Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обзорная модель 1: Русская матрешка




РУССКАЯ МАТЕШКА

Если мы взглянем на историю НЛП, то увидим, что никогда не суще­ствовало его всеобъемлющей теории. Можно перечислить гипотезы и прин­ципы, на основе которых развивалось НЛП, но при этом не существует никакой наглядной теории с основными и вспомогательными тезисами и статистически исследованными процедурами. Впрочем, для Бэндлера и Гриндера это не явля­лось проблемой. Их собственные мысли — послужившие источником возник­новения НЛП — сформировали в достаточной степени организованную основу. Однако у последующих поколений приверженцев НЛП возникла потребность в существовании единой модели. По мере увеличения числа предпочтений и тех­ник, эта потребность возрастала и становилась насущно необходимой. Предпри­нимались попытки обнаружения плана, с помощью которого можно было бы ориентироваться; карты, с помощью которой можно было бы уверенно чувство­вать себя в море техник и предпочтений. Но НЛП не было бы НЛП, если бы не возникла одна единственная общепризнанная обзорная модель, получившая название «Русская матрешка». В приложении А приводится описание еще не­скольких других обзорных моделей. Мы не утверждаем, что специалист по НЛП постоянно должен действовать в соответствии с этими моделями. Мы рассказываем о них для того, чтобы помочь читателю/пользователю лучше уз­нать НЛП и его возможностях.

Шесть обзорных моделей:

1. Русская матрешка.

2. Набор концепций.

3. Модель изменения.

4. Схема потока взаимодействия.

5. Модель из кирпичиков.

6. Рабочее пространство НЛП.

 

Название этой обзорной модели произошло от известной русской деревянной куклы. Ты открываешь ее, и внутри нее оказывается точно такая же кукла, но поменьше, а внутри нее еще одна и т. д. Русская матрешка - подобно пяти другим обзорным моделям - исходит из перспективы, имеющейся у специалиста, работающего с НЛП. Она представляет собой набор рамок заключающих в себе друг друга в определенном порядке: Что представляет собой самая большая и важная рамка, с которой мы начинаем работу? Что представляет собой следующая по степени важности рамка, находящаяся внутри первой? и т. д.

Существуют несколько способов использования модели Русская матрешка. Во-первых, Русская матрешка представляет собой иерархию критериев указывающих на то, что имеет приоритет при использовании и изучении НЛП. Во-вторых, она может служить своеобразным ориентиром при работе с клиентом: «Чем я занят в настоящий момент?» И в-третьих, она является так называемой моделью разрешения проблем (trouble-shooting-model). Если я зашел в тупик, я могу попытаться найти решение на самом нижнем уровне и оттуда продвигаться наверх. Чем ближе к внешнему краю расположена проблема, тем она важнее, но при этом, вероятно, тем больше энергии потребует­ся для того, чтобы ее разрешить.

 

Русская матрешка включает в себя следующие шесть отделений (начиная с внешнего и заканчивая внутренним):

1. Пресуппозиции

Самая всеобъемлющая рамка, с которой начинается работа, заключает в себе пресуппозиции и рабочие убеждения НЛП (см. главу 2, «Определения НЛП»). Работа с учетом существующих пресуппозиций является весьма су­щественным моментом. Пресуппозиции можно рассматривать в качестве внешнего отделения в модели. Можно утверждать, что работа со всеми ниж­ними (или внутренними) уровнями будет сопровождаться проблемами, если специалист по НЛП не будет исходить из пресуппозиций НЛП. И наоборот, любая работа на нижних уровнях будет протекать легче, быстрее и более ос­новательно в том случае, если будут учитываться пресуппозиции. Таким обра­зом, пресуппозиции НЛП занимают самое верхнее место в иерархии критери­ев и поэтому являются внешним отделением.

2. Рамка отношений

Под словом «рамка» в данном случае подразумевается: контекст, в рамках которого осуществляется работа по изменению. Что такое соглашение? Что представляют собой имплицитные ожидания друг от друга? К чему стремятся вместе специалист по НЛП и клиент? Какова цель, и как устанавливается связь? Чьи цели занимают центральное место? И кто это определил? В каче­стве примера, фраза: «Мой отец отправил меня к тебе для того, чтобы ты по­казал мне, что он прав» является совершенно иной рамкой, по сравнению с фразой: «Я очень хочу изучить математику, но мне это не удается, поэтому мне бы хотелось, чтобы ты мне помог».

3. Раппорт

Рамки пресуппозиций и отношений заключают в себе рамку раппорта. Такое положение раппорта в модели указывает на то, что после пресуппозиций и отношений раппорт имеет в ней наивысший приоритет. Тот факт, что одна из рамок заключает в себе раппорт, свидетельствует о том, что эта рамка навер­няка будет оказывать влияние на раппорт. К примеру, специалист по НЛП может отлично настроиться на физиологию клиента, однако если при этом он будет делать такие вещи, которые выходят за рамки соглашения и действуют (на клиента) раздражающе, либо будет систематически подавлять цели клиен­та своими собственными, раппорт может быть окончательно потерян. И на­оборот, четкая рамка будет способствовать созданию хорошего раппорта. То, что рамка раппорта заключает в себе информационную рамку, свидетельствует о том, что качество информации будет более низким, если не будет создан хороший раппорт.

4. Информация

Следующий уровень — информационный. Под информацией подразумева­ются сведения относительно нынешнего состояния, целях, препятствиях и вспомогательных источниках. Подобная информация имеет более высокий приоритет по сравнению с техниками, которые используются на основе этой информации; если информации недостаточно, всегда велика вероятность того, что будет избрана ошибочная техника, либо верная техника будет сопровождаться неверной целью или использоваться на неверном уровне. Впрочем, между техникой и информацией существует тесная взаимосвязь. На основе имеющейся информации выбирается соответствующая техника. Однако то, как протекает работа с техникой, предоставляет, в свою очередь, новую важную информацию. Это происходит, например, в том случае, когда в процессе работы с техникой выявляются части, оказывающие сопротивле­ние изменениям.

5.Техника

Следующий уровень, занимающий следующую рамку, представляет собой уровень техник. С его помощью осуществляются такие процессы, как измене­ние личностной истории (Change Personal History), шестишаговый рефрейминг, а также перенос субмодальностей. Следовательно, в данной модели тех­ника имеет относительно низкий приоритет. Однако это вовсе не означает, что работа с техникой не должна быть добросовестной и тщательной. Хотя более высокий уровень и считается более важным, чем тот, который распола­гается ниже, к каждой рамке предъявляются вполне определенные требова­ния. Да, гораздо важнее собрать максимально достоверную информацию, не­жели просто очень тщательно работать с техникой. Однако если уровень ис­полнения техники настолько низок, что она вообще не работает, даже несмотря на то, что выполняются все второстепенные условия на более высо­ких уровнях, в конечном итоге это может негативно отразиться и на более высоких уровнях

6.Предпочтения и навыки

Предпочтения и навыки рассматриваются в модели Русская матрешка в каче­стве основания, на котором располагаются все остальные рамки. Для каждой рамки представляют важность определенные предпочтения и навыки. К при­меру, в рамке пресуппозиций находится пресуппозиция о том, что любое по­ведение имеет положительное намерение. Данная пресуппозиция может при­менять лишь тот, кто способен отделить поведение и намерение друг от друга. В рамке раппорта особую важность представляет так называемый навык на­стройки - возможность согласовывать свои собственные невербальные реак­ции с невербальными реакциями клиента. Чтобы делать это успешно, я должен, по сути, научиться различать невербальные реакции, а также приобрести навыки по изменению своих собственных невербальных реакций. В данной мо­дели предпочтения и навыки представлены единой рамкой, так как предпочте­ния рассматриваются в качестве когнитивных навыков, иначе говоря, в качестве способности подмечать и характеризовать определенные различия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.