии".

В эпопее французских военнопленных знаковой оказывается своеобразная классовая солидарность: два офицера-аристократа - заключенный француз капитан де Буальдье (Пьер Френе) и начальник лагеря немец капитан фон Рауфенштайн (великий Эрих фон Штрогейм, сын еврея-портного, который, как известно, сам придумал себе аристократическое происхождение и добавил к фамилии частичку "фон"), - находят общий язык значительно легче и лучше, чем французский капитан с французским лейтенантом Марешалем (Жан Габен пронесет свой образ человека из народа через все 1930-е годы). В свою очередь, классовая пропасть разделяет лейтенантов - Марешаля, с одной стороны, и сына банкира еврея Розенталя, с другой. Последнего играет Марсель Далио (среди его 180 ролей - маркиз де ля Шене в "Правиле игры" того же Ренуара в 1939 году и крупье кафе Рика Эмиль в "Касабланке" Майкла Кертиса в 1942-м).

Сошлюсь на фрагменты знаменитых диалогов "Великой иллюзии". Попутешествовав с де Буальдье уже по нескольким лагерям (в основном действие фильма происходит в немецких лагерях для военнопленных), Марешаль спрашивает старшего офицера, почему они до сих пор остаются на "Вы", и получает ответ: "Я на Вы с женой и на Вы с матерью". Позднее герой Габена говорит Розенталю: "Если мы окажемся в дерьме, то там и перемешаемся, а капитан де Буальдье и в дерьме останется капитаном де Буальдье". Иными словами, куда бы он ни попал, он всегда будет вести себя как аристократ. Классовая солидарность аристократов и законы офицерской чести неминуемо ведут к гибели героя Пьера Френе от руки своего немецкого alter ego.

стр. 199

Иной стороной немецко-французские отношения поворачиваются в финальной части картины, когда лейтенантам, в отличие от капитана, все же удается бежать из плена. Роман героя Габена и немецкой девушки по имени Эльза переводит взаимодействие враждующих наций в интимную сферу личных отношений. Эльзу играет Дита Парло - немецкая актриса, родившаяся в Щецине, переходившем от Германии к Польше. Последней ее ролью оказалась роль русской графини из "Пиковой дамы", тем самым показав диапазон транскультурализма, который характеризовал и эту картину тоже: она не ставит непреодолимых преград между нациями, но ставит их между социальными слоями. Ну и, наверное, все вы помните знаменитый эпизод, связанный с русскими, когда от императрицы приходит большой ящик, а там оказываются книги - абсолютная классика.

"Жюль и Джим" - тоже картина-воспоминание о Первой мировой войне, в первую очередь личное воспоминание автора романа Анри-Пьера Роше. В момент, когда он написал этот текст, ему было 72 года, это был его первый и единственный роман. Он носил явный автобиографический характер и очень четко вписывался в такую тенденцию этического релятивизма, которая явно прослеживается в творчестве Франсуа Трюффо и неявно - в основе творчества Ренуара. Может быть, вы помните, что в одном из эпизодов речь идет об очень сложном многократном любовном треугольнике, два героя - один француз, второй немец, отсюда - Первая мировая война... С современной точки зрения эти чувства кажутся находящимися на грани человеческих отношений, но на самом деле тех двоих разделяет и сближает любовь к одной женщине, которую играет главная возлюбленная французского кино - Жанна Моро.

На этот любовный треугольник накладывается еще один - латентный (о чем писала и французская пресса), между режиссером Франсуа Трюффо и двумя актерами - Оскаром Вернером и Анри Серром, в частности между Оскаром Вернером и Трюффо. С Оскаром Вернером последнего связывали отношения, которые не сводились к сугубо производственным, а носили характер особой привязанности (которую каждый понимает в меру своей испорченности). Позиция этического релятивизма радикально не соответствует реалиям военного времени. Она заключается в том, что нет правых и неправых, нет белых и черных, нет абсолютного деления на хороших и плохих, то есть нет простой линии, которую в известных фильмах реализовало кино советское. Трагедия жизни состоит в том, что каждый по-своему прав, и невозможно сказать, что этот любовный треугольник распался, потому что кто-то вел себя неправильно: все были правы...

Второй вопрос, который тоже поднимается создателями фильма, кажется очень неожиданным в контексте Первой мировой войны, военного времени вообще: речь идет о степени этической допусти-

стр. 200

мости поведения молодого человека, который заводит роман с женой солдата, находящегося на фронте. Этическая двусмысленность происходящего очевидна. Вероятно, авторы хотели создать на экране какую-то другую систему взаимоотношений между людьми и между полами. Эта система отношений казалась им более продуктивной, более понятными - связанные с ней ощущения. Но в конечном итоге все закончилось так же печально, как кончаются более простые партии. Скажут: при чем здесь Первая мировая война? Ну во-первых, при том, что там есть хроника Первой мировой, которая представлена весьма специфично: Трюффо берет хроникальные кадры и показывает их в формате широкого экрана - все изображение растянуто вдоль. Вообще, он как бы создает определенную дистанцию между зрителем и этими военными кадрами, которые действуют как бы опосредованно, как напоминание о том, что было. И в этом плане война, как и в случае романа, кстати, есть ситуация, которая позволяет людям вести себя так, как они не могли бы себя вести в нормальных обстоятельствах. Эта особенность весьма актуальна: мы часто бываем свидетелями, сколь хрупким является то, что мы называем культурой и что оказывается так несложно потерять. Если люди начинают крушить и убивать друг друга, это освобождает их от большого количества моральных и нравственных правил, которые связаны не с разрешением убийства, а с тем, что снимаются границы и условности, культурой возводимые, но теряющие смысл в отсутствие привычного общества.

И здесь следует обратиться к фильму Жана Ренуара "Правила игры", который был снят после "Великой иллюзии" в 1939 году Не буду останавливаться на драматической истории о запрете этой картины, утере копии, восстановлении в 1960-е годы. Где собственно стоит та же самая дилемма, но с поправкой на некое предвоенное ощущение грозящей катастрофы. И вот идея того, что каждый по-своему прав, и все глубоко несчастны, здесь нанизывается на структуру, но не заимствованную, а как бы являющуюся продолжением драматургии известного французского кино, где вроде бы комическая ситуация переходит в ситуацию драматическую и трагическую. Тем самым фильм Франсуа Трюффо, в отличие от двух названных выше картин Ренуара, сочетает в себе две вещи: с одной стороны, некие моральные дилеммы, связанные с ситуацией войны, по-своему решаемые героями: собственно говоря, это и остается в памяти. И с другой стороны, попытки найти новые системы связей между людьми. Режиссер отражает их на экране, каждый раз входя в достаточно жесткое противоречие ситуации военного времени и оценок времени послевоенного. Дело в том, что запреты на "Великую иллюзию" и на "Правила игры", конечно же, не случайны: обе картины нарушают некие глубинные нормы не цензуры, но того, что казалось незыблемым в условиях, когда Франция после Второй мировой войны пыталась превратить поражение в победу, хотя на самом деле все было

стр. 201

наоборот. В этих условиях прессинг был достаточно жестоким и убедительным.

Аналогичная ситуация переворота в нравственном сознании произошла в 1950-х - начале 1960-х годов. Вспомним, что Трюффо был одним из ключевых деятелей искусства, обративших внимание зрителя на личные переживания героев, а не на политические проблемы, - хотя не будем забывать и о том, что Трюффо сотрудничал с Годаром и режиссерами леворадикального толка. Тем не менее, в отличие о них, в конечном итоге он ушел в совершенно другую сторону. Поэтому сравнение картины Трюффо с картиной Ренуара, взаимодействие между ними в контексте личного переживания опыта и памяти о Первой мировой войне - вещь чрезвычайно важная и показательная.

стр. 202

 
 
Заглавие статьи Эталон профессионализма
Источник Свободная мысль, № 1, 2015, C. 203-204
Рубрика
  • Ad litteram
Место издания Москва, Российская Федерация
Объем 6.1 Kbytes
Количество слов  
   

Эталон профессионализма

Виктор Владимирович Геращенко давно уже воспринимается как символ банковского профессионализма как в среде коллег, так и среди тех, кто далек от банковского дела. Трижды он возглавлял главный банк страны (с 1989 года - Госбанк СССР, в 1992 - 1994 и 1998- 2002 годах - Центральный банк России), и все три его назначения на высшую должность в профессиональной банковской иерархии происходили в условиях жесточайшего экономического кризиса, грозившего самим основам российской государственности.

В 1989 году экономическая ситуация была близкой к катастрофе: в результате непродуманных хозяйственных реформ потребительский рынок рухнул уже в ноябре 1987 года, страну душил дефицит важнейших товаров повседневного спроса, быстро распространялась карточная система распределения. Разнообразные торговые и хозяйственные мафиозные группировки дополнительно усугубляли ситуацию. Денежное обращение дезорганизовывалось на глазах: старые методы управления категорически не соответствовали фрагментарно вводимым рыночным отношениям.

Справиться с этим кризисом, порожденным половинчатыми политическими решениями, принимавшимися при полном игнорировании экономических реалий, находясь на посту руководителя Госбанка СССР, - ключевого для банковской системы страны, но не имевшего политического веса, - было невозможно в принципе. И сознание объективной ограниченности возможностей видно в предлагаемом вашему вниманию интервью весьма четко.

И все же в последние советские годы В. Геращенко и его команда сделали очень многое для создания современной рыночной инфраструктуры. Возникли первые частные банки, осуществившие первые открытые эмиссии банковских акций, была создана первая валютная биржа, открыты первые пункты обмена наличной валюты. Была обнародована официальная информация о выпуске денег в обращение, проведен первый внешний аудит Госбанка СССР и приватизация первого советского банка за границей (в Люксембурге).

После провала ГКЧП структуры советской государственности были переведены в ликвидационный режим (который окончательно завершился 15 ноября 1991 года), и В. Геращенко ушел в отставку 10 сентября 1991-го. После этого беспощадная реализация монетаристских догм Центробанком привела к острейшему кризису финансов и денежного обращения. Предприятия в массовом порядке разрушались из-за распада хозяйственных связей, вызванного в первую очередь отсутствием де-

стр. 203

нег в обороте. Кредитование реального сектора экономики фактически прекратилось.

В результате уже в середине июня возглавлявший Центробанк либерал-монетарист Матюхин был уволен, а через месяц Верховный Совет РСФСР назначил на его место В. Геращенко. При всей нелюбви российских демократов к союзной бюрократии других специалистов, на которых можно было положиться, они не знали.

Вскоре В. Геращенко ввел в действие систему взаимозачета предприятий, которая позволила весьма существенно смягчить устроенный либералами кризис неплатежей. Кроме того, он резко смягчил финансовую политику, дав экономике деньги, без которых она балансировала на грани хозяйственного коллапса. В результате российская экономика в целом была спасена. А в 1993 году были достигнуты снижение инфляции и стабилизация рубля ограничением денежной эмиссии и постепенным, но разумным повышением процентной ставки по кредитам. Денежная реформа вытеснила из обращения старые советские рубли и обеспечила суверенность российской финансовой системы. При этом В. Геращенко длительное время сохранял для государств СНГ возможность вернуться в рублевую зону, что вызывало истерические протесты реформаторов.

11 октября 1994 года либералы устроили знаменитый "черный вторник" - резкую девальвацию рубля. Похоже, планируемое ослабление рубля на 20 процентов должно было подстегнуть экономику и повысить ее конкурентоспособность без чрезмерных негативных последствий. Однако тесно связанные с коммерческим сектором реформаторы, по всей видимости, заблаговременно сообщили своим деловым партнерам о готовящейся операции, из-за чего падение рубля к доллару составило 38 процентов. Возникла паника, и вместе с рядом либеральных реформаторов в отставку был отправлен и В. Геращенко.

Дефолт 1998 года, вызванный тотальным воровством либеральных реформаторов и тесно связанных с ними олигархов, поставил Россию на грань хозяйственного коллапса. 11 сентября 1998 года В. Геращенко вновь был по представлению Ельцина утвержден Госдумой председателем Центробанка одновременно с премьером Е. Примаковым.

Жестко отстаивая независимость Банка России, В. Геращенко обеспечил грамотное смягчение финансовой политики и уже осенью 1998 года запустил механизм целевой кредитной эмиссии под конкретные проекты предприятий реального сектора (прежде всего под экспортные контракты ВПК), преодолев последствия как кризиса неплатежей, так и массового закрытия крупных олигархических банков.

Своим спасением после дефолта 1998 года Россия обязана неформальному триумвирату Е. Примаков - Ю. Маслюков - В. Геращенко. Последний обеспечил преемственность управления финансовой и банковской системами при переходе власти к президенту Путину и ушел с должности в марте 2002 года, обеспечив своего преемника С. Игнатьева, не имевшего банковского опыта, надежными и преданными делу профессионалами, позволившими тому в целом справиться со своей работой.

Интервью 1989 года во многом позволяет понять, почему В. Геращенко заслуженно стал символом не только добросовестности и профессионализма, но и доброжелательности.

Между прочим, "Гераклом" его прозвали еще в 1992 году...

стр. 204

 
 
Заглавие статьи Рубль должен еще заслужить свое звание
Автор(ы) ВИКТОР ГЕРАЩЕНКО
Источник Свободная мысль, № 1, 2015, C. 205-214
Рубрика
  • Ad litteram
Место издания Москва, Российская Федерация
Объем 27.1 Kbytes
Количество слов  
   

Рубль должен еще заслужить свое звание

Автор: ВИКТОР ГЕРАЩЕНКО

Виктор Владимирович Геращенко - известный специалист банковского дела, хорошо знающий не только отечественную, но и западную (много лет проработал в наших зарубежных банках) кредитно-денежную теорию и практику. Его концепция перестройки банковской системы выдержала взыскательное обсуждение в Верховном Совете СССР. О ней и идет разговор в предлагаемом материале.

- Наше общество начинает осознавать роль денег в экономике, понимать, что рост цен происходит не просто потому, что плохо работает Госкомцен, а товарный дефицит - не только результат плохой работы Минторга и промышленных министерств, здесь тесная связь с денежным хозяйством. И вместе с тем становится понятно, что все это проблемы политические. Денежное хозяйство страны глубоко расстроено. Но раз вы взялись за него, значит, у вас есть надежда дело поправить. Что вы считаете принципиально важным с точки зрения укрепления рубля в ближайшей перспективе?

- В принципе проблемы денежного обращения - это отражение того состояния экономики, в котором она оказалась. Долгое время у нас и кредит, и денежное обращение были элементами вторичными, служили для достижения определенных экономических и политических целей. При этом далеко не всегда учитывались реальности хозяйствования. Отсюда проблемы и болячки денежного обращения. А их-то в первую очередь и ощущает население через дефицит товаров и услуг. Если мы рамки кредита не ограничиваем какими-то реальными стоимостными факторами, тогда кредитно-денежная эмиссия способствует инфляции. Поэтому первое, над чем, на мой взгляд, необходимо задуматься теоретикам и практикам банковской системы, - определить объективную границу кредита и реальную стоимость денег. Решив это, мы сможем через традиционные банковские методы, денежно-кредитную политику попытаться помочь экономике (понятно, что в один день этого не сделать).

- Но ведь Госбанк всегда в той или иной мере пытался проводить политику разумного ограничения кредитных ресурсов. И если это не получалось, то не потому, что ваши предшественники не понимали,

стр. 205

что нельзя раздувать кредит без меры, а потому, что всегда есть достаточно сильные политические факторы, которые не позволяют это сделать. Особенно в условиях нашей экономики, где денежные процессы никогда не рассматривались как первостепенные. На ваш взгляд, в какой степени сейчас, в условиях осознания денежных проблем как приоритетных, открывается возможность того, чтобы вся экономическая политика работала на твердый рубль?

- Сложный вопрос. Вряд ли можно уже говорить о признании денежных проблем приоритетными. Беда наша заключается в том, что долго не признавались объективно действующие законы товарного производства, господствовал принцип достижения цели любой ценой. Экономические цели, за которыми в известной мере всегда стоят цели политические, должны исходить из тех реалий, которые складываются в хозяйственной жизни. И тут возникает проблема точности оценки, то есть установления той границы, за которой кредит, по существу, стимулирует инфляцию, потому что правительство имеет определенные обязательства, в том числе и политические, которые диктуют те или иные государственные затраты. И то, какие у нас есть возможности произвести только целесообразные затраты, а нецелесообразные - остановить, - вопрос сначала экономических рекомендаций и затем - политических решений. Здесь важны и определение приоритетов, и учет фактора времени. Нельзя, например, как бы ни хотелось, в один момент резко сократить возросшие за долгие годы военные расходы - для конверсии оборонной промышленности нужно время.

- Для западной кредитно-денежной практики характерно представление о том, что Центральный банк, вообще говоря, не отвечает за экономическую политику правительства. Он отвечает за денежное обращение, за уровень инфляции. Если на практике бывает не всегда так, то в теории это наиболее распространенный подход. Цели регулирования инфляции, ограничения денежной массы могут расходиться с рядом других важных целей. Но они самостоятельны, и руководители центральных банков их достаточно жестко отстаивают. С этой точки зрения какие экономико-политические приоритеты должен отстаивать Госбанк, чтобы если не преодолеть, то по крайней мере затормозить инфляционный процесс?

- Проблема прежде всего в том, что у нас сам кредит, по сути, выполняет в экономической жизни вспомогательную роль. Как в те времена, когда старый Госбанк был институтом краткосрочного кредитования, так, по существу, и сегодня, когда такого рода банковские операции достались по наследству специализированным банкам, по-прежнему продолжает осуществляться кредитование в полуавтоматическом режиме, то есть трудности хозяйствования, нехватка, скажем, оборотных средств, замедление процесса оборачиваемости - они все покрываются кредитом банка. Вот этот автоматизм при фактически разноуровневых положениях тех или иных отраслей экономики и административном методе распределения ресурсов и кредитного планирования ведет

стр. 206

к тому, что банки не могут через кредит осуществлять реальную, эффективную экономическую политику.

К тому же система процентных ставок у нас в стране находится в полном отрыве от тех реалий, которые должны были бы действовать в нынешнем состоянии экономики. Сейчас банки предоставляют долгосрочные кредиты из 0,85 процента - это смехотворно низкая ставка. Мало того, процент выплачивается фактически за счет бюджета. Поэтому предприятия, испытывая нехватку оборотных средств, обращались за ними в правительство. Госбанк получал от него соответствующие указания и был вынужден давать трехлетний кредит по крайне низкой ставке, а в то же время была введена плата за фонды в размере б процентов. Это подстегивало спрос на кредит.

При этом со средствами населения банковская система поступала весьма вольно. Платила 2 - 3 процента годовых. Но сейчас, когда средства Сбербанка являются одним из основных ресурсов для ссудного фонда страны, и при том росте стоимости жизни, который все больше ощущается, мы должны за средства населения или хозяйствующих субъектов платить такую ставку, которая бы поощряла к сбережению, а отсюда, естественно, и взимать более высокий банковский процент за кредит, пуская эти деньги в оборот по такой ставке, которая покрывала бы проценты, уплачиваемые банком, плюс банковские расходы.

А у нас сейчас ставка искусственно низкая и, по сути, не помогает ощутить реальную стоимость денег.

- То есть вы за такую необходимую в создавшихся условиях меру, как повышение ставки банковского процента?

- Да. Конечно, при дифференциации ее в зависимости от срока кредитования.

Роль кредита должна повышаться, но он, понятно, не может вытеснить бюджетные ассигнования, назначение которых - создание крупных объектов, реализующих национальные приоритеты.

- Вы предполагаете, что вопрос о повышении ставки ссудного процента может быть решен в ближайшее время?

- Во всяком случае для этого есть все экономические основания. Высокие ставки будут способствовать снижению требований предприятий на кредиты. Банки, взимая повышенный процент, получат большую прибыль и увеличат взносы в бюджет.

стр. 207

- В свое время, когда принимали Закон о госпредприятии, был предусмотрен переход к календарной очередности платежей. Мера эта, без сомнения, крайне жесткая и сама по себе достаточная для того, чтобы существенно изменить отношение предприятий к деньгам. Судя по постоянному росту в прошлом и нынешнем годах просроченной задолженности, понятно, что эта мера, в общем, не заработала. И это, наверное, одна из причин того, что кредит остается автоматическим. На ваш взгляд, почему так произошло, почему деньги остаются нежесткими для предприятий?

- Мне кажется, что календарная очередность платежей означает определенного рода автоматизм, хотя она и защищает интересы партнеров данного предприятия. Необходимо организовать дело так, чтобы каждое предприятие стремилось рассчитаться без просрочек, найти для этого деньги у себя или получить коммерческий кредит. У всякого предприятия есть первостепенные и второстепенные платежи. С второстепенным можно и подождать, а для первостепенного деньги необходимо найти у себя или взять взаймы: получить кредит в банке или получить коммерческий кредит (хотя на Западе, например, его удельный вес невелик). Многие предприятия накапливают значительные средства и сами готовы стать субъектами денежного рынка, то есть не только быть способными покупать казначейские обязательства (их Минфин собирается выпускать с 1990 года для финансирования бюджетного дефицита), но и покупать акции другого предприятия, предоставлять коммерческий кредит, особенно своим деловым партнерам. В этом и проявляется альтернативность источников финансирования.

- Мы организационно перестроили банковскую систему, и с этой реальностью приходится иметь дело. Она очень запутанна и даже иррациональна. Что дальше? Изменять ее или навести какой-то элементарный порядок?

- Если исходить из необходимости развития товарно-денежных отношений, формирования полноценного рынка, то банковской системой никто не должен руководить. Банками должен руководить лишь банковский принцип, здравый смысл и разумное правление, которое выбирается акционерами, в том числе и представителями государственных организаций. В ведущих, например французских или итальянских, банках главным акционером является государство.

Отсюда вопрос: а почему, собственно говоря, Центральный банк (в нашем случае Госбанк СССР) должен руководить другими банками? Следует говорить не о руководстве, а о регулировании их деятельности соответствующими экономическими рычагами. Хотя у нас для этого, может быть, еще не полностью созрели условия. Так, наши специализированные банки создавались на совершенно различной основе. Положение Агропромбанка и Промстройбанка отличается и по клиентуре, и по характеру активов и пассивов, и по методам деятельности. Если клиенты Агропромбанка экономически слабы и нерентабельны, это не значит, что их всех нужно перестать кредитовать, объявить банкротами




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.