Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные черты права средневекового Китая

Армия.

Местное управление.

Государственный строй.

Сословно-классовая структура.

Формирование Китайского государства в средневековье.

Средневековое государство Китая

1. При периодизации истории государства в средневековом Китае необходимо учитывать периодические смены царствую­щих династий и становления крупных империй. Государство непосредственно испытывало на себе влияние частых в это время народных восстаний, которые приводили к тем или иным изменениям в социально-классовой структуре, а также в политических и правовых институтах.

Распад Ханьской империи в III в. в результате концентрации земли в руках частных собственников и мощных народных движений II—III вв. привел к столетней внутренней смуте. Последовавшее затем воссоздание государственного единства было связано с процессами централизации в Северном Китае, где была основана династия Цзинь (265—420 гг.).

Этому способствовали реформы 280 г. основателя Цзиньской династии Сыма Яня, на основании которых большая часть земли была объявлена императорской, т. е. государственной собственностью, а самостоятельные крестьяне — податными держа­телями государственных наделов. Они подразделялись на по­датных первого разряда — мужчин и женщин от 16 до 60 лет, относимых к сословию лично свободных простолюдинов, получавших наделы в собственное пользование и, кроме того, урочные наделы; податных второго разряда — всех других членов крестьянских семей от 13 до 15 и от 61 до 65 лет, получавших наделы в половинном размере. Недостигшие податного возраста и превысившие его никаких наделов не получали. Податные крестьяне, получавшие государственный надел, несли также трудовые повинности.

Реформа не означала уравнительного передела земли. Чиновники, например, в зависимости от ранга (их тогда было девять) получали земельные участки. От налогов освобождались также их родственники и прямые потомки людей служилого (ученого) сословия.

Новый вариант надельной системы (система «равных полей») был введен в 485 г. в Северном Китае при династии Северная Вэй, а затем в VI и VII вв. при династии Суй и сменившей ее династии Тан. Мужчинам и женщинам от 15 до 70 лет давался надел пахотной земли. Кроме того, каждому взрослому мужчине (равно как и рабу) государство предоставляло земельные участки с целевым назначением — под посевы конопли, посадку тутовых деревьев и проч. Пахотная земля, предназначавшаяся для посева зерновых, предоставлялась земледельцу лишь во временное пользование и отбиралась государством после превышения им податного возраста или в случае смерти. Чиновникам предоставлялись, так же как и ранее, должностные (служебные) земельные пожалования.

Распространялось фактическое прикрепление крестьян к земле через сельскую общину с ее круговой порукой, коллективной налоговой ответственностью перед государственной казной.

Эта система не только не затрагивала существующего крупного частного землевладения, но и способствовала зачастую его увеличению. В III—IV вв. растет число так называемых «сильных» или «больших домов» местной элиты, основой могущества которой были многоотраслевые хозяйства, не уступавшие по размерам пожалованным землям титулованной знати. В период династии Тан надельная система с традиционной стабильностью норм землепользования была распространена на всю страну. Всем взрослым простолюдинам от 18 до 60 лет полагалось «надельное поле», которая, как и ранее, перераспределялась, и земли для «вечного пользования». Наделы в это время, однако, не получали замужние женщины и рабы, но главе семьи полагался до­полнительный участок. В половинном, по сравнению с крестьянским, размере стали получать надел и городские жители, ремесленники, торговцы.

Уравнительное землепользование не установилось и в Танской империи, ибо несравнимо большие по размерам наделы предусматривались для знати и чиновничества. В стране широ­кое распространение получили различные категории казенных земель: государственных поселений и учреждений, должностные земли, а также частные поместные угодья при император­ских дворах, домах аристократов и чиновников. Танское законодательство формально запрещало продажу надела. Но многочисленные оговорки способствовали росту концентрации земли у частных лиц, усилившейся впоследствии, когда эти формальные запреты были фактически сняты. В Танской империи надельная система землепользования способствовала на определенном этапе укреплению ее экономики, оживлению торгово-ремесленной деятельности в городах, стабилизации политической обстановки.

Стали усиливаться тенденции кланового сепаратизма, которые особенно проявились в связи с введением в начале. VIII в. должностей военных губернаторов (цзедуши), облеченных огромными военными полномочиями для борьбы с непрекращающимися набегами кочевников и проч. Губернаторы превратились со временем во всесильных наместников, крупных землевладельцев, мало считающихся с центральной властью.

Система надельного землепользования потерпела полный крах в VIII в. Массовое обезземеливание мелких землевладельцев вело к социальным взрывам, восстаниям, войнам, в ходе которых гибли правящие династии.

Определенное равновесие государственного и крупного частного землевладения было достигнуто в конце IX — начале X в., династии Сун (960—1279 гг.). Этому равновесию способствовали реформы Ван Аньши в XI в. Предусматривались меры по улучшению условий крестьянского земледелия, строительству ирригационных сооружений и проч. Реформы Ван Аньши были продиктованы главным образом стремлением обеспечить возрастающие потребности императорской казны. Вместе с тем в реформаторском движении ясно проявилось и стремление остановить «поглощение» крестьянских земель, ограничить рост крупного частного землевладения, засилье чиновничьей элиты.

В конце XIII в. Китай был покорен монголами, и установилось правление монгольской династии Юань (1279—1368 гг.). Монгольское завоевание привело к тяжелым последствиям для экономики и культуры Китая, но не подорвало основ традиционной системы хозяйства. Монголы поставили себе на службу китайскую бюрократическую организацию, приспособленную для выкачивания налогов с податного крестьянства. Именно в это время резко возросла в Китае численность рабов и оброчных невольников.

Под напором национально-освободительной борьбы и мощного крестьянского движения XIV в. монгольское господство пало. В стране установилась новая всекитайская династия Мин (1368—1644 гг.), которая всемерно стремилась поддерживать равновесие государственного и частного землевладения.

В XVII в. в Китай вторглись маньчжуры, которые установили там маньчжурскую династию Цин (Дайцин), правившую вплоть до революции 1911 — 1913 гг. До революции просуществовало в Китае и рабство, ликвидированное в это время законодательным путем.

2. Сословно-классовая структура. Китайское традиционное право не знало европейской концепции прав личности, гражданина, индивида, берущей свое начало еще в античном мире. В китайских кодексах и официальных документах правовое по­ложение личности определялось термином «сэ» (цвет), указывающим на принадлежность к той или иной социальной группе, члены которой обладали теми или иными правами и строго фиксированными обязанностями. Существовала также строгая и детальная регламентация их поведения в быту, различия в одежде, обрядах и проч.

Несмотря на те или иные изменения, в социальной структу­ре традиционного Китая во все времена выделялись в основном три сословно-классовые группы: «благородных», «добрых» у «подлых» людей.

Первая сословно-классовая группа включала в себя приви­легированных, «благородных» лиц — светскую и духовную знать, военное и гражданское чиновничество. Они были осво­бождены от трудовых повинностей и телесных наказаний, а не которые — и от налогов. Представители этого сословия не только были крупными частными землевладельцами, они также присваивали и значительную часть сумм, поступающих в казну. Так, например, к концу царствования династии Мин общее число «родственников» императора, обладающих высокими титулами, рангами, почетными званиями, превышало 100 тыс. человек. На их содержание в виде жалованья тратилась значительная часть налоговых поступлений.

В особом положении находился непривилегированный слой богатых купцов, ростовщиков, крупных землевладельцев-богачей, которые пополняли ряды господствующего класса. Сословные перегородки, отделяющие их от «благородных», могли быть преодолены, так как в Китае еще в начале новой эры утвердилась официальная практика покупки почетных званий и ученых степеней. Это был самый простой способ приобретения богачами права на переход в категорию неслужилых чиновников. Они также пользовались определенными привилегиями.

В средневековом Китае старая родовая аристократия в значительной мере уступила свои позиции новой служилой аристократии — чиновничеству. Образованная сословная группа — шеньши стала мощной консервативной силой, опорой центральной власти, традиционно эксплуатировавшей податных крестьян. Шеньши делилась на две категории. Первую составлял относи­тельно небольшой по численности слой лиц, непосредственно причастных к власти, — окружение правителя, его сановники и весь иерархический бюрократический государственный аппарат, вторую — огромная армия кандидатов в этот слой, получивших конфуцианское образование, но не имеющих должностей. Они не были прямо облечены государственными полномочиями, но играли огромную роль на местах, в общинном управлении, что в значительной мере способствовало централизации государственной власти Китая.

Формально путь к чиновничьей должности был открыт для всех получивших по канонам конфуцианской науки образование и сдавших экзамены. Фактически получить образование и особенно чиновничий ранг могли только дети богачей, самих чиновников. Такой порядок обеспечивался до VIII в. системой рекомендаций местными правителями на чиновничью должность «достойных людей». Деление на девять чиновничьих разрядов, в основу которых была положена система оплаты службы чиновника зерном, сложилось еще в период Воюющих царств. Эти девять рангов, каждый из которых состоял из двух классов, неизменно сохранялось вместе с делением на высших, средних и низших чиновников. От ранга, зависел не только пост, место в служебной иерархии, но и престиж и жалованье чиновника. В конце III в. жалованье чиновникам зерном и деньгами было заменено наделами земельных участков различной величины, которые передавались для обработки арендаторам. Арендная плата, таким образом, заменяла жалованье. С VIII в. вплоть до революции 1911 — 1913 гг. чиновники получали жалованье зерном и деньгами. Служебные наделы и «кормления» могли служить лишь дополнением к их вознаграждению. Приравнивался к статусу чиновника в Китае и статус даосских и буддийских монахов.

Представители второй непривилегированной сословно классовой группы относились к простонародью, «мелкому люду». Это в основном мелкие земледельцы и ремесленники, на которых и лежало главное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей. В III—VIII вв., в период существования государственной надельной системы, основная масса крестьян фактически превратилась в арендаторов государственных земель.

К третьей сословно-классовой группе «подлых людей» отно­сились неполноправные свободные и бесправные — государственные и частные рабы. Крах надельной системы, развитие крупной земельной собственности привели к росту числа безземельных и малоземельных крестьян-арендаторов, нередко прикрепляемых к земле. Неполноправная сословная группа формально свободных состояла вплоть до XIII в. из лиц, находившихся в зависимости от «сильных домов». Они использовались в качестве вооруженной силы, полукрепостных арендаторов, батраков, домашней прислуги. Арендаторы частных земель и батраки, как и рабы, должны были беспрекословно выполнять приказания хозяина. Их били палками, сажали в частные тюрьмы, а иногда и безнаказанно убивали. Они не имели права обращаться в суд с жалобой на хозяина. Государственные органы стояли на страже интересов землевладельцев, оказывали им содействие в розыске и возвращении беглых арендаторов и батраков, не внесших вовремя арендную плату или не отработавших сроков, указанных в контракте. Лишь в 1727 г. было формально запрещено самовольное наказание хозяевами зависимых от них работников.

3. Государственный строй. В средневековом Китае получили дальнейшее развитие черты восточной деспотии, которые особенно ярко начали проявляться в танском Китае. Традиционные основы системы высших и местных органов управления укреплялись и совершенствовались в это время главным образом за счет определенного разделения функций: общеадминистративных, надзорно-контрольных, судебных и военно-командных. Те или иные звенья этой системы подвергались перестройке, менялись их полномочия и названия в связи с изменением задач, стоящих перед государством.

Во главе сложной, но достаточно стройной системы централизованного государственного управления в Танской империи стоял правитель, официально именовавшийся Сыном Неба (тянь цзы) и императором (хуанди). Его власть была наследственной и неограниченной. При нем существовали три высших правительственных учреждения, состоявших в основном из наиболее видных сановников, среди которых было значительное число его родственников: Управление ведомств, императорская канцелярия и секретариат. Эти учреждения допускались к обсуждению императорских указов. Все бразды травления были в руках двух высших чинов, канцлеров — левого (старшего) и правого (младшего), каждый из которых ведал тремя из шести ведомств (министерств): чинов (назначений), налогов (доходов), ритуалов, военным, судебным (наказаний) и общественных работ.

Ведомство чинов отвечало за назначение, перемещение, смещение всех гражданских чиновников и служащих управлен­ческого аппарата. Престиж чиновничьей должности в средневе­ковом Китае был столь велик, что именно это ведомство и его руководитель считались главными среди других. Ведомство налогов вело учет населения и сельскохозяйственных земель. Ведомство ритуалов занималось церемониями и обрядами, направленными на возвеличивание императорской власти, а также религиозными жертвоприношениями. Оно состояло из отделов церемоний, жертвоприношений, приемов и предписаний, издаваемых в целях унификации культово-обрядовой деятельности, что было нацелено на укрепление власти императора. К ведению Военного ведомства относилось назначение, перемещение и увольнение всех военных чиновников, снабжение армии и почтовая служба. Судебное ведомство, состоящее по образцу Ведомства налогов из 13 территориальных отделов, контролировало правосудие по всей империи. Его деятельность пересекалась с деятельностью цензората и ревизионно-следственного столичного суда.

Важное место в системе органов государственной власти занимала Палата цензоров, которая обладала полномочием тотальной проверки работы всех чиновников как центральных, так и местных учреждений, за исключением импера­торских секретариата и канцелярии.

Цензорские, надзорные органы различных категорий занимали автономное положение, независимое от основной адми­нистративной иерархии как в центре, так и в провинциях. Цензорат возглавляли два главных цензора — чиновники 1 ранга. В его аппарат входило более 100 инспектирующих цензоров, разделенных на группы по провинциям. Ни один из органов государственного аппарата не располагал столь большими пол­номочиями, как цензорат, держащий под своим наблюдением всех чиновников и их деятельность, имеющий право не только выявлять их злоупотребления, ошибки, но и непосредственно исправлять их, применять карательные санкции.

Важную роль в государственном управлении играл императорский двор, включавший большое число жен, евнухов, слуг. Одновременно развивался и усложнялся специальный иерархически организованный центральный аппарат чиновников, на вершине которого находились, как и в танском Китае, главы шести ведомств (министерств), а также цензората — высшего надзорно-контрольного органа и пяти комиссариатов — высших военно-командных органов.

С XV в. стало усиливаться политическое влияние евнухов, которых правители привлекали на должности государственных чиновников, стремясь тем самым предотвратить развитие сепаратизма, создание чиновниками-вельможами своих собственных династий. Евнухи-чиновники наделялись императорами полномочиями, выходящими за рамки дворцовых дел, что при­вело со временем к созданию двух центров власти — дворцового («внутреннего») и ведомственного («внешнего»). Их противоречия могли использоваться императорами в своих целях до тех пор, пока один из этих центров не достигал такого могущества, при котором император устранялся или становился марионеткой новоявленного диктатора-евнуха или главного советника.

Деятельность шести центральных ведомств в минском Китае сначала координировалась Большим секретариатом, во главе которого стояли два советника, чиновники 1 ранга. Постоянная угроза стабильности власти императора, опасность концентрации ее в руках главного советника привели к передаче его функций в 1380 г. непосредственно в руки императора.

Центральные органы управления в соответствии со своими главными задачами в это время делились на те же шесть ведомств. Принципы отбора чиновников на службу в соответствии с испытаниями по восьми различным по значимости экзаменационным степеням. Экзаменационной системе, сменившей старый порядок, когда местные чиновники могли сами назначать себе подчиненных, стало придаваться значение еще в VI в. Теоретически к экзаменам могли допускаться все, в том числе и те, кто принадлежал к «подлому люду». Однако неформальная сословная иерархия, как и социальные условия, ограничивала круг возможных претендентов на должности и служебную карьеру выходцами из состоятельных и влиятельных кланов.

Местное управление. Империя Мин была разделена на 10 провинций (дао), которые в свою очередь подразделялись на округа (чжоу) и уезды (сянь). Административные единицы различались по количеству населения, а также по размерам сумм уплачиваемых налогов и соответственно делились на разряды (округа и уезды делились на три разряда), что отражалось на статусе и количестве работавших в них чиновников, назначаемых из центра и контролировавшихся им. Высшим звеном местной власти было Управление округом, возглавляемое начальником. Провинциальных органов власти в это время еще не было.

Были созданы провинциальные органы власти. Управление строилось так, чтобы исключить местный сепаратизм, сосредоточение власти в руках одного человека, чтобы деятельность местных органов не только систематически проверялась, но и перепроверялась.

В провинции действовала отныне триада управленческих органов — административных, военных и надзорно-контрольных, во главе которых стояли уполномоченные, чиновники высоких рангов. Для координации деятельности этих управлений, а также для контроля за ними сначала из центра в разные части страны направлялись специальные имперские уполномоченные, которых называли «посланцы мира».

Административное управление в каждой провинции возла­галось, на двух уполномоченных — «левого» и «правого», которые имели штат помощников. В их обязанности входили: учет людей и земель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды.

Деятельность на местах большого количества чиновников, непосредственно представлявших имперские органы, стала в это время отличительной чертой местного управления. Так, в каждую из провинций на один год посылался специальный представитель имперского цензората, от которого требовалось надзирать за всеми местными службами, принимать от населения жалобы, приостанавливать или исправлять те или иные действия местного управленческого органа, направлять императору доклады о деятельности местных чиновников, давать советы местным властям и «великим координаторам». Из столицы посылались цензоры и с более узкой сферой деятельности, например военной, которые должны были следить за рекрутским набором, преследовать дезертиров, а если начиналась военная кампания, следить за военными операциями, посылать императору соответствующие отчеты.

На всем протяжении средневековой истории Китая в низовых территориальных единицах сохранялись и органы самоуправления. Общинные старосты следили за порядком, за обработкой земли. Все жители деревенской общины были связаны круговой порукой благодаря системе десятидворок, созданной для сбора налогов, несения трудовых повинностей и проч.

В состав Минской империи включались удельные княжества, закрепляемые за сыновьями и внуками императора, которые не обладали ни административной, ни судебной властью, а при некоторых минских императорах имели лишь военные полномочия, но получали определенную часть местных налогов.

Суд. В средневековом Китае судебные дела рассматривались как в собственно судебных органах, так и в органах админист­ративных, выполнявших судебные функции. В Китае сложилась относительно стройная иерархическая судебная ле­стница, на высшей ступени которой стоял сам император, на низшей — выборный старейшина деревни. Большинство дел решалось в уездных управах — ямынях, где вершил суд уездный начальник. В случае недостаточности доказательств дело или откладывалось, или передавалось специальному следственному судье по уголовным делам, который по своему чиновничьему рангу приравнивался к уездному начальнику. Дела, связанные с тяжкими преступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством, поступали в область или провинцию, где действовали особые судебно-правительственные органы: управа административных дел, осуществлявшая контроль за правильным исполнением административных функций чиновниками; управа по военным делам, где расследовались дела военных; управа по рассмотрению судебных дел, т. е. по делам другого населения. Эта стадия в принципе была завершающей для рассмотрения большинства судебных дел. Только в том случае, если дело не было окончательно решено в области или провинции, оно направлялось в тот или другой столичный судебно-следственный орган. В эпоху Мин это были Ведомство наказаний, Храм большой истины, Центральный ревизионно-следственный уголовный суд, в который поступали дела особой сложности. Здесь выносились решения от имени императора, которому докладывали о всех смертных приговорах. Император имел право объявлять амнистии, а также смягчать наказание.

Армия. Принципы организации армии менялись на разных этапах развития средневекового государства в Китае под влиянием как внутриполитических, так и внешнеполитических факторов. В империях Суй и Тан была создана довольно совершенная для своего времени военная модель, получившая название системы военных округов, делившихся на высшие, средние и низшие. Ко­личество округов одно время достигало цифры 800, а численность самой армии колебалась от 400 до 800 тыс. человек. Такая армия обладала рядом существенных преимуществ. Она, во-первых, не требовала от государства заметных расходов на свое содержание, так как в мирное время округа занимались земледелием с целью обеспечения нужд армии; во-вторых, пресекала возможность усиления военной верхушки, не имевшей в мирное время военной силы; в-третьих, использовалась в качестве удобного средства подавления беспорядков на местах. И главное, такая военная система хорошо вписывалась в надельную систему Китая.

С VIII в. императоры все чаше стали прибегать к услугам наемной армии, содержать конницу, комплектовавшуюся из тюрков, уйгуров и проч. Рекрутский набор существовал в более поздние времена.

В империи была сохранена старая система военных округов и пограничных гарнизонов, основной состав которых формировался из военных поселенцев, имевших надел, несу­щих службу до старости, а иногда и до самой смерти.

Во все времена регулярные войска опирались на поддержку местных военных отрядов, общинных формирований, призванных охранять порядок. Состоящие в основном из зажиточных крестьян, эти отряды особенно активно действовали во время крестьянских волнений. Минские императоры широко прибегали к вспомогательным военным формированиям союзных государств, которые они или нанимали, или принуждали к несению службы во фронтовых районах.

Во времена Мин армия непрерывно росла - в XVII в. она насчитывала 4 млн. человек. Региональные военные соединения располагались по провинциям и в жизненно важных военных областях. Из базовых военных соединений периодически отбирались и специально готовились особые войска, несущие службу в столице, среди которых выделялись отряды личной императорской гвардии, призванной охранять императорский дворец. Другую специальную категорию военных объединений составляли войска эскорта, приписываемые к каждому принцу.

Постоянного главнокомандующего в армии не было. В случае начала военных действий один из высших военных чинов или сановников назначался генералом или даже генералиссимусом. Постепенно, однако, развивалась система постоянного тактического командования, при этом личный состав концентрировался вдоль границ, портов и других стратегических пунктов.

Местные командующие войсками в минском Китае контро­лировались специальными чиновниками, назначаемыми на определенный срок из центра. В XV в. была создана должность главного военного координатора, осуществлявшего контроль над всеми местными тактическими военными службами.

1. Источники права.

2. Уголовное право.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определите критический путь и проанализируйте возможности сокращения продолжительности разработки РЭС | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.