Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектурно-конструктивные типы и эксплутационные качества судов




Под архитектурно-конструктивным типом судна понимается совокупность определенных архитектурных и конструктивных признаков, которые характеризуют конструкцию корпуса в соответствии с функциональным назначением судна как плавучего сооружения.

Архитектурные особенности судов обусловлены требованиями эксплуатации, надежности, экономики и эстетики. В судостроении предпочтение отдается судам, архитектурно-конструктивные признаки которых обеспечивают при экономных затратах материалов безопасность плавания, наибольшую приспособленность в соответствии с их назначением и достаточную надежность.

Архитектурно-конструктивный тип судна опреде­ляется назначением судна: прежде всего родом груза, который судно должно перевозить, условиями эксплуатации, особенностям проведения грузовых операций. Развитие архитектурных достоинств судов непосредственно связано с совершенствованием принципов эксплуатации флота, технологии морских торговых операций и особенно обработки грузов в портах. Архитектурно-конструктивный тип судна характе­ризуется совокупностью признаков:

- формой и количеством корпусов;

- количеством, расположением и протяженностью надстроек;

- положением машинно-котельного отделения (МКО) по длине судна;

- высотой надводного борта;

- количеством и конструкцией палуб;

- системой набора отдельных перекрытий;

- числом и степенью раскрытия палуб;

- установкой внутренних бортов, продольных переборок;

- размерами и общей протяженностью грузовых помещений и др.

В курсе конструкции корпуса судов изучается не сама архитектура судна, а ее влияние на конструкцию корпуса, на проектирование и изготовление конструкций.

В таблице 1.1 даны определения основных архитектурно-конструктивных типов судов в трактовке Правил Российского морского регистра судоходства или максимально приближенной к ней, а также ряд других понятий общего характера.

 

Таблица 1.1

Некоторые архитектурно-конструктивные типы и эксплутационные качества судов

Наименование Определение
Автономность плавания Это возможная длительность нахождения судна в рейсе в сутках без пополнения запасов, необходимых для существования пассажиров и экипажа
Балкер Крупное однопалубное сухогрузное судно, предназначенное для перевозки массовых (навалочных, насыпных) грузов: руды, угля, апатитов, зерна и др. В зависимости от специализации подразделяются на рудовозы, углевозы, зерновозы и т.д.
Буксир Судно, предназначенное для буксировки и кантовки других судов и плавучих сооружений
Водоизмещение порожнем Водоизмещение судна без груза, топлива, смазочного масла, балластной, пресной, котельной воды в цистернах, провизии, расходных материалов, а также без пассажиров, экипажа и их вещей
Генеральный груз Различный штучный груз, а также груз упакованный в тару (ящики, мешки, бочки, тюки и пр.)
Грузовместимость Суммарный объем всех грузовых помещений в м3. Различают грузовместимость по штучному (киповая) и сыпучему (зерновая) грузу. Первая примерно на 10% меньше второй.
Грузовместимость удельная Отношение грузовместимости к чистой грузоподъемности. У судов для генеральных грузов она равна 1,8 м3/т, у танкеров 1,5 – м3/т, у рудовозов – м3
Грузовое судно Любое судно, не являющееся пассажирским (сухогрузное, наливное, транспортный рефрижератор, ледокол, буксир, толкач, спасательное, технического флота, кабельное, специального назначения и другое непассажирское судно)
Грузоподъемность судна Представляет собой массу перевозимых судном грузов, выраженная в тоннах. Различают дедвейт и чистую грузоподъемность
Дальность плавания Расстояние, которое может пройти судно без пополнения запасов топлива, масла и котельной воды, необходимых для работы энергетической установки. Дальность плавания морских судов измеряется в милях (1 морская миля = 1,852 м), а речных – в километрах.
Дедвейт (DW) Разность между водоизмещением судна по грузовую ватерлинию, соответствующую назначенному летнему надводному борту в воде с плотностью 1,025 т/м3, и водоизмещением порожнем
Запас плавучести Непроницаемый для воды объем корпуса судна, находящийся выше действующей ватерлинии
Категории ледовых усилений Система требований классификационного общества к ледоколам и судам ледового плавания, обеспечивающих их безопасное плавание во льдах в зависимости от сложности ледовых условий. РМРС установлены ледовые категории для ледоколов – Icebreaker9-Icebreaker6; для судов арктического плавания– Arc9-Arc4; для судов неарктического плавания– Ice3-Ice1
Качка судна Колебание судна как твердого тела под действием внешних сил. Различают качку бортовую (с борта на борт), килевую (на нос и корму) и вертикальную (вдоль вертикальной оси при прохождении волны под судном). Качка судна характеризуется амплитудой, размахом, периодом и частотой и как динамический процесс сопровождается ускорением движения масс судна
Класс Регистра (класс судна) Технический разряд, присваиваемый судну классификационным обществом, подтверждающий соответствие конструктивных характеристик корпуса судна применимым требованиям Правил Регистра, а его технического состояния – условиям эксплуатации. Наличие у судна класса Регистра удостоверяется выдачей Классификационного свидетельства
Символ класса судна Регистра судоходства Совокупность условных символов и словесных характеристик, присваиваемых судам, другим плавучим сооружениям, а также морским стационарным платформам при классификации и характеризующих их конструктивные особенности, назначение и условия эксплуатации, определенные Правилами РС. Присваиваемый Регистром судну или плавучему сооружению класс состоит из основного символа и дополнительных знаков и словесных характеристик, определяющих конструкцию и назначение судна или плавучего сооружения, например: КМ Ice3 1 АUT1- ICS OMBO Oil tanker (>60 °C) (ESP); КМ Arc4 R2-RSN AUT3 Timber carrier; КМ Ice2 1 AUT2-C Container ship
Основной символ класса судна Регистра судоходства Совокупность знаков, присваиваемых Регистром судну или плавучему сооружению класса в зависимости от того по каким правилам и какой классификационной организацией оно освидетельствовано. Основной символ состоит из знаков: КМ, КМ , (КМ) - для самоходных судов и плавучих сооружений; КЕ, КЕ , (КЕ) - для несамоходных судов и плавучих сооружений с суммарной мощностью первичных двигателей 100 кВт и более; К, К , (К) - для прочих несамоходных судов и плавучих сооружений
Словесная характеристика в символе класса судна Судам, соответствующим определенному объему требований Правил РС, учитывающих конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации, к основному символу добавляется словесная характеристика, соответствующая назначению судна. Словесная характеристика указывается на английском языке, например: буксир Tug контейнеровоз Container ship лесовоз Timber carrier навалочное Bulk carrier накатное Ro-ro ship наливное Tanker наливное (вода) Tanker (water) наливное (вино) Tanker (wine) нефтеналивное Oil tanker нефтенавалочное Oil/bulk carrier пассажирское Passenger ship пассажирское накатное Ro-ro passenger ship плавкран Floating crane рудовоз Ore carrier рыболовное Fishing vessel спасатель Salvage ship судовая баржа Shipborne barge
Ограничение района плавания судна Ограничения, определяющие допустимые условия эксплуатации судов, обусловленные его остойчивостью и прочностью, и указываемые в Классификационном свидетельстве. Судам, отвечающим требованиям Правил РС и предназначенным для эксплуатации в ограниченных районах плавания к основному символу класса добавляется один из знаков: R1, R2, R2-RSN, R3-RSN, R3. Латинские буквы в знаках являются аббревиатурами от английских выражений R – «restricted area», RSN – «river-sea navigation»
Комбинированное судно Судно, предназначенное для перевозки наливом сырой нефти и нефтепродуктов, а также насыпных грузов (нефтерудовозы, нефтенавалочные и т.п. суда)
Контейнеровоз Судно, предназначенное для перевозки грузов в контейнерах международного образца и имеющее ячеистые направляющие конструкции в трюмах. Отличаются широким раскрытием палубы под люки, идущие практически по всей длине судна
Крановое судно То же, что и плавучий кран, но на плавучем основании с судовыми или близкими к судовым обводами
Лайнер, линейное судно Крупное быстроходное грузопассажирское судно, совершающее рейсы на определенной линии
Ледоколы Специализированные суда, предназначенные для выполнения различных видов ледокольных операций: проводки судов во льдах, преодоления ледовых перемычек, прокладки канала, буксировки, околки, выполнения спасательных работ.
Лесовоз Однопалубное сухогрузное судно, предназначенное для пере-возки леса и пиломатериалов в трюмах и частично на палубе.
Местоубежища Любая естественно или искусственно защищенная акватория, которая может быть использована для укрытия судна при возникновении обстоятельств, угрожающих его безопасности
Навалочное судно Судно, в конструкцию которого входят одна палуба, бортовые подпалубные танки и бортовые скуловые танки в грузовых помещениях и которое предназначено преимущественно для перевозки навалочных грузов
Накатное судно Судно, специально предназначенное для перевозки различной колесной техники (автомобилей, железнодорожного подвижного состава, гусеничной техники, трейлеров с грузом и без груза), грузовые операции на котором производятся преимущественно горизонтальным способом – накатом
Наплавное судно Сухогрузное судно, приспособленное для производства погрузочно-разгрузочных работ с использованием принципа докования в портах и защищенных акваториях
Наливное судно Судно, предназначенное для перевозки жидких грузов наливом, в том числе:
  Нефтеналивное судно Судно, предназначенное для перевозки наливом сырой нефти и нефтепродуктов
Наливное (специализированное) судно Судно, предназначенное для перевозки наливом жидких грузов, иных чем нефть и нефтепродукты. Конкретное назначение специализированного наливного судна указывается в словесной характеристике символа класса, например: «наливное (вода)», «наливное (масло расти-тельное)», «наливное (вино)», «наливное (рыбий жир)» и т.п.
Нефтесборное судно Судно, предназначенное для сбора с поверхности моря сырой нефти и нефтепродуктов
Сборщик льяльных вод Судно, предназначенное для сбора льяльных вод из машинных помещений судов
Непотопляемость Способность судна сохранять плавучесть и остойчивость при получении повреждений, приведших к затоплению одного или нескольких отсеков. Непотопляемость обеспечивается конструктивными и организационно-техническими меро­приятиями, а также профессиональной подготовкой экипажа
Остойчивость Способность судна противостоять силам, вызывающим его наклонение (перемещение грузов или пассажиров, действие ветра и волн, обледенение и др.), а после прекращения действия этих сил возвращаться в исходное положение равновесия. Потеря остойчивости ведет к опрокидыванию судна. Различают поперечную и продольную остойчивость. Поперечная остойчивость проявляется при крене (наклонении судна на борт), а продольная при дифференте (наклонении судна на нос или корму)
Пассажир Всякое лицо на борту судна, кроме капитана и членов экипажа или других лиц, работающих или имеющих какие-либо занятия, связанные с деятельностью этого судна (специальный персонал), а также ребенка в возрасте менее одного года
Пассажирское судно Судно, предназначенное для перевозки или перевозящее более 12 пассажиров
Пассажирское накатное судно (пассажирское судно ро-ро) Пассажирское судно, имеющее закрытые или открытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки или помещения специальной категории
Плавучесть Способность судна плавать, имея заданную нагрузку и определенную осадку
Плавучий кран (плавкран) Крановое сооружение на плавучем основании понтонного или близкого к нему типа, предназначенное для выполнения грузоподъемных и технологических (монтажных, подводных, гидротехнических, аварийно-спасательных, трубоукладочных и т.п.) операций, которое может быть использовано также и для транспортировки грузов на палубе и/или в трюме
Полнонаборное судно Суда, конструкция корпуса которых соответствует максимально допустимой осадке или, иначе, минимальному надводному борту
Рефрижераторное судно Судно, предназначенное для перевозки скоропортящихся грузов: мяса, рыбы, фруктов и т.п. Они имеют теплоизоляцию трюмов, мощную холодильную установку и повышенную скорость
Рыболовное судно Любое судно, используемое для промысла или для промысла и обработки улова (рыбы, китов, тюленей, моржей или других живых ресурсов моря)
Специальный персонал Все лица, не являющиеся пассажирами, членами экипажа и находящиеся на борту в связи со специальным назначением судна или по причине специальных работ, производимых на борту данного судна
Стоечное судно Несамоходное плавучее сооружение с корпусом понтонного или судового образования, эксплуатирующееся, как правило, у причальной стенки (берега). К таким судам относятся: плавучие гостиницы и общежития, плавучие мастерские, плавучие силовые установки, плавучие суда-склады и т.д.
Суда ледового плавания Суда, предназначенные для самостоятельного плавания во льдах, включающего движение в разводьях между льдинами, преодоление стыков ледяных полей и участков относительно тонких сплошных льдов, или плавания во льдах под проводкой ледокола
Суда открытого типа (суда с большим раскрытием палубы) Суда, на которых все грузовые операции могут быть осуществлены береговыми или судовыми средствами без горизонтального перемещения груза по трюму. У таких судов люки занимают большую часть площади палубы
Суда с избыточным надводным бортом. Суда, у которых при полном использовании грузовместимости водоизмещение судна соответствует меньшей осадке, чем при минимально допустимом надводном борте (имеет место при перевозке легких грузы с повышенной удельной кубатурой)
Судно смешанного (река – море) плавания Самоходное грузовое судно, предназначенное для перевозок грузов по морским и внутренним водным путям
Судовая баржа Несамоходное грузовое судно, эксплуатируемое без экипажа и приспособленное для транспортировки на специально оборудованных судах (баржевозах) и буксировки (толкания) в пределах установленного ограниченного района плавания.
Судно обеспечения Судно, предназначенное в основном для перевозки снабжения и грузов к морским плавучим и стационарным установкам различного назначения и имеющее, как правило, надстройку в носовой и открытую грузовую палубу в кормовой части для обработки груза в море. При выполнении соответствующих требований правил регистра судно может быть использовано для буксировочных работ
Судно специального назначения Самоходное судно с механическим двигателем, которое в силу своего назначения имеет на борту специальный персонал более 12 чел., включая пассажиров (под указанными судами понимаются научно-исследовательские, экспедиционные, гидрографические, учебные суда; китобазы, рыбобазы и прочие суда, используемые для переработки живых ресурсов моря и не занятые их ловом, и др.)
Сухогрузное судно Судно, предназначенное для перевозки различных грузов (генеральных, контейнеров, леса, грузов насыпью и т.п.), кроме жидких грузов наливом
Транспортное судно Судно, предназначенное для перевозки грузов или пассажиров
Трамп, трамповое судно Судно, предназначенное для перевозки массовых (насыпных и навалочных) грузов и леса по любым направлениям
Фидерный контейнеровоз Контейнеровоз небольшой вместимости (до 400 контейнеров) развозящий контейнеры на коротких линиях между базовым портом и мелкими портами
Чистая грузоподъемность (P г) Масса только полезного груза, который может принять судно (масса груза в трюмах, масса пассажиров и их багаж, масса пресной воды и провизии, предназначенной для пассажиров).
Экипаж рыболовного судна Лица, занятые выполнением любых обязанностей на борту судна, связанных с его назначением

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 3547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.