Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы развития научной психодиагностики




Фактор 1. Экспериментальная психология с новыми методами статистической обработки результатов лабораторных исследований.

Начало становления экспериментальной психологии связывается с соз­данием в 1879 г. В. Вундтом в Германии первой лаборатории эксперимен­тальной психологии: ощущения, двигательные реакции, периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение. Вундт считал, что психические функции не изучаемы, поэтому изучал двигательные реакции. Его методы используются до сих пор. Подобные лаборатории и в других странах (Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке).

В рамках экспериментальной психологии в Англии кузен Ч. Дарвина Фрэнсис Гальтон изучал особенности речевых ассоциаций. Ф. Гальтон (1883) впервые включил в состав предложенной им новой комплексной науки "антропометрики" особые измерительные испытания не только физических характеристик человека. Гальтон в связи с проблемой умственной одаренности исследовал более 4000 родословных великих людей; пришел к выводу, что великие люди имели великих предков. Именно Гальтон предложил термин "тест" и с его именем связывается начало психодиагностики; он ввел близнецовый метод, психический замер, антропометрический замер и т.п.

Таким образом, первоначально психодиагностика стала складываться как наука о методах экспериментальной дифференциальной психологии (изучает различия между людьми экспериментальным путем).

Американский психолог Дж. М. Кеттелл предложил тесты, направленные на диагностику различных видов чувствительности, времени двигательной реакции, времени восприятия определенного цвета, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания. Он же с помощью тахистоскопа (прибора, позволяющего предъявлять испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени) определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты — формы, буквы, слова и т. д. Объем внимания в его опытах составлял величину порядка пяти объектов. Проводя эксперименты с чтением букв и слов на вращающемся барабане, Дж. М. Кеттелл зафиксировал феномен антиципации («забегания» восприятия вперед). Так в психологии утвердился объективный экспериментальный; метод, который начал определять характер психологической науки в целом.

Таким образом, экспериментальная психология позволила получить пер­вые научные знания об индивидуальных различиях. В первых исследовани­ях выявилась необходимость соблюдения стандартных условий исследования и формулировок инструкций.

Вслед за Кеттеллом американские лаборатории начали применять метод тестов. Возникла необходимость организовать специальные координацион­ные центры по использованию этого метода.

В 1895-1896 гг. в США были созданы два национальных комитета по объ­единению усилий специалистов по тестированию (тестологов) и обеспечению общей концепции психодиагностики.

Фактор 2. Развитие дифференциальной психологии. В1900 г. В. Штерн опубликовал работу «О психологии индивидуальных различий». В дифференци­ально-психологическом аспекте психодиагностика изучает индивидуальные осо­бенности человека или групп людей, выделенных по определенным критериям.

Фактор 3. Запросы промышленности в связи с развитием рыноч­ной экономики. Дифференциально–психологическое изучение человека вызвано было запросами практики (сначала медицины и педагогики, затем промышленности). Представители разных психологических школ по-разному отвечали на эти запросы (отбор персонала, сокращение времени профподготовки, профориентация и др.).

Фактор 4. Запросы педагогики и медицины на нормативы, обуслов­ленные массовым обучением населения и унификацией системы консультативно-медицинского обеспечения (профосмотры, разработка нормативов по противопоказаниям к определенным видам работ).

В связи с этим фактором следует обратить внимание на первые иссле­дования в середине XIX в., связанные с дифференциацией явлений умствен­ной отсталости и психического заболевания. Французский врач Ж. Эскироль (1772-1840) ввел четкий критерий дифференциации — особенность речево­го развития индивидуума. Через 50 лет, в начале XX в. этот критерий был использован при разработке шкалы Бине—Симона.

Фактор 5. Развитие тестовой диагностики. Основателем тестовой диагностики считается Дж. М. Кеттелл, автор статьи «Умственные тесты и измерения» в журнале «Mind» [1890], в которой рассматриваются идеи ис­пользования психометрических методов в психодиагностике.

Тестовые методики тесно связаны с теоретическим принципами бихевиоризма. Поскольку поведение, согласно бихевиористской концепции, является единственным объектом изучения психологии, то первоначально цель диагностики сводилась именно к фиксации поведения. Именно этим и занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов.

Корни клинического подхода уходят своим основание в ассоциативную психологию и психоанализ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.