Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическое обеспечение боевых действий




Индивидуальные негативные психологические последствия боевого стресса.

Как показывает опыт исследований, индивидуальные негативные психологические последствия боевого стресса чаще всего проявляются в следующем:

- в потере смысла жизни;

- в ощущении нереальности своего существования;

- в возникновении чувства приближения катастрофических изменений в жизни, скорой смерти;

- в неадекватном снижении или завышении самооценки;

- в резких и неожиданных для самого военнослужащего изменениях восприятия "Я-образа"0;

- в потере чувства самоидентичности, ощущении внутриличностной дезинтеграции;

- в переживании необъяснимого и не всегда обоснованного чувства вины за свои действия в пережитой психотравмирующей ситуации боевой деятельности или, наоборот, в неадекватной идеализации этих действий;

- в возникновении чувства беспомощности или, напротив, в неадекватной субъективной переоценке своих возможностей влиять на ход происходящих в жизни событий;

- в ощущении отчуждения от самого себя, своих близких родственников и своего прошлого;

- в постоянном стремлении переосмысливать свой опыт боевых действий в психотравмирующих ситуациях;

- в неоднократно повторяющемся мысленном конструировании иных, более оптимальных для данного военнослужащего сценариев произошедших психотравмирующих событий, которые были, как ему представляется, возможны, но не получили развитие в действительности;

- в стремлении постоянно вспоминать о том, что случилось в психотравмирующей ситуации боевых действий, или, наоборот, в нежелании того, чтобы что-то об этом напоминало;

- в повышенной тревожности или, напротив, в неадекватном реальной ситуации пренебрежении опасностью;

- в повышенной психической напряженности и необоснованной настороженности;

- в повышении эмоциональной чувствительности, сентиментальности или, наоборот, в снижении эмоциональной сензитивности и избегании близких эмоциональных контактов с окружающими;

- в повышенной раздражительности, вспыльчивости и агрессивности в поведении;

- в замкнутости;

- в сниженном эмоциональном фоне настроения, подавленности;

- в суицидальных мыслях и суицидальных настроениях;

- в появлении асоциальных тенденций;

- в потребности в новых острых ощущениях, в том числе связанных с риском для жизни.

 

Кроме того, психологические последствия психотравмирующего боевого стресса могут выражаться в заострении тех черт характера военнослужащих, которые затрудняют взаимодействие с другими людьми.

Приведенные данные свидетельствуют, что в современных условиях проблема психологического обеспечения боевых действий во весь рост встала перед учеными и практиками. От ее решения во многом зависит эффективность выполнения служебно-боевых задач личным составом в сложной обстановке, минимизация боевых потерь.

Теоретические изыскания и накопленный опыт в области морально-психологического обеспечения боевых действий позволяет констатировать, что психологическое обеспечение - это комплекс мероприятий по формированию, укреплению и развитию у личного состава воюющих подразделений психологических качеств, обеспечивающих высокую психологическую устойчивость и готовность выполнять боевую задачу в любых условиях обстановки.

Психологическое обеспечение обладает относительной самостоятельностью, проявляющейся, прежде всего, в ее целях - достижении готовности к активным боевым действиям, устойчивости психики к воздействию факторов боя, профессиональной надежности личного состава. Психологическая готовность и устойчивость пронизывают все составные компоненты не только психологического, но и в целом морально-психологического обеспечения. Они являются психологической составляющей данного процесса и состоят из следующих компонентов:

- мотивационного, отражающего устремленность сотрудника на выполнение поставленной задачи;

- эмоционального, проявляющегося в уверенности, в чувстве воодушевления и удовлетворения поставленной задачей;

- волевого, выраженного в самообладании, самоконтроле и саморегуляции;

- познавательного, характеризующего степень осознания и понимания боевой задачи;

- интеллектуального, отражающего умственную работоспособность, тип мышления;

- операционального (моторного), объединяющего применяемые способы и приемы деятельности.

Уровень развития вышеперечисленных компонентов отражает функциональную надежность психики в сложных условиях боевой обстановки и адекватно обеспечивает выполнение поставленных боевых задач. Поэтому очень важно в ходе повседневной служебной деятельности заблаговременно сформулировать психологическую устойчивость подчиненного личного состава в виде системы психологических качеств (знания, навыки, умения), которые определяют потенциальную возможность каждого сотрудника преодолевать трудности и успешно выполнять поставленные задачи. Одновременно с заблаговременной устойчивостью формируется и длительная готовность, основанная на ранее приобретенных знаниях, навыках, умениях, опыте и других профессионально-важных качествах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.