Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постсемидесятые годы




 

В конце семидесятых годов корабль сотрудничества между Бэндлером и Гриндером потерпел крушение. С этого момента Бэндлер стал заниматься преимущественно теми методами НЛП, которые основывались на едва разли­чимых оттенках в свойствах наших внутренних образов, звуков и чувств (субмодальности). Эксперименты Бэндлера с субмодальностями заключались прежде всего в перемещении с помощью субмодальностей критериев новых опытов от одного опыта к другому. Его работу с середины восьмидесятых годов можно охарактеризовать с помощью следующих достаточно простых, од­нако вместе с тем всеобъемлющих выводов:

1. Все возможности в нашей жизни определяются субмодальностями нашего внутреннего опыта.

2. Мы имеем полный контроль над субмодальностями.

3. Следовательно, мы можем добиться всего, чего мы хотим добиться.

В девяностые годы Бэндлер начал создавать нечто, получившее название «Инженерное Проектирование Человека» («Design Human Engineering»). Важ­ная роль в этом методе отводилась четкому согласованию между внутрен­ними ощущениями и измеримым внешним миром.

Конец восьмидесятых годов ознаменовался успехами Тони Роббинса (ко­торому при помощи НЛП удалось освободиться от всех форм застенчивости). Понятие «экология» является в его интерпретации НЛП — которое он назы­вал Нейро-Ассоциативным Состоянием (НАС) (Neuro Associatieve Conditio- nering) — достаточно отстраненным. Он сочетает изучение НЛП с хождением по огню (хождение по раскаленным углям) и увлекает за собой огромное количество людей в Америке классическим обещанием богатства, счастья и вла­сти. Роббинс берет на вооружение ограниченную версию НЛП и использует ее таким образом, что все это наводит на мысли о театральном гипнозе. Ком­мерческий успех подобной интерпретации НЛП связан с характером средств массовой информации в нашем обществе. Журналисты стремятся «набрать очки». Если кто-нибудь начинает кричать с крыши о том, что он может каж­дого сделать миллионером, или что он может излечить от рака, он момен­тально попадает на страницы газет и журналов. Когда же Роббинс заявил, что может увеличить на десять процентов шансы на выживание пациентов, боль­ных раком, при условии, что этому будут способствовать обстоятельства, ни одна из газет не обратила на это никакого внимания. Благодаря тому, что средства массовой информации с удовольствием публикуют любые крайние точки зрения, НЛП также не обошли стороной догматизм и надувательство. Из нашей формулировки должно быть ясно, что мы не приветствуем подобные тенденции. Однако в то же время следует признать, что Роббинсу удалось сделать доступными принципы НЛП и донести их до больших групп людей, которые прежде не проявляли никакого интереса к НЛП. Возможно, им была предложена сильно упрощенная форма НЛП, но, по крайней мере, они полу­чили возможность ею воспользоваться. Кроме того, позже Роббинс разработал рабочую форму «применения НЛП к себе» (наряду с уже существующей формой «воздействия посредством НЛП на клиента»), и это было весьма по­лезное дополнение. Таким образом, наши возражения против данного течения в НЛП — это, прежде всего, осуждение пропагандируемых примитивных ка­питалистических ценностей, упрощения и догматизма, а не критика собствен­но содержания, которое при внимательном рассмотрении, по крайней мере частично, несомненно является НЛП.

Гриндер, воодушевленный работой Карлоса Кастанеды, в восьмидесятые годы сконцентрировал свои усилия на исследовании предпосылок гениально­сти, ведущая роль при этом отводилась техникам для «остановки мира» (описанного как явление Кастанедой). «Остановка мира» означает, прежде всего, прекращение нашего внутреннего диалога и концентрацию на нашем чувственном восприятии. Кроме того, в восьмидесятые годы Гриндер, кото­рый считал, что НЛП стало излишне усложненным и тем самым утратило свою сущность, занимался созданием так называемого Нового Кода НЛП, следующей версии НЛП. Центральное место в Новом Коде отводилось нако­плению («фильтрации») опыта и множественному описанию действительно­сти. Новые опыты использовались для того, чтобы заменить существующие проблематичные опыты важными моментами выбора («choice-points»). Бес­сознательное играет ведущую роль в работе Гриндера. Как Гриндер, так и Дилтс, начиная с семидесятых годов, упорно работают над системными аспек­тами опыта человека. Один человек является частью большого целого, кото­рое предопределяет то, как он думает, чувствует и действует. Поскольку на­личие данного аспекта в концептуальной основе НЛП теоретически уже не­однократно подтверждалось (прежде всего Бейтсоном), центральной фигурой при практическом применении НЛП чаще остается все же индивидуум. Дилтс подчеркивал в этой связи роль других важных аспектов, например, при воз­никновении убеждений, а Гриндер особо выделял в этой связи роль культуры.

Однако новая система Гриндера (Новый Код), подобно новой системе Бандлера (Инженерное Проектирование Человека), не достигла тех высот, которые стали доступны НЛП, названному его первым духовным дети­щем. В этом смысле приходит на ум история группы «Битлз», которая уже больше никогда не смогла достичь прежней популярности — и, возможно, прежней многогранности - после того, как каждый ее участник пошел своим путем.

НЛП довольно быстро переместилось из Америки в Нидерланды. Инсти­тут Эклектической Психологии (ИЭП) организовал в 1982 году первый в пашей стране семинар по НЛП, а в 1983 году — полный курс обучения НЛП. С тех пор НЛП развивалось в Нидерландах практически такими же темпами, что и в Соединенных Штатах, прежде всего благодаря многократным рабочим визитам Роберта Дилтса, который первое время много работал для ИЭП.

Начиная с восьмидесятых годов, свой вклад в развитие НЛП в Нидерлан­дах внесли также нидерландские приверженцы НЛП (NLP-ers[1]). Интерпрета­ции НЛП, такие как «Внутренне-внешняя-модель» («Binnen-buiten-model») (Meijer 1990), «Капсулы НЛП» («NLP-capsule») (Hollander 1994) и «Со­циальная панорама» («Sociale panorama») (Derks 1995) стали продуктом ни­дерландской почвы, равно как и определенные структурированные техники моделирования.

В девяностые годы границы области применения НЛП сместились в на­правлении духовности. Этому во многом способствовали веяния времени в Соединенных Штатах. Роберт Дилтс (1991) применил концепцию логических уровней Бейтсона к процессу обучения и коммуникации. При этом он назы­вал «духовность» уровнем, расположенным над убеждением и идентичностью (в Приложении А, «Наглядные модели», эта тема освещается более подроб­но). Коннира Андреас (1994) открыл «трансформацию глубинного ядра лич­ности» — метод, призванный помочь в решении повседневных проблем с по­мощью «сердцевинных состояний» («core states»). Именно в Нидерландах было положено начало развития прагмагии, образованной посредством моде­лирования ритуалов вхождения в состояние транса из Бразильских народных религий Умбанда и Кандомбле.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.