Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар 2




Тексты

Вопросы

Тема музыки в немецкой романтической новелле.

 

1. Концепция личности в эстетической системе йенских романтиков. Соотношение идеала и действительности. Йенские романтики и Гофман о роли искусства и художника в современном мире. Идея универсального характера искусства. Художник как созерцатель и одновременно творец цельного образа природы, пронизанной божественным духом. Место и значение музыки в ряду других искусств. Музыка как воплощение беспредельного и неизведанного.

2. «Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Иозефа Берглингера» как воплощение теоретических идей В. Вакенродера: концепция прекрасного, ассоциативный язык искусства, соотношение живописи и музыки, психология творчества. Программный для европейского романтизма трагический образ музыканта, художника-энтузиаста.

3. Эстетическая программа Э.Т.А. Гофмана, изложенная в сборнике «Фантазии в манере Калло». Противопоставление «музыкантов» и филистеров. Образ «странствующего энтузиаста» в новеллах Гофмана. «Кавалер Глюк»: разрыв между творческой личностью и обществом, «посвященными» и «непосвященными»; воссоздание в слове звучащей музыки; роль фантастического элемента; символика (подсолнечник, врата из слоновой кости). Система образов в новелле «Дон Жуан». Дон Жуан как герой с мятущейся душой, устремленный помыслами к идеалу. Донна Анна как воплощение идеи жертвенного служения искусству. «Церковь иезуитов в Г*»: образ живописца Бертольда, художественное решение мотива «гений и злодейство».

Задания

1. Сделайте конспект фрагментов из теоретических работ и критических эссе Э.Т.А. Гофмана «Мысли о высоком значении музыки», «Ombra adorata», «Инструментальная музыка Бетховена», «Поэт и копозитор», «Старинная и современная церковная музыка». Сопоставьте размышления Гофмана и В. Вакенродера (отрывки из книги «Фантазии об искусстве»: «О двух удивительных языках и их таинственной силе», «Чудеса музыки», «Особая внутренняя сущность музыки и психология современной инструментальной музыки».

Вакенродер В. «Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Иозефа Берглингера»

Гофман Э.Т.А. «Фантазии в манере Калло»: «Дон Жуан», «Кавалер Глюк», «Церковь иезуитов в Г*».

Литература

1. Балашов Н.И. Вакенродер // История немецкой литературы Т. 3. М., 1966.

2. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

3. Ботникова А.Б. Э.Т.А. Гофман и русская литература. Воронеж, 1977

4. Вакенродер В.Г. Фантазии об искусстве. М., 1977.

5. Габитова Р. Философия немецкого романтизма. М., 1978.

6. Дмитриев А.С. Вакенродер и ранние немецкие романтики // Вакенродер В.Г. Фантазии об искусстве. М., 1977.

7. Дмитриев А.С. Проблемы йенского романтизма. М., 1975.

8. Карельский А.В. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур. Вып. 3: Немецкий Орфей. М., 2007. С. 277-301.

9. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

10. Федоров Ф.П. Эстетические взгляды Э. Гофмана. Рига, 1974.

11. Чавчанидзе Д.Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и ее разрушение. М., 1977.

 

 

Художественное своеобразие новелл Гофмана «Золотой горшок» и «Крошка Цахес»

Вопросы (по каждой из новелл)

1. История создания и публикации произведения. Место произведения в творчестве Гофмана.

2. Поэтика заглавия (функция, символика).

3. Идейно-тематический комплекс.

4. Сюжет и его типология, структура и компоненты сюжета.

5. Композиция.

6. Система образов. Функции образов в произведении. Приемы создания образов.

7. Хронотоп

8. Интерьер и экстерьер.

9. Речь персонажей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.