Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синтаксис




Тема №1. Введение. Предмет и задачи курса (2 ч.)

При изучении этого раздела необходимо уяснить, что представляет собой синтаксис современного русского языка как раздел грамматики, его предмет и задачи, основные понятия; следует обратить внимание на типологию синтаксических единиц в истории синтаксиса, а также на то, что в синтаксической науке можно выделить четыре основных аспекта изучения синтаксических единиц: структурный (классическая синтаксическая теория), логический, семантический и коммуникативный. При синтаксическом разборе логический аспект не учитывается, но обусловливает особенности структуры и семантики основных типов простого предложения (двусоставных и односоставных, нечленимых, утвердительных и отрицательных и др.).

Вопросы и задания для практического занятия

1. Каков предмет изучения синтаксиса?

2. Какие понятия являются фундаментальными для синтаксиса?

3. Назвать основные направления в синтаксисе.

4. Как обнаруживается связь синтаксиса с другими разделами языкознания?

Задания для самостоятельной работы

 

► Подготовить конспекты по вопросам «Типология синтаксических единиц в истории синтаксиса», «Основные направления в синтаксисе», используя предложенную ниже литературу.

Литература

  1. Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса. – М., 1958.
  2. Грамматика русского языка. Т.2: Синтаксис. – М., 1960.
  3. Грамматика современного русского литературного языка. – М., 1970.
  4. Золотова Г.А. О перспективах синтаксических исследований // Изв. АН СССР. – Серия лит. И яз. – 1986. – Т.45.– №6.
  5. Русская грамматика: В 2 т. Т II. – М., 1980.
  6. Современный русский язык/ Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1981.
  7. Современный русский язык / Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. – М., 1987.
  8. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник: В 2ч. – Ч.2 // Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2002.

 

► Выделить в тексте синтаксические единицы, обладающие и не обладающие предикативностью /5 – 1 (с.307-308)/; выявить основные синтаксические единицы (синтаксемы, словосочетания, предложения) в тексте /1 – 1 (с. 4) /.

Сборники упражнений

1.Панюшева М.С., Шалимова Г.С. Современный русский язык: Практикум по синтаксису: Пособие для вузов. – М., 2003.

2.Практический курс современного русского языка. Сборник упражнений: Учеб. пособие / Под ред. П.А. Леканта.– М., 2003.

3. Сборник упражнений по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта.– М., 2000.

4.Современный русский язык: Тесты: Учебн. пос./ Под ред. Г.Н. Ивановой-Лукьяновой. – М., 2002.

5. Современный русский язык: Практикум / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2004.

Примечание. Предлагаемый материал для анализа по теме каждого практического занятия дается со ссылками на данный перечень практикумов и оформляется в косых скобках.

 

Тема № 2. Учение о словосочетании (2 ч.)

Изучая данную тему, следует уяснить специфику словосочетания как непредикативной единицы. Необходимо обратить внимание на то, что в истории синтаксической науки существует различное понимание словосочетания, познакомиться с трактовками Ф.Ф.Фортунатова, А.А. Шахматова,

В.В. Виноградова, А.М. Пешковского, а также современных исследователей. Следует уяснить, что словосочетание можно получить двумя способами: в направлении «от слова» и в направлении «от предложения». По количеству компонентов словосочетания подразделяются на простые (бинарные) и сложные. Словосочетание, как и другие синтаксические единицы, необходимо рассматривать как единство семантических, формальных, функциональных признаков.

Вопросы и задания для практического занятия

  1. Каковы основные точки зрения на понимание словосочетания?
  2. В чем различие свободных и несвободных словосочетаний?
  3. Охарактеризовать словосочетание как результат распространения слова.
  4. Что представляет собой смысловая организация словосочетания?
  5. Какова функциональная характеристика словосочетания?
  6. Какова формальная организация словосочетания? Что такое структурная схема?
  7. Указать способы образования сложных словосочетаний.
  8. Что представляет собой иерархическая графическая схема сложного словосочетания? Охарактеризовать конструктивные типы сложных словосочетаний (параллельное [однородное/неоднородное], последовательное, смешанное подчинение).

Задания для самостоятельной работы

► Выделить подчинительные словосочетания и установить смысловые отношения между их компонентами /6 – 5 (с. 318)/; произвести синтаксический разбор словосочетаний, представленных в тексте (см. схему анализа в приложении) /6 – 7(с. 319)/.

► Подготовить конспекты по вопросам «Узкое и широкое понимание словосочетания в синтаксисе» и «Соединения слов с полупредикативными отношениями», используя указанную литературу.

Литература

1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М.. 1987 и послед. изд.

2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч.: Ч.2: Учебн. для филолог, спец. высш. учебн. зав. / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 1997.

3. Грамматика русского языка. – М., 1960. – Т.2. - Ч. 1, с. 113-352.

4.Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. – М., 1995.

5. Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопати­на.– М., 1988.

6 Прокопович Н.Н. Словосочетание в современном русском лите­ратурном языке. – М., 1966.

7. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. – М, 1986 (или другие издания).

8. Русская грамматика: В 2 т. Т.2. – M., 1980.

9. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М, 1980.

10.Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. – М, 1983.

11. Современный русский язык: В 3 ч. Ч.З: Синтаксис. Пунктуация /Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. – M., 1987.

12.Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В.А., Земская Е.А., Милославский И.Г., Панов М.В.; Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1980.

13. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка. – М., 1978.

14. Шахматов А.А. Синтаксис современного русского языка. – М., 1941.

Тема № 3. Простое предложение (4 ч.)

Данная тема предполагает изучение центральной единицы синтаксиса – простого предложения. Необходимо акцентировать внимание на том, что история исследования простого предложения характеризуется поисками его специфических признаков и уяснить то, что в решении этого вопроса сложились в основном 2 направления: для первого характерно стремление осознать специфику простого предложения через отношение к логической единице – суждению, в рамках второго направления поиски велись в пределах самой лингвистики. При рассмотрении второй линии необходимо остановиться на признаках «глагольность» (А.А Потебня), «сказуемостность» (А.А. Пеш-ковский), «предикативность» (В.В.Виноградов).

Следует уяснить, что существуют разные аспекты изучения простого предложения (формально-грамматический, семантический, коммуникативно-функциональный).

Вопросы и задания для практического занятия

  1. Дать определение простого предложения.
  2. Каковы основные признаки предложения?
  3. Что означает трехаспектное рассмотрение простого предложения?
  4. Какие признаки относятся к формальной устроенности предложения?
  5. Что такое грамматическое членение?
  6. Чем минимальная структурная схема отличается от расширенной?
  7. Какова сущность семантической структуры предложения?
  8. Что такое модус?
  9. Что представляет собой диктумная семантика предложения?
  10. Дать определение понятия «пропозиция».
  11. В чем сущность коммуникативно-динамического аспекта?
  12. Что такое актуальное членение?
  13. Каковы закономерности порядка слов в предложении?
  14. Назовите классификации простых предложений в традиционной грамматике.

 

Задания для самостоятельной работы

► Определить актуальное членение предложений, укажите тему и рему /3 – 563 (с. 193)/; проанализировать семантическую структуру предложений /3 – 563 (с. 193)/; указать в приведенном тексте односоставные/двусоставные, распространенные/ нераспространенные предложения /6 – 4 (с.321-322)/.

► Составить простые предложения и выполнить их синтаксический разбор (см. схему анализа простого предложения в приложении).

► Подготовить сообщения по вопросам «Структурные схемы простых предложений», «Актуальное членение простого предложения», «Функции порядка слов в русском языке», «Подходы к изучению смысловой организации предложения».

Литература

1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М.. 1987 и послед. изд.

2. Виноградов В.В.Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения// Вопросы языкознания. – 1954.– №1.– С. 3.

3. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч.: Ч.2: Учебн. для филолог, спец. высш. учебн. зав. / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 1997.

4. Грамматика русского языка. - М., 1960.

5.Грамматика современного русского языка. - М., 1970

6. Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопати­на.– М., 1988.

7.Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956.

8.Прокопович Н.Н. Словосочетание в современном русском лите­ратурном языке. – М.,

9. Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. – М., 1970.

10.Русская грамматика: В 2 т. – M., 1980.

11.Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М, 1980.

12. Современный русский язык: В 3 ч. Ч.З: Синтаксис. Пунктуация /Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. – M., 1987.

13.Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В.А., Земская Е.А., Милославский И.Г., Панов М.В.; Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1980

14. Шахматов А.А.. Синтаксис современного русского языка. – М., 1941.– С.29.

Тема № 4. Сложное предложение (СП) (6 ч.)

Необходимо раскрыть общее и различное (в структурно-семантическом плане и коммуникативном аспекте) между простым предложением и СП. Это поможет понять историю вопроса о СП в лингвистической литературе, сопоставить взгляды на СП В.А.Богородицкого, Н.С.Поспелова, В.А. Белошапковой, Л.Ю.Максимова, С.Г. Ильенко и др и уточнить определение СП в современной лингвистике.

Учитывая то, что для современного состояния синтаксической науки характерно стремление представить синтаксическую систему отдельного языка в виде конечного списка образцов (структурных схем) синтаксических единиц, требуется сопоставить структурные схемы СП (особенно сложноподчиненных), которые широко представлены в школьной и вузовской практике. Традиционно структурная схема СП опирается на следующие признаки СП:

1) вид синтаксической связи, на основе которой образуется СП (сочинительная, подчинительная,бессоюзная), и ее средства (в том числе союзы, союзные и соотносительные слова, интонация);

2) характеристики предикативных единиц, обязательные для того, чтобы они могли стать теми или иными частями СП, построенного по данной структурной схеме (синтаксическое строение, состав, полнота, лексический состав);

3) порядок частей СП относительно друг друга (В.А. Белошапкова, с.173-174).

Подробно следует изучить иерархию типов СП (а) двучленные СП: союзные/бессоюзные; для союзных - сложносочиненные (CCП)/ сложноподчиненные(СПП); б) многочленные СП: предложения с одинаковым видом связи (союзные/ бессоюзные) / с различными видами связи; для союзных - сложносочиненные/сложноподчиненные (с последовательным подчинением, с соподчинением)). Необходимо отметить, что кроме основных типов союзных сложных предложений – ССП и СПП – встречаются СП со смешанной, контаминированной структурой (с подчинительными и сочинительными союзами).

 

Вопросы и задания для практического занятия

1. Понятие сложного предложения в лингвистической литературе. Проблема терминологии.

2. Сложное предложение и словосочетание. Сложное предложение и простое предложение. Сложное предложение и текст.

3. Формально-грамматические, смысловые и коммуникативно-функциональные особенности сложного предложения в целом и отдельных его частей.

4. Структурная схема сложного предложения.

5. Типы отношений между частями сложных предложений, средства их выражения.

6. Принципы классификации сложных предложений в современном синтаксисе. Основные типы СП.

Задания для самостоятельной работы

►Сопоставьте понятия СП, данные А.М.Пешковским («Русский синтаксис в научном освещении»), А.А.Шахматовым («Синтаксис русского языка»), В.А.Богородицкого («Общий курс русской грамматики»).

►Разграничьте простые и сложные предложения. Укажите их признаки /2-657,с. 237/.

►Укажите средства связи частей СП /3-604, с.243/.

►Определите модальность каждой предикативной части, входящей в состав СП /2-660,с. 238-239/.

►Выявите на конкретном языковом материале переходные типы союзного сложного предложения/3-607, с.244-245/.

Рекомендуемая литература:

1. Белошапкова В.А. Сложное предложение в современном русском языке.-

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978.

3. Грамматика русского языка. М., 1954,1960 – Т.2, ч.1 и 2.

4. Русская грамматика. М., 1980, т.2

5. Современный русский язык/ Под. ред.В.А.Белошапковой. М., 1981.

6. Современный русский язык в трех частях./В.В.Бабайцева, Л.Ю.Максимов.М., 1987.

7. Современный русский язык / Под ред. Н.М.Шанского. М., 1981.

8. Современный русский язык/ Р.Н.Попов, Д.П.Валькова, Л.Я.Маловицкий, А.К.Федоров. М., 1978.

9. Современный русский язык/Под ред. Д.Э.Розенталя. Ч.2. Синтаксис. М., 1979.

Тестовые задания по отдельным темам

Тест 1 по теме «Синтаксическая связь»

1. Определить тип связи в словосочетании нечто трогательное

а) управление;

б) примыкание;

в) согласование.

2. Указать присловную подчинительную связь примыкание

а) многоголосое ура;

б) идти молча;

в) верить в мечту.

3. Определить тип согласования в словосочетании высокие Гималаи

а) формально-грамматическое;

б) условно-грамматическое;

в) семантическое;

г) ассоциативное.

4. Указать типы предложенческой связи в следующем контексте Думается, мы дополнительно сделаем объявление по этому поводу

а) аппликация, интродукция, координация;

б) интродукция, тяготение, координация, соположение, детерминативная связь;

в) детерминативная связь, координация, интродукция, тяготение.

5. Указать, сколько простых словосочетаний в предложении Ночью я веду переговоры с неукротимой совестью моей (не включать координацию).

а) 4;

б) 5;

в) 6.

6. Какой тип отношений представлен в словосочетании работать на станке?

а) объектные;

б) комплетивные (восполнительные);

в) обстоятельственные;

г) атрибутивные.

7. Какие типы предложенческой связи представлены в данном контексте?

а) координация, аппликация, детерминативная связь;

б) координация, аппликация, детерминативная связь, тяготение;

в) координация, аппликация, детерминативная связь, тяготение, соположение.

8. Определить тип отношений, представленный в словосочетании беседы по вечерам

а) определительно-локальные;

б) обстоятельственно-объектные;

в) определительно-временные.

9. Указать свободное словосочетание

а) железная дорога;

б) путевка в жизнь;

в) белая бумага.

10. Определить тип управления в словосочетании говорить о жизни

а) сильное, вариативное;

б) сильное, невариативное;

в) слабое, вариативное;

г) слабое, невариативное.

 

Тест 2 по теме «Аспекты изучения простого предложения»

1. Указать перечень собственно лингвистических признаков простого предложения в истории исследования данной единицы

а) признаковость, сказуемостность, предикативность;

б) глагольность, сказуемостность, предикативность;

в)сказуемостность, предикативность, предметность.

2. Какие члены предложения расширяют информационное содержание предложения?

а) подлежащее, сказуемое;

б) детерминант, подлежащее, сказуемое;

в) дополнение, определение, обстоятельство, детерминант.

3. Указать минимальную структурную схему предложения Идти стало легко.

а) Inf V Adj;

б) Inf cop Adv / Pread;

в) Inf cop Adj;

г) N cop Adj.

4. Указать тип предложения Я предложил другу поехать в лес за грибами по количеству пропозиций

а) монопропозитивное;

б) полипропозитивное.

5. Определить модусную семантику предложения Послушайте меня!

а) реальная модальность настоящего времени;

б) ирреальная модальность возможности;

в) ирреальная модальность требовательности;

6. Указать характеристику предложения А как же!

а) нечленимое, междометное, неосложненное;

б) членимое, простое, односоставное, неосложненное;

в) нечленимое, местоименное, осложненное.

7. Указать характеристику простого предложения по составу предикативного ядра Нужно помочь близкому человеку

а) односоставное, безличное;

б) двусоставное;

в) односоставное, инфинитивное;

г) односоставное, неопределенно- личное.

8. Указать диктумную семантику предложения

а) монопропозитивное, предложение действования или акциональное, определенно-субъектное.

б) монопропозитивное, предложение состояния, бессубъектное;

в) полипропозитивное, предложение характеризации;

г) монопропозитивное, предложение действования или акциональное, бессубъектное.

9. Указать характеристику простого предложения по составу предикативного ядра С улицы повеяло свежестью.

а) односоставное, безличное;

б) двусоставное;

в) односоставное, определенно-личное;

г) односоставное, неопределенно-личное.

10.Определить коммуникативно-функциональный тип предложения Хорошо бы уехать путешествовать куда-нибудь.

а) побудительное, невосклицательное;

б) побудительное, восклицательное;

в) оптативное, невосклицательное;

г) повествовательное, невосклицательное.

 

Тест 3 по теме «Двусоставные и односоставные предложения»

1. Указать семантическую характеристику подлежащего в предложении Отряд начеку

а) значение субъекта действия;

б) значение субъекта состояния;

в) значение субъекта качественного признака.

2. Указать составное сказуемое с модальной связкой

а) станет веселым;

б) бросился бежать;

в) намеревался сказать;

г) поспешил выйти.

3. Указать последовательное расположение компонентов составного сказуемого мечтал стать взрослым

а) знаменательная связка, дополнительный модификатор, именная часть;

б) дополнительный модификатор, полузнаменательная связка, именная часть;

в) полузнаменательная связка, дополнительный модификатор, именная часть.

4. Определить тип односоставного предложения Мне хочется поехать в Москву

а) инфинитивное;

б) безличное;

в) неопределенно-личное;

г) определенно-личное.

5. Указать неопределенно-личное предложение

а) Летом здесь поставили стог.

б) Будем прорываться вперед к орудиям.

в) В комнате натоплено.

6. Указать двусоставное неполное предложение

а) Накинул пальто и вышел на крыльцо.

б) Кричали.

в) Предлагают начать собрание.

7. Составить минимальную и расширенную (если она необходима) схемы предложения Ему надо ехать на работу

а) Adv Inf; Adv Inf N3;

б) Adv Inf;

в) Adv V; Adv Inf N3.

8. Определить тип односоставного предложения Красивых цветов!

а) номинативное;

б) генитивное;

в) именительный препозитивный;

г) именительный вокативный.

9. Указать номинативное, осложненное, распространенное предложение

а) Только бы здоровье.

б) Морозный день, конец января.

в) А снегу-то сколько!

10. Определить расширенную структурную схему предложения Он хотел стал знаменитым спортсменом

а) N cop Adj;

б) N cop Adv;

в) N cop Inf N;

г) N cop V Inf N.

Тест 4 по темам «Распространенное простое предложение», «Неполное предложение».

1. Каким членом предложения являются прилагательные в предложении День занимался яркий, жаркий?

а) сказуемым;

б) определением.

2. Определить, каким членом предложения являются выделенные слова в предложении Ребенок лет десяти

а) дополнением;

б) определением;

в) обстоятельством.

3. Определить, каким членом предложения является выделенное существительное в предложении Кто посмеет зажечь всеуничтожающее пламя?

а) подлежащим;

б) сказуемым;

в) дополнением.

4. Определить синтаксическую функцию инфинитива в предложении Удовольствие перепрыгивать с камня на камень я мог себе позволить, когда нога зажила.

а) дополнением;

б) определением;

в) сказуемым.

5. Определить тип неполного предложения в зависимости от полноты его структуры Этому городу почти 500 лет

а) полное;

б) контекстуально-неполное;

в) эллиптическое.

6. Определить тип неполного предложения в зависимости от полноты его структуры Слушал бой часов

а) полное;

б) контекстуально-неполное;

в) эллиптическое.

7. Указать неполное предложение

а) Больше она не расспрашивала.

б) Просят подойти к телефону.

в) Темны улицы, но у тебя есть фонарь.

8. Определить, каким членом предложения является выделенное существительное в косвенном падеже в предложении После ветра под каждым кедром – два мешка шишек.

а) дополнением;

б) определением;

в) обстоятельством.

9. Охарактеризовать дополнение в предложении Звезды напевают мне неземной мотив свой

а) прямое;

б) косвенное.

10. Охарактеризовать предложение Хочешь стать врачом

а) двусоставное, неполное;

б) односоставное, полное;

в) односоставное, неполное.

Тест 5 по теме «Сложное предложение и его типы»

(см. Современный русский язык: Тесты: Учебн. пос./ Под ред. Г.Н. Ивановой-Лукьяновой. – М., 2002.)

1. Разграничьте простые и сложные предложения /задание1,с.179-180/.

2. Определите разновидность смысловых отношений между частями конкретных ССП /задания 2, 4,5, с.181-182,184-186/.

3. Определите оттенки значения и стилевую окрашенность конкренного союза /задания 3, 6, 7, с.182-184,187-190 /.

4. Установите структуру конкретных СПП /задание 8, с.190-192 /.

5. Идентифицируйте придаточную часть по типу /задания 9,10, 13 с.192-195,198-199/.

6. Разграничьте союзы и союзные слова в конкретных СПП / задание 11, с.195-196 /.

7. Определите синтаксическую функцию и стилистическую окрашенность союзов и союзных слов в СПП /задания 12,14,16, с.196-201,203-205/.

8. Установите тип подчинения в усложненном СПП /задание 15, с.201-203 /.

9. Определите характер смысловых отношений и интонации между частями конкретных БСП /задания 17, 20, 21, с.205-206, 209-212 /.

10. Установите средства связи частей конкретных БСП /задание 18, с.206-208 /.

11. Установите соотносимость БСП с другими типами сложных предложений /задание 19, с.208-209 /.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.168 сек.