Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование на предприятии как важнейшая предпосылка оптимального управления производством




Сущность и роль бизнес- планирования в деятельности организации

Одной из важнейших функций управления является планирование. Именно в процессе планирования количественно формулируются стоящие перед предприятием задачи, определяются наиболее эффективные пути их достижения и необходимые ресурсы.

В условиях рынка оно служит основой осуществления множества разнообразных экономических, организационных, социальных функций, характеризующих степень развития современного производства. Механизм их взаимодействия требует объединения в общий комплексный план или единую плановую систему соответствующих целей и средств их достижения. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.

Главной целью планирования как функции управления является обоснование и разработка способов достижения ориентиров деятельности фирмы и ее подразделений, обеспечивающих желаемый уровень развития как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе.

В соответствии с этой целью планирование должно решать пять взаимосвязанных задач:

- анализ внешней среды фирмы;

- определение внутрифирменных целей;

- анализ ресурсного обеспечения поставленных целей;

- разработка альтернативных способов достижения целей и выбор наиболее рациональных в конкретных условиях с учетом возможных внешних ограничений и доступных ресурсов;

- внутренняя координация и контроль.

В целом, планирование представляет собой процесс принятия решений, однако оно обладает рядом отличающих его специфических черт. К специфическим чертам планирования, согласно Р.Акоффу, относятся следующие:

- предварительность, т.е.планирование - предварительное принятие решений о характере, наборе и направлении предполагаемых действий принимается до начала их совершения;

- системность, т.е.потребность в планировании возникает, когда достижение желаемого результата зависит от системы решений. Набор решений образует систему тогда, когда влияние любого из них на соответствующий результат зависит, по крайней мере, от одного другого решения в наборе;

- процесс планирования направлен на достижение такого состояния, которое желательно, и нельзя ожидать, что оно возникнет само собой.

Из этого следует, что планирование – это процесс заблаговременного принятия и оценки взаимосвязанной совокупности решений в ситуации, когда предполагается, что желаемое состояние в будущем вряд ли наступит, если не принять специальных мер, и что, приняв соответствующие меры, можно увеличить вероятность благоприятного исхода.

К основным элементам планирования относят:

- результаты - постановка целей и задач;

- средства - выбор программ, процедур и способов действий, служащих достижению поставленных целей и выполнения поставленных задач;

- ресурсы -

- внедрение - построение процедур принятия решений и способов реализации плана;

- контроль - разработка методики предсказания ошибок и срывов и их предотвращения на непрерывной основе.

В зависимости от сроков планируемого периода и масштабов описываемых задач принято различать стратегическое и тактическое планирование. Разница между ними скорее относительна. В зависимости от конкретной рассматриваемой ситуации один и тот же плановый документ может иметь либо тактический, либо стратегический характер. В то же время можно отметить следующие основные моменты, по которым конкретный плановый документ относится к разряду стратегических:

- чем более отдаленные последствия имеет план, чем труднее от него отказаться, тем более стратегическим он является;

- чем шире влияние плана на функционирование организации, тем более стратегическим он является;

- стратегическое планирование, как правило, занимается определением целей и средств их достижения, тактическое планирование - только средств. В общем, стратегическое планирование можно определить как долгосрочное комплексное планирование, ориентированное на конечные результаты.

Таблица 1

Особенности стратегического и оперативного планирования

Аспект планирования Оперативное Стратегическое
Объект рассмотрения Предприятие; эффективность отдельных процессов на предприятии Окружение предприятия; существенные изменения в окружении предприятия, положение предприятия по отношению к окружению
Цели Эффективность Рентабельность Обеспечение существования предприятия; Создание потенциала успеха
Параметры, задаваемые в плане Прибыль, оборот, издержки Потенциал успеха, шансы, риски
Инструменты Финансовый учет, расчет издержек и результатов, статистика Анализ жизненного цикла изделий, методика портфолио, сценарии

 

Стратегические планы включают цели, стратегию и политику фирмы. На этом этапе закладываются перспективные предпосылки развития предприятия, плановые решения этого уровня связаны с выбором товаров и рынков, месторасположения предприятия и его структур, а также касаются совершенствования организационной структуры, капитальных вложений, производственных мощностей, потребности в финансовых средствах и т.д. Основной характеристикой стратегических решений является то, что они принимаются в условиях неопределенности и риска, не повторяются и не ведут к появлению подобных же решений.

Краткосрочное, или тактическое планирование, - чаще всего, это годовое планирование. Обычно за год происходят все типичные для фирмы события и за этот срок выравниваются все сезонные колебания конъюнктуры. К тому же такой период соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. Следуя принципам непрерывности и гибкости, годовой план разделяется на квартальные и месячные с постоянной корректировкой (скользящий план). Тактический план - это совокупность увязанных между собой функциональных планов, направленных на пошаговое достижение стратегических целей фирмы.

Основой тактического планирования является план маркетинга, который позволяет увязать исходя из прогноза продаж продукции предприятия план производства, план закупок, план по персоналу, финансовый план.

Более детальным видом тактического планирования является оперативное планирование, направленное на детализацию текущих планов. На этом этапе планируются производственные, финансовые, маркетинговые операции и потоки во времени для достижения запланированных результатов. По сути, речь идет о логистическом планировании. Оперативные планы разрабатываются для каждого подразделения (для каждого рабочего места). Поскольку отдельные подразделения и рабочие места могут принимать как прямое, так и опосредованное участие в создании, производстве и реализации продукции, предметом оперативного управления являются виды работ (функции, задачи), закрепленные за ними соответствующими документами (положение о подразделении или службе; должностная инструкция; приказы и распоряжения).

В предпринимательском менеджменте планирование нового вида деятельности (создание нового предприятия, освоение новой продукции и выход с ней на рынок, представление клиентам новых видов услуг и т. п.) является основой определения целесообразности реализации проекта. Общепризнанным инструментом планирования предпринимательской деятельности и предпринимательского менеджмента является бизнес-план.

Бизнес-план - документ планового характера, определяющий и обосновывающий цели нового вида деятельности в области предпринимательства и на основе анализа всех появляющихся при этом проблем намечающий пути и способы достижения поставленных целей. Такие документы в практике рыночных отношений используются предприятиями всех типов, форм собственности и размеров.

Процесс бизнес-планирования сложный и трудоемкий, поэтому разработчикам бизнес-планов нужны экономические знания, навыки и опыт. В условиях перехода к рыночной экономике овладение искусством составления бизнес-планов становится крайне актуальным. Объектами бизнес - планирования являются следующие направления предпринимательской деятельности:

1. обоснование направлений стратегического развития предприятия;

2. подготовка заявок существующих и вновь создаваемых предприятий на получение кредитов в коммерческих банках;

3. разработка проектов создания частных фирм;

4. привлечение инвесторов к реализации планов развития предприятия;

5. разработка стратегии финансового оздоровления предприятия, попавшего в сложное финансовое положение;

6. составление проектов эмиссии ценных бумаг предприятий.

Каждый из этих бизнес-планов характеризуется своими особенностями разработки, структурой, содержанием разделов. Бизнес-планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес - линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию (новому или действующему). Следует отметить, что бизнес-план финансового оздоровления предприятия составляется для неплатежеспособных предприятий в обязательном порядке, имеет свою структуру и логику изложения. В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведенной выше типологии. Бизнес-планы ориентированы прежде всего на нововведения, в отличие от стратегического плана имеют четко очерченные временные границы с конкретными проработками, в то время как стратегический план по мере выполнения очередного годового плана и проведения соответствующего ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться. Близок к бизнес-плану и такой привычный ранее российским предпринимателям документ, как технико-экономическое обоснование. Но главное отличие бизнес-плана - в его стратегической направленности, предпринимательском характере, гибком сочетании производственного, технического, финансового и рыночного аспектов деятельности на основе внутренних возможностей организации и внешнего окружения.

Особенности, которые необходимо учитывать при разработке различных типов бизнес-планов: специфика отрасли; общая стратегия предприятия; концепция продукта и др.

Объем бизнес-плана зависит от его цели. Если это план внутрипроизводственного развития, то его объем обычно не регламентируется. При разработке проектов, требующих небольших и средних инвестиций бизнес-план, как правило, составляется на 20-25 листах. Для бизнес-плана, предназначенного для привлечения крупного инвестиционного капитала, характерен объем 50-60 страниц, без учета приложений.

Принято считать, что бизнес-план имеет типовую структуру. Однако структура и содержание его разделов может изменяться в зависимости от вида бизнеса. Фирмы и предприятия обычно придерживаются типовой (базовой) структуры, которая рекомендуется во многих работах, но при этом необходимо учитывать особенности объекта, для которого разрабатывается бизнес-план. Учет этих особенностей и отражение их в бизнес-плане дает большую уверенность в своих возможностях при представлении бизнес-плана инвесторам.

Литература по бизнес-планированию весьма обширна. В ней дается базовая структура бизнес-плана, определяемая следующими разделами:

1. Резюме;

2. Описание фирмы (предприятия);

3. Описание продукции;

4. Анализ рынка сбыта;

5. Конкуренция;

6. План маркетинга;

7. План производства;

8. Организационный план;

9. Риски и страхование;

10. Финансовый план;

11. Финансовая стратегия;

12. Приложение.

Несмотря на понимание важности составления бизнес-планов, многие предприниматели не представляют, с чего начать разработку этого документа, в какой последовательности осуществить расчеты, какая необходима информация для разработки бизнес-плана, каковы затраты времени на разработку бизнес-плана и т.п. В каждой из работ по бизнес-планированию обычно раскрывается подробно 2-3 раздела и практически ни в одной работе не представлена методология разработки бизнес-плана, наиболее слабо отражены вопросы конкурентоспособности продукции и предприятия. Все это усложняет работу предпринимателя при разработке бизнес-плана, а проведение упрощенных расчетов может привести к искажению конечных результатов и принятию неэффективных решений.

Поэтому актуальными являются вопросы организации разработки бизнес-планов и тех аспектов, которые в наименьшей степени освещены в литературе с учетом отраслевых особенностей объектов бизнес -планирования.

Основными объектами бизнес - планирования в промышленности являются: финансовое оздоровление предприятий и создание малых предприятий. В свою очередь, создание малых предприятий осуществляется двумя путями: на базе ранее действовавших предприятий и как вновь создаваемые. Очевидно, что обоснование целесообразности создания этих двух типов предприятий имеют отличия. Так, для действующих предприятий, имеющих основные фонды, состав работающих определенной квалификации и т.п., наиболее важными могут быть маркетинговые и финансовые аспекты, а для вновь создаваемых предприятий не менее важными аспектами являются кадровые, производственные и т. д. Очевидно, что для этих двух типов предприятий бизнес-планы будут отличаться по степени проработанности отдельных и разделов, последовательности принимаемых решений, определении источников финансирования и т.д.

Разработка методических положений, рекомендаций по разработке бизнес-планов для конкретных направлений предпринимательства является одним из факторов повышения их действенности. В первую очередь совершенствование бизнес - планирования должно быть ориентировано на те направления предпринимательства, которые получили наибольшее распространение в настоящее время.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.