Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческая феминология 2 страница





больше своих мужей. Как негативные факторы для развития женского предпри­нимательства выступают: дискриминация женщин, а также (на это указывает, в част­ности, психолог Хорнер) "картина внутрен­них барьеров" - это страх лидерства или страх успеха. Женщины боятся негативной оценки со стороны близких (или не близких) мужчин. Причем страх лидерства свойственен не только взрослым женщинам, что может определяться особенностями женского опыта, но даже способным, одаренным девочкам. Кроме того, важным фактором является неуверенность женщин в себе и низкая самооценка, дополненная отсутствием необходимого профессиональ­ного честолюбия. Еще один фактор - от­сутствие достаточного количества примеров для подражания. В целом, сила полороле-вых стереотипов продолжает оставаться доминирующей, но это не означает, что в перспективе, на фоне продолжающегося притока женщин в предпринимательство, она не будет смягчаться.

Проблема женского предпринимательства в мире достаточно интенсивно изучается, в частности, в плане необходимости государ­ственной поддержки женского предприни­мательства в интересах экономического процветания. В США создана Секция женского малого бизнеса Конгресса США, с помощью которого Конгрессом был принят Акт о женском бизнесе (1988 г.). В итоговом докладе Департамента новых возможностей, подготовленном европейскими исследо­вателями для Комиссии Европейского Сообщества, в центре внимания находятся 4 темы: 1) состояние женского предпринима­тельства в странах ЕС, 2) методологические подходы, основные черты и типологии женского предпринимательства, 3) помощь предпринимательницам и ее место в общей системе поддержки новых предприятий, 4) предпринимательство и проблемы равных возможностей для мужского и женского бизнеса.

Российские регионы не располагают официальной статистикой распростра­ненности женского предпринимательства,



поэтому в зависимости от источника эти показатели колеблются от 10% до 40%. Но существует общая тенденция устойчивого роста числа предприятий, возглавляемых предпринимательницами, особенно в малом бизнесе, во всех регионах России. В целом, в последнее десятилетие наблюдается посте­пенный переход российских женщин от ру­ководства государственными предприятиями к руководству частными фирмами. Соглас­но данным, полученным О. К. Самарцевой и Ю. В. Татарниковой, около 40% женщин, воз­главляющих в данное время частные фирмы в Самаре, до этого были высшими и средними руководителями на государственных пред­приятиях.

Анализ российских исследований женско­го предпринимательства за последние пять лет (Т. Г. Малютина, С. Ю. Барсукова, А. Е. Чирикова и др.) показывает, что существуют группы проблем, которые будут оставаться существенными для женского предпринима­тельства в ближайшие годы: это незавершен­ность и неопределенность сложившейся системы отношений между бизнесом и властью в регионах; плохая интеграция предпринимательства вообще и женского предпринимательства в частности; проблема профессиональной компетентности предпри­нимательниц, особенности политического сознания и политического поведения предпринимательниц; несовершенство ин­фраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в российских регионах.

Не следует преувеличивать специфику женского и мужского лидерства в предпри­нимательстве. Лидерские качества мужчин и женщин имеют общую природу и не зависят напрямую от половых различий. Это дало основание утверждать в российских иссле­дованиях о том, что успешный менеджмент не имеет пола. Хороший менеджер распо­лагает двойным репертуаром управ­ленческих технологий: и мужских и женских. Одновременно деловые стратегии муж­чин и женщин-руководителей имеют и определенную специфику. Женщины, по срав­нению с мужчинами-предпринимателями, ориентированы на устойчивые деловые


стратегии и ведут свой бизнес более ответственно и осторожно; женщины чаще рассматривают бизнес как возможность самореализации. Взаимодействие с предпри­нимательницами свидетельствует, что те из них, которые достигают успеха в бизнесе, отличаются определенными личностными особенностями: это вариантность личност­ной структуры, повышенный психологичес­кий темпоритм, высокий уровень работо­способности и др.

Women's business (англ.)

Литература:

Женщины в бизнесе. М. ИНИОН РАН, 1994. Журавлев А. Л., Хащенко В. А., Хащенко Н. Н. Влияние фактора пола на стиль руководства производственным коллективом // Социально-психологические резервы повышения эффектив­ности деятельности трудового коллектива. М.; ИПАН, 1989.

Самарцева О., Фомина Т. Особенности женского менеджмента // Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент. М.: ИСИ РАН, 2000. Турецкая Г. Женщина и работа. Совмещение работы и семьи различными категориями работающих женщин // Социологические исследо­вания. 2001. N 1.

Чирикова А. Женщина во главе фирмы. М.: ИСИ РАН, 1998. С. 93-95.

Eagly A. H., Karaus S. J., Makhijani M. J. Gender and Effectiveness of Leaders: A Meta-analysis // Psycho­logical Bulletin. 1995. Vol. 117 (1). Pleck J. The Work-Family Problem: Overloading the System / Outsiders on the Inside: Womens and Organizations / Ed. by Forisha B. L., Goldman В. Н. N. J. 1981.

Powell G. N., Maniero L. A. Gross-Current in the River of Time Conseptualizing the Complexities of Women's Career // Journal of Management. 1992. Vol. 18. Rossman M. Breaking down barriers: Nine stories // Rossman M. The international businesswoman of the 1990s. A guide to success in the global market place. Women in business: A world of opportunity. N. Y. etc. 1990.

©A E. Чирикова

ЖЕНСКОЕ ЧТЕНИЕ - в основе этого понятия лежит утверждение, что существует специфическая женская текстовая рецепция и любой текст может быть проанализирован с женской/феминистской точки зрения. Определение "женское" в данном случае


используется не для обозначения тендерного авторства, а указывает на различия сек­суальных стилей текстуальных практик. Если традиционные культурные стереотипы муж­ского восприятия строятся по модели ра­циональной "я"-идентичности, то женское чтение основывается на множественном психологическом и социальном женском телесном опыте. В феминистской критике существуют различные литературные кон­цепции женского чтения, отражающие концепцию чтения как "женского желания", то есть чтения частного, детализированного, чувственного, строящегося по принципу "часть вместо целого": "этика чтения" Алис Жарден, "фривольное чтение" Элизабет Берг, чтение как "транс-позиция" Кэтрин Стимпсон, чтение как "гендерная марки­ровка" Моник Виттиг, "сверх-чтение" Нэнси Миллер (как "чтение между строк", "дешифровка молчания", "заполнение бреши репрессированной экспрессии"); "восстанав­ливающее чтение" Сьюзан Губар и Сандры Гилберт (то есть обнаружение второстепен­ных женских авторов, репрезентация анонимного женского опыта и переживания); "экстатическое чтение" Джудит Феттерлей ("чтение женщиной женских текстов может быть и является эротизированным чтением"). Задача феминистской критики - научить женщину "читать как женщина" - а это, по словам Джудит Феттерлей, значит: осво­бождать новые значения текста с точки зрения женского опыта; реализовывать право выбирать, что в тексте является наиболее значимым для женщин. Наиболее системати­чески принципы понимания женского чтения в феминистской литературной критике изложены в статье Аннетт Колодны "Карта для перечтения: тендер и интерпретация литературных текстов". В конце 80-х гг. XX в. понятие женское чтение подвергается философской проблематизации. Women's reading (англ.)

Литература:

Felman S. What Does a Woman Want? Reading and

Sexual Difference. Baltimore: Johns Hopkins

University Press, 1993.

Kolodny Annette. A map for Rereading: Gender and


the Interpretation of Literary Texts // The New Femi­nist Criticism. Essays on Women, Literature and Theory. New York: Pantheon books, 1985. Jacobus Mary. Reading Women: Essays of Feminist Criticism. New York: Columbia University Press, 1986.

© И. А. Жеребкина

ЖЕНСОВЕТЫ - производственные сове­ты женщин, занимавшиеся в 1930-1980-е гг. контролем осуществления трудового законо­дательства по отношению к женщинам. В разные периоды термин являлся собиратель­ным общеупотребительным названием нескольких официальных органов. Женсоветы возникли в 1930-е гг. из актива женотделов, преобразованных в 1929 г. в женские сектора при партийных органах города, района, области, предприятия и т. д. В 1929 г. Сталин заявил о том, что женский вопрос в Советском Союзе решен, и женотделы, организованные в 1919 г. с целью вовлечения женщин в деятельность партийных органов, были упразднены.

Однако в связи с проходившей тогда индустриализацией, была поставлена другая задача: вовлечение женщин в общественно полезный труд, для чего неформальным образом стали организовываться женсоветы на предприятиях, помогавшие реализовывать лозунг "Женщины на производство!" XVI съезд партии официально принял решение о создании делегатских собраний: для работниц - на производстве, для домашних хозяек - территориальные собрания, для колхозниц - производственно-территори­альные делегатские собрания. В 1930 г. был создан Комитет по улучшению труда и быта работниц и крестьянок при Президиуме ЦИК СССР, силами Комитета в 1931 г. было созвано Всесоюзное совещание по женскому труду, на котором решение о создании женских делегатских собраний было оконча­тельно закреплено. Годом ранее, в 1930 г. постановлением Президиума ЦИК СССР "О новых задачах Советов" для села были созданы женские производственные сове­щания. В компетенцию таких "женсоветов" входила просветительская работа среди женщин (лекции для домохозяек и тех, кто


пришел на производство, с разъяснением юридических прав работниц), организация курсов для женщин по приобретению специ­альности, отслеживание условий работы и отдыха женщин, создание вечерних школ, яслей, общежитий. Женсоветы действитель­но много сделали для реализации женского трудового законодательства.

Во время Великой Отечественной войны именно с помощью женсоветов организовы­валась работа женщин на производстве в тылу, они создавали так называемые "огород­ные бригады": на территории предприятия выращивались овощи, которыми подкар­мливали детей и ослабевших людей, отправляли урожаи в детские сады и детские дома. С 1941 г. женсоветами руководил Комитет советских женщин. В послевоенные годы женсоветы также играли активную роль в возрождении страны. Однако, начиная с конца 1950-х гг., активность их начала падать, в 1960-1970-е гг. женсоветы практически исчезли, где-то они продолжали работать, но лишь благодаря энтузиазму отдельных людей.

Возрождение пришло в 1980-х гг., особенно после XXVII съезда КПСС, где было указано, что "женсоветы могут многое сделать в общей заботе партии по созданию наиболее оптимальных условий для работающих женщин, успешного сочетания труда и материнства, для полного, содержательного отдыха". На Всесоюзной конференции женщин в январе 1987 г. было выработано "Положение о советах женщин", которое предполагало возрождение этих органов как на предприятиях, так и по терри­ториальному принципу. Целью создания женсоветов в этот раз стало вовлечение женщин в общественно-политическую деятельность и содействие повышению их роли в управлении делами общества и государства. Им была определена следующая компетенция: участие в разработке планов улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных предприятий; участие в планировании средств предприятий и организаций на бытовые нужды, культурные вопросы, спортивно-массовый


сектор; участие в учете и распределении мест в детских дошкольных учреждениях, детских санаторных путевок и т. д.; осуществление контроля за выполнением соответствующих мероприятий и правильного расходования указанных средств; вынесение на рассмотре­ние общих собраний трудовых коллективов вопросов, касающихся женщин. В связи с событиями 1991 г. многие женсоветы само­распустились или просто прекратили свою работу.

Women's conceits (англ.)

Литература:

Бильшай В. Решение женского вопроса в СССР.

М., 1966.

XXVII съезд партии: документы и материалы. М.,

1986.

Музыря А. А., Копейко В. В. Женсовет: опыт,

проблемы, перспективы. М., 1989.

Рындина А. А., Копейко В. В. Решает женсовет.

М, 1987.

Хасбулатова О. А. Партийный комитет и женский

совет. М., 1990.

© М. Г. Муравьева

ЖЕНЩИНЫ-ОСУЖДЕННЫЕ. Коли­чество женщин, оказавшихся в местах лишения свободы, не только не снижается, но год от года растет темпами, вызывающими тревогу: только за 7 последних лет числен­ность женщин-осужденных выросла в 2 раза. Эта тенденция, по мнению экспертов, будет сохраняться и далее.

Изменяются не в лучшую сторону и качественные характеристики осужденных женщин. В последние годы повсеместно отмечается омоложение их состава: сейчас более 25% из них - в возрасте до 26 лет. Растет число судимых за тяжкие (52% осужденных) и особо тяжкие преступления (31%), в том числе за умышленное убийство и нанесение тяжких телесных повреждений. Увеличивается количество лиц, утративших социально-полезные связи, с низким образо­вательным уровнем, не имеющих профес­сиональной подготовки.

Растет численность больных осужденных. В настоящее время в исправительных коло­ниях находятся более 5 тысяч женщин, страдающих наркоманией и алкоголизмом,



свыше 1,5 тысяч - туберкулезом и около 800 ВИЧ-инфицированных. Кроме того, наблюда­ется увеличение числа больных венерически­ми и другими инфекционными заболеваниями, страдающих психическими расстройствами. Переполненность учреждений и недоста-' точное финансирование уголовно-исполни­тельной системы значительно осложняют решение вопросов обеспечения нормальных условий содержания и надлежащего лечения i таких осужденных.

В российской уголовно-исполнительной системе действуют 37 исправительных колоний (ИК) для осужденных женщин и 3 воспитательных колонии для несовершенно­летних девочек. При 10 женских ИК имеются дома ребенка, в которых с осужденными мате­рями находятся дети в возрасте до 3-х лет.

На 1 марта 2001 г. в исправительных учреждениях отбывало наказание около 9,5 тысяч женщин, не имеющих специальности,, т. е. почти 24% от их общей численности, а также более 4 тысяч женщин в возрасте до 30 лет, подлежащих общеобразовательному обучению. В настоящее время осужденным, наряду с получением основного общего и начального профессионального образования, предоставлена возможность обучения по дистанционной и заочной формам обучения в высших и средних специальных образова­тельных учреждениях. 60 женщин, отбыва­ющих наказание в местах лишения свободы, получают высшее образование, 57 из них -осужденные ИК-5 г. Можайска - учатся по дистанционной форме в Московском государ­ственном социальном университете на благотво­рительной основе. (Женские исправительные: учреждения: время реформ. С. 21-26.)

Большую помощь исправительным, учреждениям оказывают различные общес­твенные организации, в том числе недавно созданные попечительские советы. 21 такой совет сотрудничает с женскими колониями, проводя работу по привлечению благотвори-* тельной помощи, организуя культурно-массовые мероприятия, помогая в решении проблем улучшения бытовых условий для осужденных, трудоустройства освобожда­ющихся и многих других вопросов.


В конце 2001 г. Госдума РФ приняла Постановление "Об амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин". По данным Минюста, сейчас в местах лишения свободы находится 738500 человек, из них примерно 50 тысяч женщин и 19 тысяч подростков.

Несовершеннолетние и женщины названы в Постановлении "самой уязвимой категорией заключенных", особенно сильно страдающих от тесноты, недоедания, болезней и отсут­ствия лекарств. У части из них появляется шанс выйти на свободу. Речь идет о совер­шивших нетяжкие преступления подростках до 16 лет, осужденных первый раз несовер­шеннолетних в возрасте до 18 лет, ранее не сидевших женщинах, имеющих малых детей и детей-инвалидов, беременных, женщинах-инвалидах 1-й и 2-й групп, женщинах старше 50 лет, вдовах и матерях погибших защит­ников Отечества. Кроме того, на освобожде­ние могут рассчитывать несовершеннолетние и женщины, если они отбыли значительную часть срока (от трети до половины). Всего сможет освободиться, по очень приблизи­тельным оценкам, около 10 тысяч подростков и около 14 тысяч женщин.

Но никакой поблажки не следует ждать осужденным за убийство, умышленное при­чинение тяжкого вреда здоровью, изнасило­вания, торговлю несовершеннолетними, разбой, терроризм, бандитизм и прочие особо опасные преступления. Например, 17% женщин-заключенных отбывают наказание за торговлю наркотиками - на них амнистия не распространяется. Как обычно при амнис­тиях, за решеткой оставят также рецидивис­тов и злостных нарушителей тюремной дисциплины. В целом, амнистия будет спо­собствовать снижению напряженной ситуации в местах лишения свободы и даст многим женщинам шанс начать новую жизнь.

Women prisoners, condemned women (англ.) Литература:

Альперн Л. И., Антонов А. И., Огородников И. В., Поливанова М. М., Уткин В. А. Тюрьма - не женское дело. Сборник материалов / Общественный центр со­действия реформе уголовного правосудия. М, 2000. Антонян Ю. М. Преступность среди женщин. М., 1992.


Женские исправительные учреждения: время реформ. М, 2001.

Ковалев О. Г., Харина Н. А. Криминологические проблемы дезадаптации женщин молодежного возраста, отбывших наказание в виде лишения свободы. Учебное пособие. М. 2001. Потемкина А. Т. Характеристика осужденных женщин, отбывающих наказание в ИТК. М, 1993. Уткин В. А. Международные стандарты обраще­ния с осужденными и проблемы их реализации. Томск, 1998.

©Т.Ю. Забелина

ЗАМУЖЕСТВО - стадия жизненного цикла женщины, охватывающая брачный период. Замужество начиналось с момента вступления в брак. В Европе такой брак для средних и высших слоев должен был быть освящен церковью, что делало его законным в глазах государства и порождало специфи­ческие права и обязанности супругов. Для низших слоев понятие брак часто соединя­лось с понятием сожительства (см. Конкуби­нат), для крестьян, в частности, брак часто считался заключенным после осуществления обрядов обычного права и регулировался также обычным правом. В XIX в. появляется, а в XX широко распространяется гражданская регистрация браков.

Замужний период в жизни женщины в древности и Средние века начинался доста­точно рано - с 14-16 лет, в раннее Новое время распространилась так называемая "европей­ская модель" брачности, характеризуемая тем, что возраст вступления в первый брак у женщин был достаточно высоким - в 24-28 лет, таким он остается в Европе и сегодня. В других регионах мира он, как правило, ниже. Окончанием периода замужества являлось прекращение брака по двум причинам: смерти мужа или развода. До начала XX в. европейское общество было "неразводимым", то есть разводы не были распространены (только в крайних случаях, когда их причиной


могло стать шестимесячное отсутствие супруга, психическое заболевание супруга, отсутствие физиологического союза, жесто­кость по отношению к супругу), поэтому брак прекращался, как правило, со смертью супруга. В среднем, женщина оставалась вдовой (если сама не умирала раньше) около 40 лет, реже - около 50 (см. Вдовство). Причиной такого положения являлась разница в возрасте между супругами: муж был старше жены в среднем на 10-15 лет. Замужняя женщина обладала несколько большими правами, чем девушка, и это было связано, прежде всего, с ее правами как матери. Однако в Англии и Франции в Средние века-Новое время, например, женщина была лишена гражданских прав, то есть не могла распо­ряжаться своим имуществом и приданым и выступать в суде, тогда как в России женщина имела право собственности и могла быть агентом мужа или себя самой в публичной сфере. Акты, наделяющие женщину гражданскими правами и, прежде всего, правом собственности, стали появляться в Европе в XIX в. (во Франции Гражданский кодекс Наполеона, в США Акт о собствен­ности 1831 года, в Англии Акт о разводе 1858 года). Сексуальная свобода замужней жен­щины была ограничена, адюльтер сурово наказывался и порицался во всех европейских странах (от штрафов до тюремного за­ключения или мучительной смертной казни). В обязанности замужней женщины входило, прежде всего, рождение и воспитание детей, во-вторых, управление домашними делами и ведение домашнего хозяйства, в-третьих, в крестьянских и рабочих семьях женщина работала и являлась таким же добытчиком, как и мужчина. В целом, замужняя женщина в Европе в Средние века-Новое время нахо­дилась не в завидном положении: полностью зависела от своего мужа в имущественном и гражданском плане, то есть была бесправной, свобода передвижения и участия в обще­ственной жизни была ограничена, также была ограничена и свобода в выборе профессии и занятий. Благодаря индустриализации и женскому движению замужняя женщина смогла выйти на работу и, получая заработок,


обеспечить себе и своим детям экономи­ческую независимость от мужчины. Married womanhood (англ.)

Литература:

| Вардиман Е. Женщина в Древнем мире. М., 1990. Тендерная история: pro et contra / Под ред. М. Г. Муравьевой. СПб., 2000.

Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. М., 1988.

Рябова Т. Б. Женщина в истории Западно­европейского средневековья. Иваново, 1999.

! Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе начала Нового времени / Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 1996. Duby G. and Perrot M. (eds.), A History of Women in the West. Cambridge, Mass., London, 1991-1993. Vols. 1-3.

i Duby G. and Aries Ph. (eds.). A History of Private Life. Cambridge, Mass., London, 1988-1989. Vol. 5. Hufton 0. The Prospect Before Her. A History of

; Women in Western Europe 1500-1800. N. Y., 1995.

О М. Г, Муравьева

ЗАНЯТОСТЬ ЖЕНЩИН, см. Женская занятость.

ИНДЕКС РАЗВИТИЯ С УЧЕТОМ ТЕНДЕРНОГО ФАКТОРА (ИРГФ) отра­жает достижения по тому же ряду факто­ров, что и индекс развития человеческого потенииала (ИРЧП) - ожидаемая продолжи­тельность жизни, достигнутый уровень образования и доход - однако результаты корректируются с учетом гендерного неравенства.

При расчете продолжительности жизни делается скидка на биологический фактор более длительного периода жизни у женщин, чем у мужчин. Исчисление средней продол­жительности жизни позволяет использовать этот фактор с его выбором фиксированных целевых заданий, принимая диапазон от 27,5 лет до 87,5 лет в качестве минимальных и максимальных значений для средней про­должительности жизни женщин, а диапазон


от 22,5 лет до 82,5 лет для средней продолжительности жизни для мужчин. При корректировке этого компонента с учетом тендерных несоответствий в рамках новых исчислений ИРЧП фактический показатель средней продолжительности жизни для женщин, соотносимый с его максимальным значением, а также фактический показатель средней продолжительности жизни для мужчин, соотносимый с его максимальным значением, подсчитываются отдельно и затем объединяются с учетом фактора тендерной справедливости. Например, для Российской Федерации средняя продолжительность жизни для мужчин составляет 61 год, а для женщин - 73 года. При корректировке с учетом биологических различий, индекс средней продолжительности жизни пред­ставляется следующим образом:

Мужчины: (61 - 22,5)/(82,5 - 22,5) = 0,642 Женщины: (73 - 27,5)/(87,5 - 27,5) = 0,758 Другими словами, определенное расхож­дение не является фактическим достижением: имеющееся различие показателя средней продолжительности жизни мужчин и женщин России точно соответствует предположениям, основанным на биологических различиях.

В большинстве стран существуют серь­езные расхождения в получении дохода между мужчинами и женщинами, однако информации по этим вопросам, к сожа­лению, очень мало. Несмотря на то, что ген-дерные расхождения в области образования и здравоохранения постепенно сглаживались, расхождения в области получения дохода продолжали сохраняться, а иногда даже увеличивались.

В 1998 г. ПРООН (Отчет о развитии человека 2000) рассчитала ИРГФ для 143 стран. ИРГФ каждой страны ниже, чем ее ИРЧП. Это связано с тем, что при корректи­ровке с учетом гендерного неравенства вели­чина ИРЧП уменьшается, и именно это отражает наличие неравенства между жен­щинами и мужчинами в каждом обществе. При достижении равенства между женщи­нами и мужчинами в области развития человеческого потенциала значения ИРЧП и ИРГФ были бы одинаковыми.



Первые пять мест в рейтинге стран по ИРГФ занимают Канада, Норвегия, Австра­лия, США и Исландия. Среди государств СНГ ИРГФ был рассчитан только для 6 стран - Белоруссии (49-е место), Российской Федерации (54-е), Украины (63-е), Молдовы (81-е), Узбекистана (87-е) и Таджикистана (92-е). Последние 5 мест в рейтинге зани­мают Мозамбик, Гвинея-Бисау, Эфиопия, Буркина-Фасо и Нигер. 30 стран имеют ИРГФ менее 0,500, что свидетельствует об удвоенных лишениях женщин в этих странах: низком общем уровне развития человечес­кого потенциала и более низком уровне развития этого потенциала женщин по сравнению с мужчинами.

Рейтинг 39 стран по ИРГФ ниже, чем их рейтинг по ИРЧП: в этих странах общие достижения в области развития человечес­кого потенциала распределяются между мужчинами и женщинами неравноправно. В то же время, рейтинг 55 стран по ИРГФ выше, чем их рейтинг по ИРЧП, что свидетельствует о более справедливом распределении благ.

Gender-disparity-adjusted HDI (англ.)

Литература:

Доклады о развитии человека за 1995, 2000 годы // Человеческое развитие. ПРООН, МГУ, 2000. 464 с. Гендер и культура: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов / Отв. ред. М. Хегай. Душанбе, 1999. 242 с: <http://tm2001.by.ru/>

©М К Хегай

ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕС­КОГО ПОТЕНЦИАЛА (ИРЧП) измеряет долголетие, объем знаний и доступ к базовым источникам, необходимым каждому инди­виду для развития его возможностей.

Понятия человеческое развитие и ИРЧП как метод его измерения были введены ПРООН в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития. Все люди без исключения хотят иметь большой доход, который действительно является важным


фактором, однако он не может считаться самоцелью человеческой жизни. Идея разви­тия заключается именно в расширении возможностей выбора человеком, а не в получении им дохода.

Для численного представления трех изме­рений используются следующие индикаторы: 1) средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении (базовый показатель долголетия); 2) доля грамотных в возрасте 15 лет и старше, а также показатель полноты охвата обучением в начальных, средних и высших учебных заведениях (базовые показатели образованности); 3) скорректированный реальный ВВП на душу населения (специальный индикатор материального благосостояния).

ИРЧП не является показателем, который может быть максимизирован обычным способом, т. е. допуская отставание какого-то "малозначимого" компонента. Концепция человеческого развития исходит из стрем­ления к сбалансированности различных измерений и отрицает целесообразность какой-либо избыточности. При этом главной задачей вычислений ИРЧП является не определение его величины как таковой, а ранжирование на его основе различных стран и сопоставление рейтинга стран по ИРЧП и ВВП на душу населения. Если рейтинг по ИРЧП выше, чем по среднедушевому ВВП, это позволяет судить о большей ориенти­рованности экономики страны на цели человеческого развития, и наоборот.

Таким образом, величина ИРЧП служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития. Вне зависимости от уровня экономического развития (будь это индустриальные или развивающиеся страны) к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития -те, в которых 0,5 < ИРЧП < 0,8; к странам с низким уровнем человеческого развития - те, в которых ИРЧП < 0,5. Помимо ранжиро­вания и разделения стран на группы, вычисление ИРЧП и индексов отдельных измерений позволяет оценить соответствие



сложившейся ситуации неким ориентирам, выраженным оптимальными значениями показателей человеческого развития, и ее изменение с течением времени. Сравнение индексов долголетия, образованности и уровня жизни дает возможность, при прочих равных условиях, уточнить приоритетность соответствующих программ человеческого развития. Индексы измерений человеческого развития могут быть использованы для определения желательных масштабов финан­сирования программ человеческого развития на национальном и региональном уровнях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.