Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шесть рамок, в пределах которых осуществляется




ЦЕЛИ

ОТ ПОДСТРОЙКИ К ВЕДЕНИЮ

БАЛАНС МЕЖДУ ПОДСТРОЙКОЙ И ВЕДЕНИЕМ

 

Так как чаще происходит так, что люди склонны следовать в меньшей степе­ни, чем вести — по крайней мере, так происходит с группами людей, обучаю­щихся на семинарах по НЛП — и так как последовательность этих процессов всегда неизменна: сначала подстраиваемся и только потом ведем, особое зна­чение придается в НЛП подстройке, построению раппорта, следованию. При этом необходимо заметить, что подстройка и раппорт сами по себе не являют­ся целью. Вы подстраиваетесь для того, чтобы в конечном итоге получить возможность вести человека. По крайней мере, вести так же важно, как сле­довать. Какой смысл в том, чтобы создавать раппорт, если он никуда не ведет? Согласитесь, если вы плохо умеете что-то делать, то гораздо лучше в этом случае будет следовать, чем вести. Если вы будете вести слишком силь­но или быстро, раппорт в этом случае будет весьма незначительным. В этом случае другой человек не сможет воспринять ваши идеи и не поддастся ва­шему внушению, так что изменится он тоже очень незначительно. Однако и слишком усиленное следование также не способствует достижению хорошего результата. Другой человек, возможно, будет даже слишком сильно хотеть следовать за вами, однако вы не сможете его никуда повести.

 

Подстройка и ведение могут в определенной степени проявляться не только в подстраивании, но и в других формах поведения. Ниже мы приводим в качестве иллюстрации десять различных вариантов поведе­ния, которые постепенно перемещаются от подстройки к ведению во все более сильной степени.

1. Внимательно слушаю

Пример: Киваю головой и произношу «Хм, хм».

 

2.Резюмирую

Пример: «Если я правильно тебя понял, ты говоришь...».

 

3.Выясняю

Пример: «И что же тогда сделал твой брат?».

 

4.Задаю наводящий вопрос

Пример: «Ты не хочешь подумать о том, что тебе может понадобиться?».

 

5.Даю альтернативные интерпретации

Пример: «Страдание — твой ангел-хранитель!».

 

6.Даю открытые инструкции

Пример: «Может быть, ты почувствуешь, насколько велика эта сила».

 

7.Даю скрытые инструкции

Пример: «Посмотри-ка на тигра».

 

8.Бросаю вызов

Пример: «И что, если все постоянно будут тебя любить?».

 

9.Возражаю

Пример: «Ты говоришь, что хочешь этого, но смотришь при этом так, что я тебе не верю».

 

10.Провоцирую

Пример: «Ты приехал их Хронингена, а жители Хронингена, согласись, никогда не проявляют свои эмоции».

Про Джона Гриндера ходит одна история, которая произошла с ним в то время, когда он будучи студентом изучал в Африке язык племени Масаи. Когда он впервые пришел в деревню этого племени, то оставил свой спаль­ный мешок на ее окраине и стал предпринимать попытки установить контакт. В конце концов, его приютило одно семейство племени Масаи. Он провел месяцы в этом племени, и в определенный момент его «приемный отец» пре­доставил ему возможность стать признанным воином племени Масаи. Гриндер принял это предложение и вместе с некоторыми другими юношами пле­мени Масаи был подвергнут серии ритуальных обрядов и испытаний. Одним из таких испытаний стало путешествие в джунгли. Пунктом назначения была деревня одного дружественного племени, путь в которую пролегал через глухой девственный лес, причем дорога занимала несколько дней. Гриндеру не удалось выдержать это испытание. Уже через несколько часов пути он безна­дежно сбился с пути. Несколько раз он пытался начать все заново, но все время с одним и тем же результатом. В конце концов, был позван один чело­век, очень опытный в путешествиях по джунглям, и его попросили дать Гриндеру несколько уроков. Он взял Гриндера с собой в непроходимый лес, начинающийся неподалеку от деревни. «Для начала, — сказал он, — вскараб­кайся на самое высокое дерево, которое только сможешь найти. Когда ока­жешься на вершине дерева, внимательно осмотрись и определи нужное на­правление. После этого отыщи другую высокую точку, дерево или вершину холма, путь до которой займет примерно один день. Эту точку ты должен за­печатлеть в своей памяти, это будет твой ориентир. А затем ты просто пой­дешь по тропе. Если ты собьешься с пути, снова забирайся на самое высокое дерево и смотри, где находится твой ориентир. Тогда ты опять узнаешь, в ка­кую сторону тебе идти». Таким образом Гриндер научился спокойно передви­гаться в джунглях, отыскивать удобные обходные пути и хорошо ориентиро­ваться на незнакомой местности. Когда он заканчивал дневной переход, то забирался на свой ориентир, смотрел назад — туда, откуда пришел в этот день — и мысленно проводил линию до следующей высокой точки, расположенной на расстоянии одного дня пути...

Без цели не существует целенаправленной коммуникации. Профессиональ­ная коммуникация является целенаправленной по определению. Профессионал является профессионалом, потому что он может чего-нибудь достичь. Поэто­му цели так важны в НЛП. В данной главе мы постараемся дать ответ на следующий вопрос: Что такое целенаправленное действие? Логический во­прос, который при этом возникает: Кто определяет ту цель, которая делает целенаправленную коммуникацию целенаправленной? На него есть вполне определенный ответ: Цель определяет клиент. Для терапии это — до опреде­ленного предела — вполне подходит. Клиент говорит, что его беспокоит, и что он при этом хочет изменить. Хотя, по словам Милтона X. Эриксона: «Клиент знает, чего он хочет, но зачастую он не знает, что ему действительно необхо­димо». Впрочем, НЛП используется не только в целях терапии, и в других контекстах работы клиент не определяет цель автоматически. Давайте попро­буем схематично изобразить те сферы, в которых используется НЛП, и ука­зать тех, кто при этом определяет цель. По большому счету, мы можем выде­лить шесть различных рабочих рамок:

 

1. Терапия и индивидуальное консультирование.

2. Консультирование организации и «создание команды» («teambuilding»)-

3. Индивидуальное саморазвитие.

4. Руководство и инструктаж.

5. Тренинг на предприятии и культурное изменение.

6. Менеджмент и продажи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.