Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рост, над которым ребенок работает




Организующие центры жизненного мира

 

Мы обнаружили следующие организующие центры Жизненного Мира детей:

Рост, над которым ребенок работает

1. Чувства по поводу себя

2. Люди и вещи в мире ребенка

3. Способы встречи с жизнью

4. Развивающиеся значения

5. Будущее

Знание этих организующих центров является основным в понимании ребенка. Вокруг этих центров группируется основное содержание Жизненного Мира ребенка.

 

 

Ребенок — это вера в жизнь. С момента рождения он двигает руками и ногами, работает ртом. Все системы включены. Он начинает двигаться в жизнь. Почти сразу он над чем-то работает. Он начинает разгадывать пугающий и волнующий мир, частью которого является он сам.

Чтобы помочь ребенку в какой-то конкретный момент, воспитателю необходимо обнаружить — над чем ребенок работает. А это не всегда очевидно. Часто потребности ребенка скрыты ложными знаками — такими, как избегание или враждебность. Когда ребенок охвачен этими чувствами, он существует в мире самопоражения. Это неприятный мир. Но ребенок не хочет, чтобы кто-то вместо него жил его жизнью. Он хочет только, чтобы ему создали возможность действовать.

Поведение некоторых детей трудно понять. Оно непонятно до тех пор, пока взрослый не видит — над каким моментом роста происходит работа.

Берт — подвижный трехлетка, поведение которого указывает на конфликты. Он никогда не дерется с другими детьми, но будет хватать игрушки и убегать на другую половину комнаты прежде, чем потеря обнаружится. Часто, если он думает, что его никто не видит, он ломает игрушку. Во дворе он выбрасывает игрушки за забор после того, как поиграет. У него достаточная сила Я, но он не играет с другими детьми.

Вначале я думала, что Берт не научился контролировать свои импульсы. Но, в конце концов, две беседы с ним дали мне ключ к росту, над которым он работал.

Дождливым днем я веду группу детей в зал кататься на маленьких самокатах. Берт сияет от радости, когда он на большой скорости катается по залу. Вдруг он останавливается.

Берт: «Миссис Снайдер, вы знаете, мой брат не может делать так. Он не может бегать». (У Берта есть девятилетний брат-калека, который передвигается в инвалидном кресле. Берт никогда раньше не говорил о брате).

 

Мис-с С: «Да, Берт, твой брат — калека, и он не может бегать и играть и получать удовольствие как ты, не так ли?»

Берт: «Ник всегда в своей каталке».

Мис-с С: «Это печально, что Ник не может бегать и что другим приходится ухаживать за ним».

Берт: «Да».

 

И он уезжает кататься на самокате.

Вторая беседа случилась несколькими неделями позже. Дети в ванной комнате. Один из детей замечает, что у Вуди на штанишках пуговица с Винни-Пухом. Все дети восхищаются ею.

 

Берт: «У меня нет пуговицы с Винни-Пухом».

Мис-с С: «Тебе нравится пуговица Вуди, Берт?»

Берт: (с завистью) «У меня нет. А у Ника есть».

Мис-с С.: «У твоего брата, наверное, много всяких вещей, Берт?»

Берт: «У него много игрушек».

Мис-с С: «Больше, чем у тебя, Берт?»

Берт: «Да, у него много». (С сильным чувством).

Мис-с С: «Берт, ты ведь знаешь, что Ник — калека и вынужден все время находиться инвалидном кресле».

Берт: «Он не может ходить».

Мис-с С: «Когда человек не может ходить, ему нужно много игрушек»

Берт: «Да».

(Его лицо становится расслабленным и мягким).

Постепенно разрушительное поведение Берта исчезает. Он может играть со сверстниками. В день его рождения родители постарались, чтобы он получил подарки, которые были для него важны. Он принес игрушки в детский сад и играл вместе с другими детьми. Они бережно отнеслись к его игрушкам, что вызвало у него добрые чувства.

Пока Берт чувствовал, что брата предпочитают, его Жизненный Мир состоял из нежеланного, отвергнутого Я, стремящегося протестовать и мстить несправедливому миру. Это влияло на все его поведение. Его стратегией было ломать игрушки Ника, когда никто не видит, и быстро убегать. Такие восприятие и стратегия блокировали взаимоотношения и мешали правильному пониманию его родителями.

Берт работал над взаимоотношениями с матерью и отцом. Он отчаянно хотел быть близок с ними и в своей незрелой манере говорил: «Посмотрите на меня. Я тоже ваш сын. Я хочу быть вашим сыном. Мне нужны игрушки. Мне нужна любовь.» То, что у Ника было много игрушек, означало для Берта, что его не любят. Я помогла ему увидеть, что потребности Ника в игрушках соответствовали его нуждам и его физическому недостатку. Это вовсе не означало, что Берта не любили. Его чувства по поводу обоих родителей и его самого изменились, создавая возможность для него организовать более конструктивный Жизненный Мир.

В каждом ребенке есть нечто, побуждающее его бороться не только за выживание, но и за осуществление себя, за то, чтобы кому-то принадлежать, быть близким. Он постоянно работает над этим. Потребность осуществить себя и находиться во взаимоотношениях заставляет его постоянно перестраивать Жизненный Мир. Когда ребенок не находится во взаимоотношении, воспитатель должен спросить себя — почему? Что мешает ребенку? Воспитатель может быть очень полезен ребенку в отношении его сегодняшних потребностей, — в противном случае он будет реагировать только на симптомы.

Ллойд — чрезвычайно замятый маленький мальчик с сияющим счастливым лицом. С первой минуты в детском саду он в постоянном движении. Если он попадает в неприятность, то оставляет эту ситуацию и находит еще кого-нибудь для игры.

В конце первой недели его мама говорит, что Ллойд очень счастлив в детском саду, но приходит домой усталым и долго спит. Позднее мы узнали, что Ллойд болел, когда был младенцем. Врач вставлял трубочку в его мозг для откачивания жидкости, чтобы давление не поднялось и не разрушило ткань мозга. Он также носил специальную обувь для помощи недоразвитым мускулам ног.

Ллойд вынужден был во многом догонять и он торопился сделать это. Как только мы поняли рост, над которым он работает, мы смогли помочь его очень пытливому уму. До тех пор, пока мы не увидели те громадные усилия, которые он делал, в центре нашей работы с ним были попытки ослабить его «бешеную» энергию.

Рост, над которым ребенок работает, всегда является важным фактором в его поведении. Это постоянный организатор его Жизненного Мира и стимул его активности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.