Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феминистская кинокритика. 3 страница




Литература:

Allen J. Evidence and Silence: Feminism and the lim­its of history // Feminist challenges. Social and Political Theory. Sydney, London, Boston, 1986. Daly M. Gin/Ecology. The Metaethics of Radical Feminism. Boston, 1978.

Davin A. Women in history // The Body Politic: Women's Liberation in Britain 1969-1972. London, 1972.

Fox-Genovese E. Placing women's history in History //New Left Review. 133. May-June. 1982. Gordon L. What's new in Women's History // Feminist Studies/Critical Studies. London, 1986. Kelly-Gadal J. The Social Relation of the Sexes: Methodological Implication of Women's History // Feminism and Methodology. Bloomington, 1987.


Smith H. Feminism and the Methodologies of Woman's History // Liberating Women's History. Urbana, 1976.

© Т. А. Клименкова

ФЕМИНИСТСКАЯ КРИТИКА СОЦИ­АЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. Ориентиры феми­нистской критике социальной политики задают следующие базовые предпосылки: 1) существует разделение труда по признаку пола: мужчины зарабатывают доход посредством занятости, а женщины берут на себя заботу о домохозяйстве, детях и пожилых членах семьи; 2) единственный вид работы, признаваемый и одобряемый обще­ством - это оплачиваемый труд; 3) среди паттернов участия женщин в рабочей силе преобладают неполный рабочий день, низко­оплачиваемая работа, прерванная форма занятости; 4) модели социальной политики, связанные с рынком и занятостью, являются ключевыми механизмами распределения социальных ресурсов (Djoric). Анализ тендерных аспектов социальной политики основывается как на общих теориях социальных прав, гражданства (Т. Marshall), режимов социальной политики (Esping-Andersen), так и на гендерно-чувствительных концепциях феминистских ученых. Первые феминистские исследования социальной политики не занимались сравнением тендерных аспектов в различных странах, концентрируясь на изучении опыта англо­саксонских стран как универсального случая для анализа отношений между тендером и социальным государством (Wilson; Fraser; Skocpol and Ritter; Gordon).

Однако вскоре стали развиваться компаративные феминистские исследования социальной политики, которые продемон­стрировали, что государства отличаются друг от друга по степени "дружественности женщине" в аспектах равного социального участия и распределения социальных ресурсов между полами. Эти исследования были стимулированы, во-первых, книгой Эспинг-Андерсена о сравнении режимов социальной политики в разных капиталис­тических странах (Esping-Andersen), а также


«4»


феминистской критикой влияния скандинав­ского "социализма" на жизнь женщин (Hernes). Эспинг-Андерсен предлагает трак­товать социальную политику в широком смысле как особую организацию экономики, которая устанавливает правила распреде­ления экономических ресурсов между разными группами людей, а также распре­деление ответственности за благополучие населения между семьей (домохозяйством), рынком и государством. Он сравнивает режимы социальной политики в зависимости от конкретной конфигурации семья-государство-рынок в разделении ответствен­ности за обеспечение благополучия людей. Кроме того, он показывает, как социальная политика смягчает классовое деление в капиталистическом обществе, нейтрализуя товарный статус работника в отношении к работодателю. Эти и другие позиции были пересмотрены по причине игнорирования тендерных особенностей рынка труда и гендерно-специфического распределения обязанностей в семье. Джейн Льюис (Lewis) подвергла критике установки исследователей и политиков относительно традиционной формы семьи с характерной композицией типичных гендерных ролей. Модель семьи с мужчиной-кормильцем в ее идеально-типической форме применима лишь к женщинам среднего класса в конце XIX века, но в ряде индустриальных стран стала общим идеалом, базовым для моделей современного социального обеспечения. В связи с этим замужние женщины оказываются исключен­ными с рынка труда, они подчинены мужьям посредством особого устройства социальной защиты и налоговой системы, получают социальные гарантии на основании своего зависимого статуса в семье как жен и матерей, причем ожидается, что они возьмут на себя заботу о детях и других иждивенцах в доме без всякой публичной поддержки. Тем самым государству удается существенным образом сэкономить ресурсы на социальное обеспечение и социальную защиту, поскольку эту ответственность несет на себе женщина в качестве неоплачиваемой домашней работы. Льюис показывает, как


изменялась в разных странах модель соци­
альной политики, основанная на представ­
лении о "типичной" форме семьи (Франция,
Швеция, Британия и Ирландия). Феми­
нистская критика, по мнению Льюис, должна
рассматривать характер отношений между
трудом (как оплачиваемым, так и
неоплачиваемым) и системой социальной
политики. Дайян Сэйнсбэри (Sainsbury 1994,
1996) применяет сравнительный подход к
анализу гендерных аспектов социальной
политики, обратив внимание на следующие
параметры: права женщин на социальное
обеспечение, единицы обеспечения, источ­
ник и получатель обеспечения, особенности
налоговой политики и политики занятости.
Ее интересует, кто именно оказывает услуги
по воспитанию детей, заботе о престарелых и
больных и как оценивается такой труд.
Барбара Хобсон (Hobson 1990, 1994) исполь­
зует категорию "соло-матери" или "одинокие
матери" как аналитическую категорию для
понимания тендерного измерения системы
социальной политики. Положение соло-
матерей в государстве синтезирует в себе все
гендерно-релевантные черты данной соци­
альной политики. Существует труд по
воспитанию детей, заботе о заболевшем
ребенке, который следует оценивать по
заслугам независимо от брачного статуса.
Поэтому, если мать зарабатывает на рынке
труда, то ее зарплата должна включать
стоимость услуг по воспитанию ребенка в
учреждении или частным образом; если же
она остается дома, чтобы заботиться о детях
самостоятельно, то ей следует предоставить '
достаточно средств для достойной жизни.
Кроме того, государственная поддержка,
которую получают матери, должна способ- i
ствовать установлению эгалитарных
отношений с партнером, поскольку стано- I
вится возможным выйти из угнетающего и j
насильственного брака. '

Анн Шола Орлофф предложила анали­тическую схему для оценки режимов! социальной политики (Orloff). Данная | объяснительная модель включает три j компонента. Во-первых, в ней принимаются в расчет отношения государство-рынок-семья


ф


в контексте социальной политики, которые показывают вклад женской неоплачиваемой работы в социальное обеспечение и артикулируют разделение труда между государством и семьей (домохозяйством). Социальная политика, позволяющая смес­тить нагрузку за оказание заботы с семьи на государственные сервисы, а внутри семьи

- с женщин на мужчин, действует в интересах
женщин и организует соответствующие
паттерны женской занятости. Во-вторых, в
фокусе анализа - стратификация по признаку
пола под действием режима социальной
политики. Речь идет о том, что женщины
получают диспропорционально меньше
привилегий, чем мужчины, поскольку
система социального страхования связана с
оплачиваемой занятостью на рынке труда, где
преобладает мужское население. Кроме того,
такое социальное устройство усиливает
тендерную иерархию, создавая привилегии
работникам, занятым на полную ставку, в
большей степени по сравнению с неопла­
чиваемыми работниками (домашний труд) и
работниками на полставки (кто сочетает
частично оплачиваемую работу с домашним
трудом). Согласно Орлофф, такое положение
вещей было достигнуто посредством
направления женских и мужских требований
в два разных сектора системы социального
обеспечения - программы социального стра­
хования (в основном мужчины) и социальной
помощи (нацеленные преимущественно на
женщин). Эти программы содержат разные
политические оценки в терминах "заработан­
ного" - "незаработанного", "заслуживаемого"

- "незаслуживаемого", а следовательно, ведут
к разным уровням бенефиций. Социальное
страхование покрывает домохозяйства с муж­
чинами-кормильцами, включая зависимых
членов семьи - жен и детей. Социальная
помощь доступна домохозяйствам, поддер­
живаемым безработными или не полностью
занятыми женщинами, которые должны
базировать свои требования пособий на
своем статусе матерей - одиноких матерей.
Тем самым, двойная система социального
обеспечения делит женщин на жен
(застрахованных мужьями) и одиноких


матерей, усиливая различия между семьями с двумя родителями и монородительскими семьями. Эту связь необходимо эксплици­ровать, так как равное отношение к разным семьям помогает женщинам избежать потенциально угнетающих, насильственных отношений. В-третьих, Орлофф вводит такой параметр, как способность женщины поддерживать автономное экономически независимое домохозяйство. Это качество входит в более широкое понятие самоопре­деление женщин, позволяя охарактеризовать, в том числе, отношения власти в брачных отношениях: "способность формировать и поддерживать автономное домохозяйство освобождает женщин от обязательства вступать и оставаться в браке по причине экономической уязвимости" (Orloff. P. 321). Стратегии "дружественной женщинам" политики могут быть следующими: 1) доступ к оплачиваемой занятости (и сдвиг в разделении домашнего труда) и 2) стабиль­ные доходы для тех, кто работает дома полное время, обеспечивая заботу слабым, больным и иждивенцам. Последняя стратегия возможна при условии, если заработок на рынке труда сравним с обеспечением тех, кто занят дома, а также если уровень жизни одиноких матерей сравним с их замужними подругами. Иными словами, степень само­определения женщин зависит а) от доступа женщин к оплачиваемой работе (женщины-работницы и женщины-субъекты заботы), б) от различий в уровне жизни в зависимости от формы семьи (одинокие матери в сравнении с замужними матерями).

Феминистский анализ социальной поли­тики стран с переходной экономикой (Баскакова, Воронина, Мезенцева, Рима-шевская, Ходкина, Ashwin, Bowers, Djoric, Dominelli и др.) показывает, что положение женщин во многих постсоциалистических странах ухудшилось в аспектах занятости и трудовых отношений, уменьшения государ­ственных расходов на заботу о материнстве и детстве. В качестве стратегии совладания женщины стремятся найти работу в незащищенной сфере теневой экономики; изменяются паттерны репродуктивного


поведения и усиливаются проблемы здо­ровья (Григорьева).

Feminist criticism of social policy (англ.)

Литература:

Григорьева Н. С. Тендер и государство благососто­яния: к постановке вопроса // Теория и методо­логия тендерных исследований. Курс лекций. М.: МЦГИ, 2001.

Она же. Тендерные измерения здравоохранения // Там же.

Ashwin S., Bowers E. Do Russian Women Want to Work? // Buckley M. (ed.). Post-Soviet Women: from the Baltic to Central Asia. Cambridge University Press, 1997.

Djoric G. Gender Contract of Social Policy Changes in East Central Europe since 1989. A thesis submitted in partial fulfilment of the requirements of the Open University for the degree of Master of Philosophy. Program on Gender and Culture, CEU. Budapest, 2000.

Dominelli L. Women Across Continents. Feminist Comparative Social Policy. New York, London: Harster Publishing, 1991.

Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Cambridge: Polity Press, 1990. Fraser N. Women, Welfare and the Policies of need interpretation // Unruly Practices. Cambridge: Policy Press, 1989. P. 144-60.

Gordon L. (ed). Women, the State and Welfare. Madison, WI: University of Wisconsin Press, 1990. Hernes H. Welfare State and Woman Power. Oslo: Universitetsforlaget, 1987. P. 26-45. Hobson B. No exit, no voice: Women's economic dependency and the welfare state// Acta Sociologica. N33, 1990. P. 235-250.

Hobson B. Solo mothers, social policy regimes and the logics of gender // Sainsbury D. (ed.). Gendering Welfare States. Sage, 1994. P. 170-188. Lewis J. Gender and the Development of Welfare Regimes // Journal of European Social Policy. N 3, 1992. P. 159-173.

Orloff A. S. Comment on Jane Lewis's "Gender and welfare regimes: further thoughts" // Social Politics. Summer, 1997. P. 189-200.

Sainsbury D. (ed.). Gendering Welfare States. Sage, 1994.

Sainsbury D. Gender, Equality and Welfare States. Cambridge University Press, 1996. Skocpol T. and Ritter G. Gender and the Origins of Modern Social Policies in Britain and the United States. Studies in American Political Development 5, 1991. P. 36-93.

© E. P. Ярская-Смирнова


ФЕМИНИСТСКАЯ КРИТИКА ЯЗЫ­КА (феминистская лингвистика) - своеобраз­ное направление в языкознании, его главная цель состоит в разоблачении и преодолении отраженного в языке мужского домини­рования в общественной и культурной жизни. Оно появилось в конце 1960-х - начале 1970-х годов в связи с возникновением Нового женского движения в США и Германии.

Первым трудом феминистской критики языка стала работа Р. Лакофф "Язык и место женщины" (Lakoff), обосновавшая андроцен-тризм языка (см. Тендерная асимметрия в языке) и ущербность образа женщины в картине мира, воспроизводимой в языке. К специфике феминистской критики языка можно отнести ее ярко выраженный поле­мический характер, разработку собственной лингвистической методологии, а также ряд попыток повлиять на языковую политику и реформировать язык в сторону устранения содержащегося в нем сексизма.

Зародившись в США, наибольшее распро­странение в Европе феминистская критика языка получила в Германии с появлением работ С. Тремель-Плетц (Tromel-Pl6tz) и Л. Пуш (Pusch). Существенную роль сыграли также в распространении феминистской критики языка труды Ю. Кристевой.

В феминистской критике языка просма­триваются два течения: первое относится к исследованию языка с целью выявления асимметрий в системе языка, направленных против женщин. Эти асимметрии получили название языкового сексизма. Речь идет о патриархатных стереотипах (см. Патриар­хат), зафиксированных в языке и навязыва­ющих его носителям определенную картину мира, в которой женщинам отводится второстепенная роль и приписываются в основном негативные качества. Исследуется, какие образы женщин фиксируются в языке, в каких семантических полях представлены женщины и какие коннотации сопутствуют этому представлению. Анализируется также языковой механизм "включенности" в грам­матический мужской род: язык предпочитает мужские формы, если имеются в виду лица обоего пола. На взгляд представителей этого





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.