Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Киевское княжество Аскольда и Дира 2 страница




Воспитателем Владимира стал родной брат Малуши (т. е. его дядя) — Добрыня. Когда Святослав посадил Владимира на новгородский стол, ему было около 8 лет, и с ним в Новгород отправился Добрыня. В 17 лет (11 июня 978 года) Владимир стал киевским князем.

«Город Владимира»

Первым делом надо было укрепить Киев. Старые укрепления защищали лишь небольшую площадь, а жилища уже давно строились за городским валом. По приказу Владимира были построена новая линия городских укреплений, она окружила территорию в 11 га и состояла из рва и земляного вала высотой в 6 м. По вершине вала шла стена из дубовых брёвен. Главные ворота города были кирпичными.

Владимир построил эти укрепления (их принято называть «городом Владимира»), поскольку у Руси в то время был опасный враг – кочевники печенеги. Племена печенегов стали врагами киевских князей ещё при Святославе (они осаждали Киев в 968 году, они подстерегли и убили самого Святослава на днепровских порогах), а при Владимире стали постоянной угрозой. Их конные отряды внезапно вторгались в русские земли, грабили города и сёла.

Чтобы защитить Русь от набегов, Владимир в течение многих лет создавал грандиозную оборонительную линию. По притокам Днепра (рекам Стугне, Десне, Суле, Трубежу, Остру и др.) были возведены «грады» (небольшие крепости) с валами и деревянными стенами, в которых были поселены люди со всех концов Руси — из словен, кривичей, чуди, вятичей. Крепости соединялись сплошными земляными валами, по вершине которых проходи деревянный тын. После этого печенеги уже не могли нападать столь внезапно и беспрепятственно.

Укрепление единства Руси

Единству государства способствовало и то, что Владимир посадил в самые крупные города Руси своих сыновей в качестве наместников (Святополка, Изяслава, Ярослава, Мстислава и др.). Они управляли территориями от имени киевского князя, собирали дань (2/3 дани направляли отцу в Киев, 1/3 – оставляли себе и своей дружине).

Походы

ПВЛ и другие источники сообщают о многочисленных военных походах Владимира. Почти каждый год из Киева в далёкие земли отправлялась дружина, которую часто вёл сам Владимир. Что же не давало покоя князю?

Как сообщает ПВЛ, в начале своего правления Владимир два раза ходил на вятичей (981—982 годы), которые отказывались платить дань Киеву. Затем на радимичей (984 год) по той же причине.

Впереди своего войска Владимир отправил отряд воеводы по прозвищу Волчий Хвост. На реке Пищане Волчий Хвост встретил радимичских воинов и обратил их в бегство. После этого радимичи покорились и вновь начали давать дань киевскому князю. Летописец сообщает, что после победы у Пищаны воины Владимира сложили поговорку-насмешку: «Пищанцы от волчьего хвоста бегают».

Другие походы имели целью обрести новых данников. Владимир покорил дулебов и хорватов — восточнославянские племена (981, 992 годы). Тем самым он поставил в зависимость от Киева самые западные племена восточных славян (в Западной Европе долго называли эти земли «Лодомерия» —искажённое «Володимерия», т. е. «Земля Владимира»). Владимир совершает дальний поход на литовское племя ятвягов (983 год), а затем на волжских болгар (985). Но не только походами вошёл Владимир в историю

Крещение Руси

В 988 году Владимир и его дружина приняли крещение по византийскому обряду, после чего началось обращение в новую веру остального населения Киевской Руси.

Обстоятельства крещения князя и дружины. В 987 византийский император Василий II оказался в сложном положении: с севера угрожали болгары, с которыми он воевал; а на востоке Империи (в Малой Азии) поднял мятеж полководец Варда Фока, который объявил себя императором и двинулся на Константинополь.

Василий воспользовался русско-византийским договором, заключенным при Святославе, и попросил помощь у Владимира. Владимир согласился помочь, но с условием, что женится на сестре императора Анне. При этом он был согласен принять крещение (христианка не могла выйти замуж за язычника), о чём уже подумывал несколько лет.

С помощью шеститысячного русского корпуса Варда Фока был разбит, но Василий не торопился отдать свою сестру за «варвара». Тогда Владимир решил напомнить императору о его обещании. После долгой осады он захватил византийский город Херсонес (на Руси его называли Корсунь) в Крыму.

Херсонес (Корсунь) стоял на берегу Чёрного моря и был защищён каменными стенами высотой до 15 м, а толщиной от 3 до 10 м, имел запасы продовольствия, по тайным подземным глиняным трубам в город поступала вода и накапливалась в специальной цистерне. У Владимира не было осадной техники, способной разбить такие стены, поэтому князю пришлось брать город измором. Его воины также начали сооружать огромную земляную насыпь, которая должна была примыкать к стене города. По этой насыпи они надеялись ворваться на стену и в город. Но херсониты сделали подкоп под стеной и оттаскивали по нему землю в город. Насыпь постоянно проседала.

Согласно ПВЛ, Владимиру помог херсонит по имени Анастас (возможно, священник), который пустил стрелу в стан руссов с запиской о том, в каком месте в город проходит подземный водопровод. После этого Владимир приказал раскопать трубы и уничтожить их. После этого воды в городской цистерне осталось лишь на несколько дней. Вскоре Херсонес сдался (весна 989). Император Василий понял, что ему придётся выполнить обещание. Он прислал в Херсонес Анну, где и произошло её бракосочетание с Владимиром.

После такого «напоминания» Анна была прислана, а вместе с ней и священники, крестившие Владимира и дружину. После этого Владимир вернулся в Киев и крестил киевлян, а затем приказал крестить новгородцев.

Крещение киевлян.

Вернувшись в Киев, Владимир приказал повалить идолов. Одних после этого иссекли, других сожгли. Идол Перуна, по приказу Владимира, привязали к хвосту коня и поволокли с горы в Ручей, причём 12 воинов непрестанно били его палками. После этого Перуна сплавили по Ручью до Днепра. Летописец сообщает: «Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения».

Владимир приказал своим людям сопровождать Перуна, плывущего по течению Днепра, не допускать того, чтобы он прибивался к берегу и проследить, чтобы он уплыл за пороги.

Уничтожение статуй богов было острой психологической травмой для киевлян-язычников. Для людей того времени не было разницы между статуей бога и самим божеством. Ведь статуя была не изображением божества, как могли бы подумать мы, современные люди, а им самим. Для людей того времени не было ничего невозможного в том, чтобы идол может двигаться и разговаривать, как живой.

Столетия люди поклонялись языческим богам, которые внушали им и их предкам чувство защищённости и от природных бедствий, и от врагов. Теперь этих богов уничтожали. Мы вряд ли способны представить тот страх, ту тревогу и отчаянье, которые испытывали киевляне, видя уничтожение своих древних покровителей.

Уничтожение идолов намеренно носило характер публичного унижения: крестители хотели показать киевлянам, что боги, которым они поклонялись — жалки и беззащитны, не идут ни в какое сравнение с могущественным Богом, которого им предлагают принять. Сами крестители, конечно, не верили, что уничтожают и унижают богов. С точки зрения христианства, языческие идолы были деревянными или каменными столбами, в которых поселились бесы, обманывая людей и не позволяя им принять истинную веру. Именно этих бесов публично унижали и выгоняли палками.

Затем Владимир послал своих людей по городу с требованием прийти завтра на крещение к Днепру: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом».

Летописец пишет: «Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». Возможно, что некоторые киевляне подбадривали себя подобным образом, но не следует доверять словам летописца, что язычники пошли креститься «с радостью» и «ликуя». Вооружённого сопротивления в Киеве, конечно, не было (хотя не исключено, что часть язычников могла бежать из города). Но большая часть киевлян крестилась, не желая стать «врагом» князю. Это подтверждает и митрополит Илларион в своём «Слове о Законе и Благодати»: «И не было ни одного противящегося благочестивому его [Владимира] повелению, а если кто и не с любовью, но со страхом принужден креститься, потому что благоверие его [Владимира] с властью сопряжено».

На следующий день состоялось массовое крещение киевлян. Владимир со священниками, вышел на берег Днепра, где уже столпились киевляне. После этого жители Киева — от младенцев, которых держали на руках родители, до стариков — входили в воду и священники над ними совершали обряд крещения. После этого Владимир повелел ставить деревянные церкви на тех местах, где прежде стояли языческие идолы, и крестить местных жителей.

Крещение новгородцев.

Вероятно, Владимир предполагал, что новгородцы не согласятся креститься без сопротивления, как киевляне. Поэтому в Новгород он послал священников и Добрыню с большим отрядом воинов. Новгородцы, узнав о приближении миссионеров, собрались на вече и поклялись оборонять город и защитить идолы.

Новгород стоял по обеим сторонам реки Волхов и делился на две части, которые были соединены деревянным «великим мостом». Видимо, отряд Добрыни со священниками беспрепятственно вошёл на сторону города, где находился торг. Однако, как свидетельствует летопись, жители другой стороны приготовились к сопротивлению: вооружившись и выйдя на берег, они «разметали» мост и «поставили на мосту» камнемётные машины («два самострела большие со множеством камней»). На первый взгляд, это сообщение выглядит несуразным: мост разрушили, а затем поставили на уже несуществующий мост камнемёты. Но, скорее всего, эта несуразность кажущаяся.

Целью жителей противоположного берега было не пустить пришельцев на свою сторону. Для этого не надо было разрушать весь мост, что было к тому же трудоёмкой задачей. Достаточно было разобрать пролёты моста, прилегающие к торговой стороне, а на оставшиеся пролёты моста — поближе к противнику — выдвинуть камнемёты. Гораздо труднее объяснить, откуда в Новгороде взялись камнемёты, ведь это были орудия, предназначенные для разрушения крепостей, и делались они прямо у стен осаждаемой крепости, а не дома.

Добрыня попытался уговорить жителей противоположной стороны подчиниться, но ни ласковые слова, ни угрозы не помогли. Тем временем на торговой стороне, контролируемой Добрыней, священники ходили «по торжищам и улицам» и уговаривали людей креститься. Дело, видимо, продвигалось с трудом, уговоры не помогали. За два дня удалось крестить несколько сот человек.

На противоположной стороне города новгородский тысяцкий (т. е. предводитель городского ополчения) по имени Угоняй, «ездя повсюду, кричал: «Лучше нам умереть, чем богов наших отдать на поругание». Ненависть жителей обратилась на семью и родню Добрыни, которые проживали на их стороне. Они напали на дом Добрыни, имущество разграбили, а жену и некоторых родственников «избиша» (убили?).

Вскоре Добрыня и бывший с ним киевский тысяцкий Путята решились на дерзкую военную акцию. Ночью Путята с тремя сотнями ростовчан скрытно переправился в ладьях на противоположный берег и, пользуясь тем, что воинов его новгородцы принимали за своих, прошёл ко двору Угоняя и окружил его. Угоняй, его семья и приближённые оказались в роли заложников. После этого Путята направил весть Добрыне, который должен был выступить со своими воинами.

Тем временем отряд Путяты был окружён новгородцами и завязался бой. А на рассвете на мятежную сторону города высадился Добрыня со своими воинами. Он приказал поджечь ряд домов у берега. Пожар для города, состоявшего из близко расположенных деревянных домов, был страшным бедствием. Мятежные новгородцы прекратили сопротивление и поспешили тушить пылающие дома. Вскоре к Добрыне явились переговорщики просить мира.

Добрыня немедленно собрал своих воинов и запретил им грабить новгородцев. После этого он приказал сломать статуи языческих богов: деревянные — сжечь, каменные — разбить и бросить в Волхов.

По свидетельству летописи новгородцы с криками и плачем умоляли пощадить идолов, но Добрыня был неумолим, говоря им: «Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя защитить не могут, какую помощь вы от них ждать можете».

Добрыня повелел ходить по городу и созывать людей на крещение. Как написано в летописи: «Пришли многие, а не хотевших креститься приволакивали воины, и крестили — мужчин выше моста, женщин — ниже моста». Автор летописи сообщает любопытную деталь: многие некрещёные стали выдавать себя за уже крестившихся. Тогда миссионеры объявили, чтобы все, кто крестился, одели кресты. Если человек не богат, и не может себе позволить крест серебряный, то может одеть «каперов» (оловянный?) или деревянный. Те, кто из новгородцев объявляли себя крещёными, но не носили на шее креста, считались обманщиками, тайными язычниками. Их уверениям, что они христиане, не верили и крестили.

После этого Добрыня, видимо, остался в Новгороде как наместник киевского князя, а Путята пошёл в Киев, крестив, видимо, по пути ещё какое-то население.

Автор летописи сообщает, что до сего дня новгородцев попрекают такими словами: «Путята крестил мечём, а Добрыня огнём».

Сообщение Иоакимовской летописи о «крещении огнём» подтверждается археологическими данными: при раскопках в Новгороде экспедиция под руководством В. Л. Янина обнаружила следы большого пожара в прибрежных кварталах в слое, датируемом временем крещения. Также под полами сгоревших домов были обнаружены крупные клады. Хозяева не вернулись на пепелища, чтобы забрать сокровища. Вероятно, это говорит о том, что они погибли в вооружённом конфликте.

Причины крещения Руси.

Для чего же Владимир затеял такое грандиозное мероприятие, которое обещало быть очень трудным? Конечно, причина крещения — не любовь к Анне.

1. Европа в конце X века была почти вся христианской (государства приняли христианство либо из Рима, где сидел Папа, либо из Константинополя, где сидел Патриарх). Христианами были правители соседних с Русью государств — Болгарии, Венгрии, Чехии, Польши. В этих условиях Русь оказалась изолированной. Русские князья не могли заключать междинастические браки, которые были в те времена средством скрепить дружбу и союзнические отношения между государствами.

2. Язычество мешало Руси наладить отношения с Византией. Русские купцы в Константинополе были презренными язычниками. С принятием христианства положение русских купцов улучшилось, они получили право постоянно находиться на территории империи (а не 6 месяцев в году, как было раньше).

4. Наконец, принятие христианства укрепляло власть киевского князя на Руси. Христианская церковь имела большое влияние в народе. Священники учили людей повиновению власти князя, ибо он поставлен на княжение самим Богом, он — наместник божий на земле.

После смерти Владимира (1015) между сыновьями возникла новая смута и началась война за Киев. В 1019 году киевским князем стал Ярослав (Мудрый). Правда ему подчинялась не вся Русь, а 2/3 Руси. Другая часть Руси – по левую сторону Днепра – оказалась в руках его брата Мстислава, сидевшего в Чернигове. Повоевав, братья решили жить мирно. После смерти Мстислава в 1036 году вся Русь оказалась под властью Ярослава.

8. Ярослав Мудрый. Расцвет Руси (годы правления: 1019/1036—1054)

При Ярославе Русь достигает своего расцвета.

Укрепление единства Руси.

Став единственным хозяином Руси, Ярослав, по примеру своего отца Владимира, рассадил по крупнейшим городам своих сыновей. Они были его наместниками и беспрекословно подчинялись.

Обеспечение внешней безопасности Руси: победа над печенегами

Был побежден старый враг Руси — печенеги. После поражения под Киевом в 1036 году они прекратили свои набеги.

В 1036 году печенеги подошли к Киеву и взяли город в осаду. Время нападения было выбрано ими не случайно, они наверняка имели данные о том, что Ярослава в это время не было в Киеве, он уехал на север — в Новгород.

Туда к Ярославу пришли киевские гонцы и рассказали о случившемся. Вскоре Ярослав вместе с большой дружиной (наёмные варяги и новгородцы) был в Киеве. Было решено дать бой печенегам на «поле вне града».

Войско Ярослава вышло из-за стен и построилось в боевой порядок: посредине стояли варяги, на правом фланге — киевляне, на левом фланге — новгородцы. Битва шла весь день, но воины Ярослава всё же одолели печенегов.

Походы, расширение границ Руси, основание городов.

Ярослав, как и его предки, ходил в завоевательные походы: на ятвягов (1038), на финское племя ямь (1042) и др. Границы Руси максимально расширились.

Ярослав основал ряд городов: Юрьев (при крещении Ярослав принял второе имя — Юрий), Ярославль.

Киев — второй Константинополь.

Став единственным правителем на Руси, Ярослав начал грандиозные строительные работы в Киеве. Он не только укрепил город, расширил его площадь, но и придал ему вид столицы могущественного христианского государства. Он построил огромный собор — главный храм Киева и Руси, названный Софийским собором (так же назывался и главный храм Константинополя!). Он построил грандиозный главный въезд в город, назвав его Золотые ворота (так же назывались главные ворота Константинополя).

Всем этим Ярослав желал подчеркнуть, что Киев — второй Константинополь, что он не уступает столице Византии.

Новые оборонительные сооружения. Новые валы были огромны и достигали в высоту 12—16 м. Внутри валов был каркас из дубовых срубов, который не позволял огромной земляной насыпи «расползаться». Прямоугольные в плане срубы были поставлены плотно друг к другу, а внутрь и снаружи насыпалась и утрамбовывалась земля.

Поверх вала проходила срубная дубовая стена. Эта стена была непосредственным продолжением срубного каркаса вала. Поэтому можно сказать, что Киев был окружён стеной из дубовых срубов, которая на 2/3 была засыпана землёй. Перед валом и стеной был глубокий ров. Таким образом, врагу, решившемуся штурмовать город, предстояло под градом камней и стрел преодолеть ров, во многих местах заполненный водой, затем взобраться по лестницам на крутой вал и отвесную стену, с которой на них лился ещё и кипяток.

Новая линия укреплений протянулась на 3,5 км, охватив территорию в 100 га (!). То самое «поле вне града», где недавно были разбиты печенеги, стало теперь городской территорией. На нём в 1037 году был заложен огромный собор Святой Софии — главный храм Киева и всей Руси.

Каких затрат труда стоило это строительство? Учёные посчитали, что на постройке таких оборонительных сооружений в течение примерно пяти лет должны были непрерывно работать около тысячи человек. Кто были эти люди? Население Киева, конечно, не смогло бы справиться даже с частью такой задачи. По приказу князя в строительстве участвовали многие сотни, а может и тысячи крестьян, которыми руководили так называемые «городники» — люди князя, специалисты по строительству крепостей.

Сквозь валы вели трое городских ворот. Главные ворота Киева назывались Золотыми. Они представляли собой кирпичную башню с проездом, который был 7 м в ширину и 12 м в высоту. Этот грандиозный проезд был закрыт мощными воротами, окованными позолоченной медью. На вершине башни была небольшая надвратная церковь Благовещения с одним куполом. Церковь над городскими воротами — это не случайно. Богородица, которой была посвящена церковь, защищала вход в город.

Лишь через 200 лет Киев всё же будет взят. В 1240 г. к городу подступили воины монгольского хана Батыя, им удалось разрушить южный участок стены с помощью «пороков» (машин, метавших тяжёлые камни) и ворваться в город. Все киевляне были преданы мечу.

Валы Ярослава дошли до нас на нескольких участках, за века их высота уменьшилась вдвое. В современном Киеве, вы также можете пройтись по улице Ярославов Вал, напоминающей об укреплениях, построенных в XI веке.

От Золотых ворот в Киеве сохранились лишь небольшие участки двух параллельных стенок проезда. Археологические исследования и рисунки XVII в. позволяют в общих чертах графически реконструировать их облик. В 1982 году над подлинными руинами ворот была возведена их «реконструкция». Выглядит она величественно и эффектно, но имеет мало общего с подлинными Золотыми воротами князя Ярослава.

София Киевская. В 1037 г. в центре «города Ярослава» было начато строительство огромного Софийского собора. Оно длилось около 5 лет. Техника постройки и архитектура собора говорят о том, что он был создан мастерами из Константинополя, которым, несомненно, помогали и русские мастера.

Собор Святой Софии и поныне стоит в Киеве. Он сохранился целиком, хотя его внешний вид сильно изменился, а вот внутри храм изменился меньше. Исследования, проведённые в соборе, позволяют реконструировать его первоначальный облик, увидеть его таким, каким он представал перед Ярославом Мудрым и его современниками.

Мастерам из Константинополя была поставлена непростая задача — создать грандиозный храм, подчёркивающий величие киевского князя, Киева и Руси. И византийские зодчие справились с ней. Митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати» назвал собор «церковью дивной и славной всем окружным странам». Святая София действительно поражала взор. Храм имел 13 куполов, центральный купол был в диаметре 7,6 м. Длинна храма равнялась 41,7 м, ширина — 54,6 м. В храме имелись большие по площади хоры — залы для торжественных церемоний княжеского и епископского дворов. Внутри храм был украшен фресками и мозаикой. Рядом с Софией была построена усадьба митрополита. Собор и усадьба были окружены кирпичной оградой.

После возведения Софийского собора в Киеве византийские мастера были направлены в Новгород и Полоцк, где воздвигли ещё два Софийских собора, но более скромных по размерам и убранству. После этого артель вернулась в Киев и воздвигла ещё три небольшие церкви.

Первый письменный свод законов.

При Ярославе был создан первый письменный свод законов – «Русская Правда», уголовный кодекс Киевской Руси, в котором были прописаны наказания за различные преступления.

Начало летописания, открытие школ, первые библиотеки

Летопись — это погодная запись важнейших событий. Учёные считают, что первая русская летопись была составлена при Ярославе. Она до нас не дошла, но на неё опирался при составлении «Повести временных лет» (ПВЛ) монах Нестор в начале XII века. ПВЛ — древнейшая из дошедших до нас летописей.

При Ярославе активно переводились на русский язык богослужебные греческие книги, привозимые из Византии. Они хранились в монастырях и Софийском Соборе. Так появились первые библиотеки.

Русь и другие страны.

В 1043 году состоялся последний поход на Византию под руководством сына Ярослава — Владимира, сидевшего в Новгороде. Поводом послужило убийство знатного русского (по-видимому, связанного с Владимиром) на рынке Константинополя. В целом поход был неудачен: б о льшая часть флота была потоплена штормом и сожжена «греческим огнем», сухопутная армия попала в окружение. Тем не менее, Византия не хотела повторения похода и поспешила «подсластить горькую пилюлю»: в 1046 на Русь была прислана дочь императора Константина Мономаха Ирина, вышедшая замуж за сына Ярослава Всеволода. От их брака родился будущий великий киевский князь Владимир Мономах.

Вообще при Ярославе активно заключались междинастические браки, которые повышали престиж Киева и укрепляли союзы с другими государствами. Сыновья Ярослава женились на иностранных принцессах, а дочери — на иностранных принцах и королях.

Так Анна в 1051 г. была выдана замуж за французского короля Генриха I Капета. Генрих I стремился поднять свой престиж за счёт брака с принцессой могущественного государства. Впервые сваты от французского короля прибыли в Киев в 1044 г., но отправились домой ни с чем, ведь Ярослав желал более выгодного брака и предложил руку Анны германскому королю Генриху. Однако получил отказ. В 1048 г. Ярослав принял предложение французского короля.

Весной 1051 г. Анна Ярославна прибыла в Париж и обвенчалась с Генрихом I. В 1052 г. у них родился сын Филипп, будущий король Франции. Париж неприятно поразил Анну. По сравнению с Киевом он выглядел мрачным и варварским. В своём письме отцу Анна сетовала: «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны». Исследователи полагают, что Анна привезла из Киева свою библиотеку, от которой осталась лишь часть одной книги (Евангелия). По мнению языковедов, эта рукописная книга на славянском языке была написана в Киеве в первой половине XI века.


[1] Чудь – финно-угорское племя, жившее рядом со словенами.

[2] Меря – финно-угорское племя, обитавшее рядом с кривичами.

[3] Учёные давно пытаются найти скандинавского правителя по имени Рорик, который бы мог быть нашим Рюриком. Самым вероятным кандидатом является конунг (князь) Рорик Фрисландский (его ещё называют Ютландский). Об этом конунге известно из западноевропейских хроник (летописей). Он родился в 810-е годы, а умер, вероятно, между 873 и 882 годами.

Предки Рорика утратили свои владения в Дании, поэтому Рорик часто менял место властвования. Он пытался закрепиться (либо силой, либо по договорённости с другими правителями) на какой-нибудь территории в Германии или Дании. Он владел сначала Фризией, с согласия немецкого императора, но был лишён её, затем владел землями в Ютландии, с согласия датского конунга, затем вернул владения во Фризии.

В источниках нет ни одного указания, что Рорик был на Руси и правил там. Но «молчание» источников — ещё ни о чём не говорит. В жизни Рорика есть большие «белые пятна». Ничего не известно о шести годах его жизни (857—863), а также о его судьбе после 873 года. Таким образом, у Рорика была временная возможность закрепиться и властвовать (иногда отлучаясь) на Руси. В пользу Рорика Ютландского свидетельствуют данные археологии: раскопки показали связь северной Руси не только со Швецией, но и с Фризией и Данией. Как заметил Е. В. Пчёлов, — «В любом случае, у нас нет достаточных оснований для того, чтобы отвергнуть версию о тождестве Рорика и Рюрика, как не имеющую под собой никакой почвы. Отождествление Рюриков возможно, т.к. не противоречит ни историческим, ни археологическим, ни лингвистическим (ономастика) данным». См.: Пчёлов Е. В. Происхождение династии Рюриковичей // Труды Историко-архивного института. Т. 34. М., 2000. С. 139—183.

[4] В своей преподавательской практике, я не раз встречался с недоумением студенческой аудитории. Неужели, славяне (вопрошали студенты) — те самые, что держали в страхе византийцев весь IV век — не могли противостоять варяжским шайкам? Ведь хватило же у славян сил изгнать зарвавшихся варягов за море! Зачем же было приглашать одних варягов для защиты от других варягов?

Славяне, не имели государства, а следовательно, и постоянной, мощной армии, какая, например была в Византии. Славяне могли противопоставить варягам только спешно собираемое ополчение из простых общинников, которые были вынуждены отвлекаться от мирного труда. Шайки варягов могли стремительно нападать на славянские селения, уничтожая или захватывая в плен всех, кто не успел укрыться за защитными валами, а также губя посевы — основу существования славян. В этих условиях разумным, единственно правильным выходом была уплата дани для предотвращения набегов или призвание князя с дружиной для защиты. А если кто-то желает обвинить славян в малодушии, трусости, то пусть подумает, что этим правом он пользуется благодаря тем самым славянам, которые выжили и сохранили себя как народ.

[5] Как пишет Г. Г. Литаврин, — «Золотой Рог в Константинополе являлся сплошной пристанью: суда там стояли почти вплотную, носами к берегу. Поблизости располагались кварталы моряков, грузчиков, корабельных плотников, иноземных купцов, а также склады, верфи, доки».

[6] Т. е. мясо диких животных, добытое на охоте.

[7] Он не присутствовал на ней лично, но опирался на свидетельства человека бывшего на этой встрече и хорошо разглядевшего Святослава.

[8] Так византийцы называли Дунай.

[9] Так византийцы называли Святослава.

[10] Ромеи, т. е. римляне — так византийцы называли себя (это мы их называем византийцами), считая себя наследниками Римской империи, а Константинополь — наследником Рима, вторым Римом. Так называли византийцы русов и другие

[11] Так называли византийцы русов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.