Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Осуществление шагов




ШАГИ

 

1. Констатирование нехватки ресурсов.

2. Идентификация недостающих ресурсов.

3. Получение доступа к другим частям памяти.

4. Выявление пригодных к использованию ресурсов.

5. Активация ресурсов.

6. «Пересылка» ресурсов.

7. Подтверждение получения.

8. «Получение» ресурсов.

9. Тестирование ресурсов.

10. Консолидация ресурсов.

11. Интеграция ресурсов в другие мыслительные программы.

12. Тестирование конечного результата.

 

 

1.Констатирование нехватки ресурсов

Если НЛ-программист воспринимает проблему как проявление нехватки ре­сурсов, перед ним открываются весьма неплохие перспективы для плодотвор­ной работы. Если еще и присовокупить к этому его убеждение в том, что дан­ная нехватка имеет место исключительно в пределах определенной части че­ловека, то шансы на успешный исход терапевтического воздействия еще больше повысятся.

Внутренние конфликты также могут рассматриваться как следствие не­хватки ресурсов в тех частях человека, которые имеют непосредственное от­ношение к конфликту (см. главу 24, «Диагностика»). Если в процессе работы с частями происходит обмен ресурсами, зачастую это способствует устране­нию их нехватки. Когда мы используем метод шестишагового рефрейминга, в этом случае осуществляется наполнение ресурсами, имеющимися в созида­тельных частях человека, тех частей, в которых нехватка ресурсов приводит к возникновению проблем.

2. Идентификация недостающих ресурсов

Вопрос «Каких именно ресурсов здесь не хватает?» приобрел колоссальное значение во многих терапевтических методах. Если чья-то цель отвечает тре­бованиям, предъявляемым к ее форме, мы можем исходить из того, что дан­ная цель является также «реальной для человека»: это означает, что сущест­вуют (либо могут существовать) люди, у которых нет этой проблемы в анало­гичной ситуации. При идентификации недостающих ресурсов могут использоваться следующие вспомогательные вопросы: «Как это делают другие люди (части)? Что у них есть, что они могут сделать, что они делают, чего нет, что не могут сделать или что не делают эти проблемные части?».

В конце главы 8 («Ресурсы») приводится несколько способов осущест­вления идентификации недостающих ресурсов. К примеру, посредством визуально-кинестетической диссоциации (см. главу 11) может быть получен ответ на вопрос: «Что тебе необходимо?» Кроме того, используя пример другого человека, можно выявить то, что может сделать этот человек из того, че­го не может сделать клиент. Идентификацию недостающих ресурсов можно считать законченной, когда найдено определение (слово, образ, символ) для отсутствующего ресурса. Например: «То, что мне необходимо, это «мужество».

3. Получение доступа к другим частям памяти

«Где ты найдешь мужество?» — с помощью такого вопроса НЛ-программист может побудить своего клиента к поиску. При этом очень важно, чтобы кли­ент осуществлял поиск в других контекстах, отличных от контекстов пробле­мы; в этом случае он выйдет непосредственно на те «ящики», в которых мо­гут находиться ресурсы.

Чаще всего подобные инструкции поиска сами по себе способствуют из­менению состояния сознания. Клиент концентрирует свое внимание на своем внутреннем состоянии, и при этом происходит снятие напряжения. Расслаб­ленное состояние улучшает способности памяти по разрешению проблем, вследствие чего возрастают шансы нахождения ресурсов. Использование гип­нотических индукций преследует ту же самую цель: расслабляющий транс обеспечивает доступ к воспоминаниям, использовать которые гораздо легче, находясь в спокойном состоянии.

4. Выявление пригодных к использованию ресурсов

Поиск в своей памяти представляет собой поиск подобных субмодальностей (см. главу 15, «Субмодальности»). Выявление ресурсов осуществляется при помощи субмодальностей. Если кому-то требуется «мужество», он будет вести поиски, исходя из своих представлений о «мужестве». То, как строится по­добное представление, в том, что касается субмодальностей, будет при этом определять, что именно может быть найдено. Проще говоря, при слове «мужество» у каждого из нас возникает определенное внутреннее представле­ние. В процессе поиска ресурсов мы будем искать воспоминания, связанные с подобным опытом, исходя из этого представления. Таким образом, характер данного представления будет определять то, что мы можем обнаружить. Лю­бое изменение в представлении о «мужестве» будет приводить к изменению в поведении поиска, вследствие чего могут быть найдены иные ресурсы.

Мы считаем ресурс найденным (идентифицированным), если человек мо­жет вспомнить конкретную ситуацию, в которой он применил найденный ре­сурс. В случае с «мужеством» речь может идти о ситуации, в которой человек почувствовал «мужество». Наряду с этим в качестве ресурса может также вы­ступить «реальное» историческое воспоминание о наличии найденного ресурса, а также любая конструкция либо фантазия, при условии, что они будут обладать соответствующими качествами.

5.Активация ресурсов

Как только ресурс считается найденным, встает вопрос о его интенсификации. При этом мы помогаем клиенту ощутить воспоминание всеми органами чувств. Внушения типа: «Постарайся почувствовать дыхание, которое соответ­ствует понятию «мужество», и ощутить силу в своих мышцах», могут способ­ствовать усилению кинестетического аспекта воспоминания. Наряду с тем можно использовать внушения, усиливающие субмодальность: «Сделай цвета более теплыми, а образы более крупными, более широкими, более светлы­ми...». Тем самым происходит увеличение интенсивности.

6.«Пересылка» ресурсов

Теперь, когда ресурс прочувствован, можно осуществлять его «пересылку» в «проблемную часть». Интересный вопрос: «Что в данный момент происходит в головном мозге?» Определенно, в нем идет формирование новых ассоциа­ций между той частью человека, которая располагает ресурсом, и той его ча­стью, которая в нем нуждается.

Поддержать «пересылку» ресурсов можно с помощью всевозможных так называемых «метафор пересылки»: «Попробуй отправить их в «проблемную часть» посредством внутренней телефонной линии». Эффективными являются также метафоры, предполагающие перетекание и переливание ресурса в проблемную часть. В некоторых случаях могут также использоваться метафоры с оттенком агрессии: «Помести заряд мужества в пушку своего ресурса и выстрели гигантским зарядом мужества по этой проблемной части». Многие клиенты придумывают также свои собственные метафоры.

7.Подтверждение получения

Когда клиент создал визуальное представление проблемной части, что удается сделать практически всегда, он может визуально проследить получение ресур­са. То, как он это увидит, зависит от способа, которым клиент символизирует проблемную часть в своем воображении. «Ты можешь видеть, как появился ресурс?» — этот вопрос чаще всего задается в подобной ситуации.

8.Получение ресурсов

Чтобы убедиться в том, что ресурс получен, клиент может попробовать иден­тифицировать себя с проблемной частью и проверить, прочувствован ли ре­сурс после его пересылки. Эти действия также представляют собой метафори­ческий, символический ритуал. Теперь можно говорить о том, что клиент рас­полагает ресурсом в контексте проблемы.

Если мы заякорили проблемную часть в пространстве (см. главу 10, «Якоря») — с помощью стула либо пятна на полу — это может способство­вать тому, что на этом месте клиент еще раз почувствует, что ресурс был пе­реслан, но на этот раз с позиции полученной части (проблемной части).

9.Тестирование ресурсов

Когда ресурс получен, можно проверить, насколько удовлетворительно он функционирует. Для этого HJI-программист побуждает клиента представить себе контекст проблемы и прочувствовать, что он теперь ощущает, что думает и как действует.

10.Консолидация ресурсов

Хорошим способом консолидации ресурсов является их вплетение в чью-то историю, как это происходит в «изменении личностной истории» Change Personal History (см. главу 17); жизненный путь в данном случае является весьма практической формой работы. При этом необходимо выполнить следующее:

1. Отыщите несколько прежних ситуаций, в которых был бы очень необ­ходим ресурс.

2. Введите ресурс во все эти ситуации.

3. Позвольте клиенту перед каждой последующей ситуацией вспоминать об использовании данного ресурса во всех предшествующих ситуациях.

А теперь продемонстрируем это на практическом примере — представим себе, что кому-то необходимо «мужество». На его жизненном пути у него бы­ло шесть ситуаций, в которых ему недоставало этого «мужества». От него нынешнего, который имеет представление о том, что такое «мужество», он молодой получает это «мужество» в первой из прежних ситуаций, в которой ему недоставало «мужества». Следовательно, он нынешний дает самому себе значительную долю мужества. Если все прошло успешно, клиент переходит к следующей ситуации на своем жизненном пути, в которой ему также недоста­вало мужества. Прежде чем войти в эту ситуацию, он вспоминает о том, как получил и использовал мужество в предыдущей ситуации. Извлечение из па­мяти этих воспоминаний обеспечивает консолидацию. После того как были обнаружены и проработаны все шесть ситуаций жизненного пути, необходимо пять раз заново вспомнить первую ситуацию, четыре раза вторую ситуацию, три раза третью и т. д.

11.Интеграция ресурсов в другие мыслительные программы

Тестирование экологии можно рассматривать как выявление мыслительных программ, которые вступают в конфликт с вновь приобретенными программа­ми. Целью при этом является помощь в преждевременном разрешении данных конфликтов. Любой экологический конфликт мы представляем в виде части, которая отныне имеет позитивное намерение. Как только устранены все кон­фликта, перенесенный ресурс временно рассматривается как экологический.

12.Тестирование конечного результата

Любой подход, который клиент привносит в ситуацию, где проблемная часть до осуществления интервенции зашла в тупик, может быть использован в ка­честве теста. Активизируя проблемную часть методом поиска «проблема — стимулы» («triggers»), можно проследить за тем, как изменилась реакция. Со­мнение чаще всего означает, что необходимо еще больше ресурсов. Однако часто их поиск должен происходить на ином логическом уровне.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.