Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Женские социальные сети 16 страница




Существуют разные типы квотирования. "Жесткая квота" - это количественно фиксированная норма представительства, когда сразу оговаривается количество или тот количественный предел мест, сокращение которого не допускается. "Жесткие квоты" могут быть закреплены в Конституции, законе о выборах, законе о политических партиях, законе о местном самоуправлении, законе о государственной службе. Обязательное участие в конкурсе на одно место представителей обоих полов называется "мягким квотированием". В Швеции "мягкое квотирование" является обязательным в конкурсах на руководящие посты не только в политических структурах, но и в экономических. "Мягкое квотирование" также требует поддержки в законе о выборах, государственной службе, о местном самоуправлении.

Существуют различные способы обеспечения представительства женщин в парламенте. Во-первых, имеются законодательные квоты, согласно которым женщины должны составлять определенную часть избранных представителей. Это имеет место во многих странах: в Италии, где женщины должны составлять до 50% в бюллетенях пропорционального представительства, Аргентине (30%) и Бразилии (20%). Такие квоты обычно воспринимаются как переходный механизм для закладки основ более широкого представительства женщин. Во-вторых, избирательный закон может требовать от партий выставлять определенное число женщин-кандидатов. Это имеет место в Бельгии и Намибии. В Аргентине существует дополнительное положение, по которому женщины должны занимать "выигрышные" позиции, а не в конце партийного списка. В-третьих, политические партии могут принять свои собственные неформальные квоты для женщин-кандидатов на парламентское место. Это наиболее частый механизм, используемый для поощрения участия женщин в политической жизни, и он используется с различной степенью успешности по всему миру. Использование отдельных списков только из женщин лейбористской партией на выборах 1997 г. в Великобритании почти удвоило количество женщин в парламенте - с 60 до 119.

Сторонники различных форм квотирования считают, что поддержка в продвижении женщин в политике необходима в переходный период. Противники же полагают, что женщин никто не ущемляет в их правах, поэтому они должны вести политическую борьбу на общих основаниях, так как льготы прививают пассивность, притупляют чувство конкуренции и потому не могут считаться демократическими.

В любом случае, для продвижения женщин в политике, для достижения гендерного баланса в политических структурах необходимо развитие гражданской инициативы самих женщин, приобретение опыта политической деятельности, получение лидерских навыков.

Quota for women (англ.)

Литература:

Гендер и культура. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Душанбе, 1999: <http://tm2001.by.ru/>
Доклад о развитии человека за 1995 год // ПРООН. Нью-Йорк, Оксфорд, 1995.
Избирательные системы // Международный Фонд Избирательных Систем (МФИС), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Программа Развития ООН, Академия Развития через Образование (АРО). Душанбе, 1999.
Платформа действий Четвертой Всемирной конференции по положению женщин // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований" / Под редакцией О. А. Ворониной (отв. ред.), Н. С. Григорьевой, Л. Г. Луняковой М.: МЦГИ/МВШСЭН, 2001. С. 299-314.
Men and Women in Europe and North America. 2000 / ECE UN - New York and Geneva, 2000.
The World's Women 2000. Trends and statistics / Social Statistics and indicators Series K, N 16 (United Nations publications). New York, 2000.

Киберфеминизм - направление в современной литературной и философской мысли в рамках феминистского дискурса, которое обратилось к изучению и популяризации основных принципов киберкультуры, сложившейся в 1980-е годы на Западе на волне интереса к феномену высоких технологий, прежде всего кибернетики, биомедицины и технологий виртуальной реальности.

Основополагающим текстом данного направления является "Манифест для киборгов" Доны Харавэй (D. Haraway), представляющий собой главу из ее работы "Обезьяны, киборги и женщины" (1991). В образе киборга Харавэй выразила идею радикально новой гендерной политики, свободной от искушений сексизма. Своеобразием манифеста является его глубокая (само)ирония: киборги приходят в мир, чтобы отменить половые различия, репродуктивные практики и саму социальность. В предельно заостренной форме манифест ставит вопрос и о судьбе самого феминизма, показанного как паноптикум разнообразных программ, значительная часть которых устарела в условиях позднего индустриального общества.

Современные киберфеминистские тексты нередко представляют своеобразную лабораторию, где прорабатываются вопросы, касающиеся принудительных форм медицинского вмешательства в женское тело и клонирования, построения виртуальных семей в сетях Интернет и электронного надомничества, технически оснащенной эротики и киберсекса (Fuchs; Springer; Lim). Привлекательность киберфеминизма как литературного жанра позволяет его авторам посредством неожиданно найденной формы обсуждать и вполне традиционные феминистские темы равенства полов, социальной справедливости, свободы от насилия и пр. В России распространение киберфеминизма связано, главным образом, с издающимся в Санкт-Петербурге журналом "Киберфемин клуб".

Cyberfeminism (англ.)

Литература:
Fuchs C. J. "Death is Irrelevant": Cyborgs, Reproduction, and Future of Male Hysteria // The Cyborg Handbook / Ed. C. Hables Gray. New York; London: Routledge, 1995.
Haraway D. J. Simians, Cyborgs, and Women: The Reinvention of Nature. New York: Routledge, 1991.
Lim H. Caesareans and Cyborgs // Feminist Legal Studies. 1999. Vol. 7.
Springer C. Electronic Eros: Bodies and Desire in the Postindustrial Age. Austin: University in Texas Press, 1996.

Комплексный подход к проблеме равенства полов (комплексный подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами) - это стратегия, заключающаяся во внедрении проблематики равенства полов на все уровни общества посредством организации системы ее учета при принятии политических решений.

Концепция комплексного подхода появилась в различных международных документах после Третьей Всемирной конференции ООН по положению женщин (Найроби, 1985 г.). В 1986 г. была принята Резолюция о работе Комиссии ООН по положению женщин, согласно которой в программы социально-экономического развития было решено включить перспективные стратегии. Комиссия обратилась ко всем организациям в системе ООН, в том числе региональным комиссиям и специализированным агентствам, с просьбой разработать общую стратегию в отношении проблемы равенства полов и внедрить ее в свои долговременные программы. Совет Европы организовал Группу специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства полов, которая разработала его концептуальные основы и методологию. В Программе действий, принятой Четвертой Всемирной конференцией по положению женщин (Пекин, 1995 г.), концепция комплексного подхода была поддержана. В последние годы эта концепция получила особое развитие в рамках деятельности различных европейских межправительственных и национальных организаций. Имеется значительный опыт по внедрению этой концепции в Норвегии, Швеции, Голландии, Дании, Финляндии. Комплексный подход к проблеме равенства полов предполагает организацию, совершенствование и оценку процесса принятия решений лицами, ответственными за проведение политики либо вовлеченными в ее реализацию, - с учетом проблематики равенства полов. В трактовке понятия равенство полов концепция исходит из необходимости учета имеющихся социокультурных различий между ними. В описаниях комплексного подхода акцентируются цель, процесс, объект и активные субъекты политики. Этот подход предполагает, что компетентность политиков и чиновников по внедрению в сферы их деятельности "измерения" равенства полов станет неотъемлемой частью их профессиональной квалификации. Считается, что комплексный подход не может заменить уже действующие механизмы и политические программы в области обеспечения равенства между женщинами и мужчинами, а выступает, скорее, как новая фундаментальная стратегия и дополнение к традиционной политике в этой области. И оба подхода - традиционный и комплексный - должны применяться параллельно. По мнению разработчиков концепции, в каждой стране она должна быть тщательно истолкована и адаптирована с учетом местных условий. Комплексный подход направлен на активизацию эгалитарных (направленных на достижение равенства) процессов в обществе в целом. В англоязычном наименовании комплексного подхода к проблеме равенства полов - gender mainstreaming - акцентируется, что точкой отсчета при разработке этого подхода является все общество в целом: термин образован от mainstream, что в данном контексте переводится как "общая система организации общества".

Gender mainstreaming (англ.)

Литература:

Комплексный подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами: Концептуальные рамки, методология и ознакомление с "позитивным опытом": Заключительный доклад о деятельности Группы специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства женщин и мужчин (EG-S-MS) / (Пер. с англ.). Страсбург, май 1998 г. 129 с.
Доклад Четвертой Всемирной конференции по положению женщин: Организация Объединенных Наций. Пекин, 17 октября 1995 г. 202 с.

Конвенция - международный правовой документ, который, в отличие от декларации или обращения, имеет статус закона, обязательного для исполнения теми государствами (членами соответствующих международных структур), которые их подписали и ратифицировали - то есть одобрили в своих парламентах. К числу таких важнейших международных документов в области установления гендерного равенства относятся: Конвенция N 100 МОТ (Международной Организации Труда) "О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности" (1951 г.), Конвенция о политических правах женщин (1952 г.), Конвенция о гражданстве замужней женщины (1957 г)., Конвенция о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков (1962 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Конвенция N 156 МОТ "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся женщин и мужчин: трудящиеся с семейными обязанностями" (1983 г.) и некоторые другие конвенции.

Если национальное законодательство по гендерному равенству (см. Равенство полов), по правам женщин (см. Права человека женщин) разработано слабо или же отсутствует совсем, то женские организации и женщины самостоятельно могут использовать для отстаивания своих прав конвенции и другие документы, принятые мировым сообществом и ратифицированные их страной. Они имеют право, ссылаясь на конвенции, обращаться в судебные инстанции всех уровней. Не случайно правовые акты ООН называют "юридическим орудием предотвращения дискриминации в отношении женщин".

Convention (англ.)

Литература:

Айвазова С. Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. М.: Эслан, 2001. 76 с.
Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект / Институт государства и права РАН. М., 2000.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин принята ООН в 1979 г. Решение о необходимости ее разработки и план действий в этом направлении были приняты на Первой Всемирной конференции по положению женщин, которая состоялась в Мехико в 1975 г. Она впервые поставила вопрос о правах женщин как неотъемлемой части прав человека (см. Права человека женщин).

Советский Союз входил в число первых государств, ратифицировавших Конвенцию. Однако содержание этого документа долгое время было мало кому известно. Лишь на рубеже 80-90-х годов текст Конвенции был опубликован сразу в нескольких женских изданиях. Его стали пропагандировать и распространять новые независимые женские организации.

Конвенция обязывает все государства, которые в ней участвуют:

  • включить принцип равноправия мужчин и женщин в конституции и другие законодательные акты и добиваться его практической реализации;
  • в случае необходимости использовать специальные санкции, запрещающие дискриминацию в отношении женщин;
  • принимать меры, чтобы изменить действующие законы, обычаи, практику, которые представляются дискриминационными в отношении женщин;
  • обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами.

В Конвенции особо выделяется то обстоятельство, что "в условиях нищеты - то есть в наших сегодняшних условиях - женщины имеют наименьший доступ к продовольствию, здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке и возможностям для трудоустройства". В статье 1, части 1 Конвенции дается общее юридическое определение понятия дискриминация. Это сделано специально, чтобы избежать недоразумений, связанных с его толкованием в различных странах и культурах. Определение сформулировано таким образом: " Дискриминация в отношении женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание... прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области".

Особо выделяются две практические рекомендации Конвенции по изменению действующих законов, обычаев, практики. Первая рекомендация говорит о необходимости ликвидации дискриминации в области занятости (см. Дискриминация в сфере труда), в частности, при найме на работу; об обеспечении равной оплаты за труд равной ценности; а также о запрете на "увольнение с работы на основании беременности или отпуска по беременности или на дискриминацию по увольнению ввиду семейного положения".

Вторая рекомендация дает ответ на споры по поводу специальных квот (см. Гендерные квоты) для более успешного продвижения женщин в политику. В Конвенции четко сказано, что в национальном законодательстве вполне допустимо использование особых мер и процедур, которые способствуют фактическому выравниванию статуса мужчин и женщин. В том числе - квот для женщин в представительных или законодательных органах и структурах исполнительной власти; в списках кандидатов в депутаты; в руководящих органах партий, движений.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин до сих пор остается самым полным международным актом в области гендерного равенства. Ее не случайно называют "Женской конвенцией". К концу ХХ в. ее ратифицировали более ста стран. В последние десятилетия международное сообщество успешно развивает основные положения данной Конвенции.

The Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women (CEDAW) (англ.)

Литература:

Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект / Институт государства и права РАН. М., 2000.

Конкубинат - сожительство мужчины и женщины без заключения брака. Само понятие конкубинат возникло в Древнем Риме. В эпоху Империи конкубинат условно признавался законным у воинов, а также в случае постоянного сожительства при невозможности брака, например, сенаторов с вольноотпущенницами, гетерами, актрисами. По свидетельству многих античных авторов, конкубинат был достаточно распространен, причем дети от такой формы брачного союза обладали определенными правами, могли наследовать землю. Если были законные дети, то преимущество отдавалось, конечно же, им. Но при отсутствии законных детей, дети от конкубината рассматривались как вполне дееспособные наследники и преемники. В Средние века конкубинат, или свободный брак, как его называли в Европе, стал еще распространеннее, особенно в крестьянской среде, где довольно долго не признавался церковный брак. Осуществление брачного обряда и дальнейшее сожительство считалось достаточным для крестьян: многочисленные правовые акты той эпохи свидетельствуют, что дети от таких браков считались вполне законными наследниками имущества своего отца или матери. Только к XVIII-XIX вв. в крестьянской среде церковный брак стал признаваться необходимым.

В высших и городских слоях населения ситуация обстояла несколько иначе. Механизм защиты в виде моногамного (см. Брак) нерасторжимого брака, признанного государством и освященного церковью, был необходим как королям, так и представителям знати, чтобы не возникало споров при передаче титулов и владений. Франкские короли Дагобер I, Карл Великий и Людовик Благочестивый наряду с законными женами имели "alter uxor" - других жен или конкубин, что не встречало осуждения. Киевский князь Владимир также имел нескольких конкубин, с которыми жил в разное время как с законными женами. Вильгельм Завоеватель по прозвищу Бастард претендовал на английскую корону, хотя сам являлся сыном от конкубинатного союза. Таким образом, в Средние века конкубинат и церковный брак существовали как две параллельные формы полового союза, хотя и не равные между собой, но равно возможные. Дело в том, что в раннем христианстве церковный брак и конкубинат вообще не были жестко разделены. Как подчеркивалось, например, в постановлении Толедского собора (398 г. н. э.), мужчину нельзя лишать причастия только на том основании, что "человек имеет в качестве жены конкубину", важно лишь, чтобы он жил лишь с одной женщиной, а не со многими. Эта формула могла сложиться в условиях, когда господствующий стереотип брачного поведения исключал дискриминацию конкубината, то есть когда конкубинат был такой же (или даже более распространенной) нормой, что и церковный брак.

За 500 лет, прошедших после Толедского собора, позиция официальной церкви по отношению к конкубинату изменилась радикально, изменения же в массовом сознании шли более медленно и вразрез с официальной позицией церкви. Тем не менее, церковь принимала и репрессивные меры против конкубината и, прежде всего, среди священников. Окончательно кокубинат был запрещен и объявлен формой нелегального сожительства на Трентском соборе (1563 г.).

Тем не менее, в раннее Новое время конкубинат был еще достаточно распространен, даже в аристократической среде. Знаменитый лорд Честерфилд написал свои "Письма к сыну" - сыну от связи с голландской горожанкой, с которой находился в конкубинате во время пребывания послом в Голландии. Многие русские помещики жили со своими крепостными, не имея возможности жениться на них, имели детей, которые часто становились наследниками части отцовского состояния. В XVIII-XIX вв. конкубинат получает распространение в рабочей среде под видом свободного брака. Во второй половине XX в. в западных странах тенденция к простому сожительству достаточно сильна, например, в Скандинавии такие сожительства налагают определенные права и обязанности в отношении детей, во всяком случае, по закону такие дети приравниваются к детям от законных браков.

Сoncubinage (англ.)

Литература:

Coleman E. R. People and Property: The structure of a Medieval Seigneury // Journal of European History. 1977. Vol. 6.
Hahlo H. R. Nullity of marriage in Canada: with a sideways glance at concubinage and its legal consequences. Toronto, 1979.
Herlihy D. Medieval Households. Cambridge, Mass., London, 1985.
Niziolek M. Legal effects of concubinage in reference to concubine's offspring in the light of imperial legislation of the period of Dominate. Warszawa, 1980.
Sealey R. On lawful concubinage in Athens // Classical antiquity. 1984, Vol. 3. Р. 111-133.
Werro F. Concubinage, mariage et demariage. Berne, 2000.

Концепция паритетной демократии была разработана Комитетом по равенству между мужчинами и женщинами и Департаментом прав человека, которые действуют в структуре Совета Европы. Ей было уделено особое внимание на региональном подготовительном совещании в Вене в 1994 г. при обсуждении положения женщин в Европе. Концепция вобрала в себя идеи, широко обсуждавшиеся в те годы женскими организациями западноевропейских стран. Эти организации требовали от своих правительств и руководящих органов Европейского сообщества принять конкретные меры по обеспечению реального равенства женщин в структурах власти. Главный лозунг этого времени - паритет, представленность женщин и мужчин в структурах власти по формуле "50/50".

Разработчики концепции паритетной демократии аргументировали свою позицию таким образом: "Человечество состоит из мужчин и женщин, которые обладают равным достоинством и равной ценностью… Демократия является подлинной только в том случае, если люди принимаются такими, какими они являются в действительности - не абстрактными, бесполыми существами, а мужчинами и женщинами, каждый и каждая из которых могут быть по-своему полезны обществу". Они доказывали, что демократия предполагает "полноценное участие женщин на основе равенства с мужчинами на всех уровнях и во всех областях функционирования общества, … участие каждого пола в органах управления должно осуществляться на паритетной основе, при этом цель - прийти к соотношению 50 % на 50 %".

По убеждению сторонников паритетной демократии, в результате ее установления возникнет реальная основа для устойчивого развития общества. Женщины получат возможность наравне с мужчинами вносить свой вклад в дела общества - в его экономику, политику, культуру. Мужчины, в свою очередь, будут больше заниматься семейными делами, воспитанием детей.

Предполагалось, что концепция паритетной демократии будет обсуждаться на Пекинской конференции (см. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин). Но устроители конференции сочли эту проблематику опережающей время. Они были вынуждены считаться не только с мнением представителей западноевропейских стран, но и с позицией исламских стран, Святейшего Престола (Ватикана), также активно участвовавших в подготовке Пекинской встречи. Разрыв между уровнями требований представителей женских организаций, государств-членов ООН из разных регионов мира оказался в Пекине гораздо выше и ощутимее, чем на предыдущих Всемирных конференциях по положению женщин. Он заставил многих активисток женского движения Запада усомниться в целесообразности подобных встреч. Но ведь перемены в нравах и традициях - процесс сложный, требующий терпения и упорства. Несмотря ни на что, Пекинская конференция по положению женщин выполнила стоявшие перед ней задачи.

Conception of parity democracy (англ.)

Литература:

Айвазова С. Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. М.: Эслан, 2001. 76 с.
Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект / Институт государства и права РАН. М., 2000.
Итоговые документы Четвертой Всемирной конференции по положению женщин. Пекин, 4-15 сентября 1995 года (извлечения) // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований" / Отв. ред. О. А. Воронина. М.; МЦГИ/МВШСЭН, 2000. С. 321-337.

Концепция равенства результата - суть современной концепции равенства, в соответствии с которой признается, что для достижения равных (одинаковых) результатов женщинами и мужчинами к ним необходимо проявлять различное отношение - потому что жизненные условия тех и других различны, или для того, чтобы компенсировать дискриминацию женщин в прошлом. Ведь равенство означает обеспечение всем людям, независимо от их пола, национальности, вероисповедания или способностей, одинаковых возможностей доступа к позитивным результатам проводимого в стране политического, экономического, культурного и иных курсов.

Первоначально считалось, что равенство может быть достигнуто посредством предоставления женщинам и мужчинам тех же самых (одинаковых) возможностей, на том основании, что это приведет для них к одинаковым результатам. Такая позиция зиждилась на представлении классического либерализма о равенстве, которое включало понятия равной возможности или состязательного (конкурентоспособного) равенства. Предоставление женщинам права голоса рассматривалось как единственно существенное. Остальное было возложено на женщину как индивида. Иными словами, устранялись лишь формальные барьеры. Однако было обнаружено, что одно и то же отношение необязательно приводит к равным результатам. Жизнь показала со всей убедительностью, что равные возможности не появляются только потому, что с устранением формальных барьеров комплекс скрытых барьеров не исчезает, как и прямая дискриминация. Последние не позволяют женщинам обладать своей справедливой долей политического, социально-экономического и иного влияния в обществе, а также занимать достойное справедливое положение в социуме и государстве.

Воспользуемся простым и доходчивым примером, заимствованным из канадского опыта: что происходит в том случае, если двум людям каждому дается по корзине клубники. Оказывается, что один их них страдает аллергией к клубнике, а другой - нет. Следовательно, они не получают при этом равную выгоду. В данном случае не приняты во внимание различные интересы. Равное отношение к ним означало бы: либо выбор разных видов фруктов, которыми каждый из них в отдельности мог бы воспользоваться, либо предложение таких фруктов, которые устраивали бы обоих.

Equal result conception (англ.)

Литература:

Комплексный подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами: Концептуальные рамки, методология и ознакомление с "позитивным опытом": Заключительный доклад о деятельности Группы специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства женщин и мужчин (EG-S-MS) / (Пер. с англ.). Страсбург, май 1998 г. 129 с.
Моррис Марика. Пособие по гендерному анализу / Министерство развития человеческих ресурсов Канады (HRDC). Оттава, 2000.
Шведова Н. А. Просто о сложном: гендерное просвещение. М.: АНТИКВА, 2002.

Культурный феминизм - направление внутри радикального феминизма, основанное на представлении, что женщины, благодаря своей природе и/или в результате особого женского исторического опыта, обладают особенными женскими или фемининными качествами. Эти качества противоположны мужским или маскулинным. Женскими качествами являются взаимосоотнесенность, связанность с другими, телесность (природность), сопереживание, доверие, стремление отдавать, отсутствие иерархии в отношениях (горизонтальные связи), стремление к радости, миру и жизни. К мужским качествам, согласно теории культурного феминизма, относятся независимость, автономность, интеллектуализм, рациональность, культура (не-природность), воля, стремление к доминированию, иерархическим отношениям, подавлению, угнетению, войне и смерти.

Культурные феминистки полагают, что западная культурная традиция и философская мысль построены на мужской идее: их центром является автономный, независимый, биологически мужской субъект, нацеленный на получение максимальной выгоды и боящийся быть уничтоженным или погибнуть. Когда интересы различных субъектов приходят в столкновение, возникает конфликт. В других случаях, автономность и отстраненность субъекта приводят к его отчужденности и трагическому одиночеству. В противопоставление мужской онтологии, женщины связаны со всеми людьми как телесно (биологически), через беременность, половой акт и вскармливание грудью, так и экзистенциально, в моральной и жизненной практике.

Теоретики культурного феминизма расходятся во взглядах на то, как связанность с другими влияет на жизнь женщин. Одна группа - Кэрол Гиллиган (Carol Gilligan), Нэл Ноддингс (Nel Noddings), Сара Раддик (Sara Ruddick) и др. - считает, что мир чувств и близости создал женскую культуру, такую же богатую и динамичную, как политика или наука (мужские иерархические области). Женщины, обладая способностью вынашивать ребенка и кормить грудью, воспринимают отстраненность от других как зло. Им присуща этика заботы (ethics of care) и своя особая перспектива относительно сущности человеческой взаимосвязи. Для женщин она проявляется не в том, что отдельные субъекты разрабатывают и подписывают социальный контракт, а в повседневной практической жизни тех групп родных и близких, к которым они принадлежат помимо своей воли. В противоположность женским ценностям, мужская идея связана с этикой, основанной на правовом дискурсе, в центре которого находятся понятия справедливости, закона и права. Кэрол Гиллиган полагает, что эти понятия не являются универсальными и воплощают мужской опыт деятельности в публичной (а не приватной, в отличие от женского опыта) сфере.

Однако Мэри Дейли (Mary Daly), Андреа Дворкин (Andrea Dworkin) и Сара Люсия Хоугланд (Sarah Lucia Hoagland) полагают, что особая женская этика является результатом опыта жизни в угнетении. Они подчеркивают, что именно способность к беременности и вскармливанию (т. е. роль в процессе воспроизводства) стала причиной того, что женщины помещались в позиции угнетения и эксплуатации и испытывали насилие: как в гетеросексуальном браке, так и в практике проституции, порнографии, при изнасилованиях, сексуальных домогательствах, избиениях, навязанной контрацепции, абортах и стерилизации или навязанной беременности. Женщины боятся не отчуждения от других, а оккупации другими.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.