Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление личностного центра и реализация способностей




Становление способности чувствовать, распознавать чувства и управлять ими

 

Чувства — это почва, на которой вырастает забота. У некоторых детей развитие совести начинается с помощи им в осознании чувств. Некоторые дети переполнены чувствами, потому что они не понимают их и не могут сказать о них словами. Они нуждаются в помощи, чтобы научиться распознавать и понимать свои чувства и конструктивно действовать в соответствии с ними.

Фая была крайне замкнутой, когда она появилась в саду. Это был ребенок, который не мог плакать. Ей понадобилась неделя, чтобы начать без опаски двигаться по комнате. Однажды утром Фая увлеченно играет с водой в раковине. Другие дети видят, что она получает удовольствие, и тоже начинают играть в раковине. Постепенно Фаю вытесняют. Она падает на колени и начинает плакать.

 

Мис-с С. «Ты хочешь играть в раковине?»

Фая (еще плача) «Да».

Мис-с С. «И ты хотела бы суметь сказать детям: «Не делайте так. Я тоже хочу играть».

 

Фая посмотрела на меня задумчивыми глазами, встала и втиснулась обратно к раковине.

Фая поняла свое чувство, когда оно было выражено в словах. Она поняла, что происходит. В результате нашего разговора она также поняла, что она вправе хотеть играть у раковины и не должна позволять другим отталкивать ее. У нее теперь были слова для того, чтобы думать и чувствовать. Она могла действовать.

Способность чувствовать, понимать чувства и конструктивно действовать — необходимые компоненты для построения сильной совести.

Чувства часто становится напряженными, и тогда ребенку требуется помощь в обучении управлять ими.

Девочка нуждается в помощи в оформлении своих чувств таким образом, чтобы контролировать не только боязливое или сердитое Я, но свою жизнь в целом. Помощь детям в развитии и управлении напряженными чувствами подробно обсуждается в гл.6 «Предоставление возможности через понимание в беседе».

 

 

Совесть развивается скорее из силы, чем из страха и слабости. «Совестливая» личность наделена энергией — силой изобретения и силой сопротивления.

Совесть — личностный, самопроизводящий центр, из которого эта энергия изливается. Она растет по мере того, как Я переживает опыт хорошо сделанного. Важнейшая задача значимого взрослого — дать ребенку возможность действовать, делать то, что он очень хочет делать.

Тоби пришел в детский сад слабеньким трехлеткой. Вначале Тоби играл параллельно с другими детьми внутри своего собственного мира. Они не чувствовали, что играют вместе с ним. Когда дела не шли, его лицо белело, и он начинал громко плакать.

На третьей неделе пребывания в детском саду он пришел в дорогой ковбойской шляпе, коричневой рубашке из шотландки и сапогах. Все дети восхищались ими.

 

Тоби: «Я — ковбой, миссис Снайдер. Видите, я — ковбой».

 

Он объехал комнату на воображаемой лошади. Новые оттенки чувств влились в Тоби. Ковбой овладел им, и он жил этим на протяжении нескольких недель. Но иногда он попадал в неприятности из-за сильной идентификации себя с ковбоем и переполнявших его чувств.

Однажды утром Джек строит дом из кубиков. Джек просит Тоби не мешать ему. Тоби ударяет Джека кубиком по лицу. Джек начинает плакать.

 

Мис-с С.: «Эй, Тоби, Джек просил тебя не мешать ему». Когда Тоби видит, что Джек плачет, это дезинтегрирует его — нарушает его целостность. Он тоже начинает плакать, и крупные слезы текут по его лицу).

Мис-с С: «Тоби, тебе хотелось строить вместе с Джеком и, когда он не позволил тебе, ты ударил его?»

Тоби: «Я хочу. Я хочу.»

Мис-с С: «Тоби, когда что-то случается, ты не знаешь, что делать?» (Он все еще плачет).

Мис-с С: «Тоби, детский сад как раз для того, чтобы научиться играть вместе». (Он перестает плакать и, кажется, слушает).

Мис-с С: «Тоби, ты учишься, как играть с другими людьми».

 

Тоби начинает свободнее играть с другими мальчиками. Он больше не прячется за пустой маской. Но ему все еще требуется научиться некоторым вещам, которые позволили бы перейти на другой уровень взаимоотношений. Он нуждается не столько в привлечении внимания к тому, что случается с ним, сколько в помощи в понимании позитивной задачи, на которую он работает — ему нужно научиться конструктивно играть с другими.

 

Тоби: «Паф! Паф!»

Мис-с С: «Тоби, это слишком громко. Ты ведь знаешь, что в детском саду ружья запрещены».

Тоби: «Этот мальчик (указывает на Джека) сказал мне перестать говорить глупости. Поэтому я застрелил его.»

Мис-с С: «Ты не считаешь, что говорил что-то глупое, и ты не знал, что делать?»

Тоби: «Да, я не говорил глупостей, поэтому я застрелил его».

Мис-с С: «Тоби, ты мог сказать: «Я не думаю, что я говорил глупости».

Тоби: «Я не был глупым».

Мис-с С: «Ты хотел играть с Джеком и тебе не хотелось услышать от него, что ты был глупым».

Тоби: «Да, я не был глупым».

 

На другое утро Уиллис подходит ко мне, потирая лицо.

 

Уиллис: «Тоби пнул меня».

Мис-с С: «Тоби пнул тебя в лицо, и это больно, Уиллис? Давай подойдем поговорим с Тоби. Тоби, Уиллис говорит, что ты пнул его в лицо, и ему больно».

Тоби: «Он мешал моей почтовой карете и не хотел остановиться».

Мис-с С: «Вы играли, изображая почтовую карету, и Уиллис мешал твоей почтовой карете?»

Тоби: «Да, и я пнул его сапогом.»

Мис-с С: «Тоби, Уиллису стало больно, когда ты пнул его в лицо сапогом. Если бы ты по-настоящему громко сказал ему о почтовой карете, я уверена, он не мешал бы ей.»

 

Через 10 минут Джим в беде. Я иду посмотреть, что случилось.

 

Джим: «Тоби пнул меня».

Тоби: «Он ел мою мышь, а я не хочу, чтобы он делал это.»(Тоби изображал котенка, играющего с мышью).

Джим: «Он не должен был пинать меня».

Мис-с С. «Это очень больно, когда ударяют ногой, Джим?»

Тоби: «Он не перестал есть мою мышь».

Мис-с С: «Тоби, это была твоя мышь, и ты не хотел, чтобы он ел ее. Тебе нужно было сказать ему вслух так громко, чтобы он понял, тогда никому не было бы больно. Я не разрешаю другим людям делать тебе больно, и я не могу позволить, чтобы ты бил других людей».

 

Позднее тем же утром Тоби приходит и садится на зеленый ящик рядом со мной.

 

Тоби: «Миссис Снайдер, когда я заставляю кого-нибудь плакать, я тоже начинаю плакать.»

Мис-с С.: «Ты не хотел делать им больно, Тоби?»

Тоби: «Да, я не хотел делать им больно. Когда я бью их, и они плачут, я плачу тоже.»

Мис-с С: «Ты тоже плачешь, Тоби, когда заставляешь кого-нибудь плакать?»

Тоби: «Да, я плачу тоже».

Мис-с С.: «Ты не хочешь делать людям больно, Тоби?»

Тоби: «Да, я не хочу делать им больно».

Мис-с С: «А когда ты учишься играть с другими, ты иногда делаешь им больно. Но ты не хочешь делать им больно?»

Тоби: «Да, я не хочу делать им больно».

 

Энергия Тоби сфокусировалась. Он стал индивидуализированным центром. В начале семестра он хотел быть сильным и могущественным. Костюм ковбоя помог ему перейти к действиям, но это привело к неприятностям с другими активными детьми. По мере того, как он учился взаимодействовать и играть, его воображение стало активным. Детям начало нравиться играть с Тоби. Он обрел компетентность, и в этом процессе он приобрел совесть.

Заботе не научают, ее надо пережить. Ребенку, который знает взрослых только через кормление и удовлетворение его нужд, знаком лишь ограниченный тип заботы. Возможность действовать, реализовывать свою компетентность и способность жить с другими придают заботе большую глубину. Взрослый, который не создает возможности для роста детей, может только принуждать их.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.