Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические аспекты двусторонних отношений 2 страница




Поводом для осенней серии многотысячных выступлений по всей стране против политики правительства послужило его намерение ввести налог на пользователей Интернета. В самом начале задачей манифестантов, которых организаторам выступлений удается регулярно выводить на улицы, используя социальные сети, действительно было не допустить введения этого налога. В воскресенье 26 октября 2014 года молодые люди вышли на улицы протестовать против введения налога на Интернет: они "мышками", клавиатурами и другими принадлежностями компьютеров разгромили центральный офис партии "Фидес" в Будапеште. К протестующим присоединились футбольные фанаты,

36 Впервые эту идею он выдвинул в студенческом летнем лагере в Тушванеше в 2012 году.

37 См. Nepszabadsag 26.07.2014.

38 См. Nepszabadsag. 17.08.2014.

39 См. Nepszabadsag 17.10.2014.

стр. 105

а впоследствии и профсоюзы. Были запланированы также акции солидарности за рубежом40.

Обращает на себя внимание, что, даже после того как правительство отказалось от этих планов, демонстрации не прекратились, а среди лозунгов появились и такие требования, как пересмотр закона о бюджете на 2015 год, устранение усиливающейся после смены общественного строя социальной несправедливости, протест против недееспособности государства и системной коррупции41. Встречаются и антироссийские лозунги. Главным требованием митингующих стала отставка правительства, возглавляемого лидером "Фидес" В. Орбаном. И это после того как "Фидес" в 2014 году трижды выигрывала проводившиеся в стране выборы: в апреле - парламентские, в мае - в Европарламент, а в октябре - в местные органы самоуправления.

Подобный размах и четкая организованность выступлений свидетельствуют о наличии внешнего инициатора и режиссера этих событий, а именно - США, которые пытаются реализовать в Венгрии известный сценарий "цветных революций", в том числе и кровавый по типу украинского Майдана. Неслучайно на этих акциях, как правило, присутствовал временный поверенный в делах США в Венгрии А. Гудфренд, ранее работавший в Сирии. На это указывают и венгерские аналитики. Так, главный редактор "Венгерского демократа" А. Венчик на своей странице в "Фейсбуке" 27 октября написал, что "США нам не друг и даже не союзник, США - это такая империя, которую интересуют исключительно собственные интересы. Их цель - сохранить и усилить завоеванную ими ведущую роль на Земле. С этой точки зрения Венгрия для США - это такая периферия, самостоятельные устремления которой представляют угрозу для их имперской гегемонии". Гудфренд, как утверждает А. Венчик, объяснил свое присутствие на акциях протеста в Будапеште желанием показать, что США готовы задействовать против правительства В. Орбана кровавый сценарий по типу Майдана42.

Венгерское руководство понимает всю остроту момента. В. Орбан оценил подобные нападки со стороны США как наступление на национальную независимость страны, в силу чего свою важнейшую задачу он видит в ее защите43. Спикер парламента Венгрии Л. Кевер признал, что ситуация много серьезнее, чем может показаться. Американцы применяют подобную политику не только в отношении Венгрии. В своих геополитических играх они используют венгров, чехов, румын и словаков как средство достижения своих корыстных целей44. Брюссель же диктует Венгрии правила поведения - если в этом заключается будущее Евро-

40 См. Nepszabadsag. 26.10.2014.

41 См. Nepszabadsag. 12.12.2014.

42 См. Nepszabadsag 27.10.2014.

43 См. Nepszabadsag. 05.12.2014.

44 См. Nepszabadsag. 14.12.2014.

стр. 106

пейского Союза, тогда, действительно, стоит задуматься о том, какими путями можно будет медленно, но осторожно выйти из него45.

В связи с этим показательно демонстративное "выдворение" флага Евросоюза из здания венгерского парламента. Как объяснил этот демарш Л. Кевер, "зал заседаний Всевенгерского собрания предназначен для депутатов венгерского парламента, это вам - не Европарламент"46.

Воздействие украинского фактора на экономическое сотрудничество

Нынешний политический кризис на Украине и санкции США и Евросоюза в отношении России серьезно осложнили российско-венгерское торгово-экономическое сотрудничество. Помимо санкций и проблем с транзитом природного газа через территорию Украины следует ожидать и других неприятностей. Так, уже возникли проблемы с транспортировкой по железной дороге ядерного топлива для АЭС "Пакш": отгруженные Россией кассеты в июне 2014 года были задержаны украинскими властями и простаивали на одном из вокзалов в Киеве47.

Подобную ситуацию можно прогнозировать и с транспортировкой по железной дороге отработанного ядерного топлива в обратном направлении - из Венгрии в Россию. При этом среди возможных рисков транзита по территории Украины самое опасное здесь - даже не возможность попадания в кассеты снарядов (что в условиях гражданской войны на Украине нельзя исключать), а возможность кражи отработанного ядерного топлива для кустарного изготовления так называемых грязных бомб и последующего их применения48.

Однако наиболее катастрофичной и безнадежной могла стать ситуация с транзитом через Украину поврежденных в результате аварии на АЭС "Пакш" в апреле 2003 года кассет49. Соответствующее трехсторон-

45 См. Nepszabadsag. 10.11.2014.

46 См. Nepszabadsag. 09.12.2014.

47 См. Nepszabadsag. 19.06.2014.

48 См. Nepszabadsag. 20.06.2014.

49 Авария произошла из-за конструкционной ошибки, допущенной франко-германской компанией "Framatome" (см. Nepszabadsag. 15.08.2014).

стр. 107

нее российско-венгеро-украинское соглашение было заключено в 2012 году. Для его выработки сторонам потребовалось шесть лет. На поиск альтернативных путей транспортировки поврежденных кассет из Венгрии в Россию в обход Украины могло потребоваться не меньше времени. В результате сторонам в августе 2014 года в режиме полной секретности все же удалось успешно осуществить эту операцию50.

Ответные санкции России в отношении стран Евросоюза, запрещающие ввоз в Россию продовольственных и сельскохозяйственных товаров из этих стран, введенные 7 августа 2014 года, также затрагивают Венгрию, хотя и не так драматично, как, например, Польшу. В 2012- 2013 годах на эту группу товаров приходилось соответственно 7,7 и 9,4 процента всего экспорта Венгрии в Россию (250 - 320 миллионов долларов). Причем на аграрный сектор экономики стороны возлагали большие надежды, особенно в связи с вступлением России в августе 2012 года в ВТО, что, по мнению венгерских аналитиков, должно было способствовать расширению венгерского аграрного экспорта на российский рынок. Средний номинальный уровень ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию в России в связи с присоединением к ВТО должен был быть постепенно понижен с 13,2 до 10,8 процента. Для венгерского АПК на российском рынке открывались очень хорошие перспективы.

По мнению В. Орбана, политика экономических санкций в отношении России противоречит национальным интересам Венгрии. Как и премьер-министр Словакии Р. Фицо, премьер-министр Венгрии полагает, что из-за взаимных санкций Запад больше потеряет, чем Россия: "Мы сами выстрелили себе в ногу"51. В силу этого он решил искать единомышленников в Евросоюзе, с тем чтобы переосмыслить и изменить всю санкционную политику ЕС. Необходимо, считает В. Орбан, созвать конференцию, на которой ЕС и Россия смогли бы обсудить перспективы взаимного сотрудничества, включая и украинский вопрос.

В этом ключе прошли переговоры министра сельского хозяйства РФ, председателя российской части Российско-венгерской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству Н. Федорова с министром земледелия Венгрии Ш. Фазекашом, посетившим Москву 8 сентября 2014 года. Министры согласились с тем, что политика санкций не принесет решения украинскому конфликту (об этом Ш. Фазекаш заявил и на встрече аграрных министров стран ЕС, состоявшейся неделей раньше). Стороны выразили желание увеличить взаимный товарооборот, продвинуть двустороннее сотрудничество во всех областях, в том числе и в аграрной сфере. С этой целью Венгрия приняла участие в традиционной специализированной аграрной выставке "Золотая осень", проводимой в Москве52.

50 См.: Nepszabadsag. 20.06.2014; MTI. 15.08.2014.

51 MTI. 15.08.2014.

52 См. Nepszabadsag. 09.09.2014.

стр. 108

Под влиянием враждебного отношения к российскому капиталу, инвестированному на территории Украины и стран ЕС, многие компании спешат избавиться от своих активов в этих странах. Так поступила "Лукойл", продав свои активы не только на Украине, но и в Венгрии, Словакии и Чехии53. Российская компания еще в 2003 году основала в Венгрии свою дочернюю фирму "Лукойл Хунгария", посредством покупки, строительства и реконструкции создала обширную сеть автозаправочных станций на территории Венгрии, направив на эти цели свыше 100 миллионов долларов инвестиций. Общее число АЗС российской компании на территории Венгрии достигало 75, а ее доля в объеме розничных продаж нефтепродуктов на рынке Венгрии возросла до 5 - 7 процентов, что обеспечило ей пятое место. В перспективе "Лукойл" планировала инвестировать 150 миллионов долларов в создание сети из 120 бензоколонок на территории Венгрии54. Теперь с этими планами пришлось расстаться.

Крупнейший венгерский банк "ОТР" из-за событий на Украине в мае 2014 года окончательно закрыл 8 своих отделений в Крыму, а работу 13 отделений в Донецкой и Луганской областях из-за боевых действий был вынужден временно приостановить55.

Пришлось отказаться и от запланированного российской сетью магазинов розничной торговли "Магнит" проекта по инвестированию в создаваемый в венгерском Ниршег (в окрестностях пограничного Захонь) логистический центр. Имелось в виду, что через этот центр грузовым автотранспортом будут поставляться венгерские продукты питания и другие товары в российские гипермаркеты "Магнита".

Выход России из проекта "Южный поток" был воспринят венгерским руководством с пониманием. Министр внешнеэкономических и иностранных дел Венгрии Петер Сийярто признал, что Россия была вправе принять такое решение, которое венгерская сторона приняла к сведению56. В. Орбан отметил в связи с этим, что Венгрия по-прежнему заинтересована в том, чтобы "был такой газопровод, который идет в Венгрию, но в обход Украины"57. После неудач с "Набукко", а теперь и с "Южным потоком" нужно проработать третью возможность, и работы в этом направлении уже начались. При этом В. Орбан упомянул Декларацию о стратегическом партнерстве с Азербайджаном, подписанную Венгрией 11 ноября 2014 года в ходе рабочего визита в Будапешт президента Азербайджана И. Алиева58. Вскоре, 7 декабря, В. В. Путин провел по телефону переговоры с В. Орбаном и главой Сербии о возможностях

53 См. Nepszabadsag 06.08.2014.

54 См.: Венгрия - Россия: перспективы экономического сотрудничества // Российский курьер Центральной Европы. Специальный выпуск. 16 - 31.10.2009. С. 8.; Vilaggazdasag. 26.11.2008.

55 См. Nepszabadsag. 15.08.2014.

56 См. Nepszabadsag. 02.12.2014.

57 Nepszabadsag. 05.12.2014.

58 См. MTI. 11.11.2014.

стр. 109

дальнейшего (после закрытия проекта "Южный поток") сотрудничества в области энергетики.

Важной вехой в развитии российско-венгерского торгово-экономического сотрудничества явился рабочий визит В. В. Путина в Будапешт 17 февраля 2015 года. Информируя правительство России о его результатах, президент отметил, что визит прошел в конструктивной и содержательной атмосфере, были выработаны необходимые решения, в российско-венгерских отношениях нет нерешенных проблем, работа активно продолжается. Основное внимание было уделено двум важнейшим темам взаимного экономического сотрудничества: соглашению о поставках российского газа в Венгрию и участию России в строительстве новых энергоблоков на АЭС "Пакш". Среди первоочередных направлений сотрудничества В. В. Путин выделил также энергетику, сельское хозяйство и высокие технологии.

В ходе визита были одобрены пять соглашений: о сотрудничестве в подготовке кадров для атомной промышленности, об открытии Генерального консульства Венгрии в столице Татарстана городе Казани, о развитии регионального сотрудничества, а также сотрудничества в области здравоохранения и высшего образования.

Для Венгрии особое значение имеет достигнутая договоренность о продлении поставок российского природного газа после 2015 года, когда истекает срок действующего газового соглашения, заключенного в 1996 году. Дело в том, что потребность Венгрии в газе за прошедшие годы ощутимо снизилась. Если до мирового финансово-экономического кризиса Венгрия потребляла до 15 миллиардов кубометров газа в год, то сейчас менее 9 миллиардов кубометров. В будущем, благодаря расширению использования возобновляемых источников энергии и реализации программы экономии энергоресурсов, потребление газа может уменьшиться до 7 - 8 миллиардов кубометров в год, при этом собственная добыча может составить 1 - 2 миллиарда кубов в год59.

В результате Венгрия за последние пять лет не смогла импортировать 15 - 20 миллиардов кубометров природного газа из предусмотренных действующим соглашением суммарных объемов60. По условиям соглашения Венгрия должна была бы оплатить эти невыкупленные ею объемы газа. Однако российская сторона пошла навстречу Венгрии и согласилась продлить соглашение без каких-либо штрафных санкций. Теперь Венгрии следует платить лишь за фактически поставленные ей объемы газа61.

В связи с отказом России от сооружения газопровода "Южный поток" и намерением построить вместо него "Турецкий поток" до турецко-греческой границы премьер-министр Венгрии В. Орбан - ссылаясь

59 См. Nepszabadsag. 19.02.2015.

60 См. Nepszabadsag. 16.02.2015.

61 См. Nepszabadsag. 18.02.2015.

стр. 110

на итоги проведенных им накануне визита В. В. Путина переговоров с сербским премьер-министром, а также другими заинтересованными странами - предложил продлить "Турецкий поток" далее по территории Греции, Македонии, Сербии, Венгрии и Австрии. Президент России на это предложение заметил, что не возражает, если сюда будет включена и Болгария, но этот участок газопровода затронутые страны должны будут построить уже сами.

Говоря об участии России в расширении мощностей на АЭС "Пакш", В. В. Путин подчеркнул, что для осуществления этого проекта стоимостью в 12 миллиардов евро Россия предоставляет Венгрии кредит на сумму 10 миллиардов евро на чрезвычайно льготных условиях. Вырабатываемая на АЭС "Пакш" дешевая электроэнергия позволит Венгрии осуществить дальнейшее снижение тарифов на нее, а кроме того - еще и создать 10 тысяч новых рабочих мест. При этом в случае успешной реализации данного проекта речь может идти о сооружении еще двух энергоблоков.

Вопрос санкций, введенных Евросоюзом в отношении России, в ходе визита не обсуждался. Известно, что Будапешт присоединился к ним вынужденно, скрепя сердце. По мнению В. Орбана, санкционная политика, проводимая Западом, приносит больше ущерба странам ЕС и в том числе Венгрии, чем России. По оценке венгерских официальных лиц, ответные меры России лишили экономику Венгрии 80 миллионов евро. Тем не менее, как заявил недавно пресс-секретарь венгерского правительства З. Ковач, визит российского президента не означает, что Венгрия, будучи членом Евросоюза и НАТО, собирается пренебречь какими-либо своими европейскими или евроатлантическими обязательствами, и нет поводов в этом усомниться62.

Видимо, следует согласиться с мнением директора Центра социальной политики Будапештского университета "Корвинус" П. Тамаша, утверждающим, что союзничества и партнерства между Россией и Венгрией никогда не было и нет. На самом деле отношения между нашими странами нейтральные, они и не дружеские, и не враждебные. Венгрия попросту играет в "легкое диссидентство" внутри ЕС и НАТО, не желая при этом выходить за рамки дозволенного. В. Орбан балансирует не между Россией и Западом, он балансирует внутри ЕС при помощи России, желая стать самостоятельным игроком в Брюсселе63.

Подобной точки зрения относительно характера наших взаимоотношений придерживается и помощник президента России Ю. Ушаков: "Говорить о союзничестве не приходится. У двух стран могут сложиться хорошие прагматичные отношения. В. Орбан не настроен пророссийски, он делает лишь то, что считает выгодным для своей страны"64.

62 См. http://lenta.ru/articles/2015/02/16/hungary_russia/

63 См. ibid.

64 http://lenta.ru/articles/2015/02/16/hungary2/

стр. 111

Тем не менее в 2014 году произошло ощутимое падение объемов взаимной торговли: по данным ЦСУ Венгрии, в текущих ценах - на 14,3 процента. Здесь, помимо санкций и ухудшения общего торгово-политического климата, не последнюю роль сыграло снижение деловой активности в наших странах, а также наблюдаемый небывалый обвал цен на нефть и другие энергоносители. Российские поставки энергоносителей, на которые традиционно приходится около 90 процентов всего нашего экспорта в Венгрию, в текущих ценах снизились на 14,5 процента.

Венгерский экспорт в Россию также весьма ощутимо сократился, причем это произошло главным образом за счет снижения поставок продукции обрабатывающей промышленности (сокращение на 18,5 процента), а также машин и оборудования (на 12,2 процента). Более чем на четверть упали поставки продукции химической и фармацевтической промышленности.

Поставки продукции венгерского сельского хозяйства и пищевой промышленности в 2014 году составили 290,6 миллиона долларов, что на 8,8 процента меньше, чем в 2013 году В основе этого снижения лежит падение поставок мяса и мясной продукции (почти в 3 раза), что несомненно обусловлено ответными санкциями со стороны России. По всем другим аграрно-промышленным товарным позициям произошел рост - даже (несмотря на санкции) по молочным продуктам и яйцам, а также овощам и фруктам. Поставки зерновых были расширены в 1,7 раза, а кормов (без зерна) - почти на треть. Более того, удельный вес пищевкусовых товаров в венгерском экспорте в Россию даже увеличился: с 9,4 процента по итогам 2013 года до 10,1 процента в 2014-м. Таким образом, ответные санкции со стороны России пока мало затронули венгерских аграриев. Собственно говоря, об этом же заявляли и венгерские специалисты, анализируя возможное воздействие ответных российских санкций на венгерский АПК, отмечая при этом, что на Россию приходится не более 2,5 процента всего аграрного экспорта Венгрии, в то время как на страны ЕС - 80 процентов65.

65 См. Nepszabadsag. 09.09.2015.

стр. 112

 

 

 
Заглавие статьи Германия в поисках новой миссии и стратегии
Автор(ы) СЕРГЕЙ БИРЮКОВ
Источник Свободная мысль, № 2, 2015, C. 113-126
Рубрика
  • Theatrum mundi
Место издания Москва, Российская Федерация
Объем 41.4 Kbytes
Количество слов  
   

Германия в поисках новой миссии и стратегии

Автор: СЕРГЕЙ БИРЮКОВ

Приближающийся 70-летний юбилей Великой Победы будет отмечаться в глубоко изменившихся условиях. Украинский кризис и война на Донбассе, грозящие вылиться в конфликт куда большей интенсивности, геополитическое и геоэкономическое противостояние России и Запада, способное перерасти в новую "холодную войну", подвели черту под постсоветской эпохой. Не будет ни малейшим преувеличением утверждать, что эта эпоха закончилась безвозвратно. И мир, и Россия вступают в эпоху новых фундаментальных вызовов. Совершенно очевидно, что сегодня необходимы качественно новые подходы и стратегии, позволяющие ослабить или нейтрализовать существующие либо возникающие угрозы. Один из таких вызовов зреет в недрах ЕС и связан с очередной актуализацией "германского вопроса". Во-первых - в контексте кризиса общеевропейских институтов и самого европейского процесса, а во-вторых - из-за позиции современного Берлина относительно воссоединения Крыма с Россией и кризиса на Украине.

Распад "Восточного блока", объединение Германии и подписание Маастрихтского договора в 1992 году, равно как и ситуация экономического кризиса, начавшегося в 2008-м, создали для Германии широкое "окно возможностей" для реализации заявленных ранее принципов, идей и инициатив. На фоне кризиса других европейских обществ и стран Германия накопила значительные социально-экономические и культурно-информационные ресурсы, нарастила "символический капитал" (П. Бурдье) до уровня, позволяющего ей выдвигать собственные политические проекты, выходящие за рамки наложенных на нее в 1945 году военно-политических ограничений. Кризис Еврозоны и подъем Германии поставили под сомнение существующую архитектуру европейского и мирового порядка. Как полагает российский историк и социолог Андрей Фурсов, кризис Еврозоны - одно из важнейших событий последних лет, причем у него несколько уровней и целый спектр политических последствий. По мнению ученого, этот кризис свидетельствует о кри-

БИРЮКОВ Сергей Владимирович - профессор кафедры политических наук Кемеровского государственного университета, доктор политических наук.

Ключевые слова: политика, территория, национализм, экспансия, европейская интеграция, политические стратегии, Объединенная Европа.

стр. 113

зисе неолиберальной системы и глобализации в целом. Известная искусственность Евросоюза в том виде, в каком он конструировался, стала проявляться уже в конце 1990-х. Кризис 2008 года сделал эту искусственность более чем очевидной. В переживающей кризис Европе выделяется постнеолиберальный лидер - Германия как центр "каролингского ядра" (Германия, Франция, Северная Италия), который призван консолидировать Европу на качественно новых основаниях. Внешне это выглядит как распад глобальной системы на блоки, напоминающие "большие пространства" или "пан-регионы". Такие импероподобные образования (НПО) предполагают, согласно Фурсову, соединение атрибутов наднациональной власти, суперконцерна и ордена, а также комбинацию институционально-иерархического и сетевого принципов. По форме они представляют собой более или менее органичные наднациональные блоки с населением не менее 300 - 350 миллионов человек1.

Германия - кандидат номер один на роль создателя политического объединения подобного типа. Показательно, что имперский дискурс постепенно возвращается в повестку дня в самой Германии. Так, берлинский историк Х. Мюнклер пытается реабилитировать этот дискурс, рассматривая империи как воплощение порядка, противостоящего хаосу, и призывает к превращению Европы в "субцентр имперского пространства", преодолевающий свою "периферийность" по отношению к США2. Развивая эту тему, публицист А. Позенер утверждает, что Европа должна стать "мировой державой" и "империей будущего"3. А социологи У. Бек и Е. Гранде выдвигают концепцию "космополитической Европы", которая, по их мнению, должна прийти к модели "новой империи", основанной на "экспансии без гегемонии", "мультинациональных гражданских структурах", "сетевой власти" и принципе "космополитического суверенитета"4.

Чтобы понять смысл и перспективы этого нового геополитического и геоэкономического проекта, необходимо обратиться к рассмотрению эволюции германской стратегии национально-государственного строительства и внешнеполитического позиционирования по отношению к Европе и миру.

Идеология экспансии: истоки и последствия

Немецкий подход к проблемам строительства Единой Европы изначально являлся противоречивым и сложным, что предопределялось непростой эволюцией германской внешнеполитической стратегии. Германия, намного позже Франции пришедшая к решению проблем нацио-

1 См. Фурсов А. Пятый Рейх. - http://via-midgard.info/news/25082-andrej-fursov-vozrozhdenie-pyatogo-rejxa.html.

2 См. Munkler H. Imperien. Die Logik der Weltherrschaft - vom Alten Rom bis zu den Vereinigten Staaten. Berlin, 2005. S. 247.

3 См. Posener A. Imperium der Zukunft: Warum Europa Weltmacht werden muss. Munchen, 2007.

4 См. Beck U., Grande E. Das kosmopolitische Europa. Frankfurt am Main, 2007. S. 14 - 29, 85 - 128.

стр. 114

нально-государственного самоопределения и объединения, прошла через драматичный процесс становления собственной геополитической традиции. Немецкое национальное "пробуждение" было связано с Великой французской революцией. Разразившиеся после 1792 года войны вызвали во всей Европе не только революционные ожидания, но и рост национального самосознания и возникновение идеи борьбы за права народов, которая нередко принимала форму национализма. При всей условности традиционной характеристики германского национализма следует признать, что это течение нигде не приняло столь жестких форм выражения, как в тихой и косной до определенной поры среде германского общества. Возникший в этот период германский национализм должен был решить вопрос о взаимоотношениях между нацией, культурой и территорией, от чего напрямую зависело будущее страны и народа. И в конце концов такое решение было найдено.

Рассуждая о проблеме восприятия национальной территории в немецкой истории XIX-XX веков, германский исследователь О. Данн утверждает, что в 1813 - 1990 годах, оцениваемых автором как единый период, в отношениях между нацией и территорией присутствовала одна специфическая дилемма. Она была связана с неясностью вопроса о соотношении между собственно нацией и территорией, что впоследствии положило начало имперской традиции5. Нация и территория долгое время рассматривались в отрыве друг от друга, и это привело к конкуренции между "великогерманской" и "малогерманской" стратегиями. "Великогерманцы" (Grossdeutsch) стремились к объединению Германии на федеративном основании, включая Австрию, причем даже с негерманскими ее провинциями, в рамках так называемой "семидесятимиллионной державы". Целью же "малогерманской" партии (Kleindeutsche Losung der Deutschen Frage) было объединение Германии с Пруссией во главе и с исключением Австрии; эта цель была достигнута в результате побед прусского оружия 1866 и 1870 годов.

В конечном итоге идея пространственной экспансии победила идею этнотерриториальной гомогенности. Имперский принцип в итоге возобладал, на долгое время заменив собой идею национальной государственности. Будучи соединенным с идеей "жизненного пространства" и экспансии, в XX столетии он привел к весьма драматичным геополитическим последствиям.

В связи с этим следует напомнить, что Германия пережила сложное и противоречивое развитие геополитической традиции. Главным вопросом эпохи, последовавшей за наполеоновскими войнами, был вопрос об историческом месте немцев среди других народов, и решался он в "кулыуроцентричном" духе, без масштабных политических рефлексий.

Так, окончательное крушение Священной Римской империи германской нации в годы побед революции (1794 - 1806) было встречено интеллектуальными кругами Германии с полным равнодушием. Своеобраз-

5 См. Dann O. Nation und Nationalismus in Deutschland: 1770 - 1990. Munchen, 1993. S. 124 - 168, 197 - 218.

стр. 115

ной моральной компенсацией за это стало освобождение "жизненных сил" немецкого народа. При виде произошедшей катастрофы Фридрих Шиллер, например, утешал себя мечтой о культурной силе немцев, не зависящей от судьбы его правителей. В сходном ключе рассуждал и его великий современник и соотечественник - Иоганн-Вольфганг Гете. Залогом единства немецкого народа он считал немецкий язык и культуру распространению которой уделял особое внимание: "Германия - ничто, но каждый германец в отдельности значит много... Надо, чтобы германцы рассеялись и были рассеяны, как евреи, для того, чтобы к благу всех наций и во всей силе развить ту массу добрых качеств, которые заложены в них самих"6.

Продолжателем идей Гете и Шиллера выступил выдающийся немецкий философ и историк Иоганн-Готфрид Гердер, выразивший свои взгляды в "Идеях к философии истории человечества". Философия Гердера основана на идее, что человечество в своем развитии закономерно приходит к гуманизму, то есть к совершенному порядку социально-политического устройства и отношений между людьми. Историческое развитие имеет прогрессивный, восходящий характер, который ведет его к идеалу, но не напрямую, а через эпохи, выразителями духа которых были отдельные выдающиеся народы (Египет, Персия, Греция, Рим, европейские народы, и в том числе немцы)7.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.