Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитое государство




Для данного этапа развития государства характерно два основных признака. Первый признак - дальнейшее развитие и распространение частной собственности и появление элементов принуждения по отношению к своим соплеменникам.

Причем, процесс развития частной собственности в античной Греции и восточных государствах развивался первоначально примерно одинаково. Сначала стала разлагаться землевладельческая община, в которой выделяются домохозяйства малых разделенных семей. Переделы земли в общине становятся все реже, пока не прекратились совсем. «В общинной деревне появились богатые и бедные семьи. Часть земель нищала и разорялась, появлялись безземельные, вынужденные арендовать чужую землю либо идти в батраки. Другие предпочитали перебраться на новые земли, оставить их и закрепить за собой. Словом, шел процесс накопления в руках индивидов материальных излишков и торговли ими, в результате чего возникали богатые торговцы и ростовщики, в кабалу к которым попадали неимущие».

Однако, на Востоке развитие частной собственности натолкнулось на жесткое сопротивление той системы власть-собственность, которая сложилась на заре формирования государства и которая окрепла к данной фазе развития общества. Эта мощная система централизованного руководства существовала уже тысячелетия до появления в широком масштабе частной собственности, она питалась за счет общества через систему налогов и, естественно, не могла терпеть появление конкурента в лице частного собственника. Дело в том, что развитие частной собственности в государстве приводило к массовому разорению свободных общинников, которые попадали в зависимость от частных кредиторов и вынуждены были работать на этих кредиторов в счет погашения своей задолженности. Таким образом, количество свободных общинников, потенциальных налогоплательщиков, стало быстро сокращаться, что довольно скоро было замечено централизованной системой руководства. Система управления отреагировала весьма оперативно, приняв целый ряд законов, сдерживающих развитие частной собственности в своих владениях.

Например, уже в древней Вавилонии в XVIII в. до н.э. были приняты законы Хаммурапи, решавшие наряду с другими проблемами и эту. Законы, начертанные на каменном обелиске, состояли из краткого введения, заключения и 282 статей. Можно отметить целый ряд статей, направленных на ограничение произвола кредиторов и защиту интересов простого гражданина. При неурожае долг крестьянина откладывался; если за долг крестьянин отдавал в долговое рабство кого-либо из своих домочадцев и тот от плохого обращения умирал, то кредитор за это подвергался наказанию. Срок долгового рабства должен был быть не более трех лет - после истечения этого времени должник освобождался, а долг считался погашенным. Был установлен и размер долгового процента - он не должен быть более 20% при денежном и 30% при натуральном займе. Попавшего в плен воина следовало выкупить, а если для этого не хватало средств, необходимую сумму должен был дать храм его поселка либо дворцовое хозяйство, то есть казна. Если пленник стал рабом, то после его выкупа он возвращался домой свободным. Интересно, что и рабы-военнопленные тоже запрещались законом. Например, рабы, оказавшиеся во владении общинных групп, обычно включались в состав семьи на правах ее младших членов. Во втором поколении рабы становились свободными.

Таким образом, государство старалось сделать все, чтобы остановить усиление частнособственнического элемента, не связанного с аппаратом управления в обществе. В восточном обществе, фактически, так и не получила распространение законодательно-правовая система, сравнимая с античной. Частный собственник существовал в обществе на положении изгоя, нелюбимого дитяти. Все его могли обидеть, особенно чиновники госаппарата, которые, злоупотребляя служебным положением, могли опуститься до вымогательства взятки и частному собственнику выгоднее было уступить требованиям, в противном случае он мог лишиться всего, даже головы. Если в стране наблюдались беспорядки, вызванные произволом местных чиновников, громить дома шли, опять-таки частных владельцев. Потому что громить дома администраторов было себе дороже - могли обвинить в государственной измене и за это примерно наказать. Поэтому на Востоке не принято было кичиться своим богатством, собственники старались вести незаметный образ жизни. Приспособившись к данному порядку государственного устройства, будучи заинтересованными в сохранении в обществе консервативной стабильности, собственники потихоньку копили капитал. А накопив определенную сумму, старались купить себе должность в аппарате управления страны, тем самым, приобретая легальную защиту. Поэтому на Востоке не было крупной частной собственности, существовавшей автономно от государственного аппарата.

С другой стороны, если государство на Востоке не проявляло бдительности по отношению к распространению частной собственности в стране, то оказывалось в чрезвычайно сложной и даже смертельно опасной ситуации. Частная собственность могла развиться настолько, что поглощала большую часть свободных общинников, что в свою очередь, приводило к ослаблению государства, сужению его социальной опоры в обществе. Это приводило, в свою очередь, к ухудшению обороноспособности государства, к усилению центробежных сил в обществе и, возможно, даже распаду страны на воюющие друг с другом из-за собственности части. Такие государства, как показывает история, долго не живут. Более сильные соседи поглощают их. Можно привести в качестве примера Иудею - в VIII в. до н.э. здесь появилось большое количество ростовщиков, в кабалу к которым попало огромное количество простых людей. Только в VII в. до н.э. правители этой страны спохватились. Был принят закон, ограничивающий долговое рабство шестью годами, но было уже поздно. Страна ослабела. Итог был плачевный - в том же в VII в. до н.э. она была завоевана Египтом, а в начале в VI в. до н.э. - Нововавилонским царством. Часть евреев в 586 г. до н.э. уведены в плен в Вавилонию, где они пребывали около полувека, пока персидский царь Кир Великий не вернул их в Иерусалим.

Можно вспомнить и опыт Киевской Руси. Появление крупного частного землевладения - вотчины относят к XI в. Сильной центральной власти, ограничивающей распространение частной собственности не было. Начался распад, которым незамедлительно воспользовались внешние враги.

Что касается второго признака развитого государства, то следует отметить, что принуждение сначала применялось только к пленным иноплеменникам, но появление частной собственности и усиление государственной власти неизбежно должно было породить большое количество недовольных, способных посягнуть и на собственность и на власть. Отсюда идет появление системы наказания, принуждение, регламента.

Например, в древнем Китае в империи Цинь (221 - 207 л. до н.э) существовала сеть больших казенных мастерских, на которых отбывали повинности по приговору суда. За особо тяжкие преступления уничтожались все родственники преступника по трем линиям: отца, матери, жены. За менее тяжкие грозило физическое калечение либо государственное рабство. В 213 г. до н.э. выступление оппозиционеров - конфуцианцев завершилось тем, что 460 наиболее активных, были закопаны живыми.

Разные цивилизации в свое время переживали этапы становления государства.

Например:

Самые древние государственные образования появились в Двуречье. Протогосударства возникли в XIII - VI тыс. до н.э. - так называемая культура Убайд. Переход к раннему государству произошел в V - IV тыс. до н.э. - здесь уже существовали в это время города государства Урук, Киш, Ур, Лагаш и др. позже появились более крупные государственные образования Шумер и Аккад, которые поглотили мелкие города - государства и начали борьбу между собой. Наконец, в XXIV в. до н.э. Саргон Аккадский объединил Шумер и Аккад благодаря впервые созданной крупной армии профессиональных воинов из 5400 человек (каждый воин получал за службу надел и жил за счет дохода от него). Большим влиянием пользуются в этом периоде храмы и появляются храмовое хозяйство. Складывается система ренты - налога. Появляются элементы приватизации.

С XXII - вв. до н.э. - развитие частной собственности, товарно-денежных отношений. Впервые происходит унификация мер и весов. Появляются деньги - как универсальный эквивалент товара (монетки: 1 сикль = 8г серебра). Государство начинает сдерживать развитие частной собственности, так как сокращается количество налогоплательщиков. Начинают вводить всевозможные ограничения: определяется цена наемного труда, размер ростовщического процента, условия содержания частного раба, раба - должника нельзя продать за пределы страны и т.д. Какое-то время две формы собственности боролись между собой с одной стороны государственная в виде царско-храмового хозяйства, с другой - частная собственность. Причем частнособственнические отношения постепенно стали вытеснять государственные. Центральная власть ослабела. Это государство захватили пастушеские племена - амореи.

С XIX-XVIII вв. до н.э. Вавилонское царство существует в Двуречье, которое своего расцвета достигло при Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Это был первый в Западной Азии царь развитого государства.

Следует отметить большой вклад культуры Двуречья в мировую сокровищницу. Как известно, шумеры создали иероглифическое письмо, исчисление, десятизначную систему счета, могли писать уравнения с 3-мя неизвестными, ввели знаки зодиака, представление о богах, мифы о богах (легенды о Гильгамеше), изобразительное искусство (рельефы, барельефы), архивное дело, монументальное строительство. Вавилонская башня действительно существовала - найден фундамент, - была разрушена еще до эпохи Хаммурапи, на смену ей была построена другая, которую воздвигли в память о первой. Вавилонская башня поднималась гигантскими террасами; Геродот говорит, что ее составляли семь башен, поставленные друг на друга; чем выше, тем размер башни был меньше. На самом верху, высоко над землей, был расположен храм. Основание башни было шириной 90 метров; столько же метров имела в высоту. Из этих 90 метров 33 приходилось на первый этаж, 18 - на второй и по 6 на остальные четыре. Самый верхний этаж высотой 15 метров был занят храмом бога Мардука. Покрытый золотом, облицованный голубым глазурованным кирпичом, он был виден издалека и как бы приветствовал путников. Вавилонскую башню строили целые поколения строителей: то, что начинал дед, продолжали внуки. Если египетская пирамида разрушалась или ее разоряли грабители, никто не занимался ее восстановлением, так как правители строили ее для себя, для своего «Ка». Вавилонская башня была святыней, принадлежащей всему народу, она была местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку. По словам Геродота, статуя бога Мардука, отлитая из чистого золота, весила вместе с троном, скамеечкой для ног и столом 800 талантов. В покоях храма находился своего рода эталон таланта: каменная утка, «истинный талант» как гласила начертанная над ней надпись. Ее вес равнялся 29.68 кг чистого золота. В это святилище народ не имел доступа - здесь появлялся сам Мардук, а обычный смертный не мог лицезреть его безнаказанно для себя. Только одна избранная женщина проводила здесь ночь за ночью, готовая разделить с Мардуком ложе.

Тукульти-Нинурта, Саргон, Синаххериб, Ашшурбанапал штурмом овладевали Вавилоном и разрушали святилище Мардука, Вавилонскую башню. Набопаласар и Навуходоносор отстраивали ее заново. Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили размеры, он не только запретил что-либо разрушать, но и приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской башни.

И все-таки была разрушена. Ксеркс, персидский царь, оставил от нее только развалины - V в. до н.э.

Египет переживал протогосударственный период с IV-III тыс. до н.э. К раннему государству можно отнести Древнее и Среднее царства (ХХVIII-ХVIII вв. до н.э.) и развитое государство охватывает время существования Нового и Позднего царств (с ХVII в. до н.э.).

Китай:

Протогосударство ХХI-ХIV вв. до н.э.
Раннее государство ХIV-ХIII вв. до н.э.
Развитое государство с VIII в. до н.э.


Греция:

Протогосударство к. II тыс. - нач. I тыс. до н.э.
Раннее государство VIII-VI вв. до н.э.
Развитое государство VI-III вв. до н.э.


Рим:

Протогосударство I тыс. до н.э. - III в. до н.э.
Раннее государство II в. до н.э. - II в. н.э. - наивысший расцвет
Развитое государство III-V вв. - падение


Страны Западной Европы:

Протогосударства до V в. н.э.
Ранние государства V-ХI в. н.э.
Развитые государства формируются с ХI-ХV вв.


Киевская Русь:

Протогосударство до ХI в. н.э.
Раннее государство IХ-ХIII вв.
Развитое государство с ХIV в.

 

 

Широкова М.П.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.