КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Постсемидесятые годы
В конце семидесятых годов корабль сотрудничества между Бэндлером и Гриндером потерпел крушение. С этого момента Бэндлер стал заниматься преимущественно теми методами НЛП, которые основывались на едва различимых оттенках в свойствах наших внутренних образов, звуков и чувств (субмодальности). Эксперименты Бэндлера с субмодальностями заключались прежде всего в перемещении с помощью субмодальностей критериев новых опытов от одного опыта к другому. Его работу с середины восьмидесятых годов можно охарактеризовать с помощью следующих достаточно простых, однако вместе с тем всеобъемлющих выводов: 1. Все возможности в нашей жизни определяются субмодальностями нашего внутреннего опыта. 2. Мы имеем полный контроль над субмодальностями. 3. Следовательно, мы можем добиться всего, чего мы хотим добиться. В девяностые годы Бэндлер начал создавать нечто, получившее название «Инженерное Проектирование Человека» («Design Human Engineering»). Важная роль в этом методе отводилась четкому согласованию между внутренними ощущениями и измеримым внешним миром. Конец восьмидесятых годов ознаменовался успехами Тони Роббинса (которому при помощи НЛП удалось освободиться от всех форм застенчивости). Понятие «экология» является в его интерпретации НЛП — которое он называл Нейро-Ассоциативным Состоянием (НАС) (Neuro Associatieve Conditio- nering) — достаточно отстраненным. Он сочетает изучение НЛП с хождением по огню (хождение по раскаленным углям) и увлекает за собой огромное количество людей в Америке классическим обещанием богатства, счастья и власти. Роббинс берет на вооружение ограниченную версию НЛП и использует ее таким образом, что все это наводит на мысли о театральном гипнозе. Коммерческий успех подобной интерпретации НЛП связан с характером средств массовой информации в нашем обществе. Журналисты стремятся «набрать очки». Если кто-нибудь начинает кричать с крыши о том, что он может каждого сделать миллионером, или что он может излечить от рака, он моментально попадает на страницы газет и журналов. Когда же Роббинс заявил, что может увеличить на десять процентов шансы на выживание пациентов, больных раком, при условии, что этому будут способствовать обстоятельства, ни одна из газет не обратила на это никакого внимания. Благодаря тому, что средства массовой информации с удовольствием публикуют любые крайние точки зрения, НЛП также не обошли стороной догматизм и надувательство. Из нашей формулировки должно быть ясно, что мы не приветствуем подобные тенденции. Однако в то же время следует признать, что Роббинсу удалось сделать доступными принципы НЛП и донести их до больших групп людей, которые прежде не проявляли никакого интереса к НЛП. Возможно, им была предложена сильно упрощенная форма НЛП, но, по крайней мере, они получили возможность ею воспользоваться. Кроме того, позже Роббинс разработал рабочую форму «применения НЛП к себе» (наряду с уже существующей формой «воздействия посредством НЛП на клиента»), и это было весьма полезное дополнение. Таким образом, наши возражения против данного течения в НЛП — это, прежде всего, осуждение пропагандируемых примитивных капиталистических ценностей, упрощения и догматизма, а не критика собственно содержания, которое при внимательном рассмотрении, по крайней мере частично, несомненно является НЛП.
Гриндер, воодушевленный работой Карлоса Кастанеды, в восьмидесятые годы сконцентрировал свои усилия на исследовании предпосылок гениальности, ведущая роль при этом отводилась техникам для «остановки мира» (описанного как явление Кастанедой). «Остановка мира» означает, прежде всего, прекращение нашего внутреннего диалога и концентрацию на нашем чувственном восприятии. Кроме того, в восьмидесятые годы Гриндер, который считал, что НЛП стало излишне усложненным и тем самым утратило свою сущность, занимался созданием так называемого Нового Кода НЛП, следующей версии НЛП. Центральное место в Новом Коде отводилось накоплению («фильтрации») опыта и множественному описанию действительности. Новые опыты использовались для того, чтобы заменить существующие проблематичные опыты важными моментами выбора («choice-points»). Бессознательное играет ведущую роль в работе Гриндера. Как Гриндер, так и Дилтс, начиная с семидесятых годов, упорно работают над системными аспектами опыта человека. Один человек является частью большого целого, которое предопределяет то, как он думает, чувствует и действует. Поскольку наличие данного аспекта в концептуальной основе НЛП теоретически уже неоднократно подтверждалось (прежде всего Бейтсоном), центральной фигурой при практическом применении НЛП чаще остается все же индивидуум. Дилтс подчеркивал в этой связи роль других важных аспектов, например, при возникновении убеждений, а Гриндер особо выделял в этой связи роль культуры.
Однако новая система Гриндера (Новый Код), подобно новой системе Бандлера (Инженерное Проектирование Человека), не достигла тех высот, которые стали доступны НЛП, названному его первым духовным детищем. В этом смысле приходит на ум история группы «Битлз», которая уже больше никогда не смогла достичь прежней популярности — и, возможно, прежней многогранности - после того, как каждый ее участник пошел своим путем. НЛП довольно быстро переместилось из Америки в Нидерланды. Институт Эклектической Психологии (ИЭП) организовал в 1982 году первый в пашей стране семинар по НЛП, а в 1983 году — полный курс обучения НЛП. С тех пор НЛП развивалось в Нидерландах практически такими же темпами, что и в Соединенных Штатах, прежде всего благодаря многократным рабочим визитам Роберта Дилтса, который первое время много работал для ИЭП. Начиная с восьмидесятых годов, свой вклад в развитие НЛП в Нидерландах внесли также нидерландские приверженцы НЛП (NLP-ers[1]). Интерпретации НЛП, такие как «Внутренне-внешняя-модель» («Binnen-buiten-model») (Meijer 1990), «Капсулы НЛП» («NLP-capsule») (Hollander 1994) и «Социальная панорама» («Sociale panorama») (Derks 1995) стали продуктом нидерландской почвы, равно как и определенные структурированные техники моделирования.
В девяностые годы границы области применения НЛП сместились в направлении духовности. Этому во многом способствовали веяния времени в Соединенных Штатах. Роберт Дилтс (1991) применил концепцию логических уровней Бейтсона к процессу обучения и коммуникации. При этом он называл «духовность» уровнем, расположенным над убеждением и идентичностью (в Приложении А, «Наглядные модели», эта тема освещается более подробно). Коннира Андреас (1994) открыл «трансформацию глубинного ядра личности» — метод, призванный помочь в решении повседневных проблем с помощью «сердцевинных состояний» («core states»). Именно в Нидерландах было положено начало развития прагмагии, образованной посредством моделирования ритуалов вхождения в состояние транса из Бразильских народных религий Умбанда и Кандомбле.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |