Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть II. Функция воспитателя как значимого взрослого




Жизненное пространство для детей

Разрушение ограничений — важная часть нашей теории. Мы коснулись тех ограничений, которые мешают ребенку быть во взаимоотношении. Конечно, все детские сады нуждаются в ограничениях. Ребенку не следует разрешать обижать другого ребенка или ломать игрушки. В этой главе мы говорили главным образом о внутренних ограничениях, которые мешают ребенку в развитии здорового Жизненного Мира.

Многие дети этого возраста нуждаются в помощи и теплой обстановке, чтобы освободиться от ограничений, мешающих их полной жизни. Детский сад — это ступенька между домом и школой с ее уроками. Это не пространство здания, это мир детей. Каждый ребенок должен быть свободен организовать мир из новых существующих здесь возможностей, с тем, чтобы он мог большими шагами входить в ждущий его мир.


Глава 6. Предоставление возможности через понимание в беседе

 

Понимание — это больше, чем слушание; оно включает оценку, совершенство экспрессии и взаимность коммуникации. Понимание — это не просто «метод», используемый как уловка или «терапевтический прием». Понимание — это средство развития гуманности.

В любых играх и занятиях в детском саду воспитатель тратит много времени на объяснения. Но лучший способ помочь ребенку в личностном росте — это понимание.

Понимание сообщает ребенку: «Я забочусь о тебе; то, что ты говоришь и чувствуешь, важно». Понимание — это слушание не только слов ребенка, но и борющегося, растущего Я. Это слушание всей сущности ребенка, а не отдельных эмоциональных срывов. Воспитатель остается с ребенком в его жизненной ситуации до тех пор, пока ребенок чувствует, что воспитатель принимает его таким, каков он есть. Ребенок начинает чувствовать, что его знают таким, каким он знает себя. В то же время он чувствует, что не будет отвергнут, что воспитатель сохранит отношения с ним.

Цель понимания — шире и глубже, чем взаимоотношения. Цель понимания — дать ребенку возможность понять себя и сделать это самому. По мере того, как он научается понимать себя, он формирует опыт понимания других.

Понимание полезно всем детям: и застенчивому, и отстающему в развитии, и напряженному, и враждебному, и здоровому.

Мы используем четыре формы понимания:

1. Понимание словесного содержания.

2. Понимание и помощь ребенку в прояснении
чувств.

3. Понимание ситуации существования ребенка.

4. Воспроизведение ситуации с чувствами й намерениями.

Воспитателю необходимо так овладеть всеми этими формами, чтобы они стали спонтанными.

 

Понимание словесного содержания

Ребенок оживает, когда вы отвечаете так, чтобы дать ему знать — вы понимаете, что он сказал. Секрет подобной беседы с ребенком заключается в таком слушании, когда, общаясь с ним, вы улавливаете наиболее важное для него. Это можно представить как обнаружение высшей точки значимости, с которой начнется дальнейшая беседа. Вы одеваете это в новые слова, чтобы он полнее охватил содержание. Ребенок чувствует: «Да, воспитатель понял, что я имел в виду», и продолжает, развивая свой рассказ. Он ведет беседу, творя по мере того, как говорит.

Вот беседа с трехлетним мальчиком однажды утром в раздевалке.

 

Рон: «Догадайтесь, миссис Снайдер! У нас котята»

Мис-с С: «Котята, Рон?»

Рон: (С энтузиазмом).«Котята! И они родились на моей кровати».

Мис-с С: «Котята родились на твоей кровати!»

Рон: «Моя мама собиралась снять кошку-маму, чтобы я мог лечь, когда вышел один из котят».

Мис-с С: «И мама-кошка родила котят на твоей кровати!»

Рон: «Да, мама-кошка родила котят на моей кровати, и мне пришлось спать на другой».

Мис-с С: «Ты отдал свою кровать кошкам?»

Рон: «Вы-знаете что? Мама-кошка переносит котят зубами за мех».

Мис-с С: «Мама-кошка может переносить котят зубами!»

Рон: «Да, и сейчас она перенесла их в мамин шкаф».

 

Я помогала трехлетнему мальчику рассказывать его историю. Это был его рассказ, и я не отбирала инициативу. Я могла бы рассказать ему все, что знаю о кошках, но это погасило бы его восторг. Я присоединилась к его энтузиазму и глубине переживаний по поводу кошек. Я прониклась его ситуацией, и это передавалось словами и интонацией голоса. Я не повторяла, как попугай, сказанное им — я разделяла его восторг и слушала его рассказ. Так как я поняла его, он продолжал рассказывать о своих кошках до конца года. Как раз когда вы понимаете словесное содержание, понятно больше, чем одни только слова. Вы сосредотачиваетесь на словах ребенка для того, чтобы он смог рассказывать свою историю.

Напомню, понимание — это не попугайное повторение слов ребенка без проникновения в его мысли и чувства, за которым не услышать живую заинтересованность воспитателя. Нужно по-настоящему сконцентрироваться, чтобы уловить сказанное ребенком и облечь это в новые слова. Важно отвечать на то, что говорит ребенок, не забегая вперед.

Иногда трудно передать своими словами то, что говорит ребенок, так как его высказывания очень коротки. Если ребенок продолжает говорить, то воспитатель может пользоваться ключевыми словами ребенка, а не полными предложениями. Иногда достаточно и незавершенных предложений, чтобы помочь ребенку продолжить его мысли.

Только когда учитель совсем не понял, что имел в виду ребенок, можно точно повторить его слова. В такой ситуации, чтобы избежать искажения смысла, воспитатель должен повторять слова ребенка в надежде, что он попробует еще раз. То, что ребенок чувствует и делает, должно быть символизировано, а лучше всего это может быть сделано свежими словами, показывающими, что вы тоже думаете.

Понимание не означает, что в другое время воспитатель не может выразить собственные идеи и чувства. Чтобы осуществить обычный разговор, два человека нуждаются в раскрытии своих собственных чувств, также как в помощи друг другу в развитии рассказа.

Понимание словесного содержания — это только первый шаг к пониманию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.